Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.
Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература
Индивидуальная работа направлена на формирование двигательных умений и навыков, активизацию малоподвижных детей, снижение нагрузки у гиперактивных детей и улучшение психофизического развития ослабленных детей. В свободное от занятий время индивидуальная работа проводится с отстающими, средними и моторно-одаренными детьми. Задача педагога – не только оптимизировать двигательную активность детей, но и обеспечить здоровьеформирующую функцию физических упражнений и подвижных игр.
Со 2 младшей группы 1 раз в месяц организуются физкультурные досуги.
В средней и старших группах 2-3 раза в год проводятся физкультурные праздники.
Закаливание является составной частью физического воспитания детей.
Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье.
Лучшими средствами закаливания являются естветственные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливается к определенным условиям внешней среды, вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры, простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
На каждого ребенка заводят специальную карту, в которой ежедневно отмечают температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, реакцию на нее ребенка.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Эффективным средство закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту. Затем детей приучают ходить босиком и в помещении.
Оздоравливающее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок. Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их использовании.
В ДОУ закаливание солнцем осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40-50 минут
Вода является эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общении (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне или открытом водоеме).
При обливании водой, купании в открытом водоеме на организм оказывают влияние не только температура воды, но и ее давление, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источника – еще и химический состав воды.
Обтирание после любой водной процедуры сухим полотенцем является одновременно массажем и способствует лучшему кровенаполнению кожи, е питанию. Водные процедуры – возбуждающее и тонизирующее средство, проводить их следует после утреннего или дневного сна. Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур: умывание (ежедневно проводится не только с гигиенической, но и с оздоравливающей целью), ножных ванн, обливания ног (прохладную воду лить на теплые ноги ребенка), контрастного обливания, обливании я всего тела при температуре воздуха не ниже 23° С, купания в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море).
Закаливающие мероприятия проводятся под руководством врача, который с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Важным условием формирования личности ребенка является институт семьи, который трансформируется под воздействием исторических изменений, смены общественного строя. Трансформации института семьи в Росси на современном этапе частично совпадают с аналогичными процессами в экономически развитых странах: происходит увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развиваются альтернативные формы семейных отношений (незарегистрированный брак), изменяются ролевые нагрузки в семье. В России ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, что отрицательно влияет на качество выполняемых ими функций.
Основы здоровья закладываются в семье, она же является и основной социальной средой развития человека, особенно в детском возрасте. Поэтому изучение характера и направленности влияния семьи на формирование здоровья детей особенно актуально. Можно выделить характеристики семей, оказывающие влияние на состояние здоровья и уровень развития детей:
- состав семьи (полная или неполная семья)
- доходы семьи и питание ребенка
- образование родителей.
Характеристики здоровья детей, проживающих в полных и неполных семьях, имеют различия. Здоровье детей в полных семьях лучше, чем в неполных. Различные аспекты функционирования семьи оказывают влияние на состояние здоровья и благополучие детей опосредованно – через социально-психологические факторы, в том числе и семейный микроклимат. Напряженные отношения в семье, ссоры влияют на состояние здоровья детей. Так в дружных семьях без ссор увеличивается доля здоровых детей, в семьях же с частными ссорами все 7-летник здоровые дети к 13 годам имеют различные заболевания. Наибольший удельный вес детей с хроническими заболеваниями отмечается в семьях с частными ссорами и напряженными взаимоотношениями.
Все вышесказанное
свидетельствует о влиянии
Достаточные для нормально жизни доходы являются лишь условием для реализации ответственного отношения родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Уровень благосостояния еще не гарантирует грамотной организации питания ребенка. Есть малообеспеченные семьи, в которых родители в ущерб себе стараются обеспечить детям здоровое питание: покупают им фрукты, мясо, овощи. В то же время в некоторых богатых семьях родители из-за сильной занятости на работе не уделяют должного внимания питанию детей. В семьях с высоким достатком причинами плохой обеспеченности детей продуктами питания названы отказ ребенка от употребления некоторых продуктов, нехватка времени на приготовление пищи, ограничение в употреблении некоторых продуктов, связанное с состоянием здоровья ребенка. В семьях с низким и средним уровнем доходов преобладают причины такие, как: недостаток денег на приобретение продуктов питания, ограничение в употреблении продуктов в связи с отклонениями в состоянии здоровья ребенка.
Плохое питание
детей и связанная с этим недостаточная
обеспеченность их микроэлементами
и витаминами, по данным ВОЗ, может
приводить к таким
Важным фактором, влияющим на формирование физического потенциала ребенка, является образование родителей. Этому есть два объяснения:
1.Хороший уровень образования определяет более ответственно отношение людей к здоровью своему и своих детей.
2.Образованные
родители более грамотны в
вопросах профилактики и
Ранняя выявляемость заболеваний у детей во много зависит от своевременного обращения к врачам-специалистам. Семьи, своевременно обращающиеся к врачу при первых признаках болезни, своевременно и полностью выполняют все его рекомендации. Родители, которые пытаются лечить ребенка сами или обращаются к врачу уже при тяжелом состоянии ребенка, чаще имеют среднее или незаконченное среднее образование. В целом же медицинская активность родителей по мере взросления ребенка падает. Образование матери влияет и на организацию питания ребенка. Многие мамы, имеющие высшее образование, в качестве профилактики заболеваний называют регулярное употребление витаминов, а мамы с незаконченным средним образованием вообще не используют витамины в питании ребенка.
Родители, получившие высшее образование более ответственно подходят к оценке качества употребляемых продуктов (следят за маркировкой, сроком годности употребляемых продуктов, выбирают продуктов надежных, проверенных производителей, отдают предпочтение натуральным продуктам без красителей и других добавок), чем родители с незаконченным средним образованием.
Что касается семей,
соблюдающих оздоровительную
Подводя итоги, отметим, что семья играет важную роль в формировании здоровья детей. Особенно важными в этом этапе являются социально-экономические характеристики семьи - ее состав и доходы, питании е ребенка, образование родителей. Для повышения уровня детского здоровья, в связи с выявленными неблагоприятными факторами, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить усилия на таких направлениях, как повышение социально-гигиенической грамотности и медицинской активности родителей.
Вывод:
ЗОЖ у детей дошкольного возраста не может сформироваться полностью без слагаемых:
- режим дня;
- рациональное питание;
- культурно-гигиенические навыки;
- физическое воспитание;
- роль семьи.
Глава
3. Опытно-экспериментальная
3.1. Констатирующий эксперимент.
Цель эксперимента: выявить
уровень знаний детей о здоровье;
анкетирование родителей о
С целью определения перспектив взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка, полезно обращаться к анализу действительности. Остановимся на итогах анкетирования, участниками которого стали 23 родителя, дети которых посещают ДОУ.
В ходе опроса нас интересовало:
1. Как они оценивают здоровье ребенка?
2. Соблюдают ли режим дня?
3. Выполняют ли физические упражнения дома и с кем?
4. Какова длительность сна?
5. Какие закаливающие процедуры проводятся дома?
Анализ ответов показал, что 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее, 47% указывают на изменение здоровья ребенка за время посещения детского сада (из них 36% оно улучшилось, у 9% ухудшилось). Выводы родителей нацеливают на необходимость регулярного формирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого. 24% родителей отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровью ребенка.
Для эксперимента
мы выбрали 2 группы детей, одна группа
более менее имеет
Чтобы это узнать, с детьми мы проводили беседы с целью узнать, как они понимают, что такое здоровье? Были заданы следующие вопросы:
1. Как ты понимаешь, что такое здоровье?
2. Какие гигиенические процедуры ты знаешь?