Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.
Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература
3. Как можно уберечься от болезни?
4. Как ты бережешь свою кожу, глаза, уши и ухаживаешь за ними?
5. Для чего нужен сон?
6. Для чего нужно заниматься физическими упражнениями?
7. Знаешь ли ты строение своего тела?
8. Правила поведения в различных опасных ситуациях.
Получились следующие результаты:
1 группа.
№ |
Ф.И. ребенка |
Г |
З |
С |
Ф |
С. Т. |
П |
П. П |
Итог |
1 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
4 | |
2 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
4 | |
3 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
3 | |
4 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
3 | |
5 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
3 | |
Всего |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
49% |
2 группа.
№ |
Ф.И. ребенка |
Г |
З |
С |
Ф |
С. Т. |
П |
П. П |
Итог |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
5 | |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
6 | |
3 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
4 | |
4 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
5 | |
5 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 | |
Всего |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
71% |
Условные обозначения:
+ знают ответы
- затрудняются ответить на вопрос
Г – гигиена
З – закаливание
С – сон
Ф – физические упражнения
С.Т. – строение тела
П – питание
П.П. – правила
поведения в различных
В группе 1 – 49%.
В группе 2 – 71%.
Дети отвечали на вопросы односложно. Не давали полных ответов.
3.2. Формирующий эксперимент.
В старшей группе перед воспитателем стоят следующие задачи:
- выработка
у ребенка осознанного
- продолжать формировать представления о своем теле, организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы, для чего нужно чистить зубы), о функционировании отдельных органов («как я дышу?»);
- научить укреплять и сохранять свое здоровье;
- формировать
представление о том, что
- обучать правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- научить детей
безопасному поведению в
- привитие стойких
культурно-гигиенических
- формирование
привычки ежедневных
- вести систематическую
работу по ОБЖ, выработке
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью мы составили перспективный план по ОБЖ, используя такие разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Ребенок на улицах города», «Здоровье ребенка», «Закаливания», которые формируют представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму. Мы включили и новые разделы: «Точечный массаж», «Мое настроение», «Внутренняя кухня человека».
Занятия кружка проводим 1 раз в неделю, в понедельник в вечернее время.
Они могут быть разных видов: беседы, игры («хорошо – плохо», «вопросы – ответы», «скорая помощь»), наблюдения, экскурсии.
Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.
Беседы включают вопросы о правилах личной гигиены, питания, строение человека, об органах чувств человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Занятия о пище, питании включают в себя правила поведения за столом, пользование столовыми приборами, теория закрепляется практикой.
В своей работе мы ориентируемся на становлении мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений о его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, что осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам обучения (рассматривание иллюстраций о строении человека; алгоритм мытья рук закрепляется в практической деятельности; после просмотра иллюстраций о поведении ребенка в различных ситуациях мы предлагаем детям обыграть эти ситуации, использую игры типа: «Мы – помощники в группе»). Занятия по ОБЖ познавательные по своему содержанию: мы наполняем их сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
По мере овладения новыми действиями – детям хочется неоднократно их повторять, т.е. превращать эти действия в игру.
Под игрой понимается свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, имеющая активный творческий характер и высокую эмоциональную насыщенность. Основной прием руководства играми дошкольников – участие воспитателя в играх, совместная деятельность воспитателя с детьми. Для освоения детьми правил культурного поведения используются коллективные игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки.
Используя высокую эмоциональность детей данного возраста мы вызываем их интерес к правилам культурного поведения, связывая эти правила с конкретными ситуациями и поступками в жизни группы (наблюдение за поступками сверстников в детском саду, во дворе, дома). Мы наглядно показываем ситуацию с помощью детей. Дети узнают, как благодарить за оказанную услугу, как использовать вежливые формы обращения, как нужно просить разрешения пройти и т.д.
Мы формируем
у детей дружеские взаимоотноше
Мы начинаем занятия с создания игровой проблемной ситуации. Например: медвежата хотят есть, а стол сервировать не умеют. Важно знать, что постановка цели обусловливается реальными потребностями людей и предполагает результат труда во всем объеме требований к его качеству.
Не просто расставить посуду на столе, а сделать это так, чтобы всем было удобно и приятно есть, выбрать посуду и приборы с учетом того, какая еда будет подана и т.д.
Забавные игровые
персонажи вызывают положительные
эмоции, дают возможность детям
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре дети глубже усваивают действия, которые они изображают, у них появляется стремление к расширению знаний об окружающей действительности. В процессе игровой деятельности дети учатся организовываться, познавать жизнь.
Развивающую среду мы организовали с учетом потребностей и интересов детей: внесли иллюстрации с правилами в быту; строение человека; алгоритм мытья рук, иллюстрации с различным эмоциональным состоянием людей; что можно и что вредно для организма; схемы: «сервировка стола», «средства гигиены», «органы чувств человека», пополнили художественной литературой: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Как не попасть в беду» и др., познакомили с дидактическими играми.
Создали условия для ИЗО деятельности с учетом освещения в группе, расположения мебели, подобрали мебель с учетом роста детей, что приводит к правильной посадке детей за столом.
Также проводили следующую работу с детьми:
- соблюдение
температурного режима в
- правильная организация прогулки и ее длительность;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- сон в трусах;
- дыхательная гимнастика после сна;
- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди;
- полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;
- хождение по
«дорожке здоровья» (игровые
- хождение на лыжах;
- элементы точечного
массажа, пальчиковые
- элементы психогимнастики, релаксации;
- общекорректирующие упражнения;
- витаминотерапия.
Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение
и распространение
4. Вооружение
родителей основами психолого-
5. Валеологическое
просвещение родителей в
6. Включение
родителей в воспитательно-
С родителями мы провели цикл бесед, лекций на ряд тем:
- профилактика ОРЗ в домашних условиях
- закаливающие процедуры дома и в ДОУ
- значение режимных моментов для здоровья ребенка
- о питании дошкольников
- ЗОЖ в семье – залог здорового ребенка
- физические упражнения в ДОУ и дома
- причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний
- воспитание
культурно-гигиенических
- особенности
физического и нервно-
Заболеваемость детей снизилась по сравнению с 2008 годом. Дети стали болеть реже, благодаря совместной работе детского сада и семьи.
3.3. Контрольный эксперимент.
После проведенной работы мы выявили следующее:
В первой группе показатели увеличились на 17%.
Во второй группе на 15%.
Дети стали отвечать на вопросы более осознанно. Не одним словом, а более полным предложением.
Детям очень нравится кружок по ОБЖ, они каждый раз с интересом ждут проведения кружка. В беседах старается принять участие каждый ребенок. Дети стали более внимательно относится к своему здоровью.
1 группа
№ |
Ф.И. ребенка |
Г |
З |
С |
Ф |
С. Т. |
П |
П. П |
Итог |
1 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
4 | |
2 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
5 | |
3 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |
4 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
4 | |
5 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
5 | |
Всего |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
66% |