Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:05, дипломная работа
Цель исследования – поиск методики направленной на повышение специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе в предсоревновательном периоде.
Задачи исследования:
1. изучить научной и научно-методической литературы по теме исследования;
2. оценить уровень специальной тренированности юных баскетболистов в эксперименте;
3. разработать и апробировать специальную методику в предсоревновательного периода для юных баскетболистов;
4. выявить эффективность предложенного методического подхода и разработка практических рекомендаций.
Введение
Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол
2.1 Основные стороны спортивной тренировки
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Основные направления
1.сочетанное развитие базовых физических качеств;
2.комплексное
3.синтез технического и
4.сопряженное развитие
5.эффективное воспроизведение
компонентов двигательного и
интеллектуального потенциала
Направления интегральной подготовки
тесно связаны и
На втором уровне формируются взаимосвязи
более высокого порядка. При помощи
специально созданных комплексных
заданий игрового и соревновательного
характера, подвижных и подготовительных
игр занимающиеся становятся в условия,
требующие выполнения конкретных технико-физических
или технико-тактических
На высшем уровне интегральной подготовки применяются двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях [30, с. 225].
Психическая подготовка — это система
психолого-педагогических воздействий,
применяемых с целью
Специальная психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и так далее. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта [9, с. 129].
2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс.
Микроцикл – это малый
цикл тренировки, чаще всего с недельной
или около недельной
Различают пять типов микроциклов:
1.ординарные, где общая
подготовка преобладает над
2.ударный, где специальная подготовка превышает общую, а интенсивность превалирует над объёмом;
3.соревновательные, характеризующиеся
определенной
4.восстановительные (щадящая нагрузка, общая подготовка), используется всегда в конце мезоцикла;
5.модельные, где главная
задача – смоделировать (
Мезоцикл – это средний тренировочный цикл продолжительностью от двух до шести недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Типы мезоциклов:
1.втягивающий;
2.базовый обще-
3.базовый специально-
4.предсоревновательный;
5.основной (соревновательный);
6.восстановительно-
7.соревновательный [14, с. 418].
Макроцикл – это большой тренировочный цикл, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающей законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
В зависимости от вида спорта и класса спортсмена макроцикл бывает:
1. годичный
2. полугодичный
3. и менее.
Правильность построения макроцикла связана с закономерностями спортивной формы (состояния оптимальной готовности для достижения высоких спортивных результатов, достигаемое в определенных условиях в каждом большом цикле подготовки).
Фазы спортивной формы:
1. Приобретение (адаптация);
2. Удержание (стабилизация);
3. Временная потеря (спад).
На структуру макроцикла влияет две причины:
1.внешняя (календарь
2.внутренняя (физиология спортсмена, т.е. его резервные возможности) [27, с. 255].
Выстраивается с учетом трех стадий многолетней подготовки спортсменов:
1 Стадия базовой подготовки
(4-6 лет). Состоит из двух периодов:
первый период –
Начало специализированных нагрузок в учебно-тренировочном процессе, но не максимальных. В этот период наблюдается самый большой прирост результатов.
2 Стадия реализации
3 Стадия спортивного долголетия.
Она состоит из двух периодов:
Первый период – сохранение
достижений. Баскетбол, имеет большую
сохранность достижений относительно
других видов спорта, так как является
технико-тактическим видом
Второй период – поддержание общей тренированности. Постепенный, плавный уход из спорта, возвращение к спокойному, умеренному образу жизни [28, с. 56].
В спорте очень важен научный
подход, научная деятельность, то есть
применение достижений различных научных
дисциплин (психология, физиология, медицина
и т.д.) в этой области для получения
максимального результата [28, с. 221].
Также немаловажную роль для этого
имеет индивидуализированный
Большую роль играет и сам спортсмен, его желание в достижении максимального результата, его психологический фактор на фоне физической подготовленности, физических нагрузок, его потенциала в спорте. Тренер-преподаватель должен помочь спортсмену в этом, то есть не только в развитии физических качеств, но и психологических и др., важна их совместная деятельность на пути к совершенству [24, с. 312].
В поурочной учебной программе
для детско-юношеских
К примеру, можно посмотреть ноябрь
месяц: общая физическая – 7 ч., специальная
физическая – 9 ч., технико-тактическая
– 15 ч., интегральная – 7 ч., инструкторская
и судейская практика – 2 ч., контрольные
испытания – 2 ч. Каждая из этих подготовок
содержит в себе еще ряд компонентов.
В данный момент нас интересует специальная
физическая подготовка. Она может
содержать следующие разделы
– это: развитие скоростных, скоростно-силовых,
специальных качеств, развитие общей
выносливости и так далее. Потом
тренеры сами составляют рабочий
план-график, в котором отражены
все виды подготовки и расписано
по минутам время, уделенное каждому
виду специальной физической подготовки.
В среднем специальной
Таблица 1
Характеристика общей
Возраст |
Прыжок в длину с места, см | |||||
Учащиеся общеобразовательной Школы |
Учащиеся ДЮСШ | |||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 | |
12 лет |
160 |
175 |
195 |
196-201 |
205-211 |
212 |
13 лет |
170 |
185 |
200 |
200-209 |
210-219 |
220 |
Из таблицы 1 видно, что к учащимся в детско-юношеских спортивных школах предъявляют довольно высокие требования по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести). Значит, на тренировочных занятиях должно уделяться больше внимания развитию физических качеств по сравнению с уроком физкультуры.
Какими бы природными задатками человек не обладал, высокого уровня развития прыгучести можно достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основным методом, воспитания прыгучести, являются метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека [27, с. 98].
Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:
Интервалы отдыха должны быть с одной
стороны достаточно короткими, чтобы
возбудимость центральной нервной
системы не успевала существенно
снизиться, с другой стороны достаточно
длинными, чтобы более или менее
восстановиться. При применении повторного
метода тренирующее воздействие
на организм обеспечивается в период
утомления после каждого
- Интервальный метод. Этот