Формирование имиджа политика (на примере президента Франции Николя Саркози)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия политического имиджа и исследование особенностей его формирования в информационном обществе.


Поставленные задачи:
- рассмотреть наиболее характерные элементы и структуру политического имиджа;

- исследовать стратегию и тактику конструирования имиджа политика;

- изучить технологию формирования имиджа политика;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….… 1
Глава I. Политический имидж .................................................................... 2
Понятие, сущность и структура политического имиджа...…………….… 2
Стратегия и тактика конструирования имиджа политика……………….. 6
Глава II. Технология формирования имиджа политика…………………13
Методы построения политического имиджа ……………………………...13
Технология конструирования имиджа политика ……………………....…16
Защита имиджа политика …………………………………………………..18
Глава III. Политический имидж Николя Саркози………………………...23
Николя Саркози против Сеголен Руаяль на дебатах………………….…. 33
Заключение……………………………………………………………….….38
Список литературы ……………………………………………………....…39

Файлы: 1 файл

Основные инструменты в имеджелогии.docx

— 90.45 Кб (Скачать файл)

 

1.  Моральные характеристики:                     2. Профессиональные характеристики:

—              честность;                                                —              компетентность, образованность;

—              порядочность;                                          —              деловитость;

—              справедливость;                                      —              работоспособность;

—              принципиальность;                                 —              напористость;

—              обязательность;                                       —              способность вести людей за собой;

—              бескорыстность и др.                              —              жесткость;                                                                           

 —              властность;                                                                           

 —              ответственность;                                                   

                          —              решительность и др. 

 

3.              Социальные характеристики:                4.              Персональные характеристики:

—              забота о людях;                                          — физические и

—              близость проблем народа;                психофизиологические особенности      

—              доброта;                                                      — характер;

—              человечность;                                             — тип личности;

—              отзывчивость и др.                                     — индивидуальный стиль                                                                                 

 принятия решения  и др. 

 

 

   Таким образом, политический  имидж—это специально моделируемый, устойчивый эмоционально окрашенный  образ, возникающий на основе  доминирующих в данный момент  мифов и стереотипов, формирующий  социально-психологические установки,  определяющие поведение человека  в политической сфере общества.  

 

 

 

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ

ИМИДЖА  ПОЛИТИКА. 

 

Политическая имиджелогия  представляет собой организацию сложной системы отношений политик — имиджмейкер — целевая аудитория. Как правило, имидж формируется в соответствии с заданной целью, которая актуальна в данный момент. При этом стратегия конструируемого имиджа всегда определяется исходя из требований и ожиданий целевых аудиторий. Формирование имиджа — это сложный и многоступенчатый процесс, который проходит ряд этапов.

1. Определение ожиданий  и требований целевой аудитории  к данному политику, т.е. какие  качества хочет, а какие не  хочет видеть в политике население. Каждый сегмент целевой аудитории обладает своими представлениями о политическом процессе, идеологическими предпочтениями и присущим ему мироощущением. Эти требования задают необходимый вектор любой имиджевой кампании.

2. Поиск необходимых  характеристик конструируемого  имиджа, т.е. отбор тех желаемых качеств, которые целевая аудитория считает важными и необходимыми в данный момент для конкретного политика. Важным также является определение реальных сильных и слабых сторон имиджевого объекта, т.е. необходимо знать не только позитивные, но и негативные черты, присущие объекту восприятия.

3. Внедрение отобранных  характеристик в образ политика  или партии должно соответствовать  требованиям и ожиданиям целевой  аудитории. При этом необходимо  усиливать положительные (желаемые) черты объекта, востребованные в данный момент.

4. «Продажа», продвижение  сформированного образа населению с помощью средств массовых коммуникаций, политического консультирования, политической рекламы, специальных PR-мероприятий, личных встреч и т.д. Очень важно создание таких контекстов, где эти отобранные характеристики могут наилучшим способом проявляться.

5. Перевод отобранных  характеристик в разные контексты  (визуальный, вербальный, событийный, семейный  и т.д.). При этом основными каналами  информации должны быть визуальные и событийные сообщения, так как они легко преодолевают «барьеры» недоверия и пользуются большим доверием у населения, чем вербальные коммуникации.

6. Постоянная корректировка  основных параметров имиджа в  соответствии с  изменяющимися требованиями целевой аудитории и неизбежными искажениями, вносимыми каналами трансляции  и способами массового тиражирования имиджа.  

    

 Важной задачей  имиджмейкера является построение  основного «каркаса» предварительной модели будущего имиджа, к которому затем присоединятся дополнительные имиджевые характеристики. Основной каркас имиджа формируется в результате социально-психологического мониторинга, в ходе которого устанавливается набор негативных и позитивных имиджевых характеристик того или иного политика.

Опираясь на данные мониторинга, можно определить основные имиджевые характеристики современного политика, который в большей или меньшей степени соответствует ожиданиям населения.

Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин в своей книге «Психологические основы паблик рилейшнз» предлагает следующий  набор характеристик, соответствующих социальным ожиданиям населения относительно моделей политического лидера:       

            

 Основные имиджевые  характеристики современного                                     

 политического  лидера.

Личностные 

Профессиональные

Социальные

Честность,

Образованность,

Доброта,

опытность,

компетентность,

человечность,

порядочность,

деловитость,

забота  о людях,

обязательность,

напористость,

глубокая  заинтересо-

решительность,

работоспособность,

ванность  в разрешении

справедливость,

оперативность и

проблем, имеющихся в

бескорыстность,

креативность  мышле-

обществе,

способность к творче-

ния,

правдивость и благора-

ству,

общительность как

зумие,

принципиальность,

способность к интен-

открытость  для других

энергичность,

сивным  и многочислен-

и др.

интуиция,

ным коммуникациям,

 

широта  культурного

стремление  к новым

 

кругозора и др.

контактам,

 
 

эмоциональная устой-

 
 

чивость в стрессовых

 
 

ситуациях и др.

 

 

   

 Не стоит  забывать, что набор качеств и  их значимость имеют свойство  изменяться в силу различных обстоятельств, а именно региональной, временной и национальной специфики, т.е. зависят от конкретной ситуации. В процессе конструирования каркаса имиджа следует учитывать определенную инертность и консервативность массового сознания, которое не допускает резких изменений имиджа данного политика, так как оно стремится придерживаться привычного, знакомого образа политического лидера[5].    

 Имидж формируется  в процессе воздействия тщательно  отобранных имиджмейкером характеристик  реального объекта, который происходит  в «принудительном» и интенсивном  режиме. Такие характеристики отбираются целенаправленно, чтобы безошибочно преодолевать разнообразные «барьеры», «пороги» восприятия целевой аудитории. Имиджмейкер стремится отобрать те характеристики, которые заранее «обречены на успех». 

 

 

                      Имиджевые характеристики в  политике условно делятся:

а)  психофизиологические (активность, агрессивность, сила и мощь, а также противоположные им); 

 

б) личностно-коммуникативные (связанные с каналом передачи информации, такие, как фото- или телегеничность, тембр голоса и т.д.);

в) социальные (моделирование  чисто человеческих качеств, воспринимающихся людьми, как доброта, отзывчивость, открытость для других и т.п.);

г)  мифосимволические (подводящие объект к имеющимся у целевой аудитории стереотипным представлениям);

д) профессиональные (отражающие требования и ожидания массовой аудитории по отношению  к внешним и частично внутренним представлениям о данной профессии);

е) контекстные  характеристики, зависящие от имиджа оппонента политика («сильный» на фоне «слабого»). При этом все моделируемые характеристики имиджа должны входить в резонанс с системой представлений, существующих в сознании среднего человека, на психику которого и планируется осуществить воздействие. Основная задача имиджмейкера — это поиск возможностей технической реализации имиджевых характеристик в вербальной, визуальной, контекстной и событийной сферах.

Поскольку имидж  — это «виртуальная реальность»  и большинство населения не имеет личных контактов с политиком, а только с его «виртуальным двойником», постольку следует менять не самого политика, а его имидж. Эта аксиома лежит в основе имиджевых технологий. Первоочередной задачей в процессе конструирования имиджа политика является сближение его с населением. Это закон политического имиджмейкинга. Формирование имиджа политического лидера на всем протяжении его политической карьеры — это взаимообусловленный процесс от населения к политику и от политика к населению. В ходе этого встречного движения и разыгрывается тот миф, который как бы подспудно лежит в глубинах коллективной психики. В этом смысле политическая кампания представляет собой оживший на время мифологический сюжет. Это миф, который в восприятии населения становится желаемой и привлекательной реальностью, мотивирующей социально-политическое поведение целевых групп. Формирование имиджа — это длительный и многообразный процесс, в ходе которого постоянно вносятся корректировки после каждой встречи с населением, того или иного политического события, реакции оппонентов, получения новых данных социологических опросов.     

 Разработка  стратегии построения политического  имиджа начинается с проведения качественных и количественных политических, психологических и социологических исследований, позволяющих оценить, с одной стороны, имеющиеся у населения представления о данном политике, партии, а с другой — потребности целевых аудиторий, которые должны быть удовлетворены политиками, претендующими на определенные посты в структуре власти. Имиджевые стратегии разрабатываются на основе тех или иных выделяемых особенностей «стратегического образа», который нужно сформировать у целевой аудитории. Понятие «стратегический образ» в научный оборот ввели ученые Е.В. Егорова-Гантман и К.В. Плешаков, которые выделяют следующие характеристики:

1). Этот образ  является регионально обусловленным.  Региональная обусловленность стратегического образа может быть связана с множеством различных факторов:

а) культурная специфика может влиять на предпочтения населения столь же значительно, как и уровень образования; б) экономическая ситуация серьезно влияет на восприятие политика или партии, но не менее влиятельным оказывается уровень преступности в регионе и т.п. При проведении имиджевых кампаний нельзя опираться на предыдущий опыт, имеющийся в других регионах.

2). Стратегический  образ обусловлен временем. Нежелательно повторно использовать один и тот же имидж, даже если он и приносил успех в предыдущих политических кампаниях. Разные времена требуют разных героев.

3). Такой образ  связан с изменчивостью потребностей  населения. Он находится в относительной динамике. В один период времени главной неудовлетворенной потребностью большинства населения может стать элементарная потребность в нормальной пище и товарах, позже акцент в его основных потребностях может сместиться на безопасность и порядок, затем на рост благосостояния и т.д.

4). Стратегический  образ обусловлен демографическим  фактором. Вопрос о возрасте и поле целевых аудиторий является весьма серьезным, особенно если речь идет о регионах с определенной изменчивостью демографической картины (например, в сельских районах идет значительное старение населения).

5). Стратегический  образ зависит от этнопсихологического  фактора. Это требует учета  национального состава населения,  его национальной психологии, культуры, традиций, реальных и потенциальных  межнациональных конфликтов, миграции  на национальной основе и т.п.

6). Важную роль  играют ситуативные факторы. Внезапное  изменение политической ситуации в регионе, стране или произошедшие непредвиденные события в жизни самого политика требуют корректировки стратегического образа[6].   

 В имиджелогии,  как и в других социально-гуманитарных  науках, с 70-х годов 

XX в. широко используется  для диагностики и коррекции поведения того или иного объекта понятие «социальная технология».

Социальная технология — это способ реализации проекта  воздействия на какой-либо объект, рационально  расчлененный на отдельные процедуры  и операции, направленные на поддержание или преобразование объекта в соответствии с заданным параметрами[7]. Социальные технологии в политике разрабатываются в соответствии с потребностями партий, движений, общественных объединений, государственных структур и т.п., связанными с сознательным воздействием на процессы и структуры в целях их оптимизации или изменений. Технологизация означает рациональную организацию деятельности, которая характеризуется определенными признаками: а) расчленением процесса на ряд последовательных операций (этапы, фазы, ступени и т.п.); б) режимом работы, т.е. сроки и конкретные рубежи достижения конкретной цели; в) обязательностью выполнения заданных операций (процедур), т.е. технологической дисциплиной.

Информация о работе Формирование имиджа политика (на примере президента Франции Николя Саркози)