Здоровый образ жизни в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.

Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому  образу жизни.

1.1. Выдающиеся  педагоги и психологи  о  здоровом образе жизни.

1.2. Состояние  здоровья детей дошкольного возраста.

1.3. Факторы,  определяющие здоровье.

1.4. Факторы, влияющие на здоровье.

1.5. Понятие «Образ  жизни», «Здоровый образ жизни».

1.6. Важность  приобщения детей к здоровому  образу жизни.

1.7. Обзор методик  здоровьесберегающей педагогической  системы в ДОУ.

Глава 2. Специфика  формирующих слагаемых ЗОЖ у  детей дошкольного возраста.

2.1. Организация  режима дня.

2.2. Рациональное  питание.

2.3. Культурно-гигиенические  навыки.

2.4. Физическое  воспитание.

2.5. Роль семьи  в формировании здоровья ребенка.

Глава 3. Опытно-экспериментальная  работа.

3.1. Констатирующий  эксперимент.

3.2. Формирующий  эксперимент.

3.3. Контрольный  эксперимент.

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которым  постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Большое значение в создании благоприятных условий  для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка проблема не только медицинская, но и педагогическая, т.к. правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

В настоящее  время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании, развитии дошкольников.

Поэтому мною была выбрана тема: «Формирование у  дошкольников представления о здоровье как средство приобщения к основам здорового образа жизни».

Объект исследования – проблема приобщения детей к  основам здорового образа жизни.

Предмет исследования – разнообразие форм и методов  ознакомления со здоровым образом жизни  у дошкольников.

Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.

 

Задачи:

1. Изучить литературу  о проблеме здорового образа  жизни.

2. Выявить уровень показателей  здорового образа жизни детей.

3. Провести работу по  развитию представлений о здоровом  образе жизни дошкольников.

4. Провести диагностику динамики уровня показателей здорового образа жизни дошкольников.

Гипотеза: мы предполагаем, что приобщение к основам здорового  образа жизни возможно через формирование представлений о здоровье у дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей  дошкольного возраста к здоровому  образу жизни.

1.1. Выдающиеся  педагоги и психологи о здоровом  образе жизни.

«Для соразмерности  красоты и здоровья требуется  не только образование в области  науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой».

Платон.

Здоровье –  совокупность физических и психических  качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления  творческих планов, создание крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Много лет назад  немецкий ученый М.Петеркофер писал: «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Русская пословица  очень ярко иллюстрирует эту мысль  немецкого ученого: «Деньги потерял  – ничего не потерял, время потерял  – много потерял, здоровье потерял – все потерял».

Еще до возникновения  медицины люди наблюдали влияние  условий и образа жизни на здоровье (характер труда, привычек, обычаев, переживаний  и др.). В последующем врачеватели  древности непременно прописывали  своим пациентам тот или иной режим питания, давали советы, как вести себя во время болезни, пытались направить поведение пациента на облегчение страданий и выздоровление.

В настоящее  время проводимые учеными исследования показывают, каким образом социальные факторы влияют на здоровье.

Так, Т.Л.Ермохина выявила зависимость числа часто  болеющих детей от состава семьи: в неполных семьях часто болеющих детей в 2 раза больше(1978).

Е.Н.Савельева  установила, что в семьях с неблагоприятным  психологическим климатом в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью (1980). В.Д.Соколова показала, что в семьях, где соблюдается режим дня, состояние здоровья у 59% признано хорошим, у 35% - удовлетворительным и лишь у 6% - плохим, а в тех семьях, где рациональный режим дня не соблюдался – соответственно 45, 47 и 8% (1979).

Л.Ф.Тихомирова (1986) установила, что сменный характер труда у медицинских работников ведет к росту их заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 30%, совместительство – на 16%, а  высокая производственная нагрузка на 20%. Отмечено также, что медицинские работники, которые занимаются физической культурой и спортом, имеют показатели заболеваемости на 22% ниже. [32]

По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены  и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 5,6% детей можно назвать абсолютно здоровыми (1 группа здоровья), 23-26% имеют хронические заболевания (3 группа здоровья), остальные – ослабленное здоровье (2 группа здоровья). В школьном возрасте к абсолютно здоровым детям уже относится 10,2%, но при этом в 2 раза до 52% увеличивается число детей хроников, а остальные 38% имеют ослабленное здоровье (2 группу).

 

 

 

1.2. Состояние  здоровья детей дошкольного возраста.

ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и  здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции и здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

За последние 5 лет численность детей дошкольного возраста снизилась на 3,9 млн. человек (-41,9%).

По данным официальной  статистической отчетности (Ф.№31 «Результаты  профилактических медицинских осмотров») проведен анализ частоты отдельных  групп нарушений здоровья среди детей, выявленных при профилактических медицинских осмотрах в 2007 году. Перед поступлением в дошкольное образовательное учреждение (как правило, в возрасте 3 лет) частота сколиоза, нарушений осанки, зрения, дефектов речи составляла соответственно 2.0, 21.6, 23.9, 82.4 на 1000 осмотренных детей. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушение осанки и сколиозы выявляются в 3 и более раз чаще, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70% и 80% соответственно.

Непосредственно перед поступлением в первый класс регистрируются еще более высокие показатели частоты сколиоза (12,2%), нарушений осанки (92,6%), нарушений зрения (67,9%). В то же время распространенность дефектов речи снижается на 29,6%, составляя 92,6%. Такое значительное снижение частоты дефектов речи обусловлено интенсивной логопедической коррекцией в последний год перед поступлением в школу (% - промилле – 0,1%).

Косвенным свидетельством роста заболеваемости детей дошкольного  возраста являются данные статистики по дошкольным образовательным учреждениям. В настоящее время их посещают 39% детей дошкольного возраста. Общее число учреждений за последние 5 лет снизилось с 42 до 36 тысяч. При этом доля учреждений компенсирующего вида (для больных детей) увеличилась с 24,7% до 30,1%. Соответственно, число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, уменьшилось с 2,68 млн. человек до 2,13 млн. человек при значительном увеличении доли детей, посещающих компенсирующие учреждения, т.е. имеющих выраженные нарушения здоровья (с 14,7% до 21,5%).

Существуют  и другие проблемы, связанные с  формированием здоровья детей на этапе развития от 3 до 7 лет, в частности  проблема инфекционных болезней. Так, несмотря на достигнутые успехи в  реализации Национального календаря профилактических прививок, согласно данным официальной статистической отчетности, за период с 2003 по 2007 год. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет инфекционными и паразитарными болезнями увеличилась на 7,3%. Среди причин инвалидности детей дошкольного и младшего школьного возраста (0-4 и 5-9 лет) последствием инфекционных болезней и соматической патологии стабильно принадлежит 3 ранговое место. В структуре причин смерти детей в возрасте до 4 лет включительно и 5-9 лет инфекционные болезни занимают из года в год 4-5 ранговое место.

В стране среди  детей в возрасте от 3 до 5 лет ежегодно регистрируется до 200 тысяч случаев  заболеваний гриппом и острыми  респираторными вирусными инфекциями. На основании результатов специальных  исследований установлено, что бактериальные пневмонии у детей в возрасте до 5 лет в 83% случаев обусловлены пневмококком, а у детей в возрасте 5-8 лет – в 47% случаев. Носительство пневмококков среди детей посещающих дошкольные образовательные учреждения, достигает 50%. Не снижается частота болезней и их тяжелых осложнений при инфекциях, вызванных гемолитическим стрептококком, пневмококком гемофильной палочкой инфлюэнцы, рота вирусной инфекции.

В последние  годы возрастает значимость проблемы распространенности ВИЧ инфекций у детей, в т.ч. дошкольного возраста. На начало 2008 года в стране насчитывалось более 12 тысяч ВИЧ-инфицированных детей, более 70% которых – это дети в возрасте до 7 лет. По официальным данным в 2007 году от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 7963 ребенка (2002г. – 2777 детей). Такая ситуация определяет выраженные медико-социальные последствия и экономические потери. Ежегодно почти от 300 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными  матерями, родственники отказываются, даже при возможности бесплатного получения антиретровирусных препаратов и при предоставлении ряда социальных льгот. Такие дети пополняют «армию» социальных сирот.

Решение вопросов снижения заболеваемости инфекционными  болезнями должно лежать в сфере  совершенствования календаря профилактических прививок и повышения эффективности работы по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.

Результаты  научных исследований свидетельствуют  об ухудшении физического развития детей дошкольного возраста. Отмечено, что за последние 5 лет среднепопуляционные показатели длины тела в возрасте 5-7 лет снизились у мальчиков на 5,8 см, у девочек на 4,4 см и составили 123,4 см (среди детей обоего пола). Среднепопуляционные значения массы тела у мальчиков уменьшились на 1,1 кг, а у девочек на 0,2 кг, составив 25,2 и 25 кг соответственно.

Установлено, что  среди детей в возрасте до 5 лет  у 4,1% выявляется дефицит массы тела, у 1,7% - ее избыток, у 1,2% - низкорослость. В возрасте 5-6 лет дефицит массы  тела определяется уже у 11% детей, избыток  у 8%. У детей в возрасте 6 лет силовые возможности снижены по сравнению со сверстниками в 90-е годы на 10%.

 

1.3. Факторы,  определяющие здоровье.

Физическое  развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов, поэтому антропометрические показатели, показатели функциональных проб достоверно показывают, как развивается детский организм. Отклонения в физическом развитии часто свидетельствуют о наличии в окружающей среде факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребенка.

Антропометрические  показатели физического развития –  это рост, вес, окружность грудной  клетки, а у детей первого года жизни еще и окружность головы, - позволяет дать оценку физическому развитию детей. Для оценки физического развития используют стандарты физического развития, которые разрабатываются для конкретного региона в результате обследования большого контингента детского населения.

Средние показатели массы тела и роста здоровых детей.

 

Возраст

Масса тела, кг

Рост, см

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

1

10-11,5

9,1-10,8

73-79

72-77

2

12,4-13,7

11,7-14,1

85-92

82-90

3

13,7-16,1

13,1-16,7

92-99

91-99

4

15,5-18,9

14,4-17,9

98-107

95-106

5

17,4-22,1

16,5-20,4

105-116

104-114

6

19,7-24,1

19,0-23,5

101-121

111-120

7

21,6-27,6

21,5-27,5

118-129

118-129

Информация о работе Здоровый образ жизни в ДОУ