Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.
Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература
2.2. Рациональное питание.
Рациональное питание предлагает учет физиологических потребностей растущего организма в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, воде.
Витамины также играют важную роль. Дефицит некоторых пищевых компонентов (витамина А, цинка, йода) избирательно нарушает процессы роста детей. Обмен веществ и энергии в значительной степени зависит от количественного и качественного состава пищи, поэтому необходимо соблюдать правильное распределение суточного рациона по приемам пищи. Для дошкольников важно умеренное потребление пищи, богатой легкоусвояемыми углеводами – кондитерских изделий, сахара, сладостей. По данным медицинской статистики 70% дошкольников страдает кариесом зубов. Нарушения со стороны органов пищеварения и аллергические проявления являются ведущими в дошкольном возрасте. Поэтому при организации необходимо соблюдение основных условий питания, индивидуальный подход к детям, хорошее пережевывание пищи. Если при организации питания в ДОУ придерживаются этих правил, то в условиях семьи рацион питания детей во многом определяется материальными условиями жизни.
При составлении меню в ДОУ исходят из физиологических потребностей детей в различных пищевых веществах. Дети должны получить питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 часов. Завтра составляет 25% от суточной энергетической ценности рациона, обед – 35%, полдник – 15-20%, ужин – 25%.
В помещении, где едят дети, необходимо создать уютную обстановку. Пищу раздают сразу после ее приготовления. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой комнате непосредственно перед ее раздачей. Следует обращать внимание на внешний вид пищи: красивые, привлекательные блюда способствуют возбуждению аппетита, а значит, лучше усваиваются.
Во время еды важно создать спокойную, доброжелательную обстановку. Нужно поддерживать хорошее настроение детей.
Установлено, что состояние нервной системы сказывается на аппетите. Если ребенок отказывается от какой-либо пищи, следует постепенно приучать его к ней, давая небольшими порциями.
Взрослый обращает особое внимание на гигиенические навыки приема пищи: учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, пользоваться столовыми приборами, в т.ч. и ножом. Во время еды дети не должны спешить, играть, отвлекаться, набивать полный рот и разговаривать при этом. Воспитатель учит детей пользоваться салфеткой.
Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра – 1 раз в месяц она подсчитывает энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.
Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене.
Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание го в чистоте.
Соблюдение правил личной и общественной гигиены необходимо для предупреждения попадания инфекций в организм:
- мытье рук перед едой, после посещения туалета, после возвращения с улицы, по мере необходимости;
- не использовать питьевую воду из неизвестного источника;
- употребление в пищу мытых овощей и фруктов;
- пользоваться
только личными предметами
- уход за полостью рта и кожей;
- немедленная обработка ссади и царапин.
Осознанное выполнение этих правил ведет к формированию у ребенка навыков, которые доводятся до автоматизма, т.е. для их выполнения не требуется внешнего контроля.
Используется показ, объяснения, художественнее произведения, игровые упражнения и игры. Большое значение имеют также оценка поведения ребенка взрослым, единство требований дошкольного учреждения и семьи, создание благоприятного микроклимата.
2.4. Физическое воспитание.
В исследованиях
А.Г.Сухарева выявлена тесная корреляционная
зависимость между уровнем
Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, обладает обратным эффектом – дает торможение роста. Поэтому педагог должен контролировать двигательный режим ребенка, не допуская гипокинезии, ни занятие такими упражнениями или работы, которые могут вредно отразиться на физическом развитии. Рационально построенная система занятий физическими упражнениями, с учетом биологических закономерностей развития организма, позволяет достичь соразмерного и согласованного развития всех форм и функций организма.
Малоподвижный образ жизни наоборот может явиться источником болезней (сердца, опорно-двигательного аппарата, нарушения обмена веществ и др.). Первое место в группе морфофункциональных отклонений в детской популяции занимают отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата (утолщение стопы, нарушение осанки, слабость мышц живота). Второе-третье ранговое место занимают отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.
По мнению врачей-гигиенистов, многочисленные функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы у детей свидетельствуют о недостаточной тренированности аппарата кровообращения в результате неполного удовлетворения жизненно важной потребности в движении.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю. Физкультурное занятие состоит из 3 частей: водой, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Продолжительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе – 15 минут;
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной группе – 30 минут.
Цель водой части – повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием водой части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию.
Завершается эта часть построение детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений.
Основная часть включает 3 элемента – упражнения общерзвивающего характера, обучение основным движениям, подвижную игру. Упражнения общеразвивающего характера даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника. Общеразвивающие упражнения выполняются в зале, где можно использовать разнообразные пособия ( обручи, булавы, мячи, флажки, скакалки, шесты, канаты). В старшем дошкольном возрасте рекомендуется выполнять упражнения и с пособиями, и без предметов. Упражнения выполняются из разных исходных положений – стоя, лежа на спине, животе или сидя. Это способствует повышению качества движения, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц. Используется индивидуальный, фронтальный, групповой, поточный способы.
Индивидуальный способ – воспитатель разучивает упражнение с одним ребенком, а остальные в этот момент наблюдают и по мере освоения техники упражнения начинают его выполнять.
Фронтальный способ – выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно.
Групповой способ – формируется 3-4 подгруппы, каждая получает задание.
Поточный способ – выполнение упражнений по очереди. Используется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств.
Последний элемент основной части – подвижная игра – в значительной степени обогащает двигательный режим, способствуя развитию всех физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировке тормозных процессов. Она дает детям максимальную двигательную разрядку.
Для восстановления
частоты пульса и подведения итога
занятия оно завершается
Одно из 3 занятий, предусмотренных программой детского сада, должно проводиться на воздухе. Занятия на воздухе не могут и не должны заменять занятий в зале, они дополняют друг друга в достижении конечной цели – укрепления здоровья, развитии движений и совершенствования двигательных качеств.
Структура занятия и продолжительность отдельных структурных частей: вводная часть – 2-6 минут, основная – 15-20 минут (в том числе 3-7 минут – общеразвивающие упражнения, 8-12 минут – основные движения, 4-6 минут – подвижная игра). Заключительная часть – 2-3 минуты.
Физическая
нагрузка определяется по динамике пульса.
Правильно построенное занятие
с достаточной степенью нагрузки
характеризуется его учащением
после водной части не менее чем
на 20-25%, после общеразвивающих
Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.
В группе 3-4 летнего возраста тренирующий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не менее лет) – не менее 130-140 ударов, в старших группа (5- ударов. Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом.
Важным требованием, предъявляемым к организации физкультурного занятия, является индивидуализация нагрузки. Состояние здоровья и оценка физического развития определяется врачом, им же даются назначения индивидуального характера в отношении физических нагрузок детей.
План физкультурного занятия определяется характером учебной работы. На одних занятиях даются как новые упражнения, так и совершенствуемые (1/3 новых, 1/3 углубленно разучиваемых, 1/3 находящихся на этапе закрепления и совершенствования); на других – периодически проверяется степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения. На третьих – упражнения на этапе совершенствования движений.
Начиная с младшей группы, ежедневно проводится утренняя гимнастика. Она включает в себя упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях, и состоит из 3 частей. Включение в утреннюю гимнастику уже разученных упражнений позволяет создавать у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их. Музыкальное сопровождение поднимает настроение детей, способствует успешному овладению программным материалом.
В старшей и подготовительной к школе группах на занятиях с большой умственной нагрузкой, а также в перерывах между ними проводятся физкультминутки. В перерывах между занятиями можно давать упражнения с мячами, скакалками, детскими тренажерами, а также подвижные игры, игры-эстафеты.
Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры с правилами.
Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами.
Эмоциональный положительный настрой, сопровождающий игру, является важным фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных основ личности.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит от типологических особенностей нервной системы. Одновременно двигательная активность тренирует нервную систему, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Подбор и
планирование подвижных игр определяются
уровнем физического и
Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, придает им уверенности, вызывает стремление к совершенствованию. Педагог должен следить за нагрузкой и эмоциональным состоянием каждого ребенка. Правильное руководство игрой помогает ребенку понять себя и своих товарищей, обеспечивает реализацию его творческих способностей, оказывает психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие.