Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:05, дипломная работа
Цель исследования – поиск методики направленной на повышение специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе в предсоревновательном периоде.
Задачи исследования:
1. изучить научной и научно-методической литературы по теме исследования;
2. оценить уровень специальной тренированности юных баскетболистов в эксперименте;
3. разработать и апробировать специальную методику в предсоревновательного периода для юных баскетболистов;
4. выявить эффективность предложенного методического подхода и разработка практических рекомендаций.
Введение
Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол
2.1 Основные стороны спортивной тренировки
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
- Игровой метод воспитания
– Метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена [26, с. 212].
Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота [21, с.75]. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег [30, с. 64].
Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).
Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:
Упражнения преимущественного скоростного характера.
Упражнения преимущественного силового характера.
Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе [23, с. 44].
Сила и высота прыжка во многом
зависит от силы и мощности икроножной
мышцы, голеностопного и коленного
суставов. Развивая прыгучесть, следует,
прежде всего, укрепить голеностопный
сустав, сделать его сильным, эластичным,
способным противостоять
С начало необходимо разогреть массажем
мышцы голени. Затем приступить сгибанию
и разгибанию голеностопных суставов
двумя ногами одновременно. Потом
вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделать
упражнения левой и правой ногами
медленно по 100-150 раз (для удобства обопритесь
о стену или стул под углом
70-75 градусов). Полезно сгибать стопы
с амортизатором или с
При составлении нашей программы
для развития скоростно-силовых
качеств юных баскетболистов 12 – 13
лет было просмотрено и изучено
несколько программ различных авторов.
В каждой из этих программ можно
было увидеть положительные и
отрицательные моменты. Например, такие
авторы, как: Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров,
С.Ф. Евтушенко [16, с. 32] в большей степени
на тренировочных занятиях предлагают
использовать упражнения с отягощениями.
А в качестве отягощений они рекомендуют
штанги, гири, гантели и тому подобное.
В их программе присутствуют такие
упражнения, как приседания со штангой
на плечах и другое. В этом и есть
отрицательный компонент этой программы.
Для того чтобы на тренировках
по баскетболу использовать штанги, гири
для этого нужен специальный
зал, специальное оборудование. Также
требуется время на то, чтобы с
детьми посещать тренажерный зал, в
котором нужна повышенная техника
безопасности. Плюс у детей в этом
возрасте еще полностью не сформировалась
костная система, то есть в таких
упражнениях большая нагрузка идет
на позвоночник, следовательно, это
травмоопасно. Нам кажется, что упражнения
такого характера можно использовать
в практике лишь с 15 – 16 лет. Рассматривая
программу О.В. Жбанкова [30, с. 18], мы увидели
несколько упражнений негативно
влияющих на здоровье молодого баскетболиста.
Одно из них: прыжки с ноги на ногу. Это
задание требует от коленного
сустава больших напряжений. После
полета при приземлении на опорную
ногу практически вся нагрузка идет
на коленный сустав, а связочный
аппарат суставной сумки в 12 –
13 лет еще довольно слаб, поэтому
могут происходить микротравмы,
которые, в последствии, перейдут в
серьезную травму. Это отрицательный
момент программы. В этой программе
были описаны стандартные
Методы исследования:
Основными методами исследования являются:
1. Анализ
и изучение литературных
2. Контрольные испытания.
3. Метод педагогического наблюдения.
4. Метод математической обработки.
5. Сравнительный анализ.
Анализ
литературных источников позволил составить
представление о состоянии
Контрольные испытания. Целью контрольных испытаний являлось: определить уровень подготовленности юных баскетболисток на данном этапе, проанализировать динамику роста результатов.
Метод педагогического наблюдения. Задачей педагогического наблюдения являлось: изучить организацию проведения контрольных испытаний, которые проводились на баскетболистках.
Сравнительный анализ. Данный метод использовался при сравнении полученных результатов.
Метод математической обработки результатов. Данный метод применялся для обработки результатов, полученных в ходе тестирования.
Организация исследования:
Исследование проводилось с ноября по июнь 2010 года.
В эксперименте принимали участие учащиеся МОУ ДОД «СДЮСШОР №1» города Калуги, группа-2 ГНП. Исследования проводились на двух группах по 10 человек. Средний возраст занимающихся в обеих группах – средний школьный возраст. Группы имеют стаж занятий, в среднем 3 – 4 года обучения.
Исследование
заключалось в проведении контрольных
испытаний по определению уровня
технико-тактической
В данном исследовании применяются тесты позволяющие выявить уровень специальной тренированности у баскетболистов среднего школьного возраста.
Тесты:
Тест 1. Ведение мяча с изменением направления (“змейка”)
30 м (2х15 м).
По команде “На старт!” учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках.
По команде “Марш!” учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируя время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
Тест 2. Броски с точек.
Тест позволяет определить у баскетболистов точность попадания мяча в корзину с разного расстояния и под разным углом. Вокруг трехсекундной зоны (трапеции) с обеих сторон площадки расположены 4-е отметки для бросков. Первые две точки расположены на расстоянии 4-х метров по обе стороны от бокового края щита, перпендикулярно кольцу, две другие расположены на дальних от щита углах трапеции, в районе линии штрафных бросков. С каждой отметки выполняется по 5-ть бросков любым способом с места. Броски мяча в корзину выполняются в любой последовательности, с начала на одной стороне площадки, затем на другой. В общей сложности выполняется 40 бросков с точек. Учитывается количество попаданий мяча в корзину.
Тест 3. Ведение мяча, обводка пяти стоек бросок в движении с правой стороны правой рукой – подбор мяча – обводка штрафного круга левой рукой – бросок в движении левой рукой с левой стороны – подбор и ведение к противоположному кольцу – остановка и бросок с дистанции 3-4 метра от кольца (сек). За каждый промах к итоговому результату добавляется одна секунда.
Тест 4. Броски в корзину со средней дистанции. 1№ выполняет броски со средней дистанции, 2№ подбирает и отдает мяч 1№. Продолжительность бросков 60 сек.
Для выявления
эффективности применяемой нами
методики была использована математическая
обработка зависимых
В ходе проведённого исследований был получен экспериментальный материал, анализ которого позволил нам выявить динамику по изучаемым показателям.
Тест №1 Ведение мяча «змейкой»
Из приведённой
таблицы видно, что результат
после эксперимента намного превышает
результат до эксперимента. Лучший
показатель до эксперимента составляет
8.8 сек., в то время как после
эксперимента 6.8 сек. (Рис.1). Об этом же
свидетельствует и среднее
Таблица №2. Ведение мяча «змейкой» 30 м (2х15 м).
Экспериментальная группа
Ф.И.О. |
До эксперимента |
После эксперимента |
1.Веденяева Д. В. |
10 |
7,4 |
2. Корнева А. Ф. |
9,8 |
7,0 |
3. Шошина К. А. |
10,2 |
7,3 |
4. Жирнова Ю. М. |
8,8 |
6,8 |
5. Короткова М. В. |
9,4 |
6,8 |
6. Чистякова А. А. |
8,4 |
6,2 |
7. Доронина И. И. |
8,0 |
6,2 |
8. Гусеа А. Н. |
9,0 |
7,5 |
9. Осипова В. В. |
9,0 |
7,5 |
10. Шарова А. В. |
9.1 |
7,9 |
Для данного теста применялся метод математической статистики, при помощи которого достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.
Таблица 3.
Ведение мяча «змейкой» |
|
|
m |
t |
p |
Начало эксперимента |
9.17 |
0.3 |
0.1 |
3.6 ≤ 0,05 | |
Конец эксперимента |
7.06 |
0.5 |
0.16 |
Из таблицы 3 видно, что t = 3.6 при p ≤ 0,05. Это показывает, что различия в экспериментальной группе в начале и конце эксперимента считаются достоверными.
Что же касается
контрольной группы, то её результаты
менее скромны. Лучший результат
до и после эксперимента составляет
8.6 и 8.1 соответственно. Математическая
обработка показала также несущественные
отличия в среднем
Таблица 4.
Контрольная группа
Ф.И.О. |
До эксперимента |
После эксперимента |
1.Соболева В.Р. |
9,8 |
8,4 |
2. Медянцева П.Л. |
9,8 |
9,0 |
3. Фофанова А.А. |
10,1 |
9,7 |
4. Крамсаева В.М. |
10,8 |
10,3 |
5. Молотилена М.В. |
9,9 |
9,8 |
6. Оранина С.В. |
8,9 |
8,5 |
7. Рыжова Д.Л. |
8,0 |
8,2 |
8. Трунова А.А. |
8,6 |
8,1 |
9. Воронова Л.Д. |
9,3 |
8,5 |
10. Малышевская В.А. |
9,5 |
8,4 |