Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:55, реферат
1. Криминология — это социально-правовая наука, которая
изучает преступность, личность преступника, причины и условия
преступности, методы и средства ее предупреждения.
2. Объектом науки криминологии являются общественные
отношения, связанные с преступностью и другими правонаруше-ниями, причинами и условиями преступности, местом и ролью
личности преступника в системе общественных отношений,
а также с решением задач по предупреждению и профилактике
правонарушений.
1. Понятие и предмет криминологии.
2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе
развития общества.
3. Место криминологии в системе криминологических наук.
4. Методы познания науки криминологии и их классификация.
явления в целом; б) причины отдельных видов преступности; в) при-чины конкретного преступления; г) условия, способствующие со-вершению преступлений. Сами они(условия) не вызывают наме-рения совершить преступления, но без их наличия преступление
совершить трудно или даже невозможно.
Факторов, порождающих различные преступления, в жизни
на самом деле много. При анализе происхождения социальных
явлений, в том числе и преступности, мы действительно сталки-ваемся с множественностью причин(и множественностью след-ствий). При этом, как уже говорилось в первой главе учебника,
все эти причины нужно
Один из методов классификации причин преступности за-ключается в том, чтобы рассматривать их на разных уровнях.
Нижний уровень— психологический(
мы изучаем психологические причины совершения преступления
конкретными людьми. Подробнее мы рассмотрим эти причины
в шестой главе— о механизме преступного поведения. Из анали-за этого механизма будет видно, что общей причиной преступно-го поведения на индивидуальном уровне является недостаточ-ная социализация личности, то есть неполное усвоение ею норм
социальной жизни, слабая адаптированность к окружающим ус-ловиям.
Понятно, что такой ответ, в свою
очередь, порождает сле-дующий вопрос:
а чем вызвана эта
Почему появляются неадаптированные личности? Здесь мы уже
поднимаемся на второй, более высокий уровень абстракции—
социологический. На нем мы рассматриваем пороки и недостатки
общественной системы, то есть те социальные, экономические,
политические и духовные явления, которые вызывают преступ-ность, их взаимосвязь и взаимную обусловленность. Эти явления
влияют на формирование личности будущего преступника, моти-вацию его поступков и реализацию задуманного.
Есть и еще более высокий уровень— философский. На нем
мы получаем ответ на вопрос о причинах негативных явлений
90
в обществе в целом. Самой общей
причиной преступности в лю-бом обществе
можно считать объективно существующие
соци-альные противоречия. Разумеется,
эти противоречия не одинако-вы в
различных социально-
государственном социализме, который существовал в нашей
стране, главным противоречием можно было считать противоре-чие между конкретными жизненными потребностями людей
и теми возможностями, которые им предоставляла
администра-тивно-командная
противоречие между общественным характером производства
и частным присвоением
Эти кардинальные, ведущие, объективно существующие
противоречия общественно-экономических формаций неустра-нимы, пока та или иная формация существует. Они с закономер-ностью рождают преступность, реализуясь в противоречивых
процессах и явлениях социологического уровня, которые мы те-перь рассмотрим. Общественные противоречия вечны. А из это-го следует, что преступность будет существовать, пока су-ществует человеческое общество. Но с нею можно и нужно
бороться, как мы боремся с болезнями, признавая их объек-тивное происхождение и невозможность абсолютной ликви-дации.
§ 2. Понятие причин и условий преступлений
и их классификация
1. Причины преступности— это социально-психологи-ческие детерминанты, которые непосредственно порождают
и воспроизводят преступность и преступления как свое законо-мерное следствие.
2. Условия преступности— это
комплекс явлений, кото-рые
3. Условия преступности
• сопутствующие— образуют общий фон событий и явле-ний, обстоятельства места и времени;
91
• необходимые— без таких условий событие могло бы не
наступить;
• достаточные— совокупность всех необходимых усло-вий.
Классификация причин и условий преступности:
1. Многообразие проявлений
В криминологической литературе принято выделять сле-дующие основания классификации причин и условий преступ-ности: механизм действия, уровень функционирования, содер-жание, природа возникновения, близость к событию, источники
и т. д.
2. По механизму действия
3. По уровню функционирования
криминогенные детерми-нанты
• преступности в целом(общие причины);
• видов(категорий, групп) преступлений;
• отдельных преступлений.
Эти три основных уровня причин преступности взаимообу-словлены. Процесс взаимосвязи идет как от первого(более обще-го) уровня к последнему(конкретному), так и наоборот, то есть
от причин и условий конкретного преступления к своеобразию
и особенностям видов и групп преступлений, к обобщающим ха-рактеристикам причинного комплекса преступности в целом.
4. По содержанию криминогенные
детерминанты подраз-деляются
В качестве ближайших причин преступности и преступле-ний выступают явления социально-психологического характера,
а именно— криминогенно деформированная общественная и ин-дивидуальная психология, противоречащая общепринятым прин-ципам международного, конституционного и уголовного права.
5. По природе возникновения
принято подразделять на объективные, объективно-субъективные
и субъективные.
92
Первые две категории на данном историческом этапе не за-висят от воли людей и поэтому не могут быть сразу же устране-ны. Их можно только нейтрализовать, блокировать, сократить,
препятствовать их развитию и криминогенному воздействию.
Объективны по своей природе, например, отставание сознания от
бытия, индивидуального сознания от общественного и т. п.
Большинство же детерминант носит объективно-субъектив-
ный характер с преобладанием либо объективного, либо субъек-тивного.
6. По близости к событию
ближайшие и отдаленные, непосредственные и опосредованные.
7. Причины и условия
источникам на внутренние и внешние.
Внутренние детерминан-ты преступности
связаны с внутренними
общества, внешние— с имеющими международный характер.
§ 3. Характеристика основных факторов преступности
Руководствуясь приведенными методологическими
и кон-цептуальными позициями, причины
и условия преступности сле-дует
анализировать в тесной связи
с социальными противоречия-ми и
базируясь на статистических данных
о преступности, лич-ности преступника
и эффективности
Криминология в отличие от философии или социологии ис-следует причины и условия преступности не в общепознаватель-ном ключе, а профессионально, для разработки профилактиче-ских систем всех уровней: федерального и регионального, обще-го и индивидуального, применительно к категориям преступле-ний, для соответствующих субъектов профилактики. Поэтому
основным методическим средством анализа, как и при изучении
преступности и личности преступника, остается статистический.
Например, 80 процентов криминогенных
детерминант ныне но-сит, по оценкам,
экономический характер с корыстной
мотиваци-ей, 15—20 процентов детерминант
связаны с психологией нена-
наконец, 10 процентов причин и условий преступности прихо-дится на неосторожные преступления с мотивацией безответст-венности и легкомыслия, а также на явления, способствующие их
формированию и проявлению.
93
Анализ преступности, ее причин и социальных противоре-чий на статистической основе позволит практикам и теоретикам
ответить на самый сложный вопрос:
«Почему совершаются пре-
Поскольку в уголовной статистике нет раздела о мотивах
преступлений, которые служат непосредственной причиной со-вершения деяний, требуется умение извлекать эту информацию
из других источников. Прежде всего, это данные о преступности,
ее структуре и динамике на федеральном и региональном уров-нях. Далее, данные о субъектах преступлений по половозраст-ным, социальным признакам, судимости. Они говорят о той де-фектности социальной и правовой психологии, ее стойкости или
ситуативности, которые раскрывают мотивы совершения престу-плений и условия жизнедеятельности их участников. Например,
информация о безработных, совершивших преступления ради
выживания, достоверно свидетельствует о причинах и условиях
совершения имущественных
«окорыстливание» ее мотивации также восходят к социально-экономическим противоречиям.
О криминогенных условиях можно узнать из сборников Го-сударственного комитета по статистике РФ, отчетов Главного
информационного центра МВД РФ(ГИЦ), Генеральной прокура-туры и анализов судимости, из научно-исследовательских работ
по вопросам состояния экономики, качества жизни, образования
и воспитания, национальной безопасности и т.д.
С начала перестройки(1985) произошло резкое обострение
противоречий в обществе и государстве. Некоторые из них при-обрели характер социальных антагонизмов. Истоки трудностей
движения к цивилизованной рыночной
системе и правовому го-
Перестройка поставила своей целью переход от админист-ративно-командной системы к гуманному и демократическому
обществу.
Политическими средствами достижения этой цели стали
необходимое разделение властей— законодательной, исполни-тельной и судебной, построение подлинно правового государст-ва, в котором законы выступали бы наивысшей социальной цен-ностью(«диктатура закона»).
94
Идеологическая сфера
и гласности в получении и распространении информации.
В экономических отношениях происходит
переход от госу-дарственного монополизма
к рыночной экономике, которая пред-полагает
разгосударствление и приватизацию
неэффективной го-
Масштабность и
исторически беспрецедентных задач
неизбежно сопряжена с су-
и экономических противоречий нарастало. Наступил всеобъем-лющий системный кризис общества, который не преодолен и по-ныне. Он включает в себя кризис власти, экономики, социальной