Журналистская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:05, дипломная работа

Описание работы

цель данной работы: рассмотреть и подробно изучить проблемы журналистской этики в современном мире.
Для выполнения поставленной цели требуется реализация следующих задач.
В первой главе:
1. Изучить зарождение журналистской этики и его этапы.
2. Рассмотреть главные элементы саморегулирования СМИ на примерах

Содержание работы

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ ………
1.1. Зарождение журналистской этики ………………………………….
1.2. Элементы саморегулирования СМИ ………………………………..
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ В РОССИИ И США ………………………
2.1. Этические проблемы при работе с государственными органами …
2.2. Этические проблемы при взаимодействии с частными лицами …...
2.3. Защита журналистами своих источников информации …………….
2.4. Ограничения СМИ в разных странах (на примере рекламы) ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Институт омбудсмена по прессе для широкой общественности был создан в 1969 г. Назначение на пост омбудсмена производится особым комитетом, состоящим из парламентских омбудсменов  и председателей Пресс-клуба и  Шведской ассоциации адвокатов. Раньше, когда омбудсмена по прессе не было, жалобы на нарушение общепринятой газетной практики рассматривались в Совете по прессе, теперь же они направляются сначала омбудсмену по прессе, который имеет также право возбуждать дела о нарушениях по собственной инициативе.

Любой заинтересованный гражданин может направить омбудсмену по прессе жалобу или протест по поводу опубликованного в печати материала, который он считает нарушением журналистской этики. Однако задетое  газетой лицо должно дать свое согласие в случае, если его жалоба повлечет за собой взыскание газете.

 

ГЛАВА ІІ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКОЙ ПРАКТИКЕ В РОССИИ И США

  1. Этические проблемы при работе с государственными органами

Средства массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации.

Характер взаимоотношений  правительства и средств массовой информации варьируется от страны к  стране в зависимости от того, о  каких органах СМИ идет речь, какое  правительство сейчас у власти, какие проблемы в центре внимания, какова ситуация в мире и т.д. Государство в развитых капиталистических странах является крупнейшим производителем информации. Помимо законов, регулирующих деятельность СМИ, государство само участвует в распространении информации через свои агентства. Важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий.

По мере все более  широкого проникновения стиля и  методов коммерческой рекламы в  сферу политики политические кампании более явно приобретают характер рекламных. То есть в области СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности – «политический маркетинг».

Он включает в себя три этапа:

1. Социальный, экономический,  политический анализ места действия.

2. Выбор стратегии,  определение целей для обработки  различных групп избирателей,  выбор темы кампании, тактики  использования местных и национальных  СМИ.

3. Продвижение кандидатов.

Телевидение в данном случае обладает большей способностью подать личность, нежели идею или программу. В результате политика максимально  персонифицируется. СМИ превратились в одну из важнейших конструкций  в инфраструктуре политики, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.

Таким образом, СМИ является неотъемлемой частью жизни общества, оно призвано сотрудничать как с  государственными службами, так и  с рядовыми гражданами. При этом взаимодействии могут возникать некоторого рода проблемы. Рассмотрим некоторые правила, регулирующие взаимоотношения средств массовой информации с государственными органами.

На протяжении 1990-х годов «четвертая власть» в России доказала, и неоднократно, что действительно является властью. Она возносила политиков. Она рушила политические карьеры. Она была оружием межолигархических войн и сражений между бизнесом и правительством.29 Надо признать — в России 1990-х свободы слова было больше, чем в любой другой стране, тем более что такие императивы, как достоверность информации, не говоря о политической корректности, не слишком стесняли российскую журналистику.

В XXI веке ситуация несколько изменилась. Одни говорят, что теперь у нас  уже не намного больше свободы  печати, чем в других странах; другие — что ее меньше, в особенности, на федеральном телевидении и в региональных СМИ.

Оптимальной модели отношений между  государством и СМИ не придумал еще  никто. В США нет государственного телевидения, но там нет и антигосударственного телевидения. В Италии все телевизионные каналы принадлежат либо государству, либо Сильвио Берлускони, который одновременно является премьер-министром. При этом и США, и Италия считаются, и по праву, демократическими государствами.

В журнале «Государственное управление» августом 2012 года датирован статья Бурматова В.В., в которой он освещает современные политические коммуникации. По его словам, «сегодня политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. По сути современный российский политический процесс по запросу населения происходит на основе сформированных средствами массовой информации политических образах как единства новостей, рекламы и развлечений. Власть заинтересована в широком использовании медиа в политических целях, и потому в последние десятилетия происходит перенос «места» политического действия из парламента и кабинетов власти на экран телевизора30». Здесь возникает вопрос о финансировании СМИ, т.к. это непосредственно отражается на том, чьи интересы они будут представлять. Так, будучи зависимыми от политических учреждений, средства массовой информации уже не смогут им противостоять и будут освещать лишь «нужный» материал, что может исказить настоящее положение вещей.

Для серьезного, а не поверхностного анализа проблемы нужно различать, как минимум, пять терминов и, соответственно, пять социальных ценностей и выстроенных на их основе социальных институтов: свобода слова, свобода печати, цензура, свобода конкретных средств массовой информации, свобода массовой информации.

Свобода слова в России сегодня реальна и абсолютна: можно говорить что угодно, где угодно и даже с меньшей ответственностью за свои слова, чем на Западе.

Свобода печати закреплена законодательно, наличествует в реальности, но в целом для общества воплощается как совокупность текстов и образов во всех российских СМИ, а не в каждом в отдельности. В принципе – это приемлемый стандарт.31

Цензура запрещена законодательно, фактически отсутствует в практике СМИ, кроме корпоративной цензуры, юридически, впрочем, тоже не существующей.

Свобода конкретных средств  массовой информации различна, как это всегда бывает. Она ограничена и в многочисленных государственных СМИ (в наибольшей степени – в СМИ, принадлежащих или подконтрольных региональной и местной власти), и в частных – как минимум, интересами их владельцев, часто к тому же зависящих от государства, а также интересами главного менеджмента и самоцензурой (добровольной или корыстной) главных редакторов или самих журналистов.

Свобода массовой информации в России наличествует не в полной мере – прежде всего из-за многочисленных табу, негласно налагаемых на те или иные темы, как государством, так и частными владельцами СМИ и близкими им по бизнесу или политическим интересам группами.

В США взаимоотношения государства и прессы выражены следующим образом, согласно Джону Стивенсу и Фредерику Сиберту:

1. Степень государственного контроля  над прессой зависит от характера  взаимоотношений между правительством и органами, находящимися в его подчинении.

2. Область свободы сокращается,  а количество налагаемых ограничений  увеличивается по мере того, как  растет давление на правительство  и общественные структуры32.

3. Чем более однородно общество, тем большую свободу слова оно допускает.

4. Чем более развито общество, тем более тонкий контроль  над свободой слова оно осуществляет33.

Согласно закону «О средствах  массовой информации» России, журналист  имеет следующие права относительно политической информации (есть ряд исключений из этих прав): посещать государственные органы, их организации или пресс-службы; получать по запросу информацию и незакрытые документы (если в документе фрагмент секретности, этот фрагмент обязаны изъять, остальное – предоставить журналисту); абсолютное право копировать необходимые документы, публиковать, воспроизводить без ссылок и запросов к давшей документы организации; вести запись с использованием технических средств; посещать специально охраняемые места; проверять достоверность сообщаемого (это не самостоятельная норма). Права дополняют друг друга. Государственные органы и общественные организации должны предоставлять информацию бесплатно, коммерческие организации должны предоставлять информацию, затрагивающую общественный или личный интерес. Должна быть ответственность за сокрытие информации для всех, имеющих дело с ней, в том числе и для сотрудников прессы.

Вместе с тем, в условиях постоянно усиливающейся политизации  масс-медиа и медиатизации политики, наряду с сотрудничеством, актуальными становятся противоречия, регулярно возникающие между властью и прессой. Средства массовой информации, в идеале стремящиеся к объективности распространяемых ими фактов, подчас выступают регулятором и «надзирателем» за происходящими политическими событиями. Но конфликт порождает не только стремление СМИ контролировать властеотношения, но и их подчинённость определённым кругам, стремящимся заполучить власть на отдельно взятой территории. В результате пресса, в подавляющем большинстве случаев - представитель интересов, посредник и средство в большой политической игре за власть. Она может отражать интересы государства, являясь его собственностью, либо выражать политические амбиции кругов, стремящихся к власти и обладающих достаточными ресурсами для реализации своих намерений.

Очевидно, что противоречия между государственной властью  и средствами массовой информации выступают  в различных формах, каждая из которых  предопределена особыми предпосылками. Конфликтные отношения зарождаются  в случае, если нарушаются интересы одной из сторон. Для власти в данных отношениях приоритетной является поддержка общества, благополучие государства и собственное благополучие. Интересы СМИ более разнообразны и включают в себя как финансовую составляющую, так и стремление осуществлять свою деятельность максимально полезно для аудитории и быть при этом контролёром и посредником между государством и обществом. Последнее, как показывает практика, постепенно сходит на нет, уступая место сиюминутной выгоде34.

Если говорить в этом отношении о США, там федеральный закон 1966 года «О свободе информации» гласит, что информация по запросу предоставляется в течении 10 дней, доступ к информации ограничивается до органов федеральной власти (власти штатов и местное самоуправление сюда не входят), получать информацию имеют право только граждане США или прожившие в США 10 лет люди. В Америке существует федеральный реестр с данными обо всех учреждениях, и об общественной фигуре можно узнать больше, чем о любом другом человеке. Прецедент: дело Саливена в США (чиновник протестовал против огласки его личной жизни, но протест был отклонён).

Право на ответ  и на опровержение в СМИ

Самым частым повод для претензий граждан к СМИ является умаление чести и достоинства.

Ответ (контрмнение обиженного) – это наиболее мягкая форма разрешения спора между редакцией и гражданином или фирмой. В качестве ответа публикуется текст гражданина или организации, за их подписью, в эфире оппонентом редакции текст зачитывается. Т. е. редакция не признаёт свою вину, к тому же у СМИ существует право публикации в следующем номере (выпуске) ответа на ответ и редакционного комментария к нему.

Ответ должен указывать, какие конкретно сведения имеются в виду, когда и как они были распространены.

К примеру, журналист каламбурно и неприлично обыграл фамилию персонажа или сконструировал из имени персонажа кличку.

По закону редакция может не публиковать ответ если:

- данные сведения уже  были ею опровергнуты;

- заявитель обратился  спустя более чем год после  распространения сведений.

                   редакция не имеет право публиковать ответ если:

- он представляет собой  злоупотребление свободой массовой  информации;

- он является анонимным;

- он противоречит принятому  решению суда.

Опровержение публикуется, если распространённые сведения одновременно и не соответствуют действительности, и порочат честь и достоинство и деловую репутацию гражданина (для юридического лица – только деловую репутацию).

Согласно Гражданскому кодексу, иногда публикация опровержения бывает сопряжена с возмещением истцу убытков и морального вреда, хотя в законе «О средствах массовой информации» говорится только о возмещении морального вреда, а значит это касается только гражданина.

Проблема  доступа журналистов к государственной  тайне и правительственной информации

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»  относит государственную тайну  к сведениям с ограниченным доступом.

Закон «О государственной тайне»: государственная тайна – это защищенные государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Признаки информации, которая может стать государственной  тайной:

- отражает определённые сферы деятельности;

- имеет отношение к национальной безопасности.

Создаётся определённый закрытый список государственных тайн, который проверяется каждый год.

Согласно указу Президента, не может быть государственной тайной:

- чрезвычайные происшествия и катастрофы, угрожающие безопасности и здоровью населения;

- стихийные бедствия, их официальные прогнозы и  последствия;

- состояние экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;

- льготы, привилегии и компенсации, предоставленные государством;

Информация о работе Журналистская этика