Здоровый образ жизни в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.

Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

1. Т.И. Доронова  – кандидат педагогических наук, в своей программе «Радуга»  обращает внимание на воспитание  и развитие детей детского  сада, одним из основных компонентов  она считает физическую культуру. «От того, как будет организована  работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Вся работа отражена в разделах «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать их. Ею раскрыты средства и формы физического воспитания: это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения; профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений. [8]

2. В основу  программы авторского коллектива  под руководством Л.А.Венгер «Развитие» заложены два теоретических положения: теория В.А.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей. М.Д.Маханева и О.М.Дьяченко, доктор психологических наук, в 2000 году в дополнение к программе «Развитие» разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка. Они содержат в себе общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения), а также конкретные описания физкультурных занятий, проводимых в зале. М.Д.Маханевой уделяется большое внимание правильному питанию детей, его полноценности. Ею также разработаны:

- гигиенические  факторы – режим, питание, гигиенические  процедуры;

- средства физического  воспитания;

- закаливание  – специальные меры закаливания,  беседы;

- физические  упражнения – спортивные игры, праздники, развлечения. [20]

3. В программе  «Основы безопасности дошкольников»  В.А.Ананьев в разделах «Здоровье  человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека», ставит задачи развития физической активности детей: их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище, ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ею не заразиться. Пути решения задач: игры – занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

4. В.Т.Кудрявцев  – доктор психологических наук, Б.Б.Егоров – кандидат педагогических  наук, определили идею комплексного дисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, а в 2000 году возникла развивающая педагогика оздоровления. Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:

- приобщение  к физической культуре;

- развивающая  форма оздоровительной работы.

Они указывают  на ряд противоречий, существующих на современном этапе.

«Роль движений в устном психологическом развитии является очевидной, общепризнанной и  поэтому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника». Они вынесены, по мнению ученых, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.

Все это, на их взгляд, ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Материалы В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова  продолжают идеи физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца, В.Л. Зниченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского.

Авторы программы  исходят из того, что «ребенок –  это целостный духовно-телесный организм – средоточник,  посредник  и преобразователь значимых для  него природно и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмыслению регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности». Общая цель данного программно- методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов и постепенно оформляется на стыке  возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из зачинателей этого подхода был российский ученый педиатр и педагог Ю.Ф.Змановский.

Названному  направлению присущ ряд отличительных  черт:

1. Представление о здоровом ребенке, как эталоне и практически достижимой норме детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве «целостного телесно-духовного организма».

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизических возможностей детей.

4. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

5. Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко (Украина) в 1999 году выпусти программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная систем а опирается на объективные законы развития человеческого организма.

Чем коренным образом  система Н.Н.Ефименко отличается от других – Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Д.В.Хухлаевой, Ю.Ф.Змановского, Л.ВКарманова - в  10 профессиональных заповедях:

1. Следуй логике природы «педагогика должна быть естественной».

2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.

3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнений – подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».

4. Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути.

5. Театр физического воспитания дошкольников, играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать.

6. Физическое воспитание «должно заряжать детей положительными эмоциями».

7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.

8. Создавай тренажеры сам.

9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.

10. Через движения и игру – к воспитанию человека будущего – комплексная педагогика жизни.

6) В программе  «Основы безопасности жизнедеятельности  детей дошкольного возраста»,  разработанной кандидатами психологических  наук Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной,  кандидатом педагогических наук  О.Л.Князевой, авторы отмечают, что  безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависит и здоровье, и безопасность жизни.

Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:

  1. Ребенок и другие люди.
  2. Ребенок и природа.
  3. Ребенок дома.
  4. Эмоциональное благополучие ребенка.
  5. Ребенок на улицах города.
  6. Здоровье ребенка.

Содержание  последнего раздела – «Здоровье  ребенка» - представляет научный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают его решать авторы. Содержание раздела направляют на  формирование у ребенка представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не повредить своему организму.

Кроме программ, были проанализированы методические пособия  по исследуемой проблеме. Наиболее ценными являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления дете2й в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю.Ф.Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И.Баркан, Л.И.Латохиной, Н.В.Цыбуля, Т.Д.Фершаловой и др.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.

Программы предлагают быть активными в работе не только педагогам, но и самим детям, родителям. Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольного учреждения:

- Научить детей  определять свое состояние и  ощущения;

- Сформировать  активную жизненную позицию;

- Сформировать  представления о своем теле, организме;

- Учить укреплять  и сохранять свое здоровье;

- Понимать необходимость  и роль движений в физическом  развитии;

- Обучать правилам  безопасности при выполнении  физических упражнений и различных  видов деятельности;

- Уметь оказывать  элементарную помощь при травмах;

- Формировать  представления о том, что полезно и что вредно для организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛАГАЕМЫХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Применительно к детям дошкольного возраста некоторые слагаемые здорового  образа жизни приобретают особую значимость и специфику формирования, обусловленную особенностями здоровья детей дошкольного возраста.

 

2.1 Организация  режима дня.

Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень  физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация  режима дня. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня.

Правильный режим –  это рациональная продолжительность  и четкое чередование различных  видов деятельность и отдыха детей  в течении суток. Основным принципом  правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.

Основу режима составляет точно установленный распорядок дня и бодрствования, приемов  пищи, гигиенических и оздоровительных  процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей.

При составлении режима учитываются  также: продолжительность частей занятий, их особенности (труд, физическая культура и др.), используемые методы (активный и пассивный, наглядный и т.п.), плотность занятий, возможность обеспечить ребенку двигательную активность.

Строгое соблюдение режима дня, построенного с учетом суточного  ритма физиологических функций  способствует возникновению у детей  прочных условных связей, облегчающих  переход от одного вида деятельности к другому. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени готовится к той деятельности, которой ему предстоит заняться; в результате все предусмотренные в режиме процессы происходят быстрее и с меньшими затратами энергии.

Обеспечение правильного  режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста.

Общая суточная продолжительно сна и его частота  в дневное время с возрастом  детей уменьшаются, а время бодрствования увеличивается.

Важную роль играют прогулки. Они проводятся в  определенное время, их общая продолжительность  составляет 4-5 часов. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению  обмена веществ. Ультрафиолетовая радиация, высокая степень ионизации воздуха  также активизируют обменные процессы. Наиболее интенсивно они протекают в условиях активной двигательной деятельности детей не открытом воздухе. Дети, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 час и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и нарушениями обмена веществ.

Итак, правильный режим дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует их нормальному психофизическому развитию и укреплению здоровья.

У дошкольников в результате постоянного повторения одних и тех же режимных процессов, формируются прочные привычки. Поэтому важно, чтобы родители и дома старались придерживаться рекомендаций работников ДОУ по их проведению. Для этого важно установить контакт с семьей.

Информация о работе Здоровый образ жизни в ДОУ