Журналистская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:05, дипломная работа

Описание работы

цель данной работы: рассмотреть и подробно изучить проблемы журналистской этики в современном мире.
Для выполнения поставленной цели требуется реализация следующих задач.
В первой главе:
1. Изучить зарождение журналистской этики и его этапы.
2. Рассмотреть главные элементы саморегулирования СМИ на примерах

Содержание работы

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ ………
1.1. Зарождение журналистской этики ………………………………….
1.2. Элементы саморегулирования СМИ ………………………………..
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ В РОССИИ И США ………………………
2.1. Этические проблемы при работе с государственными органами …
2.2. Этические проблемы при взаимодействии с частными лицами …...
2.3. Защита журналистами своих источников информации …………….
2.4. Ограничения СМИ в разных странах (на примере рекламы) ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

В 1990-е гг. можно выделить несколько основных работ о профессиональной этике журналиста, в которых тема разрабатывается на современном  российском материале и достаточно полно. Это «Профессиональная этика  журналиста» Д. С. Аврамова (1999 г.); «Профессиональная этика журналиста» Г.В. Лазутиной (1999 г) и «Репортер: профессионализм и этика» М. И. Шостак (1999 г.).

Следует отметить и вышедшую в эти годы книгу С. А. Муратова «Нравственные принципы тележурналистики (опыт этического кодекса)» (1994 г), где прописаны основные этические принципы, которыми должны руководствоваться тележурналисты в своей практической деятельности.

Полноценное развитие профессиональной этики как науки было бы невозможным  без изучения зарубежного опыта. Так в 1998 году Национальным институтом прессы издается книга американского исследователя Э. Б. Ламбета22 «Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии». В ней автор говорит о применении основополагающих философских принципов на практике, предлагает методику выбора этической альтернативы в конкретной ситуации, дает советы по разрешению этических конфликтов, актуальные и для российских журналистов.

В 1999 году выходит книга А.А. Короченского23 «Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт)» (Ростов-на-Дону), где впервые представлено комплексное описание и сравнительный анализ этико-профессиональных норм, выработанных зарубежными журналистскими сообществами в целях регулирования деятельности журналистов и средств массовой информации, а также содержатся тексты кодексов журналистской этики, в большинстве своём впервые переведенных на русский язык.

Проблемы, тематически  смежные с этической стороной творчества журналиста, рассмотрены  в научных работах И.И. Засурского, Т.Л. Кичигиной, А.А. Малиновского, Г.С. Мельник, С.Ю. Тимофеевой. Важные подходы к проблеме нравственности журнализма содержат научные труды в области журналистики таких известных авторов, как С.М. Виноградова, В.М. Горохов, И.М. Дзялошинский, Г.В. Жирков, Я.Н. Засурский, В.И. Коньков, Б.Я. Мисонжников, Е.П. Прохоров, В.А. Сидоров, А.А. Тертычный, М.С. Черепахов.

Таким образом, мы определили два основных этапа в становлении  российской журналистской этики  как науки: «советский» и «современный». На первом, начинается накопление научного знания о профессиональной этике журналиста, формируются ее основные понятия и категории, определяются ее задачи и предмет. На втором этапе журналистская этика начинает функционировать как самостоятельная наука, все больше увеличивается количество исследований по данному вопросу. Авторы раскрывают этические стороны творческого процесса журналистов, исследуют особенности профессиональной морали, анализируют процесс саморегулирования в современной журналистике, изучают профессиональное самосознание работников СМИ, а также профессионально-нравственные отношения, в которые включены журналисты. Однако, состояние профессиональной этики в современной российской журналистике, говорит о том, что многие вопросы и проблемы журналистской этики еще до конца изучены или вообще не рассматриваются. Остается еще достаточно большое поле для деятельности новых исследователей.

По словам Венеры Якуповой24, в Швеции торжествует принцип свободного доступа всех граждан к официальным документам. Ряд шведских законов поддерживает средства массовой информации в их роли общественных контролеров. Власти стараются ничего не скрывать от населения: люди должны знать, что происходит за стенами бюрократических учреждений. Ежедневно местные журналисты приходят в мэрию и просматривают всю входящую документацию. Если надо донести до населения важное решение городских властей, мэрия покупает рекламное место в двух конкурирующих газетах (своей газеты у мэрии нет), чтобы не было предпочтения какому-нибудь СМИ. Официальные документы публикуются на сайтах, можно с ними познакомиться и в библиотеках.

Элементы саморегулирования  СМИ

Саморегулирование СМИ – это система добровольной ответственности журналистов перед обществом, основанная на принципах профессиональной этики и заключающаяся в создании механизмов рассмотрения жалоб и разрешения конфликтов в сфере их профессиональной деятельности.

Согласно М. Харасти25,  саморегулирование СМИ – это совместные усилия профессионального сообщества средств массовой информации по добровольному определению принципов, руководящих работой редакции, и их соблюдению в открытом процессе информирования общественности. При этом независимые СМИ берут на себя долю ответственности за качество общественного дискурса в стране при полном сохранении редакционной самостоятельности в его формировании.

Журналистское саморегулирование – один из важнейших системообразующих элементов демократического общества. Его основной функцией является обеспечение ответственности средств массовой информации (СМИ) перед обществом. Эта ответственность реализуется через кодификацию этических стандартов профессии и создание механизмов обеспечения выполнения журналистским сообществом требований профессиональных кодексов.

Создание системы саморегулирования СМИ несет пользу всем сторонам общественных отношений. Медиаиндустрия (система, включающая все субъекты деятельности в сфере массовой информации и объединяющая все сегменты этого рынка – прессу, телевидение и радиовещание, Интернет-СМИ и т.д.) получает понятную и пригодную к применению систему кодифицированных норм профессиональной этики, а также компетентную помощь в разрешении информационных конфликтов; саморегулирование ведет также к повышению качества журналистских материалов, а значит, и к повышению доверия общества к СМИ, изменению понимания места журналистики в обществе, что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной защиты массмедиа от внешнего давления со стороны органов государственной власти, крупного бизнеса и других заинтересованных в использовании широких возможностей СМИ субъектов. Через систему саморегулирования СМИ общество реализует часть своих прав в сфере получения и распространения информации, таких как, например, право получать достоверную информацию, быть услышанным или право на ответ. С введением системы саморегулирования СМИ государство получает возможность передать часть своих контрольных функций медиаиндустрии, что приводит к экономии административных и материальных ресурсов.

Важную роль приобретает  саморегулирование СМИ в обществах, ставших на путь демократических преобразований. В таких странах система саморегулирования СМИ выступает одним из механизмов становления гражданского общества и его основных демократических институтов, вместе с тем выполняя важную функцию объединения журналистов вокруг общих принципов профессии.

Хотя еще в начале XX века появляются первые институты саморегулирования СМИ – этический кодекс и совет по прессе – как система саморегулирование складывается уже после Второй мировой войны. Большую роль в этом сыграл доклад т. н. Комиссии Хатчинса, работавшей в США в середине 1940-х гг. Доклад определил главные принципы ответственности прессы, которые легли в основу системы саморегулирования СМИ в мире. Одним из основных выводов, сделанных Комиссией, считается следующее положение: «Если современному обществу требуются крупные органы массовой коммуникации; если их концентрация становится столь значительной, что они представляют угрозу для демократии; если демократия не в состоянии решить эту проблему только путем их раскола, - эти органы должны перейти на саморегулирование, в противном случае их будет контролировать правительство. Но если они будут подконтрольны властям, мы лишимся своей главной гарантии против тоталитаризма и одновременно сделаем серьезный шаг в его сторону».

Взаимодействие  государственного регулирования и  саморегулирования:

• саморегулирование всегда осуществляется в рамках действующего законодательства и является легитимным;

• саморегулирование может фактически замещать государственное регулирование в определенных сферах;

• нормы саморегулирования могут дополнять и конкретизировать действующее законодательство;

• нормы саморегулирования могут ужесточать требования к участникам рынка по сравнению с требованиями законодательства.

Согласно положению Руководства EASA по саморегулированию, «правильно организованные и грамотно управляемые системы саморегулирования предлагают быстрые, гибкие, недорогие и эффективные способы воздействия со стороны ответственного большинства представителей рекламной индустрии для сдерживания и ограничения безответственного меньшинства, а также играющих против правил мошенников, чьи действия могут испортить репутацию рекламы в глазах общественности»26.

Важнейшим принципом саморегулирования является его актуальность, поскольку необходимость воздействия продиктована потребностями современного рынка. Непосредственное участие в саморегулировании самого рекламного сообщества обеспечивает реалистичность установленных правил.

Саморегулирование существует не изолированно, а в одной системе  с государственным регулированием, взаимодействует и в отдельных случаях заменяет его. При этом саморегулирование находится в рамках закона, не противоречит, а дополняет и конкретизирует установленные законом правила и формирует практику их применения.

Саморегулирование принимает в разных странах самые различные формы, но во всех странах ему присущи общие характеристики, это позволяет дать определение организации саморегулирования:

• Это независимая организация, т. е. независимая от правительства и заинтересованных групп, имеющая свою собственную функцию принятия решений.

• Это организация, учрежденная и финансируемая рекламной индустрией.

• Она несет практическую ответственность за регулирование рекламы.

• Она обладает властью проводить в жизнь свои решения, т. е. моральной и практической поддержкой рекламной индустрии.

• Она может рассчитывать на достаточную поддержку со стороны составляющих ее частей рекламной индустрии (или того сектора, за который она является ответственной) для обеспечения доверия к себе.

• Она беспристрастна.

• Она бесплатно рассматривает обращения потребителей.

• Она имеет ясный процесс рассмотрения дел и принятия решений.

Наиболее распространенными  механизмами саморегулирования  СМИ в мире являются этический кодекс, совет по прессе и омбудсмен.

Этические кодексы публично определяют функции, права и обязанности журналистов в сфере профессиональной этики и тем самым предоставляют журналистам указания в отношении оптимального осуществления их профессиональной деятельности. Они разрабатываются совместными усилиями журналистов и становятся этическим фундаментом их работы.

Сегодня кодексы этики  являются самым доступным и наиболее распространенным механизмом саморегулирования  СМИ в мире. По данным различных  исследований, общенациональные, отраслевые и внутри редакционные кодексы существуют в большинстве стран мира, в том числе и во всех государствах. По большей части кодексы содержат одни и те же стандарты поведения журналиста, отличаясь только степенью детализации предмета.

Что касается этических кодексов, согласно Я. Байдару27, они публично определяют функции, права и обязанности журналистов и тем самым предоставляют журналистам руководящие принципы оптимального осуществления их профессиональной деятельности. Такие кодексы носят разные названия: нормы этики, хартия этики, кодекс поведения, нормы и правила, этический кодекс и т.д. Однако все они преследуют аналогичные цели: обеспечение независимости профессии и служение общественным интересам.

По словам Уильяма Гора28, разработка этического кодекса – лишь первый шаг на пути к эффективному саморегулированию средств массовой информации. Чрезвычайно важно создать орган для осуществления контроля за его соблюдением и применения санкций к тем, кто нарушает его нормы.

Первые профессиональные кодексы журналистов возникли в обстановке общественной критики в отношении коммерциализированной прессы и характерного для ее журналистов духа и методов профессиональной деятельности. Они представляли собой не только явление, связанное с формализацией этического самоопределения журналистского сообщества, но и своего рода ответ этого сообщества на критику со стороны общественности.

В 1923 г. Американское общество редакторов газет (ASNE), объединившее руководящих работников крупнейших газет, приняло «Каноны журналистики» – один из первых профессиональных кодексов, на десятилетия определивший рамки «правил игры» журналистов и периодических изданий США. В нем был впервые провозглашен принцип ответственности прессы и журналистов за благо общества, принципы правдивости, точности, беспристрастности, благопристойности и уважения к частной жизни людей.

Если по поводу времени  и места появления первого  этического кодекса журналиста до сих  пор ведутся споры, то в отношении  первого совета по прессе нет никаких разночтений: он появился в 1916 г. в Швеции в форме суда чести и был образован тремя основными профессиональными организациями журналистов страны – Союзом журналистов, Ассоциацией издателей газет и Клубом публицистов. В конце 1920-х гг. совет по прессе появился и в другой скандинавской стране – Норвегии, а уже после войны советы получили распространение во всей Европе.

Советы по прессе различаются по составу, источникам финансирования и форме организации. Это обусловлено особенностями исторического развития и становления гражданского общества в каждой отдельно взятой стране. Но собирательный образ такого органа нам представляется следующим: это некоммерческая организация, учрежденная тем или иным профессиональным журналистским объединением или журналистским сообществом в целом, в состав которой входят работники медиаиндустрии и, как правило, представители гражданского общества; основной функцией такой организации является разрешение конфликтов в сфере профессиональной этики; его решения не имеют юридической силы и исполняются сторонами добровольно. Цель таких организаций – защитить СМИ от чрезмерного государственного влияния, а общество – от недобросовестной журналистики. Мы посвящаем этому институту саморегулирования СМИ вторую главу диссертационного исследования.

Информация о работе Журналистская этика