Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 02:54, дипломная работа
Растет число совершаемых несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых превышает 80%. Каждый второй подросток, попавший в поле зрения правоохранительных органов, совершает общественно опасные деяния повторно. Увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе устойчивых преступных групп. Рост преступности несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу в обществе.
Борьба с преступностью несовершеннолетних приобретает, и приобрела весьма актуальное значение сегодня в строительстве нового общества. А строительство нового гражданского общества неразрывно связано с созданием и формированием трезвого образа жизни.
Настоящая работа посвящена одной из наиболее сложных проблем расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2-5
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………….6
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………...6-27
1.2. Особенности возбуждения уголовных дел и планирования расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………...28-39
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ……...40
2.1. Организация расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….40-51
2.2. Следственные ситуации и основные направления деятельности следователя при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….51-60
2.3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………………...60-91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………92-95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..96-102
Необходимо иметь в виду, что некоторые участники группы (обычно младшие по возрасту) могут, по согласованию с другими участниками или по собственной инициативе, приписывать себе инициативу и активную роль в подготовке и совершении преступлений, которые фактически принадлежат не им. В таких случаях применяются общие правила изобличения во лжи.
Анализ уголовных дел
по преступлениям
Проверка показаний на месте. Проверку показаний несовершеннолетнего на месте необходимо проводить в следующих случаях:
1. Когда на допросе
подросток не смог назвать
точные параметры или
В данном случае не исключено,
что подросток, не принимавший непосредственного
участия в совершении преступления,
решил взять всю
2. Для более точного
и наглядного представления
3. Когда имеющие значение
для дела обстоятельства могут
быть установлены или
4. С целью выяснения первоначальной обстановки на месте происшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное восстановление необходимо для дела.
5. Для отыскания еще
не обнаруженных следов
6. Для установления объектов,
наличие которых могло
Таким образом, проверка показаний на месте заключается в том, что допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события; отыскивает и указывает предметы, документы, следы, имеющие значение для дела; демонстрирует определенные действия: показывает, какую роль в исследуемом событии играли те или иные предметы; обращает внимание на изменения в обстановке места события; конкретизирует и уточняет свои прежние показания.71
Тактические особенности
данного следственного действия
при расследовании групповых
преступлений несовершеннолетних определены
тем фактом, что группа чаще всего
совершает преступления или в
местах своего территориального расположения,
или вблизи от этих мест. Поэтому
при проверке показаний в местах
территориального расположения групп
несовершеннолетних в случаях, когда
установлены не все ее участники,
следует проявлять большую
В случае участия в очной ставке несовершеннолетних надлежит руководствоваться ст. ст. 191, 192 УПК РФ, которые регламентируют их допрос. С учетом возраста несовершеннолетних и особенностей их психики в законе предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие получение от них правдивых и полных показаний, а также облегчающие контакт с несовершеннолетними. Нет никаких оснований делать исключение из общего правила о допросе несовершеннолетних для их допроса на очной ставке.
Действие статей уголовно-процессуального
кодекса РФ, регламентирующих порядок
допроса несовершеннолетних свидетелей
(потерпевших) и предусматривающих
участие в допросе педагогов,
близких родственников или
Принимая решение о производстве очной ставки с участием несовершеннолетних (особенно малолетних), следователь, прежде всего, должен учитывать особенности их психики и влияние этих особенностей на ход и результаты очной ставки. Помимо пробелов в восприятии, запоминании и воспроизведении спорных обстоятельств, для несовершеннолетних в большинстве случаев характерно отсутствие жизненного опыта, являющегося важным условием правильного понимания событий.
Как правило, несовершеннолетние еще не имеют твердого мировоззрения, легко подпадают под влияние старших, что значительно осложняет проведение очных ставок с их участием. К тому же несовершеннолетним, особенно малолетним, нередко присущи фантазия, преувеличение, иллюзии, воображение, подражание, что служит причиной многих ошибок в показаниях.72
Все это свидетельствует
о том, что проводить очные
ставки с участием несовершеннолетних
следует лишь в тех случаях, когда
были использованы и не дали результата
другие способы установления истины
по спорным обстоятельствам. Целесообразно
до проведения очной ставки с участием
несовершеннолетнего (особенно малолетнего),
на которой последний должен изобличать
взрослое лицо или соучастника своего
возраста в совершении преступления,
попытаться разрешить спорные вопросы
путем воспроизведения
Если же возникшее противоречие иным путем устранить не удалось, перед следователем встает необходимость производства очной ставки с участием несовершеннолетнего. С учетом особенностей психики несовершеннолетних при подготовке к производству очной ставки большое значение приобретает вопрос о выборе места ее проведения.73 Замечено, что в ряде случаев официальная обстановка угнетающе действует на психику несовершеннолетнего и препятствует установлению с ним психологического контакта. Такое состояние, характерное обычно для робких, впечатлительных, замкнутых подростков, отрицательно сказывается на правдивости и полноте их показаний. Поэтому очные ставки с их участием предпочтительнее проводить не в полиции, а в привычных для несовершеннолетних местах (в детских учреждениях и т.д.).
Важным моментом является
приглашение на очную ставку с
участием несовершеннолетних их родителей,
родственников, законных представителей
или педагогов. Закон не случайно
предоставляет следователю
Следователь должен использовать эффект присутствия указанных лиц на очной ставке для получения правдивых показаний не только от самих несовершеннолетних, но и от лиц, с которыми проводится очная ставка.
В некоторых случаях присутствие
на очной ставке знакомых несовершеннолетних
лиц не всегда желательно для следователя.
Если в очной ставке участвуют
несовершеннолетние потерпевшие по
делам о половых преступлениях,
или несовершеннолетние – подозреваемые
(обвиняемые), то присутствие близких
или знакомых нередко создает
своеобразный психологический барьер,
затрудняющий получение правдивых
показаний. В таких случаях
При участии в очной
ставке несовершеннолетнего
Необходимо так организовать
очную ставку, чтобы максимально
использовать помощь названных лиц
для получения правдивых
Руководящая роль на очной ставке принадлежит следователю. Перед началом следственного действия он разъясняет родственникам, законным представителям несовершеннолетних и педагогам их права и задачи, знакомит с порядком проведения очной ставки. Допрос на очной ставке ведется только следователем, а остальные лица могут с его разрешения задавать вопросы допрашиваемым.
По окончании допроса следователем вопросы с его разрешения могут быть заданы адвокатами, педагогами, родственниками несовершеннолетнего, причем следователь может отвести эти вопросы, но обязан занести их в протокол.76
Участие адвокатов, педагогов,
близких родственников и
Нужно отметить некоторые
тактические особенности
Если очная ставка проводится между несовершеннолетним и взрослым, тактически правильнее допрашивать несовершеннолетнего первым. Это сводит к минимуму опасность отрицательного влияния на несовершеннолетнего со стороны взрослого участника, дающего ложные показания.
В случае, когда несовершеннолетний обвиняемый дает заведомо ложные показания, порядок допроса на очной ставке может быть изменен. Здесь целесообразнее допрашивать первым добросовестного участника очной ставки. Если же ложные показания дает несовершеннолетний свидетель, производить очную ставку следует только в исключительных случаях, если нельзя избежать ее проведения.78
Следователь должен тщательно
продумать расположение допрашиваемых
в кабинете с тем, чтобы взрослый
участник не мог жестом, мимикой
или другим способом повлиять на несовершеннолетнего
и склонить его к даче ложных показаний.
Поэтому нежелательно располагать
участников друг против друга, лицом
к лицу. Предпочтительнее, чтобы
между участниками очной ставки
находился педагог или
Решая проблему постановки
вопросов потерпевшему подростку в
ходе проведения очных ставок с участием
группы несовершеннолетних, следователь
должен учитывать, что добросовестный
потерпевший в связи с
Не менее важным является вопрос о времени проведения очной ставки между соучастниками. Как показывает следственный опыт, нецелесообразно ее проведение на первоначальном этапе расследования: причины противоречий в показаниях членов группы надо попытаться установить иными способами. Принятие следователем решения о проведении очной ставки между соучастниками связано с повышенным тактическим риском: существует опасность, что последние используют ее для сговора между собой в ущерб интересам следствия и установления подлинной роли каждого из них в совершении группового преступления.
Нередко подростки отказываются
участвовать в очной ставке. В
этой ситуации нужно выяснить причины
отказа (боязнь мести, нежелание оказаться
предателем в своей группе и так
далее) и попытаться убедить несовершеннолетнего
в необходимости данного