Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.
Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние
здоровья детей дошкольного
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик
здоровьесберегающей
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи
в формировании здоровья
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которым постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка проблема не только медицинская, но и педагогическая, т.к. правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
В настоящее
время существует тенденция снижения
здоровья подрастающего поколения,
поэтому потребность в формиров
Поэтому мною была выбрана тема: «Формирование у дошкольников представления о здоровье как средство приобщения к основам здорового образа жизни».
Объект исследования – проблема приобщения детей к основам здорового образа жизни.
Предмет исследования – разнообразие форм и методов ознакомления со здоровым образом жизни у дошкольников.
Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.
Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по
развитию представлений о
4. Провести диагностику динамики уровня показателей здорового образа жизни дошкольников.
Гипотеза: мы предполагаем, что приобщение к основам здорового образа жизни возможно через формирование представлений о здоровье у дошкольников.
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся
педагоги и психологи о
«Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой».
Платон.
Здоровье – совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создание крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Много лет назад немецкий ученый М.Петеркофер писал: «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого ученого: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял».
Еще до возникновения медицины люди наблюдали влияние условий и образа жизни на здоровье (характер труда, привычек, обычаев, переживаний и др.). В последующем врачеватели древности непременно прописывали своим пациентам тот или иной режим питания, давали советы, как вести себя во время болезни, пытались направить поведение пациента на облегчение страданий и выздоровление.
В настоящее время проводимые учеными исследования показывают, каким образом социальные факторы влияют на здоровье.
Так, Т.Л.Ермохина
выявила зависимость числа
Е.Н.Савельева установила, что в семьях с неблагоприятным психологическим климатом в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью (1980). В.Д.Соколова показала, что в семьях, где соблюдается режим дня, состояние здоровья у 59% признано хорошим, у 35% - удовлетворительным и лишь у 6% - плохим, а в тех семьях, где рациональный режим дня не соблюдался – соответственно 45, 47 и 8% (1979).
Л.Ф.Тихомирова
(1986) установила, что сменный характер
труда у медицинских работников
ведет к росту их заболеваемости
с временной утратой
По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 5,6% детей можно назвать абсолютно здоровыми (1 группа здоровья), 23-26% имеют хронические заболевания (3 группа здоровья), остальные – ослабленное здоровье (2 группа здоровья). В школьном возрасте к абсолютно здоровым детям уже относится 10,2%, но при этом в 2 раза до 52% увеличивается число детей хроников, а остальные 38% имеют ослабленное здоровье (2 группу).
1.2. Состояние
здоровья детей дошкольного
ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции и здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
За последние 5 лет численность детей дошкольного возраста снизилась на 3,9 млн. человек (-41,9%).
По данным официальной статистической отчетности (Ф.№31 «Результаты профилактических медицинских осмотров») проведен анализ частоты отдельных групп нарушений здоровья среди детей, выявленных при профилактических медицинских осмотрах в 2007 году. Перед поступлением в дошкольное образовательное учреждение (как правило, в возрасте 3 лет) частота сколиоза, нарушений осанки, зрения, дефектов речи составляла соответственно 2.0, 21.6, 23.9, 82.4 на 1000 осмотренных детей. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушение осанки и сколиозы выявляются в 3 и более раз чаще, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70% и 80% соответственно.
Непосредственно перед поступлением в первый класс регистрируются еще более высокие показатели частоты сколиоза (12,2%), нарушений осанки (92,6%), нарушений зрения (67,9%). В то же время распространенность дефектов речи снижается на 29,6%, составляя 92,6%. Такое значительное снижение частоты дефектов речи обусловлено интенсивной логопедической коррекцией в последний год перед поступлением в школу (% - промилле – 0,1%).
Косвенным свидетельством роста заболеваемости детей дошкольного возраста являются данные статистики по дошкольным образовательным учреждениям. В настоящее время их посещают 39% детей дошкольного возраста. Общее число учреждений за последние 5 лет снизилось с 42 до 36 тысяч. При этом доля учреждений компенсирующего вида (для больных детей) увеличилась с 24,7% до 30,1%. Соответственно, число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, уменьшилось с 2,68 млн. человек до 2,13 млн. человек при значительном увеличении доли детей, посещающих компенсирующие учреждения, т.е. имеющих выраженные нарушения здоровья (с 14,7% до 21,5%).
Существуют и другие проблемы, связанные с формированием здоровья детей на этапе развития от 3 до 7 лет, в частности проблема инфекционных болезней. Так, несмотря на достигнутые успехи в реализации Национального календаря профилактических прививок, согласно данным официальной статистической отчетности, за период с 2003 по 2007 год. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет инфекционными и паразитарными болезнями увеличилась на 7,3%. Среди причин инвалидности детей дошкольного и младшего школьного возраста (0-4 и 5-9 лет) последствием инфекционных болезней и соматической патологии стабильно принадлежит 3 ранговое место. В структуре причин смерти детей в возрасте до 4 лет включительно и 5-9 лет инфекционные болезни занимают из года в год 4-5 ранговое место.
В стране среди
детей в возрасте от 3 до 5 лет ежегодно
регистрируется до 200 тысяч случаев
заболеваний гриппом и острыми
респираторными вирусными инфекциями.
На основании результатов
В последние годы возрастает значимость проблемы распространенности ВИЧ инфекций у детей, в т.ч. дошкольного возраста. На начало 2008 года в стране насчитывалось более 12 тысяч ВИЧ-инфицированных детей, более 70% которых – это дети в возрасте до 7 лет. По официальным данным в 2007 году от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 7963 ребенка (2002г. – 2777 детей). Такая ситуация определяет выраженные медико-социальные последствия и экономические потери. Ежегодно почти от 300 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, родственники отказываются, даже при возможности бесплатного получения антиретровирусных препаратов и при предоставлении ряда социальных льгот. Такие дети пополняют «армию» социальных сирот.
Решение вопросов
снижения заболеваемости инфекционными
болезнями должно лежать в сфере
совершенствования календаря
Результаты научных исследований свидетельствуют об ухудшении физического развития детей дошкольного возраста. Отмечено, что за последние 5 лет среднепопуляционные показатели длины тела в возрасте 5-7 лет снизились у мальчиков на 5,8 см, у девочек на 4,4 см и составили 123,4 см (среди детей обоего пола). Среднепопуляционные значения массы тела у мальчиков уменьшились на 1,1 кг, а у девочек на 0,2 кг, составив 25,2 и 25 кг соответственно.
Установлено, что среди детей в возрасте до 5 лет у 4,1% выявляется дефицит массы тела, у 1,7% - ее избыток, у 1,2% - низкорослость. В возрасте 5-6 лет дефицит массы тела определяется уже у 11% детей, избыток у 8%. У детей в возрасте 6 лет силовые возможности снижены по сравнению со сверстниками в 90-е годы на 10%.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов, поэтому антропометрические показатели, показатели функциональных проб достоверно показывают, как развивается детский организм. Отклонения в физическом развитии часто свидетельствуют о наличии в окружающей среде факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребенка.
Антропометрические показатели физического развития – это рост, вес, окружность грудной клетки, а у детей первого года жизни еще и окружность головы, - позволяет дать оценку физическому развитию детей. Для оценки физического развития используют стандарты физического развития, которые разрабатываются для конкретного региона в результате обследования большого контингента детского населения.
Средние показатели массы тела и роста здоровых детей.
Возраст |
Масса тела, кг |
Рост, см | ||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки | |
1 |
10-11,5 |
9,1-10,8 |
73-79 |
72-77 |
2 |
12,4-13,7 |
11,7-14,1 |
85-92 |
82-90 |
3 |
13,7-16,1 |
13,1-16,7 |
92-99 |
91-99 |
4 |
15,5-18,9 |
14,4-17,9 |
98-107 |
95-106 |
5 |
17,4-22,1 |
16,5-20,4 |
105-116 |
104-114 |
6 |
19,7-24,1 |
19,0-23,5 |
101-121 |
111-120 |
7 |
21,6-27,6 |
21,5-27,5 |
118-129 |
118-129 |