Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.
Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература
Функционально - физиометрические признаки также отражают степень физического развития детей, т.к. свидетельствуют о состоянии внутренних органов. К этой группе показателей относятся: пульс, частота дыхания, артериальное давление, жизненная емкость легких, динамометрия и становая сила (показывает силу мышц).
Заболеваемость – очень важный показатель здоровья детского населения. По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, а 30% имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы.
У нас в стране отмечена высокая заболеваемость детей дошкольного возраста. У каждого пятого ребенка дошкольного возраста отмечено хроническое заболевание.
Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами «образом жизни», на 20% - биологическими «особенностями конституции, наследственностью», на 20% - климатогеографическими и экологическими факторами и только на 10% - организацией медицинской помощи.
Ряд из этих факторов оказывается неустранимым ни на уровне личности, ни на уровне коллектива, ни на более высоком уровне «н-р: климатогеографические факторы, генетические факторы». Правильное гигиеническое поведение вполне может снизить степень их неблагоприятного воздействия. Имея информацию о том, что среди близких родственников есть больные сахарным диабетом, ребенок будет, более осознанно относится к требованиям взрослых не переедать сладкого. Целый ряд факторов устраним на уровне личности и коллектива. Это факторы образа жизни. Правильное и полноценное питание, двигательная активность, профилактика вредных привычек смогут способствовать укреплению здоровья, и является мерами, препятствующими развитию болезней.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
Образ жизни – это определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и духовной сферах жизни людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт ее.
Ю.П.Лисицын.
Поскольку деятельность,
активность людей проявляется в
самых различных и
Образ жизни – это деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни.
С образом жизни связывают и такие понятия, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни».
Подменить перечисленными понятиями понятие «образ жизни», конечно, нельзя. Образ жизни включает в себя 4 категории:
1)экономическую – уровень жизни;
2)социологическую – качество жизни;
3)социально-психологическую – стиль жизни;
4)социально-экономическую – стиль жизни.
Уровень жизни – это уровень благосостояния, характеризует количественную сторону условий жизни, к числу показателей уровня жизни относят размеры национального дохода и фонды потребления, размеры реальных доходов населения и их потребление, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и расходов и др.
Уклад жизни – порядок общественной жизни быта, культуры, в рамках которых происходит жизнедеятельность людей.
Стиль жизни – индивидуальная особенность поведения, как одно из проявлений жизнедеятельности, активности. Стиль жизни преимущественно связан с теми проявлениями жизнедеятельности, которые выбираются самим субъектом.
Качество жизни – это качественная сторона условий жизни: качество жилищных условий, питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, взаимоотношениями и т.п.
Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.
В Международном
терминологическом словаре
Здоровый образ
жизни – гигиеническое
1)укрепляющий
здоровье жизненный режим,
2)физическая культура и занятия спортом;
3)рациональное питание;
4)гармонические отношения между людьми;
5)личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;
6)негативное отношение к вредным привычкам , употребление табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами.
Один из ведущих исследователей факторов здорового образа жизни Степанов А.Д. пишет о следующих аспектах здорового образа жизни:
- правильно
организованный, физиологически оптимальный,
приносящий удовлетворение
- достаточная двигательная активность;
- сбалансированное
в качественном и количественно
- достаточный сон;
- отказ от вредных привычек;
- вызывающие
положительные эмоции формы
Все перечисленные факторы и являются, по мнению ученого, принципами здорового образа жизни.
Благоприятные условия – это лишь предпосылка для здорового образа жизни, для реализации его принципов. Так, хорошая обеспеченность пищевыми продуктами – это условия для рационального сбалансированного питания, но при отсутствии соответствующей культуры потребления – путь к избыточному весу и тучности.
Здоровый образ жизни является доступным каждому универсальным способом оптимизации деятельности физиологических систем организма, сохранения и укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
Важность обусловлена:
Во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции. Демографическая ситуация в нашей стране складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, т.к. в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.
Во-вторых, в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большое количество критических периодов в развитии различных функциональных систем организма. Особенно показательно, что этот период приходится 4 из 5 критических периодов в развитии иммунной системы, благодаря чему к концу дошкольного возраста происходит резкое снижение острой заболеваемости, в связи, с чем большинство старших дошкольников переходит в разряд редко болеющих.
Переходы интенсивного развития детского организма резко повышают его чувствительность к внешним воздействиям и грамотно проводимые в этот период оздоровительные мероприятия могут существенно повлиять на улучшение детского здоровья. Например: закаливание, традиционно рекомендованное всеми базовыми программами по дошкольному воспитанию, в старшем дошкольном возрасте, при методически правильном его поведении, приводит к значительному улучшению всех показателей здоровья: снижению респираторной заболеваемости, улучшению функционального состояния всех систем организма, особенно дыхательной, росту физического и моторного развития детей, что играет огромную роль в укреплении здоровья детей перед началом школьного обучения.
В-третьих, на развитие
детского организма влияют не только
внутренние, но и внешние факторы:
климатические, медицинские, педагогические
и др. Несмотря на успехи профилактической медицины, существенного улучшения
состояния здоровья современных детей
не произошло, поэтому, учитывая психосоматическое
единство здоровья, необходимо подключить
к этой работе психологов, педагогов, и
направить совместные медико-психолого-
В-четвертых, в деле формирования здорового образа жизни детей, дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходит усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных моментов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки здорового образа жизни. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно, активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.
Всемирной Организацией
Здравоохранения принято
Педагогам необходимо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущее поколение.
В последние годы в педагогике утвердился компетентностный подход. В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования детей старшего дошкольного возраста рассматриваются начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных жизненных программ. В системе начальных компетентностей ребенка выделяют начальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности.
Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, способность решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, универсальность, переносимость и применимость в различных ситуациях. Они требуют целостного развития ребенка (личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сфер) как субъекта деятельности и поведения. В начальных ключевых компетентностях представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура).
А.Г. Гогоберидзе
отмечает, что в структуре начальных
ключевых компетентностей на первом
месте находится начальная
- соблюдение
личной гигиены, культуры
- определение
и поддержание состояния
- соблюдение правил безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности и ситуациях;
- соблюдение
разумного поведения в
- оказание элементарной
медицинской, психологической
В программных документах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством Образования, большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровом образе жизни и воспитания здоровьесберегающего поведения, задаче развития у детей не только гигиенической культуры, но и физической культуры, а также обеспечения социально-эмоционального благополучия. Поэтому относительно детей дошкольного возраста посещающих ДОУ можно говорить о формировании у них культуры здоровья.
Под «культурой здоровья ребенка» понимается совокупность 3-х компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием медицинской, психологической помощи и самопомощи.
Таким образом, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни можно представить в следующей последовательности: Валеологические знания – Практические умения – Начальная здоровьесберегающая компетентность.
1.7. Обзор
методик здоровьесберегающей
На современном
этапе развития образования существует
несколько концепций