Деятельность полиции по профилактике насильственной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования профилактики насильственных преступлений обусловлена распространенностью данного явления, которое носит глобальный характер. Проблемы насильственных преступлений в нашей стране не снижается уже много лет. Статистика свидетельствует, что этот процесс начался задолго до 1991 года, просто с началом экономических и политических реформ количество насильственных преступлений стало расти буквально взрывными темпами. Вопрос о профилактике насильственных преступлений с этого времени стал особенно насущным в том смысле, что привычные методы профилактики преступлений уже не годились, что показала практика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ………………………………………………………...…..9
1.1. Развитие российского законодательства
о насильственных преступлениях………………………….….….9
1.2. Уголовно – правовая характеристика преступлений
связанных с насилием……………………………………………...15
1.3. Причины и условия насильственной преступности.…………21
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………28
2.1. Правовое регулирование профилактики преступлений….…..25
2.2. Организация деятельности различных служб
и подразделений органов внутренних дел
по профилактике насильственных преступлений………….……..39
2.3. Профилактика насильственных преступлений
в Вологодской области…………………………………………….46
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ……………………………...…………………………………56
3.1. Зарубежное законодательство о насильственных
преступлениях
3.2. Международный опыт предупреждения
насильственной преступности…………………………………… ..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………81

Файлы: 1 файл

0854212_F0354_deyatelnost_policii_po_profilaktike_nasilstvennyh_prestuplen (1).doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

К ним не относятся  половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; развратные действия. Общими признаками для  всех насильственных  преступлений  являются: преступность деяния в целом;  однородный объект посягательства (общественные отношения, ядро которых составляют физические блага личности); одинаковый по своей сущности, способ действия, характеризующий объективную сторону преступления (альтернативно: физическое насилие или угроза, его применения); умышленный (сознательный) характер фaктичecки применяемого насилия (угрозы насилием)

ГЛАВА 2.  ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  НАСИЛЬСТВЕННЫХ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

2.1. Правовое  регулирование профилактики преступлений

Система профилактических мер представляет собой деятельность субъектов, наделенных полномочиями по борьбе с преступностью, путем предупреждения и пресечения преступных проявлений, реализации мер ответственности  виновных в их совершении, возмещения причиненного вреда, а также осуществления контроля над реализацией указанных мер36.

В своей совокупности элементы деятельности по предупреждению преступлений образуют специфическую  систему регулирования общественных отношений. В указанной выше системе принято выделять два уровня: первый уровень связан с применением социально-профилактических мер, второй – с индивидуальной профилактикой.

В свою очередь, первый уровень  позволяет осуществлять социально-профилактические меры применительно к следующим элементам:

1) к отдельным видам  преступлений и типам преступного  поведения;

2) к сферам общественной  жизни, в которой происходит  формирование человека и складываются  те или иные жизненные ситуации, детерминирующие преступное поведение  человека;

3) к отдельным социальным группам населения, характеризующимся специфическими показателями (например, несовершеннолетние);

4) к отраслям производства  и сферам деятельности, для которых  характерны специфические криминогенные  факторы (например, деятельность  в области добычи нефти в России и хлопка в Узбекистане и банковская деятельность);

5) к некоторым территориальным  зонам.

 

Второй уровень связан со следующими элементами индивидуальной профилактики:

1) с ранней или, как  ее еще иногда называют, непосредственной профилактикой;

2) с предупреждением  рецидива преступлений.

Разработка современной  концепции криминологической профилактики возможна лишь в привязке к многоплановым ситуациям, характеризующим качественные и количественные признаки преступности. Это позволит донести до непосредственных исполнителей профилактических мер неординарность, многообразие тактических приемов, обеспечивающих оптимальный эффект упреждающих и блокирующих мер.

При этом под профилактикой  понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния и положения дел в какой-либо области. Применительно к преступности речь, видимо, должна идти о нормальном, социально приемлемом уровне преступности. В свою очередь, под предупреждением понимается, с одной стороны, уведомление об опасности, а с другой стороны, принятие мер, отвращающих от опасности.

Как и всякая иная целенаправленная деятельность государственных органов  и общественных организаций, отдельных  должностных лиц и граждан, предупреждение преступности, ее отдельные направления и аспекты регулируются нормами права.

Правовое регулирование  упорядочивает процесс профилактики преступлений и других правонарушений, обеспечивает в этой сфере гарантии прав и свобод человека, оптимальное сочетание прав и интересов личности, общества и государства.

По мнению академика  В. Н. Кудрявцева, «повышение качества действующих норм, их эффективности  и научной обоснованности, приближение  к потребностям социально-экономического развития, углубления демократического порядка их формирования – в этом проявляет себя перестройка в сфере законодательства (это касается и области профилактики правонарушений). Правовая реформа связана прежде всего с повышением роли закона в жизни общества»37.

Нормами различных отраслей права стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляются такие общественные отношения, которые по своей сути противостоят преступности, устраняют действия ее причин и условий. Путем установления дозволений и другими способами нормы права вводят поведение людей в законопослушное русло и тем самым способствуют реализации антикриминогенного потенциала гражданского общества, его институтов. Воздействие на общественные отношения в сфере предупреждения преступности осуществляется также с помощью утверждения обязанностей физических и юридических лиц, органов государства, установления правовых запретов и юридической ответственности за противоправное поведение. В этом случае регулятивная функция права дополняется охранительной, что имеет важное значение для обеспечения эффективности предупредительных мер. Профилактическое воздействие оказывает также воспитательная функция права, которая проявляется в направленности юридических средств на сознание и поведение людей, вырабатывает у них уважительное отношение к закону. Кроме указанных функций, право выполняет и сугубо служебную роль в этой сфере, которая заключается в том. что оно нормативно закрепляет оптимальный, соответствующий общественным потребностям и интересам порядок реализации мер предупреждения преступности на специально-криминологическом уровне: его задачи, виды, систему субъектов профилактики и их компетенцию, основные функции и методы работы.

Правовая основа предупреждения преступности имеет сложную структуру, включает в себя нормы различных отраслей права.

Принципы, на которых  должна строиться предупредительная  работа России:

1. законность;

2. гуманность;

3. справедливость;

4. демократизм;

5. научная обоснованность.

Значение уголовного права для правового регулирования  предупреждения преступности заключается в том, что его нормами очерчен круг деяний, совершение которых карается уголовным законом.

Новый Уголовный кодекс РФ соответствует мировым демократическим  стандартам. Он определяет наказание  как меру государственного принуждения, назначаемую исключительно по приговору суда. Наказание состоит в предусмотренных Кодексом лишении или ограничении прав и свобод преступника. При этом оно не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Его задачи - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений. Защита и обеспечение прав человека касаются не только свободных граждан, но и правонарушителей, – разумеется, в пределах и в рамках закона.

Нормы уголовного законодательства выполняют не только охранительную, но и регулятивную, предупредительную, а также воспитательную функции. При этом надо подчеркнуть, что в Уголовном кодексе РФ 1996 г. (ч. 1 ст. 2)38, по сравнению с раннее действовавшим законодательством, впервые четко выделена предупредительная задача уголовного права, которая решается, в том числе и через психологическое воздействие на сознание граждан путем как устрашения, так и убеждения в невыгодности занятия преступной деятельностью, что является для большинства граждан дополнительным регулятором законопослушного поведения.

Профилактическая функция  уголовного законодательства проявляется  также во многих поощрительных нормах, которые в определенных случаях  и при определенных условиях предоставляют гражданам, преступившим уголовный закон, возможность избежать уголовной ответственности, например, если: а) лицо активно противодействует преступлению и преступнику в целях защиты прав и интересов граждан, общества и государства (статьи 37−42 УК РФ); б) лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления (ст. 75 УК РФ), а также примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 76 УК РФ). В ст.ст. 73. 74, 90 УК РФ представляется возможность исправления лицам, совершившим преступление, и недопущение с их стороны совершения новых преступлений. Так, ч. 5 ст. 73 УК РФ предусматривает, что на условно осужденного может быть возложено исполнение определенных обязанностей, носящих исключительно профилактический характер.

Важной профилактической нормой является ст. 77 УК РФ, в которой  указывается, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки.

Из норм Особенной  части УК РФ, наиболее значимых для  криминологической профилактики, можно  особо выделить статьи 150 и 151 УК РФ, в которых установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и за вовлечение несовершеннолетних в совершении антиобщественных действий.

Статья 156 УК РФ впервые  предусматривает ответственность  за неисполнение обязанностей но воспитанию несовершеннолетнего.

Статьи гл. 22 УК РФ «Преступления  в сфере экономической деятельности»  в основе своей носят предупредительный  характер и способствуют защите предпринимательской, банковской деятельности, охране экономики  государства от преступных посягательств на материальные, финансовые, природные и другие ресурсы.

Статья 230 УК РФ об ответственности  за склонение к потреблению наркотических  средств или психотропных веществ  также носит предупредительный  характер.

Важную профилактическую направленность имеют статьи Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией, значимые для предупреждения тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. В частности, речь идет об ответственности за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115). побои (ст. 116). истязание (ст. 117), хулиганство (ч. 1 ст. 213), незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222) и др.

Значение уголовно-процессуального  законодательства для правового  регулирования профилактической деятельности определяется прежде всего тем, что  одной из основных своих задач  оно провозглашает предупреждение преступлений. Уголовно-процессуальный закон обязывает органы дознания, следователя, прокурора, а также суд принимать по уголовным делам меры для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, путем внесения представлений, частных определений; включать в предмет доказывания по уголовному делу причины и условия, способствовавшие совершению преступления; определять конкретных субъектов и отдельные направления предупредительной деятельности.

Важное значение для правового регулирования предупреждения преступлений имеют нормы уголовно-процессуального закона, которые вместе с нормами Уголовного кодекса определяют такие немаловажные принципы, как: прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ); прекращение уголовного дела в связи с изменением обстановки (ст. 26 УПК РФ); прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ); присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ); прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ); освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 432 УПК РФ).

Также нужно отметить такие немаловажные принципы, как: производство о применении принудительных мер  медицинского характера (глава 51 УПК  РФ); основные положения о порядке  взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями (глава 53 УПК РФ); выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора (глава 54 УПК РФ); передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (глава 55 УПК РФ). Ранее эти нормы не регулировались в УПК РСФСР, а лишь некоторые из них были выделены в отдельные статьи, что на современном этапе было большим недостатком в правовом аспекте.

Также в России правовой основой предупредительной работы для правоохранительных органов  служат федеральные законы и другие нормативные правовые акты, определяющие их функции и полномочия.

Ядро правовой основы деятельности полиции составляет Конституция Российской Федерации. Она не содержит упоминания о полиции, однако как Основной закон государства закрепляет, во-первых, принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающихся в сфере внутренних дел, во-вторых, охраняемые средством государственных мер ценности, например жизнь, здоровье, собственность, в-третьих, важнейшие «правила поведения» всех правоохранительных и силовых структур, поскольку Конституция Российской Федерации «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Основополагающее значение для деятельности полиции имеют  те положения Конституции Российской Федерации, которые устанавливают запреты на осуществление определенных действий, предопределяя ряд принципов, закрепленных в главе 2 Закона о полиции.

Разработка нового Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»39 явилась закономерным шагом. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» являлся старожилом российской правовой системы и был принят в период серьезного реформирования политической и экономической структуры государства. Однако он уже не отвечал современным социально-экономическим и политическим реалиям.

Проведена серьезная  реорганизация МВД России, принят новый закон «О полиции». Основная цель этого – повысить эффективность оперативно - служебной деятельности за счет концентрации управленческого воздействия на ключевых направлениях и разграничения компетенции на всех уровнях организации правоохранительной деятельности; восстановить единую централизованную вертикаль управления правоохранительными органами; устранить, с одной стороны, необоснованную разобщенность, а с другой – параллелизм и дублирование в работе различных служб и подразделений полиции, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Информация о работе Деятельность полиции по профилактике насильственной преступности