Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, дипломная работа
Актуальность исследования профилактики насильственных преступлений обусловлена распространенностью данного явления, которое носит глобальный характер. Проблемы насильственных преступлений в нашей стране не снижается уже много лет. Статистика свидетельствует, что этот процесс начался задолго до 1991 года, просто с началом экономических и политических реформ количество насильственных преступлений стало расти буквально взрывными темпами. Вопрос о профилактике насильственных преступлений с этого времени стал особенно насущным в том смысле, что привычные методы профилактики преступлений уже не годились, что показала практика.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ………………………………………………………...…..9
1.1. Развитие российского законодательства
о насильственных преступлениях………………………….….….9
1.2. Уголовно – правовая характеристика преступлений
связанных с насилием……………………………………………...15
1.3. Причины и условия насильственной преступности.…………21
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………28
2.1. Правовое регулирование профилактики преступлений….…..25
2.2. Организация деятельности различных служб
и подразделений органов внутренних дел
по профилактике насильственных преступлений………….……..39
2.3. Профилактика насильственных преступлений
в Вологодской области…………………………………………….46
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ……………………………...…………………………………56
3.1. Зарубежное законодательство о насильственных
преступлениях
3.2. Международный опыт предупреждения
насильственной преступности…………………………………… ..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………81
Данным законом изменена профессиональная идеология органов внутренних дел. Можно считать, что она становиться действительно правоохранительной. В этой статье 1 закона «О полиции» определено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция должна «незамедлительно» приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
В Законе «О полиции» адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области создания полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах и др.
К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся: УПК РФ40 (ст. 40, 40.1, 151 и др.), КоАП РФ41 (ст. 12.25, 12.26, 19.3, 19.13, 23.3 и др.), федеральные законы: от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»42, от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»43 (ст. 28 и др.), от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности.44
Обязательными для исполнения
полицией также признаются некоторые
ведомственные нормативные
К другим правовым актам, направленным на предупреждение преступности, следует отнести: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»48; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»49 и др.;
Указ Президента РФ от 2 марта 1998 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики»50; Указ Президента РФ от 27 октября 1997 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма»51 и др.
Итак, по признаку сферы
регулирования профилактики преступлений
они составляют почти 300 норм из 74 источников
– законов и других, юридических
актов нормативно-правового
Между тем, в существующей в настоящее время совокупности правовых актов в России, регулирующих различные аспекты предупреждения преступности, нет четкой системы, имеются существенные пробелы. Поэтому в криминологической литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости совершенствования правового регулирования предупреждения преступности, в частности, путем принятия, «Основ законодательства профилактической деятельности в борьбе с преступностью».
Таким образом, нормативно-правовые акты России играют немаловажную роль в системе правовых норм, регулирующих профилактику преступлений. В них юридически закрепляется курс на профилактику как генеральную линию борьбы с преступностью, определены ее основные направления, поставлены конкретные задачи в этой области перед правоохранительными и другими государственными органами, общественными организациями.
2.2. Организация деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел по профилактике насильственных преступлений
В теории уголовного права и криминологии профилактику принято рассматривать как предупредительную деятельность, имеющую целью не допустить совершение преступлений, как путем устранения их причин, так и путем прерывания предварительной преступной деятельности. Такая деятельность является многоаспектной, включающей в себя собственно криминологическое предупреждение, а так же виктимологическое, представляющее собой одну из разновидностей предупреждения, конечной целью которого так же является недопущение преступлений, но предупредительные усилия направлены не на поведение преступника, а на поведение жертвы. Основной объем работы по профилактике преступлений выполняют полиция и органы внутренних дел в целом, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику, обеспеченную необходимой осведомительной информацией, полученной из специальных, в том числе конфендициальных источников.
Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий в сферах уголовно-процессуальной, оперативно - розыскной, административно -юрисдикционной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями, наличием в структуре разноплановых служб, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике, например подразделений по делам несовершеннолетних.
Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы полиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц.
В ходе предупреждения преступлений органы внутренних дел могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры.
Выявление, предотвращение и пресечение преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих или начавших совершать, осуществляется в основном при помощи оперативно-розыскных методов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»52.
Именно с помощью
негласных оперативно-
Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:
- противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности;
- выявление и анализ
причин и условий,
- установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- установление лиц,
противоправные действия
- привлечение к работе
по предупреждению
Объектом воздействия органов внутренних дел в сфере профилактики преступлений является выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию личности правонарушителя. При этом сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактическую работу в отношении:
- лиц, состоящих в органах внутренних дел на учетах, в отношении поведения которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения;
- лиц, которые своим
поведением способствуют
В целях профилактики преступлений участковые инспектора полиции:
- выявляют среди населения
обслуживаемого участка лиц,
- осуществляют индивидуальную профилактику насильственных преступлений с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов:
выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства;
постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению;
принятия мер для устранения указанных причин и условий; применение разнообразных форм и методов профилактического воздействия.
Круг лиц,
нуждающихся в индивидуальной
профилактике, определяется на основе
информации, поступающей в органы
внутренних дел от граждан,
администрации предприятий,
Успех в профилактике насильственных преступлений зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.
Сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, выявляя причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, в пределах своей компетенции должны принимать меры к их устранению. При выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ либо совершающих иные противоправные действия в отношении несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудники Государственной
Сотрудники подразделений
- выявляют при проведении
- проводят оперативно - розыскные
мероприятия по выявлению лиц,
занимающихся приготовлением
- проводят оперативно - розыскные мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление;
- поддерживают взаимодействие
с участковыми инспекторами
- осуществляют оперативно - розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних;
- информируют подразделения по
предупреждению преступлений
- обеспечивают проведение
Информация о работе Деятельность полиции по профилактике насильственной преступности