Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – поиск методики направленной на повышение специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе в предсоревновательном периоде.
Задачи исследования:
1. изучить научной и научно-методической литературы по теме исследования;
2. оценить уровень специальной тренированности юных баскетболистов в эксперименте;
3. разработать и апробировать специальную методику в предсоревновательного периода для юных баскетболистов;
4. выявить эффективность предложенного методического подхода и разработка практических рекомендаций.

Содержание работы

Введение
Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол
2.1 Основные стороны спортивной тренировки
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

тренировка.docx

— 123.67 Кб (Скачать файл)

Для передвижения по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приёмов он может правильно выбрать  место, оторваться от опекающего его  соперника и выйти в нужном направлении для последующей  атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений  для выполнения приёмов[23,с. 440].

Техника владением мячом  включает в себя следующие приёмы техники: ловлю, передачу, ведение и  броски мяча в кольцо.

Ловля – приём, с помощью  которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним  дальнейшие атакующие действия. Ловля  мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения  и бросков. Выбор определённого  способа ловли мяча и его разновидности  зависят от положения по отношению  к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полёта мяча [24, с. 166].

Передача мяча – приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для продолжения  атаки. Существует много различных  способов передачи мяча. Применяют  их в зависимости от той или  иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнёра, характера и способов противодействия  соперников.

Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку двигаться с  мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение позволяет уйти от опекающего защитника, выйти с мячом из-под  щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную атаку [16, с. 113].

Бросок мяча в корзину  – один из самых важнейших приёмов  баскетбола. Бросок как бы венчает  усилие баскетболистов, ведущих нападение. Точность броска мяча по корзине тотчас же сказывается не только на счёте  матча, но и на организации игры, на психическом состоянии команды.

Техника защиты включает в  себя технику передвижения, технику  овладения мячом и противодействия [24, с. 117].

Техника овладением мячом  и противодействия включает в  себя следующие приёмы техники: выбивание  и вырывание мяча, накрывание, перехват, взятие отскока.

Выбивание - один из наиболее часто используемых приёмов при  игре в защите, позволяющий с большой  эффективностью овладеть мячом. Выбивание  мяча в игре выполняют из рук соперника  или при ведении мяча.

Перехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его  ведении. Успешность перехвата во многом зависит от интуиции и быстроты реакции  защитника, а также от его умения правильно занимать позицию при  опеке соперника.

Накрывание мяча при броске – одно из наиболее эффективных  противодействий броску. Защитник своевременно выполняет высокий прыжок, вытянув  максимально вверх руку, накладывает  согнутую вперед кисть на мяч в  момент его выпуска нападающим. Отбивание  мяча при броске - также эффективное  противодействие броску. Контакт  кисти защитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего, но не достиг высшей точки своей  траектории.

Взятие отскока - неотъемлемый элемент игры в баскетбол. Овладение  мячом в борьбе за отскок значительно  повышает шансы команды на благоприятный  исход игрового противоборства с  соперником. [27, с. 131].

Тактика игры - это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения  спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства.

По направленности деятельности выделяют 2 раздела: тактику  нападения и защиты. По особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий: индивидуальные, групповые  и командные.

Индивидуальные  действия - это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной  тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия - это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры.

Каждая  из выделенных групп объединяет несколько  видов, способов и их вариантов, которые  определяются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых  действий и особенностями выполнения. В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбола среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока с мячом и без мяча. Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобождение от опеки защитника  и выход на удобную позицию  для получения мяча либо для овладения  отскоком мяча при неудачном броске партнера. Тактические действия игрока с мячом осуществляются при розыгрыше  мяча с целью создания хороших  условий для результативного  броска и при атаке корзины. В  качестве индивидуальных тактических  действий здесь служат технические  приемы игрока, владеющего мячом: разновидности  ловли, передач, ведения и бросков [27, с. 132].

Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях  двух или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке. Их успешность требует соответствующего начального взаиморасположения нападающих, взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности  и согласованности действий игроков, их полного взаимопонимания. Выделяют несколько разновидностей взаимодействий двух игроков: « передай мяч и  выходи», заслоны, «двойка», наведение  и пересечение.В основе тактических  взаимодействий трех игроков лежат  индивидуальные действия без мяча и  с мячом. Наибольшее распространение  имеют: « треугольник», « тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», сдвоенный заслон», «наведение на двух игроков» [29, с. 6].

Командные действия - строятся на взаимодействии всех игроков, и отражением их служит определенные системы игры в нападении. Выделяют три основных вида организации  командных действий: стремительное  нападение, позиционное нападение  и специальное нападение.

Сущность  стремительного нападения состоит  в быстром переходе команды от защитных действий к нападающим при  овладении мячом с целью завершить  атаку против неорганизованной или  еще слабо организованной защите соперников. Успешная реализация данного  вида построения игры в нападении  возможна при использовании двух систем командных действий: быстрого прорыва и раннего нападения [26, с. 39].

Позиционное нападение – рассчитано на создание «слабого звена» в защитных порядках соперников благодаря розыгрышу  наигранных комбинаций. Стремительное  нападение можно условно разделить  на три фазы. В начальной фазе игроки располагаются в зоне соперника  в соответствии с реализуемой  командой системой игры в нападении. Фаза развития атаки включает взаимодействия всех атакующих согласно разыгрываемой  комбинации. Для завершающей фазы характерно выполнение технико-тактических  действий с целью поражения корзины  соперника. Существуют две системы  позиционного нападения: через центрового и без центрового игрока.

Специальное нападение подразумевает использование  стремительного и позиционного нападения  с учетом особенностей построения игры в защите командой соперников, а  также предполагает рациональное построение атакующих действий в особых ситуациях, складывающихся в ходе игрового противоборства. Выделяют несколько разновидностей специального нападения: нападение против зонной системы защиты, нападение против личного и зонного прессинга, нападение в особых ситуациях (при розыгрыше спорного броска, при вбрасывании мяча, при игре в концовках периодов) [29, с. 44].

Тактические действия в защите.

Успешная  игра в защите во многом определяет итог спортивного соперничества  баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно  также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую  инициативу противников, разрушать  их привычные взаимосвязи и тем  самым диктовать свои условия  ведения борьбы. Для результативной, тактически грамотной1 игры в защите необходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических  физических и личностных качеств.

Индивидуальные  действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и  против нападающего, владеющего мячом.

Действия  защитника против нападающего без  мяча определяются решением двух основных задач:

1)не позволить  сопернику выгодно открыться  для получения мяча или для  взятия отскока;

2)быть  готовым оказать помощь партнеру  на опасном участке обороны.

Действия  защитника против нападающего, владеющего мячом, направлены на предотвращение результативных атакующих приемов, таких, как передача мяча, проход с дриблингом, бросок мяча.В  ситуации, когда соперник владеет  мячом, задача защитника усложняется, так как расширяется диапазон возможных действий нападающего  и от него исходит непосредственная угроза взятия корзины. При выборе оптимального контрприема следует оценить возможности нападающего: его позицию по отношению к корзине и к границам площадки, технический потенциал, предшествующие действия, расположение других соперников и своих партнеров [26, с. 43].

Тактические групповые действия в защите построены  на сочетании разновидностей тактических  индивидуальных действий. Они базируются на взаимодействии двух или трех игроков  и подчинены решению оборонительных задач команды.

Среди способов взаимодействия двух игроков при  игре в защите выделяют подстраховку, переключение и проскальзывание, а  также организацию группового отбора мяча и противодействие нападающим в численном меньшинстве.

Совместные  действия трех защитников направлены, главным образом, на нейтрализацию  соответствующих взаимодействий трех нападающих: «тройки», «малой восьмерки», « скрестного выхода», «сдвоенного  заслона», « наведения на двух игроков», а также на организацию « треугольника отскока» при борьбе за мяч на своем  щите и противодействия нападающим в численном меньшинстве.

Командные тактические действия - согласованные  действия всех игроков команды в  защите. Структурным компонентом  командных действий являются рациональные индивидуальные и групповые действия, объединенные единой тактической задачей. Пути решения этой задачи могут различаться. В связи с этим командные действия в защите подразделяются на три вида: концентрированная, рассредоточенная и смешанная.

Отличительной особенностью концентрированной защиты является ее направленность на предотвращение результативных атакующих действий вблизи корзины. В зависимости от принципа построения концентрированной  защиты команда может использовать личную и зонную систему игры.

Рассредоточенная  защита характеризуется активными  действиями защищающихся по всей площадке или на большей ее части с целью  срыва атаки соперников уже на ранней стадии развития. Этот вид защиты по сравнению с другими отличается значительной подвижностью и агрессивностью, он требует высокой функциональной подготовленности всех игроков обороны, продуманности, слаженности их действий. Рассредоточенная защита реализуется  через личный и зонный прессинг.

Смешанная защита построена на использовании  личной и зонной систем игры в обороне. Целесообразность смешанной защиты определяется наличием в рядах соперников ярких исполнителей, настоящих лидеров  своей команды. К этим игрокам  приставляют личных защитников, остальные  защитники играют по зонному принципу [29, с. 45].

Физическая  подготовка.

Современный баскетбол предъявляет  высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех  километров, делает свыше 150 ускорений  на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру.

Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических способностей и возможностей органов  и систем организма спортсмена, высокий  уровень развития которых обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной соревновательной деятельности.

Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей  и специальной физической подготовки [8, с. 44].

Общая физическая подготовка – процесс  разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма  спортсмена.

В число задач общей физической подготовки входит:

1.Укрепление здоровья;

2.Воспитание основных физических  качеств;

3.Повышение уровня обшей работоспособности;

4.Совершенствование жизненно важных  навыков и умений.

Специальная физическая подготовка –  процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.

Задачи по специальной физической подготовке следующие:

1.Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность соревновательной  деятельности;

2.Воспитание специальных физических  способностей 

3.Достижение спортивной формы  [7, с. 24].

Интегральная подготовка представляет собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности  и направленности педагогических воздействий, объединенных целевой установкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность.

Каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными  средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые  в тренировочных упражнениях, часто  не могут проявиться в соревновательных упражнениях [30, с. 224].

Информация о работе Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста