Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:28, курсовая работа
Курсовая работа посвящена комплексному анализу стилистических особенностей заголовков в специализированном издании на примере журнала «Esquire».
Заголовок – отличительный знак, он информирует читателя о содержании материала, выражает его главную идею. Яркие и броские заголовки публикаций журналов привлекают к ним массовую аудиторию. Существует целая технология разного рода их подбора. Цель их одна ― заинтриговать и захватить внимание обывателя, пробудить в нем желание прочитать статью.
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Заголовок в печатных СМИ…………………………………….……5
1.1 Определение заголовка, его функции и виды …………..…………..5
1.2 Средства выразительности в заголовках…………………...……..…7
1.2.1 Лексические средства выразительности…………………….…..…..7
1.2.2 Синтаксические средства выразительности……………………….9
Глава 2. Стилистические особенности заголовков журнала «Esquire»……11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
Такая же функция реализуется у другого заголовка – «Пятиминутный путеводитель по политикам-козлам» (№82). Публикация рассказывает о том, как в 1999 году президентом и мэром Вангомомона (Новая Зеландия) стал козёл Билли Гамбут, а также о других козлах, бывших мэрами. Очевидной становится номинативная функция – заголовок полностью передаёт суть следующего за ним текста. Здесь имеет место рекламная функция – читатель может неправильно понять содержание публикации и ожидать ругательств в сторону политиков-людей.
Информативная функция не проявляет себя. Читатель может только догадываться о содержании статьи до её прочтения или хотя бы до ознакомления с лидом.
Оценочную функцию выполняют заголовки «Самые сильные культурные противоречия внутри партии власти» и «Самые нерешительные прогнозы о конце путинской эпохи» (№76).
По степени сложности заголовки встречаются всех трёх типов:
Типы:
В первой части работы мы рассмотрели средства русского языка, которые могут пригодится журналисту при создании его материала. Теперь изучим, как теоретические знания реализуются на практике, проанализировав заголовки журнала «Esquire».
В анализируемых заголовках используются лишь некоторые выразительные средства – эпитеты, гиперболы и метафоры. Чтобы привлечь внимание аудитории с первого взгляда, журналист обращается к так называемым прецедентным текстам. Прецедентными считаются тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников, и современников.
Чаще всего встречается каламбур. Популярность этого лексического средства можно объяснить тем, что остроумная игра слов имеет высокую развлекательную ценность и огромную привлекательность для читателя. В качестве примера можно рассмотреть заголовки «Куда катится этот Рим» (№77) и «Ни одной Тюбке не пропустит» (№77) (серия снимков фотографа по фамилии Тюбке). Здесь намеренная игра слов: куда катится этот мир – куда катится этот мир, ни одной Тюбке не пропустит – ни одной юбки не пропустит. Это, несомненно, играет на руку автору, делает его материал динамичнее.
Немного отличается роль игры слов в статье под названием «Вы ираните меня в самое сердце» (№77). Это рассказ бывшего начальника Версальского следственного изолятора о связи с осуждённой иранской девушкой, после чего он потерял семью и работу. Для читателя, изучившего публикацию до конца, заголовок покажется более эмоциональным и осмысленным, чем на первый взгляд.
В некоторых каламбурных заголовках, например «Век Вовы не видать» (№75) и «Растянуть Твиттер» (№74), используется также метафора. Прочитав заглавие первой публикации, вышедшей накануне президентских выборов, читатель, несомненно, поймёт, что речь пойдёт о Владимире Путине. Второе заглавие относится к нескольким графическим схемам, и, ещё не вникая в их смысл, можно понять, что это связано с социальной сетью «Twitter».
Присущи заголовкам также эпитеты: «Важная шишка» (№80). «Устаревшие модели» (№83). «Банальное зондирование» (№82).
2.2.2. Синтаксические средства выразительности
Говоря о синтаксических средствах выразительности в журнале «Esquire», следует отметить, что за выбранный период (2012 год) ни одного синтаксического средства из предложенных нами не было использовано.
Подводя итог, отметим, что язык заголовков журнала «Esquire» богат и разнообразен, однако вся оригинальность строится, в основном, на каламбурных заглавиях. Журнал чётко разделён на рубрики, не меняющиеся из номера в номер, вместе с ними остаются и типы заголовков, которые могут начинаться со слов «Пятиминутный путеводитель по…», «Каково это…», а также просто однотипные схемы заголовков. Несмотря на одинаковость построений заголовков, они всегда оригинальны по своей сути, остроумны и привлекательны, а после прочтения текста, следующего за ними, заголовок кажется более остроумным и ироничным. Такая особенность привлекает читателей, делает их постоянными, а журнал делает популярным и конкурентоспособным на протяжении долгого времени.
Заключение
Качественный заголовок в журналистике – один из залогов успеха текста. Он предупреждает читателя о теме публикации, а также вызывает заинтересованность. Заглавие, к тому, позволяет в полной мере выразить авторское мнение, мысли и чувства, дать оценку теме материала. Заголовок – это яркая «обёртка» журналисткой публикации, приковывающая к себе внимание аудитории.
В данной работе мы выявили
главные функции заголовка в
печатных СМИ, рассмотрели различные
классификации заглавий, определили
популярные способы создания привлекательного
заголовка с помощью
Как показала работа, функции заголовков – номинативная, рекламная, оценочная – универсальны для всех печатных изданий. Это же можно сказать и про виды заголовков.
Специфика заголовков журнала «Esquire» основывается на использовании исключительно лексических средств выразительности. Смысл заголовков оригинален, синтаксическое построение однотипное из номера в номер. Это связано с тем, что многие заголовки журнала начинаются с названия рубрики, в котором они находятся.
Очень популярными оказались прецедентные, каламбурные заголовки. Они привлекают читателя своей оригинальностью и позволяют проводить особые параллели, интерпретировать текст и давать авторской мысли новое звучание.
Большое значение в заголовках журналисты «Esquire» уделяют лексическим средствам выразительности. Среди самых популярных тропов можно назвать эпитет, иронию, метафору и цитирование.
Основной упор в курсовой работе делался на изучение выразительности в заголовках.
Список использованной литературы
1 Даль В. Толковый словарь великого русского языка. – Режим доступа: http://dal.sci-lib.com, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана
2 Большая Советская Энциклопедия. – Режим
доступа: http://slovari.yandex.ru/~
3 Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб, 2006. – С. 260
4 Прохорова К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности. – СПб, 2005. – С. 5
5 Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб, 2006. – С. 99
6 Журнал "Журналист". – М., 2004. – С.
80. – Режим доступа: http://old.journalist-virt.ru/
7 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана
8 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана
9 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана
10 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана
11 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана
12 Словарь литературных терминов. – Режим доступа: http://litterms.ru, свободный. Доступен 10.04.13. – Загл. с экрана
13 Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. – М., 2010. – С. 288
14 А. Амзин. Новостная интернет-журналистика.
– Режим доступа: http://kebati.ru/journ/journ.
15 Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра.
Учебное пособие для вузов. – М., 2004. –
Режим доступа: http://www.textfighter.org/
Информация о работе Стилистические особенности заголовков журнала «Esquire»