Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:05, дипломная работа
цель данной работы: рассмотреть и подробно изучить проблемы журналистской этики в современном мире.
Для выполнения поставленной цели требуется реализация следующих задач.
В первой главе:
1. Изучить зарождение журналистской этики и его этапы.
2. Рассмотреть главные элементы саморегулирования СМИ на примерах
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ ………
1.1. Зарождение журналистской этики ………………………………….
1.2. Элементы саморегулирования СМИ ………………………………..
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ В РОССИИ И США ………………………
2.1. Этические проблемы при работе с государственными органами …
2.2. Этические проблемы при взаимодействии с частными лицами …...
2.3. Защита журналистами своих источников информации …………….
2.4. Ограничения СМИ в разных странах (на примере рекламы) ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...
Предметом в широком смысле слова - изучает каким образом нравственные требования применяются в специфических условиях той или иной профессии.
В своей диссертации Лейла Кианпур14 заявляет, что этические нормы в журналистике переплетены с их свободой и не отделены от функционирования любого СМИ. Средства информации, следуя журналистской этике, обеспечивают свободу действий своих организаций. Свобода средства информации - это свободное обслуживание социальной среды, при котором основное внимание уделяют нуждам общества. Журналист считает, что он волен завершить любую работу и передать желаемое. Но не имеет такой свободы, дающей ему возможность вносить в общество какие-то коренные изменения.
Международные этические нормы средств информации следует разделить на четыре группы:
Во-первых, свобода на уровне государства и от существующих давлений;
Во-вторых, свобода заключается в выполнении индивидуальных и предварительных сообщений, изучении и манипулировании сознанием масс;
В-третьих, ответственность, точность и правдивость следования и соблюдения прав человека;
В-четвертых, ответственность для развития демократических ценностей свободы слова, свободы информации, равный доступ к информации, изменение в опросах и честность.
Поэтому рамки этических норм средства информации невозможно отделить от ответственности индивидуальных свобод, национальных черт и международных правил, так как они остаются несбывшимися мечтами.
История развития профессиональных норм этики
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
История становления и определения профессиональной этики журналиста берет свое начало с 1912 года. Следует отметить, что с созданием первого Совета печати норвежцами появился первый опыт профессиональных норм в мире печати. Затем шведы в 1916 году, французы в 1918 году, финны в 1919 году и американцы в 1922 году заложили основы создания этических норм журналистики.
Свою определенную роль
сыграли Организация
Главный закон этого движения, который появился в период создания ООН, считался “Профессиональным кодексом чести корреспондентов”. Этот документ был принят Международной Федерацией корреспондентов в 1939 году в начале мировой войны.
Второй попыткой создания закона профессиональной этики журналистики можно считать принятую в первое десятилетие 1950 года ООН- ом резолюцию. Комиссия свободы информации и печати представила и отредактировала проект международного устава личного кодекса этики журналиста. В 1954 году Общественный совет ООН принял решение отправить данный проект для принятия и действия.
Следует подчеркнуть, что первым международным кодексом профессиональной этики СМИ является Обращение ЮНЕСКО, принятое в 1987 году. Одной из первых значительных инициатив, принятых ЮНЕСКО в первые годы деятельности этой организации, стала попытка создания в 1948—1949 гг. Международного института прессы и информации. Консенсус не был достигнут, и на несколько десятилетий вопрос об этическом регулировании деятельности СМИ на международном уровне был отодвинут на периферию внимания Объединенных Наций.
В конце 1990-х гг. ЮНЕСКО в рамках программы «Информация для всех» объявила в качестве одного из приоритетов разработку и воплощение в жизнь «информационной этики» («инфо-этики») и даже создала неофициальную рабочую группу по Кодекс этики для информационного общества.
Однако работа нескольких всемирных конгрессов, которые прошли в Монако (1997, 1998) и Париже (2000), обнаружила, что казавшееся достижимым согласие остается еще проблематичным.
Очень скоро подход был «переформатирован» — фокус сместился от нравственных ценностей в журналистской деятельности к обеспечении справедливого доступа каждого жителя Земли к открывшимся новым информационным возможностям и сокращению неравенства между «информационно богатыми» и «информационно бедными»15.
Организация главных редакторов информационных служб радио и телевидения была сторонницей создания стандартных профессиональных электронных норм для журналистов, развития свободы журналистики, соблюдения законов этики.
Согласно мнению Назаретян К.А.16, существуют как минимум две точки зрения на вопрос о том, когда появилась профессиональная мораль журналиста. Согласно одной из них, она зародилась и постепенно развивалась параллельно с возникновением и развитием самой журналистики (начиная с древних времен). Согласно другой точке зрения, она стала оформляться тогда, когда журналистика стала массовой, – примерно в середине XIX в.
Из российских исследователей первую точку зрения отстаивает И.А.Кумылганова17: «Исторический экскурс показывает, что с момента возникновения самой журналистики профессиональная мораль являлась неотъемлемым ее компонентом. То есть, <…> в процессе выделения журналистики в самостоятельную отрасль трудовой деятельности складывалось и нравственное сознание работника этой отрасли».
Д.С.Авраамов18 же придерживается другого взгляда. По его мнению, профессиональная мораль может сформироваться только при наличии профессиональной общности, а профессиональная общность журналистов стала появляться лишь в 30–40-х гг. XIX в..
Исследователь журналистской этики Г.В.
К концу XIX – началу XX вв. на Западе начали складываться мощные газетные монополии, которые часто злоупотребляли своим положением и использовали СМИ для пропаганды и манипуляции. Это вызвало озабоченность в обществе и, прежде всего, у самих журналистов, которые не хотели превращаться в пешек бизнесменов и политиков. В то же время существовала опасность иного рода: острая публичная критика в адрес СМИ могла привести к введению государственного регулирования, угрозе свободе печати. В этих условиях в начале XX в. стали появляться механизмы этического саморегулирования СМИ.
Существуют три основных механизма такого рода: этические кодексы, советы по прессе и институт ньюз-омбудсмена. Об истории каждого из них мы далее поговорим отдельно.
Развитие журналистской этики в разных странах
Что касается России, здесь вплоть до второй половины XX века так и не появилось именно научного обоснования профессиональных этических принципов журналистики. Журналистской этике повезло значительно меньше, чем медицинской этике или этике педагогической или судебной, где продолжались и развивались солидные традиции, заложенные еще в XIX веке, а в журналистской этике эта традиция резко оборвалась в 1918 году.
Связано это во многом и с тем, что после 1917 года пресса превратилась в «подручного партии» – стала составной частью административно-командной системы, и это на десятилетия фактически вывело журналистский корпус России за рамки мировой профессиональной общности журналистов.
И только 70-х годах появляются первые научные работы, посвященные вопросам профессиональной этики журналиста.
Таким образом, мы выделяем первый «советский» этап становления журналистской этики как науки (1970-е – 1991 гг.). За этот период в российской этической науке было предпринято несколько «погружений» в глубинные слои журналистской профессии.
Р.Г. Бухарцев20 едва ли не первым в этот период обратился к выявлению природы профессиональной этики в своей кандидатской диссертации «Вопросы профессиональной этики журналиста» (1971 г.) и книге «Творческий потенциал журналиста» (1985 г.), где говорит о неразрывной связи между уровнем профессионально-этического развития журналиста и его творческим потенциалом, указывает на теснейшую связь с проблемами этического плана и рассматривает этико-профессиональные основы труда журналиста.
В.М. Теплюк21 в кандидатской диссертации «Журналист и источники информации: этические проблемы творческой деятельности журналиста» (М., 1977) и книгах «Этика журналистского творчества» (М., 1980) и «Социальная ответственность журналиста» (М, 1984) обстоятельно рассмотрел проблему социальной ответственности журналиста и систематизировал принятые в журналистике этические нормы сбора и использования информации.
Работы вышеназванных
Таким образом, на первом этапе становления журналистской этики как науки накоплены ценные этические знания в отношении профессионального творчества и правил создания журналистского произведения.
Полноценно журналистская этика в России начала развиваться только в постперестроечный период, после распада СССР и принятия 27 декабря 1991 года закона РФ «О средствах массовой информации» и провозглашения свободы слова. В следствие этого мы выделяем второй, «современный», этап становления журналистской этики как науки (1992 г. - по начало XXI века). В это время журналистская этика начинает формироваться как самостоятельная ветвь науки. Чуть позднее профессиональная этика как учебная дисциплина появляется в Государственных стандартах по направлению и специальности «журналистика»
На этом этапе наблюдается
достаточно большое отставание российской
журналистики в вопросах профессиональной
этики от западной, где уже «отстоялся»
пласт профессионально-
По мнению большинства
исследователей, в России процесс
кодификации положений
В историю отечественных СМИ войдут и «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 г.), и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), и «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы.