Формирование имиджа политика (на примере президента Франции Николя Саркози)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия политического имиджа и исследование особенностей его формирования в информационном обществе.


Поставленные задачи:
- рассмотреть наиболее характерные элементы и структуру политического имиджа;

- исследовать стратегию и тактику конструирования имиджа политика;

- изучить технологию формирования имиджа политика;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….… 1
Глава I. Политический имидж .................................................................... 2
Понятие, сущность и структура политического имиджа...…………….… 2
Стратегия и тактика конструирования имиджа политика……………….. 6
Глава II. Технология формирования имиджа политика…………………13
Методы построения политического имиджа ……………………………...13
Технология конструирования имиджа политика ……………………....…16
Защита имиджа политика …………………………………………………..18
Глава III. Политический имидж Николя Саркози………………………...23
Николя Саркози против Сеголен Руаяль на дебатах………………….…. 33
Заключение……………………………………………………………….….38
Список литературы ……………………………………………………....…39

Файлы: 1 файл

Основные инструменты в имеджелогии.docx

— 90.45 Кб (Скачать файл)

В имиджелогии также  используются технологии по конструированию  того или иного имиджа персоны  или организации. Формирование политического имиджа начинается с постановки цели, так как нет цели — нет имиджа. Четко сформулировав цели, можно определить те характеристики, которые должны соответствовать желаемому политическому имиджу. Цели ставятся исходя из требований аудитории. Знание требований, ожиданий, а также языка (жаргона) простых людей позволяет более успешно адаптировать имиджевые характеристики в их сознании.   

 Определив цель, необходимо, во-первых, разработать  имиджевую стратегию, направленную  на формирование «стратегического образа», который нужно внедрить целевым аудиториям через манипуляцию символами и образами, заставить население поверить, что данный политик соответствует ее потребностям и ожиданиям.

Во-вторых, чтобы  реально определить, какой политик  нужен населению, сегодня необходимо постоянно проводить социологические опросы, психологические и политические исследования, т.е. систематически осуществлять мониторинг общественного мнения и настроения в отношении тех или иных политиков, партий, общественных движений и т.п.

В-третьих, зная требования и ожидания целевой аудитории  в отношении желаемого образа политического лидера, необходимо внимательно рассмотреть реальные позитивные и негативные характеристики данного политика, выявить, какие его качества подлежат усилению, а что, напротив, должно быть устранено из будущего имиджа.

В-четвертых, самый  сложный этап — это внедрение  и продвижение «стратегического образа» конкретного политика в массовое сознание с помощью имиджевых технологий, таких, как: - разработка имиджевой легенды (мифа) политика;

- создание необходимых  перфомансов; 

- поиск и внедрение  оптимального для данного политика  типажа;

- способы защиты  имиджа;

- широкое использование  эффективных коммуникативных методов воздействия на целевые аудитории.

В-пятых, необходимо осуществлять постоянную корректировку основных параметров имиджа в соответствии с изменяющимися требованиями целевой аудитории.

Также необходимо помнить что, внешние характеристики конкретного политика играют чрезвычайно  важную роль в процессе формирования успешного имиджа, так как через внешние параметры население воспринимает публично демонстрируемые внутренние качества.                

 Внешние компоненты  публичного имиджа включают в  себя:

—  черепно-лицевые признаки (прежде всего лицо, на котором выделяются лоб, прическа, губы, глаза, подбородок и уши);

—  одежда и аксессуары (часы, авторучка, портфель и т.п.);

—  мимика и пантомимика (улыбки, гримасы, жесты, походка, типовые позы и т.п.);

—  речь и риторика (дикция, тембр, звуковые характеристики голоса, интонация, ударения, темп и особенности речи, наличие в ней своеобразных оборотов, пословиц, афористических фраз и т.д.).

Внешность лидера является весьма существенным параметром, поскольку мир невербальной коммуникации не менее важен, чем мир вербальной. Внешние характеристики, поскольку они формируют симпатии и антипатии, становятся очень значимыми для политиков.  

 Таким образом,  тактика построения успешного  требует, с одной стороны, наличия определенного времени, а с другой - достаточных ресурсов, чтобы провести эффективную и содержательную имиджевую кампанию.  

 

 

 

Социально-психологические  механизмы формирования политического  имиджа. 

 

 

    Механизмы формирования политичeскиx  имиджей — это способы конструирования  необходимых (желаемых) образов,  партий или лидеров, соответствующих  ожиданиям и требованиям целевых  аудиторий. Прежде всего, необходимо  постоянно демонстрировать некоторые  черты и качества характера,  которые в сознании публики  однозначно связанны с «лидерскими» (героическими) качествами. Однако не  всегда важно обладать этими  качествами на самом деле, но всегда важно выглядеть обладающим этими качествами.

Первый механизм формирования политического имиджа – сближение лидера с населением. «Очеловечивание» его образа является эффективным способом построения успешного политического имиджа. Поэтому политик должен постоянно подчеркивать: «я один из вас», что позволяет ему добиваться близости и симпатии населения. Лидер должен стремиться показать, что он — обыкновенный человек. Что он вышел из народа, доступен для него и будет представлять его интересы в коридорах власти. Сближение достигается в процессе включения политика в контекст повседневной человеческой жизни. Политик имеет семью: жену, детей, родителей. При этом важно донести до публики, как выстраиваются взаимоотношения муж — жена, отец — дети. Также занятия спортом утверждают в массовом сознании мысль о том, что их лидеры здоровы, относительно молоды и способны успешно решать стоящие перед страной проблемы. Еще симпатии к политику вызываются заботой о домашних животных (собака, кошка, попугай), которые живут в семье.

Следующий механизм формирования политического имиджа с помощью СМК, политической рекламы, PR и пропаганды — это конструирование врагов политического лидера. Чем враги многочисленнее и опаснее, тем больше уважения заслуживает лидер-герой. Враги — это необязательно те, кто причиняет больше всего вреда, они могут даже не существовать в действительности. Бороться против конкретного врага всегда проще, чем против безличных экономических и социальных процессов. Такая борьба понятнее зрителям, придает динамизм политическому процессу. Поэтому именно те лидеры, которые боролись с врагами, получали наибольшую поддержку у своего народа. Реальные или созданные враги заставляли народ сплотиться вокруг своего вождя, объединяли конфликтующие группы, укрепляли патриотические чувства[8].

Эффективным механизмом поддержания и укрепления имиджа политика или политической системы  является конструирование посредством  СМК, PR и политической пропаганды «заговора» против лидера страны и народа в целом. «Теория заговора» (conspiracy theory) — один из самых простых и проверенных способов объяснения политической реальности. Является продуктом мифологического сознания, поскольку в ней всегда присутствует обязательные персонажи любого мифа: «злодеи-вредители», «жертвы заговора», а также положительный герой, который раскрывает «заговор» и борется с «врагами». Такие «теории» позволяют упрощать действительность, создавая при этом видимость ее «научного» объяснения.

Вывод. 

 

 

   Политический имидж - это  специально создаваемый, преднамеренно  конструируемый устойчивый социально-психологический,  эмоционально окрашенный образ,  способствующий формированию определенного  представления в отношении того  или иного политика. В условиях  информационного общества основными  инструментами формирования и  управления политическими имиджами  являются средства массовой информации. СМИ предлагают ту интерпретацию  действительности, которая выгодна  доминирующей группе, т.е политикам.  Чтобы информация воспринималась  миллионами людей, она должна  быть облечена в форму мифа. Поэтому имидж неразрывно связан  с мифом. Самым влиятельным  средством СМК является телевидение.  С его помощью создается мифологическая  реальность, которая навязывается  зрителям. Итак, политическая мифология  - это форма общественного сознания, которая опирается на систему  имиджей, действующих в политике.   

 Формирование  имиджа политического лидера  происходит поэтапно на всем  протяжении его политической  карьеры, это взаимообусловленный  процесс - от населения к политику  и от политика к населению.  Все начинается с постановки  цели, так как нет цели —  нет имиджа. Далее проводятся  качественные и количественные  политические, психологические и  социальные исследования, позволяющие  оценить имеющиеся у населения  представления о данном политике  и потребности целевых аудиторий.  После этого можно приступать  к конструированию желаемого  образа с помощью определенных  механизмов: «очеловечивание» образа, конструирование врагов политического  лидера или пропаганда «заговора»  против политика — один из  самых простых и проверенных  способов объяснения политической  реальности. Схема проста и очень  эффективна. Она позволяет найти  рациональное объяснение различным  явлениям и событиям, создавая  целостную и непротиворечивую  картину мира. Не стоит забывать  о том, что внешние характеристики  конкретного политика играют  чрезвычайно важную роль в  процессе формирования успешного  имиджа, так как через внешние  параметры население воспринимает  публично демонстрируемые внутренние  качества.  

 Политический  имидж как виртуальный феномен  может быть успешным и оптимальным,  если он не противоречит:

- существующим  политическим мифам;

- сложившейся в  обществе системе ценностей;

- непосредственным  интересам и потребностям людей;

- устойчивым представлениям  — стереотипам 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ГЛАВА II.   ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА.  

 

МЕТОДЫ  ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА. 

 

 

    Построение целостного политического  имиджа — это сложный и длительный процесс. Когда цели и задачи имиджевой кампании определены, выявлен по результатам социально-психологического и политического мониторинга необходимый набор имиджевых характеристик для реализации поставленных целей, тогда необходимо найти оптимальные и эффективные методы для внедрения этих характеристик в массовое сознание населения.

Рассмотрим некоторые  основные методы, которые научно обоснованны  и многократно использовались в  политической практике. 

 

1). Позиционирование (от англ. position - положение, нахождение, состояние, позиция и т.п.) — это создание оптимальной «ниши», благоприятной для политического объекта, обладающего особыми отличительными характеристиками и выражающего потребности определенного сегмента политического рынка.

Процессы позиционирования начинаются с определения содержания и особенностей политического рынка  страны, региона, на котором конкурируют десятки политиков за симпатии электората. При этом в первую очередь необходимо найти свободный сегмент рынка, где интересы еще не представлены конкурентами. Однако, как правило, свободных сегментов на политическом рынке не бывает. Поэтому необходимо с помощью политической рекламы, PR, пропаганды создать такой сегмент, убедить аудиторию, что именно этот человек (политик) способен понять, наиболее эффективно выразить и защитить основные интересы данной социальной группы.

Позиционирование  позволяет политическому лидеру соотнести свой образ с представлениями  избирателей о желаемом (идеальном) политике; сравнить свой образ с  образом соперника в восприятии целевых аудиторий; изучить плюсы  и минусы альтернативных позиций; выбрать  те из них, которые наиболее выгодно отличают данного политика или партию.

Позиционирование  предполагает:

а) полный анализ того, что собой представляет данная партия или политический лидер;

б) чьи интересы она/он выражает и защищает;

в) почему те или  иные социальные слои могут быть заинтересованы в ее/его выборе.

Позиционирование  может осуществляться по разным основаниям:

—  «от противного» — показать (убедить аудиторию), что данный политик

в отличие от своих  соперников (замешанных в коррупции, лжи, связях с олигархами и т.д.) проводит честную и откровенную политику;

—  по половому признаку, например, партия «Женщины России» ;

—  по возрастному, т.е. обращенность к конкретной возрастной группе.

—  по позитивным параметрам: привлекательность, успешность, интеллект, близость к народу, некоррумпированность, высокий профессионализм и т.п.;

—  по выражению основного лозунга (создание логотипа), кратко выражающего отличительные особенности. Например, «Единая Россия — партия президента»;

—  по  принципу «продолжатель дела видных политиков прошлого»

Один из эффективных  способов позиционирования — это  регулярное публикование рейтингов  политической популярности того или иного лидера. В качестве оценок, как правило, используются данные социологических опросов. Публикование в средствах массовой информации рейтингов того или иного политика, несомненно, оказывает определенное воздействие на массовое сознание, способствует определению позиции по отношению к тому или иному политическому объекту.

2). Манипуляция  — современный политический процесс  предполагает активное использование  специальных средств для достижения  значимых политических целей.  К ним в первую очередь относятся  манипулятивные технологии. В основе  психологии политической манипуляции  обычно лежит неосознанное желание  человека быть обманутым. «Манипуляция  — это вид психологического  воздействия, искусное использование  которого ведет к скрытому  возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»[9].

Манипуляция никогда  не бывает жестко насильственной. Это  управление мотивацией поведения людей, носящее скрытый характер и основанное на доверии людей, воспринимающих ту или иную политическую информацию. «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иначе говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться»[10].

Основным инструментом манипуляции общественным мнением  являются, прежде всего СМИ, которые  ежедневно создают и постоянно  воспроизводят под видом «новостей» политическую реальность, соответствующую интересам доминирующих групп общества. СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности.

Целью любой манипуляции  политическим восприятием является изменение чьего-либо политического поведения путем изменения его системы образов и стереотипов, лежащих в основе поведения. Механизм манипуляции можно представить следующим образом: в процессе манипуляции система образов политика, осуществляющего манипуляцию, прежде всего его образ потребного будущего, внедряется в систему образов самого объекта манипулирования, изменяя ее в соответствии с интересами конкретных политических сил.

Информация о работе Формирование имиджа политика (на примере президента Франции Николя Саркози)