Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – поиск методики направленной на повышение специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе в предсоревновательном периоде.
Задачи исследования:
1. изучить научной и научно-методической литературы по теме исследования;
2. оценить уровень специальной тренированности юных баскетболистов в эксперименте;
3. разработать и апробировать специальную методику в предсоревновательного периода для юных баскетболистов;
4. выявить эффективность предложенного методического подхода и разработка практических рекомендаций.

Содержание работы

Введение
Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол
2.1 Основные стороны спортивной тренировки
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

тренировка.docx

— 123.67 Кб (Скачать файл)

- Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает  существенным недостатком – ограничена  дозировка нагрузки. То есть здесь  получается, что спортсмен больше  применяет это качество, чем его  воспитывает. Конечно, есть определенная  нагрузка и игрок ее получает, если он активно борется под  щитом, выпрыгивая вертикально  вверх за мячом, который отскочил  после выполненного броска по  кольцу противником. И если  баскетболист чаще выполняет  броски в прыжке, отталкиваясь  двумя ногами, либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена – насколько он активен в игре.

– Метод круговой тренировки, который  можно проводить по методу повторных  упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие  на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы  каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла  значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного  воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена [26, с. 212].

Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после  прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота [21, с.75]. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег [30, с. 64].

Также для развития скоростно-силовых  способностей используют упражнения с  преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним  отягощением (например, метание набивного  мяча).

Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два  типа:

Упражнения преимущественного  скоростного характера.

Упражнения преимущественного  силового характера.

Упражнения с отягощениями могут  быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых  способностей необходимо руководствоваться  методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера  отягощения нужно выполнять в  максимально возможном темпе [23, с. 44].

Сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного  суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный  сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно  утром уделять не мене 5 минут  укреплению ахиллового сухожилия и  голеностопных суставов. Рекомендуются  простые, но эффективные упражнения.

С начало необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставов двумя ногами одновременно. Потом  вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделать  упражнения левой и правой ногами медленно по 100-150 раз (для удобства обопритесь о стену или стул под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы  с амортизатором или с сопротивлением партнера. Хорошо использовать медицинболы  – катать стопами. Можно ходить и  прыгать на носках с отягощением  в руках или на плачах. Эффективным  для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной  или двух ногах. Для коленного  сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей  по 30-40 раз в обе стороны. Кроме  того, рекомендуется сгибание ног  в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой  – в приседе, полуприседе с  поворотом на каждый шаг. Укрепив  голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность  прыжковых упражнений [7, с. 66].

При составлении нашей программы  для развития скоростно-силовых  качеств юных баскетболистов 12 – 13 лет было просмотрено и изучено  несколько программ различных авторов. В каждой из этих программ можно  было увидеть положительные и  отрицательные моменты. Например, такие  авторы, как: Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко [16, с. 32] в большей степени  на тренировочных занятиях предлагают использовать упражнения с отягощениями. А в качестве отягощений они рекомендуют  штанги, гири, гантели и тому подобное. В их программе присутствуют такие  упражнения, как приседания со штангой  на плечах и другое. В этом и есть отрицательный компонент этой программы. Для того чтобы на тренировках  по баскетболу использовать штанги, гири для этого нужен специальный  зал, специальное оборудование. Также  требуется время на то, чтобы с  детьми посещать тренажерный зал, в  котором нужна повышенная техника  безопасности. Плюс у детей в этом возрасте еще полностью не сформировалась костная система, то есть в таких  упражнениях большая нагрузка идет на позвоночник, следовательно, это  травмоопасно. Нам кажется, что упражнения такого характера можно использовать в практике лишь с 15 – 16 лет. Рассматривая программу О.В. Жбанкова [30, с. 18], мы увидели  несколько упражнений негативно  влияющих на здоровье молодого баскетболиста. Одно из них: прыжки с ноги на ногу. Это  задание требует от коленного  сустава больших напряжений. После  полета при приземлении на опорную  ногу практически вся нагрузка идет на коленный сустав, а связочный  аппарат суставной сумки в 12 – 13 лет еще довольно слаб, поэтому  могут происходить микротравмы, которые, в последствии, перейдут в  серьезную травму. Это отрицательный  момент программы. В этой программе  были описаны стандартные упражнения, применяемые в тренировочном  процессе многими тренерами: прыжки через скамейку, прыжки на скакалке, прыжковые упражнения и так далее. Одно из эффективных упражнений у  Жбанкова является запрыгивание на опору. Это задание способствует развитию прыгучести, так как оно является соревновательным, то есть применяется в игре. Запрыгивание на опору позволяет усваивать “зависание” игрока в воздухе при выполнении бросков по кольцу. Это упражнение было включено нами в экспериментальную программу для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов. А.И. Пьязин [29, с. 45] предлагает использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которое позволяет развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола (что немало важно в баскетболе).

 

Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста

3.1 Организация  и методы исследования

 

Методы  исследования:

Основными методами исследования являются:

1. Анализ  и изучение литературных данных, анализ документальных материалов.

2. Контрольные  испытания.

3. Метод  педагогического наблюдения.

4. Метод  математической обработки.

5. Сравнительный  анализ.

Анализ  литературных источников позволил составить  представление о состоянии исследуемого вопроса, сообщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, тренеров.

Контрольные испытания. Целью контрольных испытаний  являлось: определить уровень подготовленности юных баскетболисток на данном этапе, проанализировать динамику роста результатов.

Метод педагогического  наблюдения. Задачей педагогического  наблюдения являлось: изучить организацию  проведения контрольных испытаний, которые проводились на баскетболистках.

Сравнительный анализ. Данный метод использовался  при сравнении полученных результатов.

Метод математической обработки результатов. Данный метод  применялся для обработки результатов, полученных в ходе тестирования.

Организация исследования:

Исследование  проводилось с ноября по июнь 2010 года.

В эксперименте принимали участие учащиеся МОУ  ДОД «СДЮСШОР №1» города Калуги, группа-2 ГНП. Исследования проводились  на двух группах по 10 человек. Средний  возраст занимающихся в обеих  группах – средний школьный возраст. Группы имеют стаж занятий, в среднем 3 – 4 года обучения.

Исследование  заключалось в проведении контрольных  испытаний по определению уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток учебно-тренировочной  группы. Исследование проводилось для  того, чтобы по результатам контрольных  испытаний определить динамику роста  показателей уровня технико-тактической  подготовленности баскетболисток в  предсоревновательный период.

В данном исследовании применяются тесты  позволяющие выявить уровень  специальной тренированности у  баскетболистов среднего школьного  возраста.

Тесты:

Тест 1. Ведение мяча с  изменением направления (“змейка”)

30 м (2х15 м).

По команде “На старт!”  учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом  в руках.

По команде “Марш!”  учащиеся начинают бег по восьмерке  с ведением мяча правой и левой  рукой, выполняя при этом обводку  ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируя время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.

Тест 2. Броски с точек.

Тест позволяет определить у баскетболистов точность попадания  мяча в корзину с разного расстояния и под разным углом. Вокруг трехсекундной  зоны (трапеции) с обеих сторон площадки расположены 4-е отметки для бросков. Первые две точки расположены  на расстоянии 4-х метров по обе стороны  от бокового края щита, перпендикулярно  кольцу, две другие расположены на дальних от щита углах трапеции, в районе линии штрафных бросков. С каждой отметки выполняется  по 5-ть бросков любым способом с  места. Броски мяча в корзину выполняются  в любой последовательности, с  начала на одной стороне площадки, затем на другой. В общей сложности  выполняется 40 бросков с точек. Учитывается  количество попаданий мяча в корзину.

Тест 3. Ведение  мяча, обводка пяти стоек бросок в движении с правой стороны правой рукой – подбор мяча – обводка  штрафного круга левой рукой  – бросок в движении левой рукой  с левой стороны – подбор и  ведение к противоположному кольцу – остановка и бросок с дистанции 3-4 метра от кольца (сек). За каждый промах к итоговому результату добавляется одна секунда.

Тест 4. Броски в корзину со средней дистанции. 1№ выполняет броски со средней  дистанции, 2№ подбирает и отдает мяч 1№. Продолжительность бросков 60 сек.

Для выявления  эффективности применяемой нами методики была использована математическая обработка зависимых результатов. Она включала в себя определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента.

3.2 Анализ  и интерпретация результатов  исследования

 

В ходе проведённого исследований был получен экспериментальный  материал, анализ которого позволил нам  выявить динамику по изучаемым показателям.

Тест  №1 Ведение мяча «змейкой»

Из приведённой  таблицы видно, что результат  после эксперимента намного превышает  результат до эксперимента. Лучший показатель до эксперимента составляет 8.8 сек., в то время как после  эксперимента 6.8 сек. (Рис.1). Об этом же свидетельствует и среднее арифметический показатель: до эксперимента он составляет 9.10%, после – 7,06% (Рис.2).

 

Таблица №2. Ведение мяча «змейкой» 30 м (2х15 м).

Экспериментальная группа 

Ф.И.О.

До эксперимента

После эксперимента

1.Веденяева Д. В.

10

7,4

2. Корнева А. Ф.

9,8

7,0

3. Шошина К. А.

10,2

7,3

4. Жирнова Ю. М.

8,8

6,8

5. Короткова М. В.

9,4

6,8

6. Чистякова А. А.

8,4

6,2

7. Доронина И. И.

8,0

6,2

8. Гусеа А. Н.

9,0

7,5

9. Осипова В. В.

9,0

7,5

10. Шарова А. В.

9.1

7,9


 

 

Для данного теста применялся метод математической статистики, при  помощи которого достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.

 

Таблица 3.

Ведение мяча «змейкой»

m

t

p

Начало эксперимента

9.17

0.3

0.1

 

3.6 ≤ 0,05

Конец эксперимента

7.06

0.5

0.16


 

 

Из таблицы 3 видно, что t = 3.6 при p ≤ 0,05. Это показывает, что различия в экспериментальной  группе в начале и конце эксперимента считаются достоверными.

Что же касается контрольной группы, то её результаты менее скромны. Лучший результат  до и после эксперимента составляет 8.6 и 8.1 соответственно. Математическая обработка показала также несущественные отличия в среднем арифметическом значении до и после эксперимента. Эти значения составляют 9,47 и 9.16 соответственно (Рис.3).

 

Таблица 4.

Контрольная группа

Ф.И.О.

До эксперимента

После эксперимента

1.Соболева В.Р.

9,8

8,4

2. Медянцева П.Л.

9,8

9,0

3. Фофанова А.А.

10,1

9,7

4. Крамсаева В.М.

10,8

10,3

5. Молотилена М.В.

9,9

9,8

6. Оранина С.В.

8,9

8,5

7. Рыжова Д.Л.

8,0

8,2

8. Трунова А.А.

8,6

8,1

9. Воронова Л.Д.

9,3

8,5

10. Малышевская В.А.

9,5

8,4

Информация о работе Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста