Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 02:54, дипломная работа
Растет число совершаемых несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых превышает 80%. Каждый второй подросток, попавший в поле зрения правоохранительных органов, совершает общественно опасные деяния повторно. Увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе устойчивых преступных групп. Рост преступности несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу в обществе.
Борьба с преступностью несовершеннолетних приобретает, и приобрела весьма актуальное значение сегодня в строительстве нового общества. А строительство нового гражданского общества неразрывно связано с созданием и формированием трезвого образа жизни.
Настоящая работа посвящена одной из наиболее сложных проблем расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2-5
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………………….6
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………...6-27
1.2. Особенности возбуждения уголовных дел и планирования расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………...28-39
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ……...40
2.1. Организация расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….40-51
2.2. Следственные ситуации и основные направления деятельности следователя при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………………………….51-60
2.3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………………...60-91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………92-95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..96-102
К моменту допроса
Несовершеннолетние
Перед началом допроса
необходимо в доступной для
Учитывая возраст
В ходе допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) часто приходится выяснить характер отношений в семье, условия воспитания подростка. Здесь от следователя требуется особая деликатность, поскольку подросток можно болезненно реагировать на задаваемые ему по этому поводу вопросы.
К тактическим приемам предупреждения и разоблачения ложных показаний несовершеннолетних, применение которых положительно зарекомендовало себя на практике, относятся:
1. Демонстрация осведомленности следователя.
2. Выяснение в ходе
допроса так называемых «
3. Детализация показаний
и сопоставление полученных
4. Постановка
5. Постановка вопросов
об обстоятельствах, имеющих
Не рекомендуется поручать допрос несовершеннолетних подозреваемых, а тем более обвиняемых, оперативным работникам.67 Недостаточное знание ими психологических и тактических основ допроса указанных лиц может привести к самооговорам. Если первым несовершеннолетнего допрашивал оперативный уполномоченный, следователю необходимо тщательно проверить результаты этого допроса. Причем повторный допрос должен проводится без участия допрашиваемого подростка оперативного уполномоченного, даже когда он настаивает на этом. Если подросток на первом допросе оговорил себя, то присутствие данного лица является фактором, препятствующим отказу от самооговора и даче объективных показаний.
При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних особенности проведения следственных действий связаны, прежде всего, с решением вопроса об очередности их проведения с теми или иными участниками группы.68
Решение следователя об очередности допроса несовершеннолетних подозреваемых должно основываться на оценке совокупности ряда обстоятельств:
– личности подростка, его
психических свойств (можно ли ожидать
от него правдивых показаний), наличие
преступного опыта, судимости, фактов
общения с работниками
– доказательств участия
несовершеннолетнего в
– роли несовершеннолетнего подозреваемого в совершении преступного деяния (возможный организатор или второстепенный его участник). Быстрее и легче дают правдивые показания второстепенные участники преступления. Поэтому, по общему правилу, допрашивать возможного организатора группы несовершеннолетних целесообразно последним;
– данных о том, что один из подростков занимает в группе положение «оппозиционера». Эти лица обычно противопоставляют себя организатору группы, другим ее участникам. Причинами оппозиции могут быть стремление к лидерству, зависть, ревность, недовольство методами преступной деятельности других членов группы, неудовлетворенность своей «долей» похищенного, а также несогласие с общей «доктриной» группы. При выявлении таких лиц их необходимо допрашивать в первую очередь;
– положение подростка в группе (является ли он «новичком», не применялись ли к нему санкции за нарушение существующих в группе норм поведения. Обычно такой подросток менее связан с другими участниками отношениями взаимовыручки и быстрее дает правдивые показания).
До привлечения участника группы несовершеннолетних к уголовной ответственности он, как правило, совершает несколько однотипных преступлений. Отдельные эпизоды преступной деятельности как бы «наслаиваются» в памяти подростка один на другой, и ему трудно объяснить, что же имело место в каждом конкретном случае. С целью активизации памяти у несовершеннолетнего его допрос рекомендуется проводить в определенной последовательности:
– вначале изучить
– установить, где встречались подростки, что делали, как и у кого возникла мысль совершить преступление;
– выяснить их роль в процессе подготовки и совершения каждого преступления;
– узнать, почему менялись конкретные участники каждого преступного посягательства;
– установить, как группа распорядилась похищенным имуществом и средствами от его реализации;
– определить, кто, кроме
лиц, принимавших участие в
Такой порядок допроса поможет допрашиваемому восстановить в памяти забытое и правильно воспроизвести воспринятое.
Допрос несовершеннолетнего участника преступления обычно происходит в конфликтной ситуации. Если конфликт не приобрел ярко выраженного характера, то несовершеннолетний может выдать похищенное имущество и орудия преступления, назвать соучастников, но вместе с тем полностью не раскрыть своих взаимоотношений с ними, считая данную информацию малозначительной. Такие ситуации встречаются наиболее часто. Поэтому если подозреваемый (обвиняемый) полностью признает себя виновным в совершении преступления, допрос должен вестись не менее детально, чем в случаях, когда он отрицает свою вину. При этом необходимо применять следующие тактические приемы:
– максимально детализировать обстоятельства преступления и роль каждого участника группы;
– выявлять существующие в
группе нормы поведения и
– в этих же целях изучать поведение несовершеннолетнего и других соучастников после совершения преступлений.
Таким образом, уточняется роль каждого участника группы несовершеннолетних в подготовке и совершении преступлений.
Особенности тактики допроса
обвиняемых (подозреваемых) членов групп
несовершеннолетних проявляется и
в специфике преодоления
– выявление внутренних противоречий в показаниях;
– использование противоречий между сведениями, содержащимися в показаниях, и другими доказательствами;
– выяснение причин ложных показаний и принятие мер к их устранению;
– стимулирование положительных качеств допрашиваемого.
Причиной негативной позиции
несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых)
могут быть «слепая» преданность
организатору группы, уверенность, что
другие участники расценят правдивые
и подробные показания как
проявление трусости, желание получить
поменьше наказание и тому подобное.
Для преодоления негативной позиции
можно применять следующие
– показ своей осведомленности
о неблагоприятных
– фиксация внимания допрашиваемого на фактах, компрометирующих его в глазах других соучастников;
– уточнение действительного положения обвиняемого (подозреваемого) в группе;
– разъяснение уголовного закона о смягчающих вину обстоятельствах;
– убеждение подозреваемого
(обвиняемого) в необоснованности его
страха перед организатором, боязни
последующих расправ с его
стороны и так далее. Если следователь
к этому времени располагает
доказательствами виновности соучастников,
то целесообразно объяснить
– создание представления о преувеличенной значимости отдельных доказательств.
– использование перерыва в допросе и дальнейшее его возобновление;
– сочетание допроса с производством других следственных действий (очной ставкой, предъявлением для опознания, проверкой показаний на месте и другими) с последующим возобновлением допроса;
– специальное повторение допроса. Из-за повышенной способности подростков к внушению и самовнушению в литературе встречаются утверждения, что повторный допрос несовершеннолетних нежелателен.69 Однако необходимость в повторном допросе может возникнуть и по не зависящим от следователя причинам, например в связи с выявлением новых обстоятельств. Повторный допрос в ряде случаев оказывается более результативным, так как несовершеннолетний иногда сообщает сведения, о которых побоялся сообщить ранее или которые забыл. Наконец, к повторному допросу следователь всегда лучше подготовлен, поскольку располагает не только результатами первого допроса, но и, как правило, новыми дополнительными данными;
– предложение
При допросе участников группы несовершеннолетних следователь должен использовать борьбу, происходящую в сознании обвиняемых (подозреваемых). С одной стороны, каждый из них боится признаться первым, чтобы не прослыть «предателем» и не навлечь на себя гнев своих товарищей, а с другой – не без оснований опасается, что кто-то признается раньше и изложит обстоятельства в невыгодном для него свете. Поэтому следователь может предупредить обвиняемого (подозреваемого), что он рискует «опоздать» с правдивыми показаниями. Если один из соучастников признался, о данном факте можно сообщить другим, но не указывая конкретного подростка, чтобы на него не могло быть оказано нежелательное влияние. При этом следователь может рассчитывать не только на устранение у обвиняемого (подозреваемого) опасения стать первым из рассказавших правду, но и на свойственную несовершеннолетним склонность к подражанию.
В данной ситуации большое
значение приобретает устранение утечки
информации о том, кто первым признался
в совершении преступлений. Если раскаяние
искреннее, то подросток подвергнется
в силу правил, действующих в группе,
мести со стороны ее членов. Она
может быть выражена в «дружном топлении»,
то есть представить его самым
активным участником группы. Поэтому
если члены группы неожиданно начинают
давать показания на одного или нескольких
подростков, рисуя его (их) самым
авторитетным (особенно когда они
признались в числе первых), необходимо
установить источник утечки следственной
информации. Представляется, что в
этих случаях целесообразно