Здоровый образ жизни в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.

Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

 

Функционально - физиометрические признаки также  отражают степень  физического развития детей, т.к. свидетельствуют о состоянии  внутренних органов. К этой группе показателей относятся: пульс, частота дыхания, артериальное давление, жизненная емкость легких, динамометрия и становая сила (показывает силу мышц).

Заболеваемость  – очень важный показатель здоровья детского населения. По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, а 30% имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы.

У нас в стране отмечена высокая заболеваемость детей  дошкольного возраста. У каждого  пятого ребенка дошкольного возраста отмечено хроническое заболевание.

Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено  социально-экономическими факторами  «образом жизни», на 20% - биологическими «особенностями конституции, наследственностью», на 20% - климатогеографическими и экологическими факторами и только на 10% - организацией медицинской помощи.

Ряд из этих факторов оказывается неустранимым ни на уровне личности, ни на уровне коллектива, ни на более высоком уровне «н-р: климатогеографические  факторы, генетические факторы». Правильное гигиеническое поведение вполне может снизить степень их неблагоприятного воздействия. Имея информацию о том, что среди близких родственников есть больные сахарным диабетом, ребенок будет, более осознанно относится к требованиям взрослых не переедать сладкого. Целый ряд факторов устраним на уровне личности и коллектива. Это факторы образа жизни. Правильное и полноценное питание, двигательная активность, профилактика вредных привычек смогут способствовать укреплению здоровья, и является мерами, препятствующими развитию болезней.

 

1.5.   Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».

Образ жизни  – это определенный, исторически  обусловленный тип, вид жизнедеятельности  или определенный способ деятельности в материальной и духовной сферах жизни людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт ее.

Ю.П.Лисицын.

Поскольку деятельность, активность людей проявляется в  самых различных и многочисленных сферах, существенные черты деятельности, чрезвычайно многообразны, и их весьма трудно классифицировать, сгруппировать. Обычно выделяют следующие основные формы деятельности: 1)трудовую; 2)общественно-политическую; 3)познавательную; 4)культурную; 5)воспитательную и т.д.

Образ жизни  – это деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни.

С образом жизни  связывают и такие понятия, как  «уклад жизни», «уровень жизни», «качество  жизни», «стиль жизни».

Подменить перечисленными понятиями понятие «образ жизни», конечно, нельзя. Образ жизни включает в себя 4 категории:

1)экономическую  – уровень жизни;

2)социологическую  – качество жизни;

3)социально-психологическую  – стиль жизни;

4)социально-экономическую  – стиль жизни.

Уровень жизни  – это уровень благосостояния, характеризует количественную сторону условий жизни, к числу показателей уровня жизни относят размеры национального дохода и фонды потребления, размеры реальных доходов населения и их потребление, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и расходов и др.

Уклад жизни  – порядок общественной жизни  быта, культуры, в рамках которых  происходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни  – индивидуальная особенность поведения, как одно из проявлений жизнедеятельности, активности. Стиль жизни преимущественно связан с теми проявлениями жизнедеятельности, которые выбираются самим субъектом.

Качество жизни  – это качественная сторона условий  жизни: качество жилищных условий, питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, взаимоотношениями и т.п.

Здоровый образ  жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и  улучшение здоровья.

В Международном  терминологическом словаре санитарного  просвещения дается следующее определение  понятия «здоровый образ жизни».

Здоровый образ  жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни:

1)укрепляющий  здоровье жизненный режим, пропорциональное  соотношение между физической  и умственной нагрузкой;

2)физическая  культура и занятия спортом;

3)рациональное  питание;

4)гармонические отношения между людьми;

5)личная гигиена  и ответственное гигиеническое  поведение в сфере труда и  быта;

6)негативное  отношение к вредным привычкам  , употребление табака, спиртного,  злоупотреблению лекарствами.

Один из ведущих  исследователей факторов здорового образа жизни Степанов А.Д. пишет о следующих аспектах здорового образа жизни:

- правильно  организованный, физиологически оптимальный,  приносящий удовлетворение труд;

- достаточная  двигательная активность;

- сбалансированное  в качественном и количественном отношении питание;

- достаточный  сон;

- отказ от  вредных привычек;

- вызывающие  положительные эмоции формы досуга.

Все перечисленные  факторы и являются, по мнению ученого, принципами здорового образа жизни.

Благоприятные условия – это лишь предпосылка для здорового образа жизни, для реализации его принципов. Так, хорошая обеспеченность пищевыми продуктами – это условия для рационального сбалансированного питания, но при отсутствии соответствующей культуры потребления – путь к избыточному весу и тучности.

Здоровый образ  жизни является доступным каждому  универсальным способом оптимизации  деятельности физиологических систем организма, сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый образ  жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.

 

1.6. Важность  приобщения детей к здоровому  образу жизни.

Важность обусловлена:

Во-первых, негативными  тенденциями состояния здоровья в детской популяции. Демографическая  ситуация в нашей стране складывается неблагоприятным образом. Важно  не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, т.к. в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

Во-вторых, в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большое количество критических периодов в развитии различных функциональных систем организма. Особенно показательно, что этот период приходится 4 из 5 критических периодов в развитии иммунной системы, благодаря чему к концу дошкольного возраста происходит резкое снижение острой заболеваемости, в связи, с чем большинство старших дошкольников переходит в разряд редко болеющих.

Переходы интенсивного развития детского организма резко  повышают его чувствительность к  внешним воздействиям и грамотно проводимые в этот период оздоровительные мероприятия могут существенно повлиять на улучшение детского здоровья. Например: закаливание, традиционно рекомендованное всеми базовыми программами по дошкольному воспитанию, в старшем дошкольном возрасте, при методически правильном его поведении, приводит к значительному улучшению всех показателей здоровья: снижению респираторной заболеваемости, улучшению функционального состояния всех систем организма, особенно дыхательной, росту физического и моторного развития детей, что играет огромную роль в укреплении здоровья детей перед началом школьного обучения.

В-третьих, на развитие детского организма влияют не только внутренние, но и внешние факторы: климатические, медицинские, педагогические и др. Несмотря на успехи профилактической медицины, существенного улучшения состояния здоровья современных детей не произошло, поэтому, учитывая психосоматическое единство здоровья, необходимо подключить к этой работе психологов, педагогов, и направить совместные медико-психолого-педагогические усилия на исправление данной ситуации. Специальные исследования роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний показали, что образ жизни детей обуславливает в зависимости от возраста от 3% до 7% заболеваемости.

В-четвертых, в  деле формирования здорового образа жизни детей, дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходит усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных моментов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки здорового образа жизни. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно, активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.

Всемирной Организацией Здравоохранения принято следующее  определение: «Здоровье – это  состояние полного телесного, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и повреждений». В дошкольном возрасте происходит активное формирование всех этих сторон здоровья: физического, психического и социального. В психосоциальном развитии детей можно выделить особую роль положительных мотивов, выполнения гигиенических процессов, правил и физических упражнений, лежащих в основе здоровьесберегающего поведения.

Педагогам необходимо иметь в виду, что не всегда сам  ребенок может обеспечить соответствующий  способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущее поколение.

В последние  годы в педагогике утвердился компетентностный подход. В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования детей старшего дошкольного возраста рассматриваются начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных жизненных программ. В системе начальных компетентностей ребенка выделяют начальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности.

Для начальных  ключевых компетентностей характерна многофункциональность, способность  решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, универсальность, переносимость и применимость в различных ситуациях. Они требуют целостного развития ребенка (личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сфер) как субъекта деятельности и поведения. В начальных ключевых компетентностях представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура).

А.Г. Гогоберидзе  отмечает, что в структуре начальных  ключевых компетентностей на первом месте находится начальная здоровьесберегающая  компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья:

- соблюдение  личной гигиены, культуры питания;

- определение  и поддержание состояния здоровья, физической культуры;

- соблюдение  правил безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности и ситуациях;

- соблюдение  разумного поведения в непредвиденных  ситуациях;

- оказание элементарной  медицинской, психологической помощи, самопомощи.

В программных  документах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством Образования, большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений  о здоровом образе жизни и воспитания здоровьесберегающего поведения, задаче развития у детей не только гигиенической культуры, но и физической культуры, а также обеспечения социально-эмоционального благополучия. Поэтому относительно детей дошкольного возраста посещающих ДОУ можно говорить о формировании у них культуры здоровья.

Под «культурой здоровья ребенка» понимается совокупность 3-х компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием медицинской, психологической помощи и самопомощи.

Таким образом, приобщение дошкольников к здоровому  образу жизни можно представить в следующей последовательности: Валеологические знания – Практические умения – Начальная здоровьесберегающая компетентность.

 

1.7. Обзор  методик здоровьесберегающей педагогической  системы в ДОУ.

На современном  этапе развития образования существует несколько концепций физического  развития детей дошкольного возраста. В основе программ лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, который способствуют становлению личности,  раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.

Информация о работе Здоровый образ жизни в ДОУ