Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 02:54, дипломная работа
Растет число совершаемых несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых превышает 80%. Каждый второй подросток, попавший в поле зрения правоохранительных органов, совершает общественно опасные деяния повторно. Увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе устойчивых преступных групп. Рост преступности несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу в обществе.
Борьба с преступностью несовершеннолетних приобретает, и приобрела весьма актуальное значение сегодня в строительстве нового общества. А строительство нового гражданского общества неразрывно связано с созданием и формированием трезвого образа жизни.
Настоящая работа посвящена одной из наиболее сложных проблем расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2-5
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………….6
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………...6-27
1.2. Особенности возбуждения уголовных дел и планирования расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………...28-39
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ……...40
2.1. Организация расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….40-51
2.2. Следственные ситуации и основные направления деятельности следователя при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….51-60
2.3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………………...60-91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………92-95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..96-102
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.
Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.
Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи представляется особенно важным то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.
Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией.45
Для этого, прежде всего, нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д.) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотехника, компьютерные игры и т.п. На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемые манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т.п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твёрдостью, терпением.
Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.
Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела не даёт возникнуть и укрепиться представлению о безнаказанности, как в среде несовершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с цель сокрытия следов преступления.46
В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант - на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.47
Особое внимание должно быть уделено соблюдению установленных сроков проверки первичных материалов. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т.п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяется путем выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроизводство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т.п.) с этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т.д.). При отсутствии иных возможностей, проводится судебно-медицинская экспертиза.48
Побудительные причины большей части правонарушений несовершеннолетних во многом сходны по содержанию с мотивами преступлений взрослых (стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков, сигарет, месть, озлобление, хулиганские побуждения, корысть). Однако есть и такие, которые типичны именно для подростков. Общественно опасные деяния часто совершаются из озорства, желания развлечься, проявить смелость, удаль, показать силу, из потребности утвердить своё положение в глазах товарищей, получить их признание, из ложно понимаемого чувства солидарности, подражания, любопытства, стремления достать сладости, ту или иную вещь, престижную среди подростков.
Корыстные мотивы имеют также специфическую окраску и особенности проявления: похитить красивое, необычное, сладкое - и зависит от возраста правонарушителя.
К числу основных (психофизиологических) особенностей несовершеннолетних, влияющих на расследование совершёнными ими преступлений, относят:
- незавершённость физического и нравственного развития (эмоциональность поведения, колебания поведения и т.п.);
- специфику восприятия, запоминания и воспроизведения (фантазирование, повышенная внушаемость и др.);
- недостаточность жизненного опыта (неполнота оценок, легкомысленность в принятии решений, отсутствие самокритики; когда преступление сразу не раскрыли, рождается чувство безнаказанности и желание совершить новое преступление);
- склонность к подражанию;
- стремление утвердить себя в среде общения, показать самостоятельность, взрослость (отсюда боязнь показаться трусом, совершение не желаемого, а производящего эффект);
- неправильно понимаемое чувство товарищества (взять вину на себя, не выдать товарища и др.)49
Указанные особенности определяют специфический круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования в соответствии и отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:
1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учёбы подростка.
2. Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характеризующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то, как давно и по какой причине; кто воспитывает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сёстры, иные лица, проживающие совместно); каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздействия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бытовые условия.
При выявлении безнадзорности подростка следует установить её причины (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразличное отношение к детям и т.п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи, с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.
Существенное значение имеет не только бытовое, но и ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым, лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков.
Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учёбе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учёбе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учёбу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для её возобновления, в чём причина длительной занятости и т.д.50
Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении устанавливают путём допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т.п.
В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, характере времяпровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность).
3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.
4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.
Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.
По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии:
а) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;
б) существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько преступлений;
в) наличие факторов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.). Приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его.
д) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т.п.51
Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выяснения различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.
Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание всё содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание.
При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоятельств совершенного преступления, должны быть проведены и предусмотренные обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов.
Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очерёдности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествует на данный момент ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очерёдность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т.п.52
Таким образом, в главе 50 УПК РФ регламентированы особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста.
Важная особенность
Расследуя уголовные дела
о преступлениях
Указанные процессуальные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых накладывают свой отпечаток как на тактические приемы проведения с ними следственных действий, так и на методику расследования преступлений несовершеннолетних в целом.
Изучение личности несовершеннолетнего
обвиняемого состоит в
– уяснение его роли в совершении преступления, определение виновности и степени ответственности;
– решение вопроса о
необходимости проведения тех или
иных оперативно-розыскных