Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:30, реферат
Здоровье – это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г.Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций.
Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.
На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.
Отбирая игры, мы стремились не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.
ГЛАВА
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1.
Сравнительный анализ развития физических
качеств и физической подготовленности
учащихся опытных групп в начале исследования
Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по показателям физической подготовленности. Полученное распределение статистических характеристик позволяет делать вывод о нормальном распределении результатов по всем исследуемым показателям физической подготовленности.
Проведя более детальный анализ достоверности межгрупповых различий в представленных в табл.1 сочетаниях было выявлено, что по некоторым показателям физического состояния отмечались достоверно значимые различия.
Межгрупповые различия показателей физической подготовленности учащихся опытных групп
Показатели |
Сочетание межгрупповых различий | |||||
ЭГ1 |
ЭГ2 |
ЭГ1 |
КГ |
ЭГ2 |
КГ | |
t |
p |
t |
p |
t |
p | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
-0,80 |
>0,05 |
-0,48 |
>0,05 |
0,18 |
>0,05 |
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
-0,60 |
0,96 |
1,89 | |||
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
-0,23 |
-1,84 |
-1,58 | |||
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
-0,18 |
0,91 |
0,91 | |||
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
1,25 |
-0,94 |
-2,60 |
<0,02 | ||
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
0,47 |
-0,99 |
-1,31 |
>0,05 | ||
Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз) |
0,55 |
-0,45 |
-1,07 | |||
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
-0,02 |
0,78 |
0,96 |
Результаты межгрупповых различий в сочетании ЭГ-2:КГ показали, что достоверно значимые отличия наблюдались в силовых способностях (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) (t=-2,60, р<0,05), где превалировала КГ.
Следует отметить, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.
Прирост представленных показателей физической подготовленности состояния за время проведения основного исследования следует рассмотреть в отдельности с целью получения более полной информации о полученных результатах исследования. Физическая подготовленность учащихся опытных групп претерпевала определенные изменения в зависимости от используемых упражнений и методов воздействия в занятиях подвижными играми. На протяжении всего исследования, изменения изучаемых показателей у детей экспериментальных групп имели положительную динамику (табл.2, 3, 4 и рис.1).
Таблица 2
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-1
Показатели |
До исследования |
Достоверность различий (М1М2) |
После исследования | |||
M1 |
m |
t |
p |
M2 |
m | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
|
|
|
|
|
|
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
|
|
|
|
|
|
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
|
|
|
|
|
|
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
|
|
|
|
|
|
Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз) |
|
|
|
|
|
|
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
|
|
|
|
|
|
Представленные занятия подвижными играми оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей верхних конечностей у мальчиков всех опытных групп (ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ) (p<0,01-0,001). В контрольной группе данные изменения вызваны прежде всего широким использованием гимнастических упражнений на снарядах (в соответствии с проходимыми програмными требованиями на уроках физической культуры).
Полученные результаты за время основного исследования указывают на то, что достоверно значимый прирост наблюдался в экспериментальных группах (ЭГ-1 и ЭГ-2).
Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в длину с места в экспериментальных и контрольной группах был не достоверен (р>0,05). Это связано вероятнее всего с тем, что данный показатель у ребят уже до исследования имел очень высокий уровень для данного возраста. Поэтому увеличения все же наблюдались как в экспериментальных, так и в контрольной группе. Однако прирост за время исследования был более заметно выше в ЭГ-1 и ЭГ-2, нежели в КГ. Оценка дальности прыжка в длину с места позволила отнести результаты развития скоростно-силовых способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп в конце исследования к высокому уровню.
Существенные изменения
произошли в показателе координационных способностей
(челночный бег 4х9 м) в ЭГ-1, где прирост
по сравнению с ЭГ-2 и КГ (p>0,05) был достоверно
значимым (p<0,01). По средним показателям
к концу эксперимента явно превосходила
ЭГ-1 (9,450,21 сек).
В показателе общей выносливости (бег
6 минут) значительные изменения наблюдались
в ЭГ-1 (1561,3343,75 м (р<0,001)) и ЭГ-2 (1436,1838,60 м
(р<0,001)), в то время как в КГ достоверно
значимого прироста не произошло (р>0.05).
Это напрямую связано с тем, что занятия
подвижными играми позволяют активно
развивать общую выносливость у занимающихся.
За время эксперимента показатель активной гибкости (наклон вперед) не показал достоверно значимого прироста ни в одной из опытных групп (р>0.05), в то время, что указывает на то, что данному качеству необходимо больше внимания уделять на занятиях с детьми данного возраста. Следует также отметить и то, что в КГ данный среднее значение активной гибкости к концу исследования было значительно выше (11,180,39 см (p>0,05)) (табл.2, 3, 4 и рис.1).
Таблица 3
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-2
Показатели |
До исследования |
Достоверность различий (М1м2) |
После исследования | |||
M1 |
m |
t |
p |
M2 |
m | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
|
|
|
|
|
|
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
|
|
|
|
|
|
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
|
|
|
|
|
|
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
|
|
|
|
|
|
Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз) |
|
|
|
|
|
|
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей КГ
Показатели |
До исследования |
Достоверность различий (М1м2) |
После исследования | |||
M1 |
m |
t |
p |
M2 |
m | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
|
|
|
|
|
|
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
|
|
|
|
|
|
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
|
|
|
|
|
|
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
|
|
|
|
|
|
Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз) |
|
|
|
|
|
|
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
|
|
|
|
|
|
Анализ показателя скоростно-силовых способностей (метание набивного мяча на дальность (1 кг)) позволяет говорить о том, что достоверно значимого прироста результатов по данному показателю в ЭГ-1 и ЭГ-2 выявлено не было (р>0,05), в то время как в КГ прироста данного показателя за время эксперимента практически не наблюдалось (8,500,29 м (р>0,05). Анализ скоростных способностей (бег 100 м) также не показал достоверно значимых изменений за время проведенного исследования ни в одной из опытных групп (р>0,05). Это говорит о том, что данное качество в младшем школьном возрасте развивается медленнее, чем другие (табл.2, 3 и 4).
Очень высокая степень прироста за время проведения основного исследования наблюдалась в показателе силовых способностей (поднимание туловища за 1 минуту). Так достоверно значимый прирост отмечался в ЭГ-1 и ЭГ-2 и КГ (р<0,001). В контрольной группе данный прирост вызван тем, что на уроках физической культуры велась активная работа с целью сдачи данного норматива, поэтому данное упражнение выполнялось учащимися в конце основной части каждого урока.
Таким образом, следует
отметить положительное влияние
занятий подвижными играми на развитие физических
качеств и показатели, характеризующие
физическую подготовленность учащихся
5-х классов. Наблюдаемые положительные
изменения, очевидно, связаны с тем, что
учащимся экспериментальных групп были
предоставлены подвижные игры, способствующие
более рационально повысить уровень физической
подготовленности детей.
ВЫВОДЫ
1. Проведенный анализ
литературы показал, что
2. Выявлено, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.
3. Экспериментально установлено
положительное влияние занятий
подвижными играми на развитие
физических качеств и
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.