ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 02:54, дипломная работа

Описание работы

Растет число совершаемых несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых превышает 80%. Каждый второй подросток, попавший в поле зрения правоохранительных органов, совершает общественно опасные деяния повторно. Увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе устойчивых преступных групп. Рост преступности несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу в обществе.
Борьба с преступностью несовершеннолетних приобретает, и приобрела весьма актуальное значение сегодня в строительстве нового общества. А строительство нового гражданского общества неразрывно связано с созданием и формированием трезвого образа жизни.
Настоящая работа посвящена одной из наиболее сложных проблем расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2-5
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………….6
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………...6-27
1.2. Особенности возбуждения уголовных дел и планирования расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………...28-39
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ……...40
2.1. Организация расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….40-51
2.2. Следственные ситуации и основные направления деятельности следователя при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….51-60
2.3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………………...60-91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………92-95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..96-102

Файлы: 1 файл

ОРПСН.docx

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Розыск несовершеннолетних осуществляется по:

- Признаком внешности. Оперативные работники совместно со следователем на основе информации, полученной от людей, могут составить композиционный портрет несовершеннолетнего подозреваемого. О приметах его ориентируют сотрудников органов внутренних дел и представители общественности.

- Оперативно-криминалистическим учётом органов внутренних дел.

В первую очередь свидетелям и потерпевшим предъявляется фотоальбом лиц, которые состоят на учёте. Кроме того, используются учёты участковых уполномоченных и отделов профилактики преступлений несовершеннолетних.

После выявления конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на несовершеннолетнего правонарушителя, следственные и оперативно-розыскные действия направляются на всестороннее изучение обстоятельств совершённого деяния, личности подростка, выявление взрослых подстрекателей.

Ситуация когда несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте преступления, после его совершения или явился с повинной характеризуется относительной определённостью информации о лице, совершившем преступление. При задержании его с поличным должны приниматься меры по фиксации следов преступления и изучению личности. Для этого производятся осмотр места происшествия, допрос несовершеннолетнего, свидетелей.

Если несовершеннолетний явился с повинной, необходимо тщательно выяснить обстоятельства совершённого преступления и мотивы, которые побудили подростка явиться с повинной, его возможности самостоятельно подготовить, осуществить конкретное преступление, исходя из уровня его физического или психического развития, жизненного опыта и определённых навыков. Необходимо выяснить, не совершил ли он другое, более тяжкое преступление, не делается ли это, чтобы скрыть взрослого соучастника или подстрекателя, взяв вину на себя.

Получение информации о взрослых подстрекателях имеет важное значение для уяснения механизма конкретных преступных действий, выдвижения и проверки следственных версий и осуществления профилактических мероприятий в отношении подростка. Поскольку он несовершеннолетний, порой прибегают к самооговору, необходимо сравнивать поступающую от них информацию со сведениями, которые ранее собраны по делу из материальных и идеальных отображений и анализировать их, что позволит обнаружить имеющиеся противоречия, а в последующем изобличить во лжи.57

В процессе установления взрослых подстрекателей и организаторов нужно учитывать, что разрыв в возрасте между ними и несовершеннолетними в большинстве случаев незначителен. Как правило, подавляющее большинство подстрекателей и организаторов из числа взрослых были в возрасте 18–22 лет. Незначительная разница в возрасте (1–2 года) между подстрекателем и несовершеннолетним исполнителем не вносит существенных изменений в механизм совершения преступления по сравнению с теми, которые подростки совершают сами. Иная картина наблюдается, когда взрослые старше несовершеннолетних на 3–4 года и более, роль взрослых в преступной деятельности обычно более значительна, особенно в организации преступлений, что получает отражение в следовой картине преступления58.

Таким образом, методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.

На начальном этапе  расследования могут складываться следующие следственные ситуации:

1) потерпевшие и свидетели  не знают преступников, но по  внешнему виду и другим признакам  указывают на несовершеннолетний  возраст подозреваемых;

2) обстановка на месте  происшествия, способ совершения  преступления, предмет посягательства  и другие признаки свидетельствуют  о совершении преступления несовершеннолетними;

3) потерпевшие и свидетели  знают преступников и уверенно  называют их возраст.

В первой ситуации, прежде всего, проводятся осмотр места происшествия, допросы потерпевших и свидетелей, оперативно-розыскные мероприятия (с целью розыска подозреваемых), задержание, допросы подозреваемых, обыски по месту жительства и учебы (работы) несовершеннолетних, судебные экспертизы.

Во второй ситуации, при  наличии материальных следов преступления, дополнительно обращается внимание на поиск интеллектуальных следов. Проводятся допросы свидетелей и  потерпевших, поиск по горячим следам и задержание несовершеннолетних преступников, предъявление их для опознания и  допросы подозреваемых. Затем проводятся обыски по месту жительства и учебы (работы) несовершеннолетних, назначаются  соответствующие экспертизы.

В третьей ситуации действия следствия должны быть ориентированы  на обнаружение и задержание несовершеннолетних, осмотр места происшествия, допросы  задержанных, потерпевших и свидетелей, предъявление несовершеннолетних преступников для опознания, обыски и назначения экспертиз.

 

2.3. Особенности тактики  производства отдельных следственных  действий с участием несовершеннолетних.

 

Этот параграф мы решили начать с исследования особенностей производства допроса.

Независимо от процессуального  положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего  и его производстве следователь  должен:59

1. Исключить промедление  с допросом, свести к минимуму  промежуток времени с момента  возникновения необходимости в  допросе до его проведения. В  противном случае на подростка  могут оказать взаимодействие  заинтересованные лица, внушающую  роль сыграют слухи, суждения  различных лиц о происшедшем.  С течением времени будут забываться  детали события, замещаясь фантазиями, вымышленными подробностями.

2. Правильно определить  способ вызова несовершеннолетнего  на допрос, чтобы исключить нежелательную  огласку этого факта и воздействия  заинтересованных лиц.

3. Продумать круг участников  допроса: решить, будут ли участвовать  в допросе родители подростка,  педагоги и другие лица, кто  именно; пригласить при необходимости  защитника.

4. Получить по возможности  полные сведения о личности  несовершеннолетнего, использовать  данную информацию для установления  психологического контакта с  допрашиваемым и определения  тактики допроса.

5. Не допускать бесцельного  ожидания подростком момента  начала допроса.

6. Создать обстановку, в  которой несовершеннолетний мог  бы сосредоточиться на содержание  допроса, убрать предметы, способные  отвлечь его внимание, посадить  в стороне от окна, исключить  присутствие посторонних лиц,  телефонные разговоры и тому  подобное.

7. Письменно сформулировать  наиболее важные вопросы таким  образом, чтобы они не несли  в себе подсказок и были  бы составлены в понятых для  подростка выражениях.

8. Вести допрос в спокойной,  уверенной манере, избегать грубых  окриков и в то же время  пресекать развязное поведение  допрашиваемого.

9. Помочь подростку в  определении предмета свободного  рассказа и всего допроса. По  возможности не прерывать речь  допрашиваемого. При необходимости акцентировать внимание на отдельных сторонах обстоятельств преступления.

10. Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются  и в таком состоянии могут  легко согласиться с какими-либо  суждениями следователя. Если  допрос в силу объективных  причин нельзя провести в короткое  время, то необходимо делать  перерывы (по 5–10 мин. через каждые 20–40 мин. допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого).

11. Выяснить, кто из взрослых  беседовал с подростком по  существу дела.

12. Не допускать постановки  наводящих вопросов.

13. Фиксировать сведения  после завершения рассказа несовершеннолетнего  (чтобы перерывы в показаниях  не помешали воспроизведению  событий).

14. Использовать научно-технические  средства (звуко- и видеозапись)  в качестве дополнительных средств  фиксации показаний с целью  более полно отразить ход и  результаты допроса несовершеннолетних. Следователь должен быть готов  также к тому, что подростки  в ходе судебного разбирательства  нередко меняют свои показания  под воздействием заинтересованных  лиц и близких. Поэтому наиболее  важные из показаний несовершеннолетнего  в стадии расследования рекомендуется  фиксировать не только в протоколе,  но и на фонограмме. К сожалению,  на практике звуко- и видеозапись  допросов несовершеннолетних применяется  сравнительно редко60.

При допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) допускается участие  специалиста-педагога. Представляется, что в таких случаях предпочтительней участие педагога-психолога, поскольку  оказать помощь при установлении психологического контакта, более или менее точно дифференцировать индивидуально-психологические особенности допрашиваемого способен только человек, обладающий специальными познаниями в области психологии. Причем в зависимости от личности допрашиваемого должен быть приглашен психолог соответствующего профиля. Так, при допросе психически здоровых несовершеннолетних может участвовать специалист в области педагогической или возрастной психологии. Если допрашиваемый страдает недостатками слуха или зрения, то в качестве специалиста целесообразно приглашать сурдопсихолога или тифлопсихолога.

Для установления психологического контакта используют следующие тактические  приемы:61

– правильный выбор места  допроса (в привычной обстановке, в служебном кабинете и так  далее);

– возбуждению у допрашиваемого интереса к общению и его результатам;

– воздействие на эмоциональную  сферу допрашиваемого (обращение  к чувствам несовершеннолетнего  – стыду, гордости, раскаянию, сожалению  с целью заставить отказаться от противодействия и вступить в  контакт со следователем);

– выяснение в ходе допроса  сведений, не только отрицательно, но и  положительно характеризующих несовершеннолетнего;

– воздействие на допрашиваемого путем обращения к положительным  качествам личности (справедливости, принципиальности, объективности и  тому подобное).

По большинству уголовных  дел несовершеннолетних вначале  допрашивают в качестве свидетелей, и лишь после этого их задерживают  в качестве подозреваемых или им предъявляют обвинение.62 Допрос лиц по обстоятельствам совершенного им преступления в качестве свидетелей считается нарушением уголовно-процессуального закона. Однако, к сожалению, это устоявшаяся практика, позволяющая следователю на момент допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого представлять, какую позицию он занимает. На данном этапе важное значение приобретает подготовка к допросу, в которую, кроме изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, входят: тщательное, всестороннее изучение материалов дела; определение цели, задачи и предмета допроса; выбор времени и места его проведения, способа вызова подростка; подготовка доказательств; решение вопроса о приглашении законного представителя несовершеннолетнего и его защитника; подготовка научно – технических средств и приглашение специалиста – техника в случае предполагаемого использования звуко (видео) записи.

Судьей Центрального районного суда г. Хабаровска  19 апреля 2006г. было вынесено постановление о возвращении прокурору уголовного дела в отношении А.П. Ершова и несовершеннолетнего Б.Е. Сумарокова, обвиняемых по ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража чужого имущества).

В соответствии со ст. 236-237 УПК РФ судья возвратил  дело в связи с существенным нарушением органами следствия норм уголовно-процессуального закона, выразившимся в том, что обвинительное заключение по делу было составлено с нарушением требований, предусмотренных УПК РФ. В обвинительном заключении не был указан законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого Б.Е. Сумарокова.

Центральный районный суд г. Хабаровска, рассмотрев дело по частному протесту прокурора, оставил постановление судьи без изменения.

В протесте районного  прокурора ставился вопрос об отмене состоявшихся решений и направлении дела на новое судебное рассмотрение.

Допущенное органами следствия нарушение норм УПК  РФ, указывалось в протесте, не может быть расценено как существенное и влекущее направление дела для дополнительного расследования, поскольку по смыслу требований ст. 220 УПК РФ внесение в обвинительное заключение данных о законном представителе несовершеннолетнего обвиняемого не является обязательным.

Несовершеннолетний  обвиняемый Б.Е. Сумароков был обеспечен  защитником в установленном законом  порядке. Ни он, ни его защитник не ходатайствовали  о привлечении к участию в деле законного представителя.

Таким образом, говорилось в протесте, допущенное нарушение  не повлекло за собой лишения или  стеснения прав кого-либо из участников процесса и потому не может быть признано основанием для возвращения дела для дополнительного расследования.

 Коллегия  Верховного Суда РФ  по уголовным делам 6 февраля 2007г. протест районного прокурора оставила без удовлетворения, указав следующее.

    Как  видно из материалов дела, что  не оспаривалось и в протесте, органами следствия в нарушение требований ст. 220 УПК РФ не были включены в обвинительное заключение данные о законном представителе несовершеннолетнего обвиняемого.

Органы следствия, таким образом, существенно нарушили права одного из участвующих в деле лиц — законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого. Если бы он пожелал реализовать права, то это невозможно было бы сделать в ходе судебного разбирательства.

Судья районного  суда обоснованно расценил допущенное органами предварительного следствия нарушение требований процессуального закона как существенное и влекущее возвращение дела прокурору.63

Информация о работе ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ