Здоровый образ жизни в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выяснить роль представлений детей о здоровье и приобщении к основам образа жизни.

Задачи:
1. Изучить литературу о проблеме здорового образа жизни.
2. Выявить уровень показателей здорового образа жизни детей.
3. Провести работу по развитию представлений о здоровом образе жизни дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальность проблемы приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.1. Выдающиеся педагоги и психологи о здоровом образе жизни.
1.2. Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
1.3. Факторы, определяющие здоровье.
1.4. Факторы, влияющие на здоровье.
1.5. Понятие «Образ жизни», «Здоровый образ жизни».
1.6. Важность приобщения детей к здоровому образу жизни.
1.7. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ.
Глава 2. Специфика формирующих слагаемых ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2.1. Организация режима дня.
2.2. Рациональное питание.
2.3. Культурно-гигиенические навыки.
2.4. Физическое воспитание.
2.5. Роль семьи в формировании здоровья ребенка.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная  работа направлена на формирование двигательных умений и навыков, активизацию малоподвижных детей, снижение нагрузки у гиперактивных детей и улучшение психофизического развития ослабленных детей. В свободное от занятий время индивидуальная работа проводится с отстающими, средними и моторно-одаренными детьми. Задача педагога – не только оптимизировать двигательную активность детей, но и обеспечить здоровьеформирующую функцию физических упражнений и подвижных игр.

Со 2 младшей  группы 1 раз в месяц организуются физкультурные досуги.

В средней и старших группах 2-3 раза в год проводятся физкультурные праздники.

Закаливание является составной частью физического воспитания детей.

Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье.

Лучшими средствами закаливания являются естветственные силы природы: воздух, солнце и вода.

Цель закаливания  – выработать способность организма  быстро приводить работу органов  и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливается к определенным условиям внешней среды, вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

В результате закаливания  ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры, простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

На каждого  ребенка заводят специальную  карту, в которой ежедневно отмечают температуру воздуха, воды, продолжительность  процедуры, реакцию на нее ребенка.

Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Эффективным средство закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту. Затем детей приучают ходить босиком и в помещении.

Оздоравливающее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации  дневного сна и прогулок. Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их использовании.

В ДОУ закаливание  солнцем осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Непрерывное пребывание детей  под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40-50 минут

Вода является эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры  могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общении (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне или открытом водоеме).

При обливании  водой, купании в открытом водоеме  на организм оказывают влияние не только температура воды, но и ее давление, а при  приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источника – еще и химический состав воды.

Обтирание после  любой водной процедуры сухим  полотенцем является одновременно массажем и способствует  лучшему кровенаполнению  кожи, е питанию. Водные процедуры – возбуждающее и тонизирующее средство, проводить их следует после утреннего или дневного сна. Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур: умывание (ежедневно проводится не только с гигиенической, но и с оздоравливающей целью), ножных ванн, обливания ног (прохладную воду лить на теплые ноги ребенка), контрастного обливания, обливании я всего тела при температуре воздуха не ниже 23° С, купания в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море).

Закаливающие  мероприятия проводятся под руководством врача, который с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.

 

2.5. Роль  семьи в формировании здоровья ребенка.

Важным условием формирования личности ребенка является институт семьи, который трансформируется под воздействием исторических изменений, смены общественного строя. Трансформации института семьи в Росси на современном этапе частично совпадают с аналогичными процессами в экономически развитых странах: происходит увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развиваются альтернативные формы семейных отношений (незарегистрированный брак), изменяются ролевые нагрузки в семье. В России ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, что отрицательно влияет на качество выполняемых ими функций.

Основы здоровья закладываются в семье, она же является и основной социальной средой развития человека, особенно в детском  возрасте. Поэтому изучение характера  и направленности влияния семьи  на формирование здоровья детей особенно актуально. Можно выделить характеристики семей, оказывающие влияние на состояние здоровья и уровень развития детей:

- состав семьи  (полная или неполная семья)

- доходы семьи  и питание ребенка

- образование  родителей.

Характеристики  здоровья детей, проживающих в полных и неполных семьях, имеют различия. Здоровье детей в полных семьях лучше, чем в неполных. Различные аспекты функционирования семьи оказывают влияние на состояние здоровья и благополучие детей опосредованно – через социально-психологические факторы, в том числе и семейный микроклимат. Напряженные отношения в семье, ссоры влияют на состояние здоровья детей. Так в дружных семьях без ссор увеличивается доля здоровых детей, в семьях же с частными ссорами все 7-летник здоровые дети к 13 годам имеют различные заболевания. Наибольший удельный вес детей с хроническими заболеваниями отмечается в семьях с частными ссорами и напряженными взаимоотношениями.

Все вышесказанное  свидетельствует о влиянии состава  семьи на здоровье детей. Это обусловлено  факторами риска для здоровья ребенка, воспитываемого в неполной семье. Данные факторы, в свою очередь, связаны с социально-бытовой и жилищной неустроенностью семьи, из-за материального недостатка, либо дополнительной трудовой занятости матери, а также низкой медицинской активности семьи. Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредственное воздействие. Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Низкий уровень доходов обуславливает невысокую покупательскую способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т.д. Если большая часть дохода используется только на приобретение минимально-необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные).

Достаточные для  нормально жизни доходы являются лишь условием для реализации ответственного отношения родителей к своему здоровью и здоровью своих детей. Уровень благосостояния еще не гарантирует грамотной организации питания ребенка. Есть малообеспеченные семьи, в которых родители в ущерб себе стараются обеспечить детям здоровое питание: покупают им фрукты, мясо, овощи. В то же время в некоторых богатых семьях родители из-за сильной занятости на работе не уделяют должного внимания питанию детей. В семьях с высоким достатком причинами плохой обеспеченности детей продуктами питания названы отказ ребенка от употребления некоторых продуктов, нехватка времени на приготовление пищи, ограничение в употреблении некоторых продуктов, связанное с состоянием здоровья ребенка. В семьях с низким и средним уровнем доходов преобладают причины такие, как: недостаток денег на приобретение продуктов питания, ограничение в употреблении продуктов в связи с отклонениями в состоянии здоровья ребенка.

Плохое питание  детей и связанная с этим недостаточная  обеспеченность их микроэлементами  и витаминами, по данным ВОЗ, может  приводить к таким последствиям, как снижение иммунитета, нарушение  физического и психического развития. В семьях, отметивших плохую орагнизацию питания ребенка, вырос удельный вес детей с хроническими заболеваниями и часто болеющих. Сбалансированное питание является залогом нормального физического развития детского организма. Недостаток питания приводит к дефициту массы детей.

Важным фактором, влияющим на формирование физического  потенциала ребенка, является образование  родителей. Этому есть два объяснения:

1.Хороший уровень  образования определяет более  ответственно отношение людей  к здоровью своему и своих детей.

2.Образованные  родители более грамотны в  вопросах профилактики и лечения  заболеваний детей, их воспитания, формирования у них определенных  поведенческих и ценностных установок,  что положительно сказывается  на становлении всей системы  способностей, знаний и реакций ребенка.

Ранняя выявляемость заболеваний у детей во много  зависит от своевременного обращения  к врачам-специалистам. Семьи, своевременно обращающиеся к врачу при  первых признаках болезни, своевременно и  полностью выполняют все его рекомендации. Родители, которые пытаются лечить ребенка сами или обращаются к врачу уже при тяжелом состоянии ребенка, чаще имеют среднее или незаконченное среднее образование. В целом же медицинская активность родителей по мере взросления ребенка падает. Образование матери влияет и на организацию питания ребенка. Многие мамы, имеющие высшее образование, в качестве профилактики заболеваний называют регулярное употребление витаминов, а мамы с незаконченным средним образованием вообще не используют витамины в питании ребенка.

Родители, получившие высшее образование более ответственно подходят к оценке качества употребляемых продуктов (следят за маркировкой, сроком годности употребляемых продуктов, выбирают продуктов надежных, проверенных производителей, отдают предпочтение натуральным продуктам без красителей и других добавок), чем родители с незаконченным средним образованием.

Что касается семей, соблюдающих оздоровительную диету  детей, то их удельный вес является незначительным независимо от образования родителей. Это связано с трудностями в организации диетпитания, которое требует затрат времени, денежных средств и усилий со стороны семьи. Дано обстоятельство вызывает тревогу, так как диетическое питание лежит в основе сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Подводя итоги, отметим, что семья играет важную роль в формировании здоровья детей. Особенно важными в этом этапе  являются социально-экономические  характеристики семьи - ее состав и  доходы, питании е ребенка, образование  родителей. Для повышения уровня детского здоровья, в связи с выявленными неблагоприятными факторами, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить усилия на таких направлениях, как повышение социально-гигиенической грамотности и медицинской активности родителей.

 

Вывод:

ЗОЖ у детей дошкольного возраста не может сформироваться полностью без слагаемых:

- режим дня;

- рациональное  питание;

- культурно-гигиенические  навыки;

- физическое  воспитание;

- роль семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа.

3.1. Констатирующий  эксперимент.

Цель эксперимента: выявить  уровень знаний детей о здоровье; анкетирование родителей о здоровом образе жизни.

С целью определения  перспектив взаимодействия ДОУ и  семьи в воспитании здорового  ребенка, полезно обращаться к анализу действительности. Остановимся на итогах анкетирования, участниками которого стали 23 родителя, дети которых посещают ДОУ.

В ходе опроса нас  интересовало:

1. Как они  оценивают здоровье ребенка?

2. Соблюдают  ли режим дня?

3. Выполняют  ли физические упражнения дома и с кем?

4. Какова длительность  сна?

5. Какие закаливающие  процедуры проводятся дома?

Анализ ответов  показал, что 63% опрошенных родителей  оценивают здоровье ребенка как  хорошее, 47% указывают на изменение  здоровья ребенка за время посещения детского сада (из них 36% оно улучшилось, у 9% ухудшилось). Выводы родителей нацеливают на необходимость регулярного формирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого. 24% родителей отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровью ребенка.

Для эксперимента мы выбрали 2 группы детей, одна группа более менее имеет представление  о здоровье, вторая группа не совсем понимает, что такое здоровье.

Чтобы это узнать, с детьми мы проводили беседы с целью узнать, как они понимают, что такое здоровье? Были заданы следующие вопросы:

1. Как ты понимаешь,  что такое здоровье?

2. Какие гигиенические  процедуры ты знаешь?

Информация о работе Здоровый образ жизни в ДОУ