Понятие, предмет и система криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

1. Криминология — это социально-правовая наука, которая
изучает преступность, личность преступника, причины и условия
преступности, методы и средства ее предупреждения.
2. Объектом науки криминологии являются общественные
отношения, связанные с преступностью и другими правонаруше-ниями, причинами и условиями преступности, местом и ролью
личности преступника в системе общественных отношений,
а также с решением задач по предупреждению и профилактике
правонарушений.

Содержание работы

1. Понятие и предмет криминологии.
2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе
развития общества.
3. Место криминологии в системе криминологических наук.
4. Методы познания науки криминологии и их классификация.

Файлы: 1 файл

криминология.docx

— 487.99 Кб (Скачать файл)

явления в целом; б) причины отдельных  видов преступности; в) при-чины конкретного  преступления; г) условия, способствующие со-вершению преступлений. Сами они(условия) не вызывают наме-рения совершить  преступления, но без их наличия  преступление

совершить трудно или даже невозможно.

Факторов, порождающих различные  преступления, в жизни

на самом деле много. При анализе  происхождения социальных

явлений, в том числе и преступности, мы действительно сталки-ваемся с  множественностью причин(и множественностью след-ствий). При этом, как уже  говорилось в первой главе учебника,

все эти причины нужно классифицировать, привести в опреде-ленную систему.

Один из методов классификации  причин преступности за-ключается в  том, чтобы рассматривать их на разных уровнях.

Нижний уровень— психологический(индивидуальный). На нем

мы изучаем психологические  причины совершения преступления

конкретными людьми. Подробнее мы рассмотрим эти причины

в шестой главе— о механизме преступного  поведения. Из анали-за этого механизма  будет видно, что общей причиной преступно-го поведения на индивидуальном уровне является недостаточ-ная социализация личности, то есть неполное усвоение ею норм

социальной жизни, слабая адаптированность к окружающим ус-ловиям.

Понятно, что такой ответ, в свою очередь, порождает сле-дующий вопрос: а чем вызвана эта недостаточная  социализация?

Почему появляются неадаптированные личности? Здесь мы уже

поднимаемся на второй, более высокий  уровень абстракции— 

социологический. На нем мы рассматриваем  пороки и недостатки

общественной системы, то есть те социальные, экономические,

политические и духовные явления, которые вызывают преступ-ность, их взаимосвязь и взаимную обусловленность. Эти явления

влияют на формирование личности будущего преступника, моти-вацию его поступков  и реализацию задуманного.

Есть и еще более высокий  уровень— философский. На нем

мы получаем ответ на вопрос о  причинах негативных явлений 

90

в обществе в целом. Самой общей  причиной преступности в лю-бом обществе можно считать объективно существующие соци-альные противоречия. Разумеется, эти противоречия не одинако-вы в  различных социально-экономических  формациях. При том

государственном  социализме,  который  существовал  в  нашей

стране, главным противоречием  можно было считать противоре-чие  между  конкретными  жизненными  потребностями  людей

и теми возможностями, которые им предоставляла  администра-тивно-командная система. Главное противоречие капиталистиче-ского  общества давно вскрыто социологами  и экономистами: это

противоречие  между  общественным  характером  производства

и частным присвоением результатов  труда.

Эти  кардинальные,  ведущие,  объективно  существующие

противоречия  общественно-экономических  формаций  неустра-нимы, пока та или  иная формация существует. Они с  закономер-ностью  рождают  преступность,  реализуясь  в  противоречивых

процессах и явлениях социологического уровня, которые мы те-перь рассмотрим. Общественные противоречия вечны. А  из это-го следует, что преступность будет существовать, пока су-ществует человеческое общество. Но с нею  можно и нужно

бороться, как мы боремся с болезнями, признавая их объек-тивное происхождение  и невозможность абсолютной ликви-дации.

§ 2. Понятие причин и условий  преступлений

и их классификация

1. Причины  преступности— это   социально-психологи-ческие  детерминанты,  которые  непосредственно   порождают

и воспроизводят преступность и  преступления как свое законо-мерное следствие.

2. Условия преступности— это  комплекс явлений, кото-рые сами  по себе не могут породить  преступность, но служат оп-ределенными  обстоятельствами, способствующими  ее возникно-вению и существованию. 

3. Условия преступности подразделяются  на три основ-ные группы:

• сопутствующие— образуют общий  фон событий и явле-ний, обстоятельства места и времени;

91

• необходимые— без таких условий  событие могло бы не

наступить;

• достаточные— совокупность всех необходимых  усло-вий.

Классификация причин и условий  преступности:

1. Многообразие проявлений преступности, ее связь со мно-гими сторонами  общественной жизни обусловливает  необходи-мость классификации ее  причин. Правильный выбор классифи-кационных  признаков имеет важное научное  и практическое зна-чение. 

В  криминологической  литературе  принято  выделять  сле-дующие основания  классификации причин и условий  преступ-ности: механизм действия, уровень  функционирования, содер-жание, природа  возникновения, близость к событию, источники

и т. д.

2. По механизму действия негативные  социальные процес-сы, детерминирующие  преступность, подразделяются на  причи-ны, условия и криминогенные  факторы. 

3. По уровню функционирования  криминогенные детерми-нанты классифицируются  на причины и условия: 

• преступности в целом(общие причины);

• видов(категорий, групп) преступлений;

• отдельных преступлений.

Эти три основных уровня причин преступности взаимообу-словлены. Процесс взаимосвязи  идет как от первого(более обще-го) уровня к последнему(конкретному), так  и наоборот, то есть

от причин и условий конкретного  преступления к своеобразию

и особенностям видов и групп  преступлений, к обобщающим ха-рактеристикам  причинного комплекса преступности в целом.

4. По содержанию криминогенные  детерминанты подраз-деляются на  социально-экономические, политические, социально-психологические, идеологические, воспитательные, правовые, ор-ганизационно-управленческие  и др.

В качестве ближайших причин преступности и преступле-ний  выступают  явления  социально-психологического  характера,

а именно— криминогенно деформированная  общественная и ин-дивидуальная психология, противоречащая общепринятым прин-ципам  международного, конституционного и  уголовного права.

5. По природе возникновения детерминанты  преступности

принято подразделять на объективные, объективно-субъективные

и субъективные.

92

Первые две категории на данном историческом этапе не за-висят от воли людей и поэтому не могут  быть сразу же устране-ны. Их можно  только нейтрализовать, блокировать, сократить,

препятствовать  их  развитию  и  криминогенному  воздействию.

Объективны по своей природе, например, отставание сознания от

бытия, индивидуального сознания от общественного и т. п.

Большинство же детерминант носит  объективно-субъектив-

ный характер с преобладанием либо объективного, либо субъек-тивного.

6. По близости к событию преступления  или к их опре-деленной совокупности  причины и условия подразделяются  на

ближайшие и отдаленные, непосредственные и опосредованные.

7. Причины и условия преступности  различаются также по

источникам на внутренние и внешние. Внутренние детерминан-ты преступности связаны с внутренними противоречиями нашего

общества, внешние— с имеющими международный  характер.

§ 3. Характеристика основных факторов преступности

Руководствуясь приведенными методологическими  и кон-цептуальными позициями, причины  и условия преступности сле-дует анализировать в тесной связи  с социальными противоречия-ми и  базируясь на статистических данных о преступности, лич-ности преступника  и эффективности антикриминальной профи-лактики.

Криминология в отличие от философии  или социологии ис-следует причины  и условия преступности не в общепознаватель-ном  ключе, а профессионально, для разработки профилактиче-ских систем всех уровней: федерального и регионального, обще-го и индивидуального, применительно  к категориям преступле-ний,  для  соответствующих  субъектов  профилактики.  Поэтому

основным методическим средством  анализа, как и при изучении

преступности и личности преступника, остается статистический.

Например, 80 процентов криминогенных  детерминант ныне но-сит, по оценкам, экономический характер с корыстной  мотиваци-ей, 15—20 процентов детерминант  связаны с психологией нена-висти, насилия, агрессивности с соответствующей  мотивацией,

наконец, 10 процентов причин и условий  преступности прихо-дится на неосторожные преступления с мотивацией безответст-венности и легкомыслия, а также на явления, способствующие их

формированию и проявлению.

93

Анализ преступности, ее причин и  социальных противоре-чий на статистической основе позволит практикам и теоретикам

ответить на самый сложный вопрос: «Почему совершаются пре-ступления?».

Поскольку в уголовной статистике нет раздела о мотивах

преступлений, которые служат непосредственной причиной со-вершения деяний, требуется  умение извлекать эту информацию

из других источников. Прежде всего, это данные о преступности,

ее структуре и динамике на федеральном  и региональном уров-нях. Далее, данные о субъектах преступлений по половозраст-ным, социальным признакам, судимости. Они  говорят о той де-фектности  социальной и правовой психологии, ее стойкости или

ситуативности, которые раскрывают мотивы совершения престу-плений и  условия жизнедеятельности их участников. Например,

информация  о  безработных,  совершивших  преступления  ради

выживания, достоверно свидетельствует  о причинах и условиях

совершения имущественных преступлений этой категорией гра-ждан.  Рост  женской  преступности  и  преступности  молодежи,

«окорыстливание» ее  мотивации  также  восходят  к  социально-экономическим  противоречиям.

О криминогенных условиях можно  узнать из сборников Го-сударственного  комитета  по  статистике  РФ,  отчетов  Главного

информационного центра МВД РФ(ГИЦ), Генеральной прокура-туры и анализов судимости, из научно-исследовательских  работ

по вопросам состояния экономики, качества жизни, образования

и воспитания, национальной безопасности и т.д.

С начала перестройки(1985) произошло  резкое обострение

противоречий в обществе и государстве. Некоторые из них при-обрели характер социальных антагонизмов. Истоки трудностей

движения к цивилизованной рыночной системе и правовому го-сударству  лежат как в наследии прошлого, в объективных труд-ностях любого переходного периода, так и(более  всего) в серьез-ных ошибках и  просчетах в проведении экономической, социаль-ной и правовой реформ.

Перестройка поставила своей целью  переход от админист-ративно-командной  системы  к  гуманному  и  демократическому

обществу.

Политическими  средствами  достижения  этой  цели  стали

необходимое разделение властей— законодательной, исполни-тельной и судебной, построение подлинно правового государст-ва, в  котором законы выступали бы наивысшей  социальной цен-ностью(«диктатура закона»).

94

Идеологическая сфера характеризуется  переходом от одно-партийности к  многопартийности, плюрализму мнений и идеоло-гий(исключая фашистскую и  национал-шовинистическую), тер-пимости  к  мировоззренческому  инакомыслию,  открытости

и гласности в получении и  распространении информации.

В экономических отношениях происходит переход от госу-дарственного монополизма  к рыночной экономике, которая пред-полагает разгосударствление и приватизацию неэффективной го-сударственной  собственности; равную охрану всех форм собст-венности, включая частную; социальную и правовую защищен-ность имущественных  интересов населения.

Масштабность и основательность  решения столь сложных,

исторически беспрецедентных задач  неизбежно сопряжена с су-щественным противоборством нового и старого  в бытии и созна-нии общества. С начала90-х годов противостояние социальных

и экономических  противоречий  нарастало.  Наступил  всеобъем-лющий  системный кризис общества, который  не преодолен и по-ныне. Он включает в себя кризис власти, экономики, социальной

Информация о работе Понятие, предмет и система криминологии