Здоровый образ жизни в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.

Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

3. Как можно  уберечься от болезни?

4. Как ты бережешь свою кожу, глаза, уши и ухаживаешь за ними?

5. Для чего  нужен сон?

6. Для чего  нужно заниматься физическими  упражнениями?

7. Знаешь ли  ты строение своего тела?

8. Правила поведения  в различных опасных ситуациях.

Получились  следующие результаты:

1 группа.

Ф.И. ребенка

Г

З

С

Ф

С. Т.

П

П. П

Итог 

1

 

+

+

+

-

+

-

-

4

2

 

-

-

+

+

-

+

+

4

3

 

+

-

-

+

-

-

+

3

4

 

-

+

+

-

-

-

+

3

5

 

+

-

-

+

+

-

-

3

 

Всего

3

2

3

3

2

1

3

49%


 

 

2 группа.

Ф.И. ребенка

Г

З

С

Ф

С. Т.

П

П. П

Итог 

1

 

+

+

+

+

-

+

-

5

2

 

+

+

+

-

+

+

+

6

3

 

-

+

-

+

-

+

+

4

4

 

+

+

-

+

+

-

+

5

5

 

-

+

+

+

+

+

-

5

 

Всего

3

5

3

4

3

4

3

71%


 

Условные обозначения:

+ знают ответы

- затрудняются  ответить на вопрос

Г – гигиена 

З – закаливание 

С – сон 

Ф – физические упражнения

С.Т. – строение тела

П – питание

П.П. – правила  поведения в различных ситуациях.

В группе 1 – 49%.

В группе 2 – 71%.

Дети отвечали на вопросы односложно. Не давали полных ответов.

 

3.2. Формирующий  эксперимент.

В старшей группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

- выработка  у ребенка осознанного отношения  к своему здоровью, умения определить  свои состояния и ощущения;

- продолжать  формировать представления о  своем теле, организме (для чего  нужны руки, ноги, глаза, ресницы,  для чего нужно чистить зубы), о функционировании отдельных органов («как я дышу?»);

- научить укреплять  и сохранять свое здоровье;

- формировать  представление о том, что полезно  и что вредно для организма;

- обучать правилам  дорожного движения, поведению на  улицах и дорогах;

- научить детей  безопасному поведению в различных  ситуациях;

- привитие стойких  культурно-гигиенических навыков;

- формирование  привычки ежедневных физкультурных  упражнений;

- вести систематическую  работу по ОБЖ, выработке знаний  и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Для формирования у детей старшего дошкольного  возраста осознанного отношения  к своему здоровью мы составили перспективный  план по ОБЖ, используя такие разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Ребенок на улицах города», «Здоровье ребенка», «Закаливания», которые формируют представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму. Мы включили и новые разделы: «Точечный массаж», «Мое настроение», «Внутренняя кухня человека».

Занятия кружка проводим 1 раз в неделю, в понедельник  в вечернее время.

Они могут быть разных видов: беседы, игры («хорошо  – плохо», «вопросы – ответы», «скорая  помощь»), наблюдения, экскурсии.

Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Беседы включают вопросы о правилах личной гигиены, питания, строение человека, об органах  чувств человека; вопросы, связанные  с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Занятия о пище, питании включают в себя правила  поведения за столом, пользование  столовыми приборами, теория закрепляется практикой.

В своей работе мы ориентируемся на становлении  мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений о его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, что осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Предпочтение  отдается наглядным, игровым и практическим методам обучения (рассматривание иллюстраций  о строении человека; алгоритм мытья  рук закрепляется в практической деятельности; после просмотра иллюстраций  о поведении ребенка в различных ситуациях мы предлагаем детям обыграть эти ситуации, использую игры типа: «Мы – помощники в группе»). Занятия по ОБЖ познавательные по своему содержанию: мы наполняем их сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

По мере овладения новыми действиями – детям хочется неоднократно их повторять, т.е. превращать эти действия в игру.

Под игрой понимается свободная и самостоятельная  деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, имеющая активный творческий характер и высокую эмоциональную насыщенность. Основной прием руководства играми дошкольников – участие воспитателя в играх, совместная деятельность воспитателя с детьми. Для освоения детьми правил культурного поведения используются коллективные игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки.

Используя высокую  эмоциональность детей данного  возраста мы вызываем их интерес к  правилам культурного поведения, связывая эти правила с конкретными  ситуациями и поступками в жизни  группы (наблюдение за поступками сверстников в детском саду, во дворе, дома). Мы наглядно показываем ситуацию с помощью детей. Дети узнают, как благодарить за оказанную услугу, как использовать вежливые формы обращения, как нужно просить разрешения пройти и т.д.

Мы формируем  у детей дружеские взаимоотношения, потребность играть и обучаться в коллективе; умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать положительным примерам.

Мы начинаем занятия с создания игровой проблемной ситуации. Например: медвежата хотят есть, а стол сервировать не умеют. Важно знать, что постановка цели обусловливается реальными потребностями людей и предполагает результат труда во всем объеме требований к его качеству.

Не просто расставить посуду на столе, а сделать это  так, чтобы всем было удобно и приятно есть, выбрать посуду и приборы с учетом того, какая еда будет подана и т.д.

Забавные игровые  персонажи вызывают положительные  эмоции, дают возможность детям самоутвердиться. Стремясь научить их сервировать  стол, дети встают в активную обучающую позицию. Веселая игра создает наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность детского труда. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой  игры, как бы ни замечает того, что  он учится. Если на занятии ребенок  выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре дети глубже усваивают действия, которые они изображают, у них появляется стремление к расширению знаний об окружающей действительности. В процессе игровой деятельности дети учатся организовываться, познавать жизнь.

Развивающую среду  мы организовали с учетом потребностей и интересов детей: внесли иллюстрации с правилами в быту; строение человека; алгоритм мытья рук, иллюстрации с различным эмоциональным состоянием людей; что можно и что вредно для организма; схемы: «сервировка стола», «средства гигиены», «органы чувств человека», пополнили художественной литературой: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Как не попасть в беду» и др., познакомили с дидактическими играми.

Создали условия  для ИЗО деятельности с учетом освещения в группе, расположения мебели, подобрали мебель с учетом роста детей, что приводит к правильной посадке детей за столом.

Также проводили  следующую работу с детьми:

- соблюдение  температурного режима в течение  дня;

- правильная  организация прогулки и ее  длительность;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная  одежда для детей в детском  саду;

- сон в трусах;

- дыхательная  гимнастика после сна;

- мытье прохладной  водой рук по локоть, шеи, верхней  части груди;

- полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;

- хождение по  «дорожке здоровья» (игровые дорожки);

- хождение на  лыжах;

- элементы точечного  массажа, пальчиковые упражнения, физкультминутки (на занятиях);

- элементы психогимнастики,  релаксации;

- общекорректирующие упражнения;

- витаминотерапия.

Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового  ребенка является работа с родителями.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

1. Повышение  педагогической культуры родителей.

2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

3. Изучение, обобщение  и распространение положительного  опыта семейного воспитания.

4. Вооружение  родителей основами психолого-педагогических  знаний через психологические  тренинги, консультации, семинары.

5. Валеологическое  просвещение родителей в создании  экологической и психологической  среды в семье.

6. Включение  родителей в воспитательно-образовательный  процесс.

С родителями мы провели цикл бесед, лекций на ряд  тем:

- профилактика ОРЗ в домашних условиях

- закаливающие  процедуры дома и в ДОУ

- значение режимных  моментов для здоровья ребенка

- о питании  дошкольников

- ЗОЖ в семье  – залог здорового ребенка

- физические  упражнения в ДОУ и дома

- причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний

- воспитание  культурно-гигиенических навыков  у дошкольников

- особенности  физического и нервно-психологического  развития у часто болеющих  детей.

Заболеваемость  детей снизилась по сравнению  с 2008 годом. Дети стали болеть реже, благодаря совместной работе детского сада и семьи.

 

3.3. Контрольный  эксперимент.

После проведенной  работы мы выявили следующее:

В первой группе показатели увеличились на 17%.

Во второй группе на 15%.

Дети стали  отвечать на вопросы более осознанно. Не одним словом, а более полным предложением.

Детям очень  нравится кружок по ОБЖ, они каждый раз с интересом ждут проведения кружка. В беседах старается принять участие каждый ребенок. Дети стали более внимательно относится к своему здоровью.

1 группа

Ф.И. ребенка

Г

З

С

Ф

С. Т.

П

П. П

Итог 

1

 

+

+

+

-

-

-

+

4

2

 

-

+

+

+

-

+

+

5

3

 

+

-

-

+

+

+

+

5

4

 

-

+

+

+

-

-

+

4

5

 

+

+

-

+

+

-

+

5

 

Всего

3

4

3

4

2

2

5

66%

Информация о работе Здоровый образ жизни в ДОУ