Стилистические особенности заголовков журнала «Esquire»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена комплексному анализу стилистических особенностей заголовков в специализированном издании на примере журнала «Esquire».
Заголовок – отличительный знак, он информирует читателя о содержании материала, выражает его главную идею. Яркие и броские заголовки публикаций журналов привлекают к ним массовую аудиторию. Существует целая технология разного рода их подбора. Цель их одна ― заинтриговать и захватить внимание обывателя, пробудить в нем желание прочитать статью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Заголовок в печатных СМИ…………………………………….……5
1.1 Определение заголовка, его функции и виды …………..…………..5
1.2 Средства выразительности в заголовках…………………...……..…7
1.2.1 Лексические средства выразительности…………………….…..…..7
1.2.2 Синтаксические средства выразительности……………………….9
Глава 2. Стилистические особенности заголовков журнала «Esquire»……11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

01. Мой идеал.docx

— 58.22 Кб (Скачать файл)

Такая же функция реализуется  у другого заголовка – «Пятиминутный путеводитель по политикам-козлам» (№82). Публикация рассказывает о том, как в 1999 году президентом и мэром Вангомомона (Новая Зеландия) стал козёл Билли Гамбут, а также о других козлах, бывших мэрами. Очевидной становится номинативная функция – заголовок полностью передаёт суть следующего за ним текста. Здесь имеет место рекламная функция – читатель может неправильно понять содержание публикации и ожидать ругательств в сторону политиков-людей.

Информативная функция не проявляет себя. Читатель может только догадываться о содержании статьи до её прочтения или хотя бы до ознакомления с лидом.

Оценочную функцию выполняют  заголовки «Самые сильные культурные противоречия внутри партии власти» и «Самые нерешительные прогнозы о конце путинской эпохи» (№76).

 

По степени сложности  заголовки встречаются всех трёх типов:

  1. Простой заголовок: «Каково это – пережить нападение чёрного лебедя» (№76), «Туда-сюда гуляли» (№78), «Страстная и пятница» (№77).
  2. Усложнённый заголовок не встречается на страницах журнала.
  3. Заголовочный комплекс чаще всего можно увидеть, изучая журнал. Это связано с тем, что информативная функция не проявляется, поэтому в помощь заголовку должна прилагаться ещё какая-либо информация. В качестве примера рассмотрим материал «Правом руля» (№81). Материал расположен на странице рубрики «Закон». Подзаголовок отсутствует, но есть лид, который вводит читателя в суть публикации: «Ведущие российские адвокаты объясняют, как безнаказанно клеветать, пропагандировать гомосексуализм, собираться на митинги и обходить другие законодательные новшества последнего времени». Текст занимает несколько страниц, и для того, чтобы читатель не потерял интереса к материалу из-за его большого объёма, автор выносит за пределы текста врезки под названием «Сами себя задерживаете». Ещё один подобный пример – публикация под заголовком «Болеют за Тереком» (№78). Имеется лид: «Светлана Рейтер побывала в единственном туберкулёзном диспансере Чечни и выяснила, почему так много людей в республике болеют и умирают от туберкулёза». Подобно предыдущему примеру, у этой публикации есть врезки – наиболее удачные, по мнению автора, цитаты из текста.

 

Типы:

  1. Цитаты характерны для всех интервью журнала, относящихся к рубрике «Правила жизни». «Я очень дурно воспитан: я пью чай в три». (№79). Цитата, взятая из интервью с Миком Джаггером, привлекает к себе внимание тем, что читатель вряд ли сможет самостоятельно установить связь между двумя сообщениями говорящего. Именно это, как кажется на первый взгляд, выражение, лишённое логики, побуждает читателя изучить содержание интервью.
  2. Игровые заголовки – самые популярные и самые характерные для «Esquire»: «Правила хорошего батона» (№83). О надписях на упаковке батона, благодаря которым продукт в глазах покупателя выглядит более полезным и привлекательным; «Уложились в строки» (№79) – выдержки из книги «Поэзия Талибана».

 

 

    1. Средства выразительности в заголовках журнала «Esquire»

 

      1. Лексические средства выразительности

В первой части работы мы рассмотрели средства русского языка, которые могут пригодится журналисту при создании его материала. Теперь изучим, как теоретические знания реализуются на практике, проанализировав заголовки журнала «Esquire».

В анализируемых заголовках используются лишь некоторые выразительные  средства – эпитеты, гиперболы и метафоры. Чтобы привлечь внимание аудитории с первого взгляда, журналист обращается к так называемым прецедентным текстам. Прецедентными считаются тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников, и современников.

Чаще всего встречается  каламбур. Популярность этого лексического средства можно объяснить тем, что остроумная игра слов имеет высокую развлекательную ценность и огромную привлекательность для читателя. В качестве примера можно рассмотреть заголовки «Куда катится этот Рим» (№77) и «Ни одной Тюбке не пропустит» (№77) (серия снимков фотографа по фамилии Тюбке). Здесь намеренная игра слов: куда катится этот мир – куда катится этот мир, ни одной Тюбке не пропустит – ни одной юбки не пропустит. Это, несомненно, играет на руку автору, делает его материал динамичнее.

Немного отличается роль игры слов в статье под названием «Вы ираните меня в самое сердце» (№77). Это рассказ бывшего начальника Версальского следственного изолятора о связи с осуждённой иранской девушкой, после чего он потерял семью и работу. Для читателя, изучившего публикацию до конца, заголовок покажется более эмоциональным и осмысленным, чем на первый взгляд.

В некоторых каламбурных  заголовках, например «Век Вовы не видать» (№75) и «Растянуть Твиттер» (№74), используется также метафора. Прочитав заглавие первой публикации, вышедшей накануне президентских выборов, читатель, несомненно, поймёт, что речь пойдёт о Владимире Путине. Второе заглавие относится к нескольким графическим схемам, и, ещё не вникая в их смысл, можно понять, что это связано с социальной сетью «Twitter».

Присущи заголовкам также  эпитеты: «Важная шишка» (№80). «Устаревшие модели» (№83). «Банальное зондирование» (№82).

 

2.2.2. Синтаксические средства  выразительности

Говоря о синтаксических средствах выразительности в  журнале «Esquire», следует отметить, что за выбранный период (2012 год) ни одного синтаксического средства из предложенных нами не было использовано.

Подводя итог, отметим, что  язык заголовков журнала  «Esquire» богат и разнообразен, однако вся оригинальность строится, в основном, на каламбурных заглавиях. Журнал чётко разделён на рубрики, не меняющиеся из номера в номер, вместе с ними остаются и типы заголовков, которые могут начинаться со слов «Пятиминутный путеводитель по…», «Каково это…», а также просто однотипные схемы заголовков. Несмотря на одинаковость построений заголовков, они всегда оригинальны по своей сути, остроумны и привлекательны, а после прочтения текста, следующего за ними, заголовок кажется более остроумным и ироничным. Такая особенность привлекает читателей, делает их постоянными, а журнал делает популярным и конкурентоспособным на протяжении долгого времени.

 

Заключение

 

Качественный заголовок в журналистике – один из залогов успеха текста. Он предупреждает читателя о теме публикации, а также вызывает заинтересованность. Заглавие, к тому, позволяет в полной мере выразить авторское мнение, мысли и чувства, дать оценку теме материала. Заголовок – это яркая «обёртка» журналисткой публикации, приковывающая к себе внимание аудитории.

В данной работе мы выявили  главные функции заголовка в  печатных СМИ, рассмотрели различные  классификации заглавий, определили популярные способы создания привлекательного заголовка с помощью выразительных  средств.

Как показала работа, функции  заголовков – номинативная, рекламная, оценочная – универсальны для  всех печатных изданий. Это же можно сказать и про виды заголовков.

Специфика заголовков журнала  «Esquire» основывается на использовании исключительно лексических средств выразительности. Смысл заголовков оригинален, синтаксическое построение однотипное из номера в номер. Это связано с тем, что многие заголовки журнала начинаются с названия рубрики, в котором они находятся.

Очень популярными оказались  прецедентные, каламбурные заголовки. Они привлекают читателя своей оригинальностью  и позволяют проводить особые параллели, интерпретировать текст  и давать авторской мысли новое  звучание.

Большое значение в заголовках журналисты «Esquire» уделяют лексическим средствам выразительности. Среди самых популярных тропов можно назвать эпитет, иронию, метафору и цитирование.

Основной упор в курсовой работе делался на изучение выразительности  в заголовках.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. – Режим доступа: http://kebati.ru/journ/journ.pdf, свободный. Доступен 28.03.13. – Загл. с экрана;

 

  1. Блисковский З.Д. Муки заголовка. – М., 1981;

 

  1. Большая Советская Энциклопедия. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана;

 

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. – М., 2004. – Режим доступа: http://www.textfighter.org/text10/01.php, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана;

 

  1. Даль В. Толковый словарь великого русского языка. – Режим доступа: http://dal.sci-lib.com, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана;

 

 

  1. Журнал "Журналист". – М., 2004. – С. 80. – Режим доступа: http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200401801, свободный. Доступен 10.04.13 – Загл. с экрана. Электрон. версия печ. публикации;

 

  1. Книгин М. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2006;

 

  1. Лазарева Э.А. Газетный заголовок. – Свердловск, 1989;

 

  1. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб., 2006;

 

  1. Прохорова К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности. – СПб., 2005;

 

 

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2010;

 

  1. Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана;

 

  1.  Шишкин Н.Э. Газетный заголовок. – Тюмень, 2004.

1 Даль В. Толковый словарь великого русского языка. – Режим доступа: http://dal.sci-lib.com, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

2 Большая Советская Энциклопедия. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

3 Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб, 2006. – С. 260

4  Прохорова К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности. – СПб, 2005. – С. 5

5 Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб, 2006. – С. 99

6 Журнал "Журналист". – М., 2004. – С. 80. – Режим доступа: http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200401801, свободный. Доступен 10.04.13 – Загл. с экрана. Электрон. версия печ. публикации

7 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

8 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

9 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

10 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

11 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

12 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

13 Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. – М., 2010. – С. 288

14 А. Амзин. Новостная интернет-журналистика. – Режим доступа: http://kebati.ru/journ/journ.pdf, свободный. Доступен 28.03.13. – Загл. с экрана

15 Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. – М., 2004. – Режим доступа: http://www.textfighter.org/text10/01.php, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана

 


Информация о работе Стилистические особенности заголовков журнала «Esquire»