Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.
Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература
1. Т.И. Доронова
– кандидат педагогических
2. В основу
программы авторского
- гигиенические
факторы – режим, питание,
- средства физического воспитания;
- закаливание
– специальные меры
- физические упражнения – спортивные игры, праздники, развлечения. [20]
3. В программе
«Основы безопасности
4. В.Т.Кудрявцев
– доктор психологических наук,
Б.Б.Егоров – кандидат
- приобщение к физической культуре;
- развивающая форма оздоровительной работы.
Они указывают на ряд противоречий, существующих на современном этапе.
«Роль движений в устном психологическом развитии является очевидной, общепризнанной и поэтому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника». Они вынесены, по мнению ученых, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.
Все это, на их взгляд, ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Материалы В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова продолжают идеи физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца, В.Л. Зниченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского.
Авторы программы
исходят из того, что «ребенок –
это целостный духовно-телесный
организм – средоточник, посредник
и преобразователь значимых для
него природно и социально-экологических связ
Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов и постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из зачинателей этого подхода был российский ученый педиатр и педагог Ю.Ф.Змановский.
Названному направлению присущ ряд отличительных черт:
1. Представление о здоровом ребенке, как эталоне и практически достижимой норме детского развития.
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве «целостного телесно-духовного организма».
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизических возможностей детей.
4. Индивидуально-
5. Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко (Украина) в 1999 году выпусти программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная систем а опирается на объективные законы развития человеческого организма.
Чем коренным образом система Н.Н.Ефименко отличается от других – Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Д.В.Хухлаевой, Ю.Ф.Змановского, Л.ВКарманова - в 10 профессиональных заповедях:
1. Следуй логике природы «педагогика должна быть естественной».
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.
3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнений – подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».
4. Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников, играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать.
6. Физическое воспитание «должно заряжать детей положительными эмоциями».
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создавай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
10. Через движения и игру – к воспитанию человека будущего – комплексная педагогика жизни.
6) В программе
«Основы безопасности
Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:
Содержание последнего раздела – «Здоровье ребенка» - представляет научный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают его решать авторы. Содержание раздела направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не повредить своему организму.
Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Наиболее ценными являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления дете2й в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю.Ф.Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И.Баркан, Л.И.Латохиной, Н.В.Цыбуля, Т.Д.Фершаловой и др.
Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.
Программы предлагают быть активными в работе не только педагогам, но и самим детям, родителям. Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольного учреждения:
- Научить детей определять свое состояние и ощущения;
- Сформировать активную жизненную позицию;
- Сформировать представления о своем теле, организме;
- Учить укреплять и сохранять свое здоровье;
- Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
- Обучать правилам
безопасности при выполнении
физических упражнений и
- Уметь оказывать
элементарную помощь при
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛАГАЕМЫХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Применительно к детям дошкольного возраста некоторые слагаемые здорового образа жизни приобретают особую значимость и специфику формирования, обусловленную особенностями здоровья детей дошкольного возраста.
2.1 Организация режима дня.
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация режима дня. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельность и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.
Основу режима составляет
точно установленный распорядок
дня и бодрствования, приемов
пищи, гигиенических и
При составлении режима учитываются также: продолжительность частей занятий, их особенности (труд, физическая культура и др.), используемые методы (активный и пассивный, наглядный и т.п.), плотность занятий, возможность обеспечить ребенку двигательную активность.
Строгое соблюдение режима дня, построенного с учетом суточного ритма физиологических функций способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени готовится к той деятельности, которой ему предстоит заняться; в результате все предусмотренные в режиме процессы происходят быстрее и с меньшими затратами энергии.
Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста.
Общая суточная продолжительно сна и его частота в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования увеличивается.
Важную роль
играют прогулки. Они проводятся в
определенное время, их общая продолжительность
составляет 4-5 часов. Пребывание на свежем
воздухе способствует повышению
обмена веществ. Ультрафиолетовая радиация,
высокая степень ионизации
Итак, правильный режим дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует их нормальному психофизическому развитию и укреплению здоровья.
У дошкольников в результате постоянного повторения одних и тех же режимных процессов, формируются прочные привычки. Поэтому важно, чтобы родители и дома старались придерживаться рекомендаций работников ДОУ по их проведению. Для этого важно установить контакт с семьей.