Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель нашего исследования – определить особенности композиционно-графической модели молодежных журналов «Yes! Звезды», «Bravo. Posters», «Joy».
Материал исследования – журналы «Yes! Звезды», «Bravo. Posters», «Joy».
Объект исследования – композиционно-графическая модель российских версий «Yes! Звезды», «Bravo. Posters», «Joy», их соответствие требованиям современного медиарынка.
Предмет исследования – особенности содержательной модели молодежных журналов, а также их дизайна как способа визуализации представленных материалов.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Типологическая характеристика молодежных журналов.............….10
1.1. Место журнальной периодики в системе российских СМИ…………...10
1.2. Обзор рынка подростковой и молодежной прессы..................................18
1.3. Аудитория молодежных СМИ…………………………..............................26
Глава 2. Визуальное воздействие на аудиторию в свете информационной политики издания…………………………………………...………...................35
2.1 Визуальное восприятие информации…………...……………………….35
2.2. Специфика иллюстрирования в журналах «Yes! Звезды», «Bravo. Posters», Joy».........................................................................................................56
Заключение.............................................................................................................61
Литература………………………….....................................................................66
Дизайнер одновременно является и первым читателем, многократно проверяющим на себе задуманное и исполненное. Потому оформительская политика должна быть им ясно осознана.
Искусство оформления журнала предполагает:
Макетируя полосы и руководя их версткой, важно учитывать весь комплекс постоянных элементов: заглавие, страницы номера, текстовые материалы и заголовки к ним, иллюстрации, служебные детали.
Наглядность, доступность, эмоциональность, богатство выразительных деталей иллюстраций выдвигают эти постоянные элементы журнальной прессы в ряд наиболее важных. Иллюстрации выступают как средство акцентирования внимания читателя, как средство ориентации, как средство художественного оформления страниц. Все это определяет подбор и постановку на полосу иллюстраций как один из самых существенных моментов оформления.
Фотоиллюстрирование:
Сегодня фотоиллюстрации стали неотъемлемой частью графического облика всех без исключения печатных СМИ и в первую очередь журнальной прессы. Фотографии сами по себе обладают художественной ценностью, кроме того, они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, привлекают внимание к статье, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. Фотография может выполнять различные функции, она сопровождает, иллюстрирует текстовой материал и неразрывно связана с текстом.60
В периодических журнальных изданиях, в том числе и в интересующих нас молодежных изданиях большее значение получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид информационного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая фотография обладает особой силой воздействия на читателей. Но термин «иллюстрация» в чистом виде может применяться ко всем фотографиям и рисункам только в книжном оформлении. В газетах и журналах обычно говорят об изобразительном материале или изобразительных элементах. В связи с этим большинство изобразительных материалов мы рассматриваем в двух аспектах: как элемент оформления и как отдельную публикацию, самостоятельное журналистское произведение.
Фотография может улучшить или ухудшить оформление. Поэтому перед редактором всегда стоит задача отбора материала и выбора соотношения текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере. С экономической точки зрения плохо иллюстрированный журнал оказывается в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами.
В исследуемых нами журналах визуальная информация становится практически равнозначной вербальной информации, а где-то и перевешивает ее: крупные яркие фотоиллюстрации начинают занимать не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты. Это связано с тем, что целевую аудиторию молодежных журналов привлекает, в первую очередь, картинка – фото популярных артистов, красивых девушек и юношей, модной одежды и т.д.
Размещение фотографий на полосе – дело не простое. Здесь, как никогда, приходится думать о сбалансированности, пропорциях, контрасте и других законах дизайна. И даже о том, как будет сложен журнал. Горизонтальный сгиб не должен проходить по фотографии, особенно если это портретный снимок.
При компоновке на полосе нескольких фотографий (фотоочерк или фоторепортаж) необходимо выделить главную фотографию. Ей необходимо определить центральное место, она должна быть по размеру заметно больше (скажем, в два раза) всех остальных. Фотографии, иллюстрирующие текст, лучше всего расположить над или под заголовком. Размеры фотоиллюстраций зависят от общего стиля оформления и прежде всего от типа журнального издания. Фотографиям предъявляются определенные требования. Прежде всего, они должны быть хорошего качества. Статичные снимки воспринимаются хуже, лучше, если они выражает динамику, действие. Самые хорошие фото обычно отбираются на первую полосу. Лучше хорошую фотографию сделать большего размера. Также можно умело обрезать фотографию, убрав все ненужное или лишнее. Если размещается несколько связанных между собой фотографий в фотоочерке, можно выделить одну из них, как главную. В фотокомпозиции все фотографии должны касаться друг друга. Динамика, лица людей на фотографии, должны быть направлены внутрь полосы61.
Очень важен комментарий к фото – пояснить, о ком идет речь, что происходит, где и когда это случилось. Хорошо написанный текст комментария разъясняет читателю, чем интересна эта фотография. Он имеет существенные отличия от простого текста. И для того чтобы читатель мог понять, где текст статьи, а где комментарий, они выполняются разными шрифтами. Некоторые комментарии к фото напечатаны жирным шрифтом, так, чтобы такой комментарий буквально выпрыгивал со страницы62.
Комментарий должен быть четким и понятным, чтобы объяснить все детали фотографий. К некоторым из них требуется краткая подпись, к другим – многословные описания или комментарий события или факта. Фотографии больших групп людей обычно размещают с краткой подписью. Хотя в некоторых случаях читателям было бы интересно знать фамилии всех персонажей фотографии. Но печатаются фото и без текста.
Фотостраница – это блок снимков, который обычно нужен для того, чтобы осветить важное событие или тему (соревнования, катастрофу, спектакль, экскурсию и т.д.) Текст на такой странице становится второстепенным. На некоторых фотостраницах текста совсем мало – лишь крошечный блок, на других же размещают длинные статьи, но переносят большую часть текста на другую страницу, чтобы сделать фото более выразительным63.
Каждое фото уникально, над каждой иллюстрацией следует серьезно подумать, прежде чем найти ей место на странице журнала. Не нужно забывать о приемах верстки и тех требованиях к фотографии, о которых мы говорили выше.
Удобочитаемость периодического издания является более широким понятием, чем удобочитаемость текста. Важнейшим фактором, определяющим удобочитаемость периодического издания, является аппарат ориентирования читателя. Второй важнейший фактор удобочитаемости – структура издания. Третий – устройство текстового поля издания как совокупности текстовых частей всех публикаций. Указанные выше факторы могут влиять на алгоритмику восприятия периодического издания. Это группа объективных факторов. Алгоритмика восприятия периодического издания зависит также от субъективных факторов, связанных с личностью конкретно го читателя. Алгоритм восприятия сказывается на объеме информации, получаемой из периодического издания, на качестве процесса восприятия и, в результате, – на степени полезной информированности читателя. Полезной мы считаем такую информированность, на которую был нацелен сам читатель, которая поможет ему достичь поставленных задач.
Аппарат ориентирования читателя состоит из различных по функциям и форме ориентиров, организованных в единую систему. Ядро аппарата представлено службой, вобравшей в себя ориентиры, информирующие читателя о содержании издания, его отдельного выпуска и каждой публикации. Если уточнить, содержательными ориентирами выступают сообщения, которые несут читателю информацию о тех или иных характеристиках содержания публикуемых в издании текстов (тема, жанр, автор, степень новизны, актуальности, интересности, качественный уровень исполнения и др.).
Ориентиры привлекают внимание читателя благодаря укрупненной, яркой, выразительной или особенной форме. Форма ориентира всегда выделяет его по отношению к текстовому полю. Ориентирующее сообщение могут нести заголовочные элементы, иллюстрации, графические элементы или их комбинации.
Основные функции аппарата ориентирования читателя таковы64:
1. Опознавательное или
2. Ориентирование в содержании публикуемых материалов (на уровнях издания, выпуска, раздела, публикации);
3. Ценностное ориентирование (ориентирование в значимости выпуска, раздела, публикации, фрагмента текста);
4. Ориентирование в структуре (издания, выпуска, раздела, публикации, околотекстового заголовочного комплекса, текстового поля);
5. Ориентирование в пространстве (издания, выпуска, раздела, рубрики, публикации, околотекстового заголовочного комплекса, иллюстрационного ряда, текстового поля).
Многие компоненты аппарата ориентирования читателя выполняют одновременно несколько функций, связанных с предварительным информированием читателя. Функция ориентирования в содержании текста нередко сочетается с функцией ценностного ориентирования. Например, очень крупный снимок на первой полосе газеты «КоммерсантЪ» говорит читателю о высокой значимости текста, который он иллюстрирует, а также ориентирует читателя в содержании этого текста. Кроме того, этот крупный снимок, являясь характерной особенностью композиционно графической модели первой полосы, активно участвует в акте опознавательной ориентации. Любой околотекстовый вербальный и, в большинстве случаев, изобразительный ориентир – рубрика, заголовок, подзаголовок, вводка, авторская подпись, фотоиллюстрация, диаграмма – не только сообщает читателю о содержании основного текста, но и сигнализирует о том, что этот текст находится рядом. Во многих случаях сигнал более конкретен: текст находится ниже (об этом обычно «говорят» своим положением рубрика, заголовок, общий подзаголовок, вводка). Если в соответствии с композиционно графической моделью издания авторская подпись всегда ставится в конце текста публикации, то ее положение указывает читателю, что текст находится выше. В данном случае авторская подпись служит еще и сигналом окончания текста. Это просто, но это важно для ориентации читателя в пространстве публикации. Подзаголовок говорит читателю, что рядом находится заголовок, набранный шрифтом более крупного кегля. Рубрика первой ступени (название тематического раздела) сообщает читателю о том, что в близлежащем пространстве его ждут публикации по определенной тематике65.
Таким образом, большинство вербальных, изобразительных и условных ориентиров, несущих информацию о содержании публикаций, одновременно являются пространственными ориентирами. Есть, конечно, исключения, но лишь среди аванпостовых ориентиров, а именно анонсов. К таковым, например, относится анонс на первой странице обложки журнала, в котором нет указания страницы. Но даже такой анонс в какой то мере можно считать пространственным ориентиром, поскольку он указывает на то, что публикация на заявленную тему размещена именно в данном выпуске. То же самое можно сказать об анонсах, сообщающих читателю о наиболее значительных публикациях следующего выпуска. Чрезмерно размытым, неконкретным пространственным ориентиром можно считать анонс, выступающий под рубрикой «Читайте в следующих номерах». Большинство же анонсов работают в трех службах аппарата ориентирования читателя, поскольку являются одновременно ценностными, содержательными и пространственными ориентирами, т. е. ориентирами полифункциональными. В периодических изданиях полифункциональные ориентиры заметно преобладают над монофункциональными. К последним, например, относятся строка продолжения, знаки начала и конца текста, другие навигационные знаки. Исследуя природу и конструкцию (устройство) аппарата ориентирования читателя, мы исходим из того, что ориентированием читателя является по сути информирование, имеющее направляющий, проводящий (информация – проводник), сигнальный, указывающий, предваряющий, обозначающий характер. Ориентир есть указатель, проводник, сигнал, знак определенного содержания. Ориентирующая информация – это такая информация, которая ведет читателя к новой, другой информации или переводит читателя на новую информационную ступень, где происходит расширение заложенной в различных ориентирах исходной, первичной информации, возрастает ее количество, ее объем. Ориентирование – это направляющее информирование. Под термином направляющее информирование мы понимаем акт передачи любой информации, отправляющей читателя к информации другого уровня, к новой информации. Процесс ориентирования читателя включает всю совокупность актов направляющего информирования. И заголовок, и иллюстрация, и указательная стрелка рядом с подписью к снимку, и знак переноса в конце текстовой колонки несут направляющую информацию, направляющее сообщение. Аппарат ориентирования представляет собой сеть ориентирующих цепочек, расположенных на разных уровнях, пересекающихся между собой в каких то точках и составленных из звеньев разного количества. Можно говорить о следующих уровнях расположения ориентирующих цепочек66:
На каждом уровне – своя сеть ориентирующих цепочек. Пересекаться могут не только цепочки одного уровня, но и цепочки разных уровней, связанных между собой, поскольку периодическое издание является единой информационной структурой, внутри которой действует аппарат ориентирования читателя, являясь частью этой структуры.
Строение аппарата ориентирования читателя можно рассматривать в зависимости от последовательности восприятия периодического издания. Это вполне обоснованный подход, потому что мы видим, как включаются в действие одна за другой все службы и подразделения аппарата ориентирования читателя. Они не действуют одномоментно, т. к. не может быть одномоментным процесс восприятия. В этом процессе всегда есть определенная алгоритмика. Эта алгоритмика в значительной степени диктуется устройством аппарата ориентирования читателя, его особенностями в конкретном издании. Следовательно, само строение аппарата ориентирования задает ту или иную последовательность включения и действия его служб и подразделений.
Аппарат ориентирования читателя устроен следующим образом67:
1. Служба опознавательного
2. Служба ценностного
3. Служба ориентирования читателя в структуре издания (ориентирование в структуре издания в первую очередь осуществляется посредством стабилизации установленной очередности разделов и рубрик издания);
4. Служба ориентирования
5. Служба ориентирования читателя в пространстве издания или служба навигации. Ее основными задачами являются оформление четких границ между разделами, рубриками, публикациями, графическое обслуживание переносов публикаций, переходов текста с одной полосы на другую, отсылок и других пространственных решений посредством специальных навигационных знаков. Пространственные ориентиры действуют на разных пространственных уровнях. Точнее говоря, их пространственная ориентирующая функция реализуется в разных пространствах: пространстве ряда выпусков (указатель публикаций за год в последнем номере ежемесячного журнала), пространстве отдельного выпуска (анонсы обложки), пространстве раздела (анонсовый блок в начале раздела), пространстве отдельной публикации, заголовочном пространстве публикации, иллюстрационном пространстве публикации, текстовом пространстве публикации;
Информация о работе Визуальное воздействие на аудиторию в свете информационной политики издания