Понятие, предмет и система криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

1. Криминология — это социально-правовая наука, которая
изучает преступность, личность преступника, причины и условия
преступности, методы и средства ее предупреждения.
2. Объектом науки криминологии являются общественные
отношения, связанные с преступностью и другими правонаруше-ниями, причинами и условиями преступности, местом и ролью
личности преступника в системе общественных отношений,
а также с решением задач по предупреждению и профилактике
правонарушений.

Содержание работы

1. Понятие и предмет криминологии.
2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе
развития общества.
3. Место криминологии в системе криминологических наук.
4. Методы познания науки криминологии и их классификация.

Файлы: 1 файл

криминология.docx

— 487.99 Кб (Скачать файл)

сферы, идеологии, права

1

. По обоснованной оценке академика

В.Н. Кудрявцева, кризис в современной  России далеко превзошел

кризис Великой американской депрессии30-х  годов. И самым

разрушительным его проявлением  стал социальный кризис в виде

беспрецедентного неравенства  богатых и бедных. В СССР соот-ношение10 процентов наиболее богатых и10 процентов  самых

бедных равнялось от1: 3 до1: 5. В  современной России— офи-циально1: 25, неофициально— еще больше

2

.

Наиболее криминогенен ввиду непосредственной близости

к преступности кризис системы борьбы с преступностью. Он

нашел выражение в пробельности и противоречивости уголовно-го,  уголовно-процессуального,  уголовно-исполнительного  зако-нодательства,  других  отраслей  права,  осуществляющих  преду-преждение  преступности, в дисфункции предупредительной  дея-тельности  правоохранительных  органов  и  судов,  в  серьезных

проблемах функционирования уголовно-исполнительных учреж-1

Американский профессор Института  по изучению мировой органи-зованной  преступности  отмечал: «Ельцинская  Россия,  страна  с  почти

150-миллионным населением, вооруженная20 тысячами ядерных боеголо-вок,  стала  самым  мощным  мафиозным   государством  на  земном  шаре,

сверхдержава  криминала,  разъевшего  государство  сверху  Донизу,  и  эта

ситуация до сих пор не изменилась•. Цит. по: Лимонов, М. Русский пась-янс. — М., 2002. — С. 217.

2

См.: Кудрявцев, В.Н. Цит. соч. — С. 92.

95

дений, в ликвидации системы общественной профилактики, в на-рушении принципов  равенства всех перед законом  и неотврати-мости ответственности  за правонарушения.

На четыре года задержалось принятие нового Уголовного

кодекса России. Первый официальный  проект УК был представ-лен Верховному Совету РФ Президентом еще20 октября1992

года. После этого в течение  четырех лет шли сложные перипетии

с проектами УК, хотя очевидно, что  рассчитанный на охрану ин-тересов  государственного социализма УК1960 года с переходом

к частнособственническим отношениям уже не мог применяться,

несмотря на многочисленные его  изменения и дополнения, кото-рые  также запаздывали на два-три  года.

Подобная волокита отвечала интересам  определенных со-циальных сил, связанных  с экономической преступностью, так

как новый УК предусматривал более  двадцати составов преступ-лений о  преступном предпринимательстве, вводил понятие орга-низованной преступности, новой формы соучастия— преступно-го сообщества(организации), предусматривал наказание за соз-дание  незаконных  вооруженных  формирований,  устанавливал

более  широкую  ответственность  за  взяточничество,  причем  не

только государственных(муниципальных) служащих, но и слу-жащих частного сектора экономики, торговли, услуг.

Поныне блокируется принятие законов  о борьбе с организо-ванной преступностью  и коррупцией. Обновление в2001 году

уголовных законов об ответственности  за легализацию(отмыва-ние) преступных доходов не повысило их эффективность. Поэто-му лишь в июне2003 года Россия была исключена ФАТФ из

«черных списков» государств, слабо  противодействующих этой

преступности.

В дорыночные времена более или  менее успешно функцио-нировала система профилактики преступлений: государственная

и общественная, общая и индивидуальная, по субъектам профи-лактики, стадиям  пресечения преступлений и пр. Наиболее ре-зультативно она работала на местном  уровне. После разрушения

системы Советов функционировавшие  в их рамках профилакти-ческие структуры  были ликвидированы без какой-либо замены.

Нет  наблюдательных  комиссий,  которые  осуществляли  преду-преждение  рецидива  преступлений  со  стороны  лиц,  отбывших

наказание и осужденных к условным мерам наказания; прекрати-ли существование  комиссии по законности и охране правопоряд-ка, которые координировали предупредительную  работу право-охранительных и общественных органов в своих регионах; адми-

96

нистративные  комиссии  не  осуществляют  предкриминальной

профилактики правонарушений. Вопросами  законности муници-палитеты занимаются недостаточно. Разрушена и только недавно

начала понемногу восстанавливаться  система общественной про-филактики  в  виде  народных  дружин,  помощников  Госавтоин-спекции(ГИБДД).  Товарищеские  суды,  неплохо  работавшие

в жилом секторе и занимавшиеся предупреждением мелких бы-товых  преступлений и детской безнадзорностью, распались.

Программы  по  усилению  борьбы  с  преступностью  на

1994—95 годы, а затем на1996—97 годы, 1998—2000 годы не

могли быть выполнены в полном объеме, ибо на их реализацию

не были выделены достаточные бюджетные  средства.

Кризис законности и системы  предупреждения преступно-сти не в  последнюю очередь обусловлен резким ухудшением ма-териального обеспечения  деятельности милиции, следствия, про-куратуры, судов, судебных исполнителей, судебных экспертиз,

следственных изоляторов.

Кризис уголовно-исполнительной системы, ставший пред-метом острой критики  международных организаций по правам

человека, создает очевидные криминогенные  условия для реци-дива преступности.

И, конечно, главным криминогенным  условием кризиса за-конности служат коррупция и безнаказанность  в законодатель-ных, правоохранительных и судебных органах

1

. Вслед за«тене-вой  экономикой»  возникли  охраняющие  ее«теневое  право» 

2

и«теневая юстиция». Один за другим принимаются  криминоген-ные законы и нормативно—  правовые акты, способствующие

разграблению  народной  собственности.  К  их  числу  относятся,

к примеру, законы о приватизации, о банкротстве, о продаже зем-ли,  о  льготах  по  налогообложению  и  таможенным  пошлинам

и  многие  другие.  В  частности,  по  данным  Счетной  палаты,

в2001 году официально только одна нефтяная компания«Сиб-нефть» недоплатила в  бюджет налогов на сумму в10 млрд руб-лей, используя льготы оффшорных  зон и труда инвалидов. Лоб-бированию  криминогенных  законов  способствует  массовое  на-рушение депутатами запрета на совмещение функций законода-телей  и бизнесменов. Ни один из таких«совместителей» к какой-либо ответственности не привлечен.

1

См.: Политическая коррупция в России: Материалы«Круглого сто-ла» // Государство  и. 2003. №3. — С. 105—116.

2

Баранов, В.М. Теневое право. — Нижний Новгород, 2002.

97

Лишь в самое последнее время  стали привлекать к уголов-ной  ответственности«оборотней в погонах», «в зеленых фураж-ках», «в судейских  мантиях», «с депутатскими мандатами». Ре-ально осуждаются единицы. Так, за период1997—2001 годы за

вынесение  неправосудных  приговоров,  получение  взяток,  зло-употребление  служебным  положением  судами  рассмотрено

16 уголовных дел. Реально наказаны  двое судей

1

. Неправосудной

следует считать и необоснованную снисходительность судов при

наказании представителей элитно-властной преступности. Инте-ресно, что из почти150 генералов и адмиралов, совершивших

уголовно-наказуемые деяния, список которых  приводит пресса со

ссылкой  на  статьи  УК  и  основания  безнаказанности,  реально

осуждены единицы

2

.

Глава фонда«Индем» Г. Сатаров(лицо компетентное, ибо

не один год был помощником президента Б.Н. Ельцина) заявил на

весь мир по телевидению, что  коррупция достигла верхних эта-жей  власти и сегодня можно купить(размеры  взяток приводятся)

кресла вице-премьера, министров  федерального правительства

3

.

Не иначе, как криминогенными, следует  называть ряд норм

УПК РФ2002 года. Например, о запрете  заочного избрания меры

пресечения, об исключительно судебной санкции на арест даже

тяжких преступников, когда на счету  каждый час. Подозревае-мый может  задерживаться в милиции теперь только три часа. Ес-ли же за это время  дознаватель не доставит его в  суд, то обязан

немедленно отпустить на все  четыре стороны. Тем самым зако-нодательно  созданы  благоприятные  условия  для  дальнейшего

преумножения  многомиллионной  латентной  преступности,  со-вершения новых, как правило, более тяжких преступлений. В ре-зультате за год  действия УПК в розыске без  избрания меры пре-сечения находятся  официально учтенные отделом(МВД) феде-рального розыска обвиняемых154 человека, 13 из них— обви-няемые в убийствах. На Коллегии Генеральной прокуратуры вес-ной2003 года Президент говорил о7 тысячах  гуляющих на сво-боде субъектов убийств. По информации отдела международного

розыска МВД сейчас за рубежом разыскивается  около1600 рос-1

Енюпина, Г.Е. Коррупция в судебных органах// Организованная

преступность, терроризм и коррупция// Криминологический ежекварталь-ный  альманах. — 2003. — №1. — С. 16.

2

Неподсудные  генералы.  Список  лиц,  вина  которых  установлена

приговорами суда, но оставшихся безнаказанными// Комсомольская прав-да. — 2003. — 8, 9, 10, 12 июля.

3

См.: Бомба в ночном эфире// Независимая  газета. — 2003. — 15 авг.

98

сийских граждан, совершивших тяжкие преступления— убийст-ва, крупные  хищения, отмывание преступных доходов. Экстра-дированы в РФ лишь46 лиц

1

.

Аксиоматично, что слабое государство  не способно обеспе-чить безопасность общества и его членов. В мирное время глав-ная опасность исходит  от преступности, прежде всего насильст-венной и экономической. Последняя не только ввергает40 млн

граждан в бедность и нищету, но и напрямую связана с лишением

жизни россиян вследствие увеличения смертности и снижения

средней  продолжительности  жизни  на15—20 лет.  Мужчины

в России не успевают дожить до пенсионного  возраста в60 лет.

Можно  ли  говорить  о  реальных  шагах  декларированного

Конституцией построения правового  государства и установления

«диктатуры закона», если кабинет  министров, одобрив програм-му приватизации на2004 год, заверил, что итоги приватизации

пересматриваться не будут

2

. Конституционны ли такие завере-ния  и поддерживающие его выступления  в СМИ бывших мини-стров экономики,  госимущества, финансов, проводивших  такую

приватизацию,  которыми  подрывается  федеральное  уголовное

законодательство? По  действующему  тогда(как  и  теперь) УК

РСФСР крупные хищения и взяточничество признавались тяж-кими преступлениями с суровыми санкциями. Срок давности по

ним не истек. Недра, согласно Основному  закону РФ и законода-тельству о  недрах, принадлежат всему народу и не могут прива-тизироваться.

Между  тем  опыт  эффективной  экономической  реформы

имелся в России в годы нэпа—  в20-е годы. В разрушенной ми-ровой  и гражданской войнами России за короткий срок была ус-пешно проведена  денежная реформа, страна получила стабиль-ный  золотой рубль, признанный во всем мире. Промышленное

производство выросло в6 раз  и достигло уровня, существовавше-го до Первой мировой войны. К довоенному уровню приблизи-лось сельское хозяйство

3

. Почему реформаторы90-х годов  пред-почли рекомендации«чикагской  школы» и Мирового валютного

фонда?

Духовный кризис всегда адекватно  отражается на состоянии

преступности, в первую очередь  той ее части, которая именуется

преступлениями против нравственности: половые преступления,

1

См.: Королькова, Е. Странная гуманность// Интерпол-Экспресс. — 

2003. — №26.

2

См.: Новые известия. 2003. 18 июля.

3

См.: Россия нэповская/ под ред. А. Яковлева. — М., 2002.

99

алкогольная и наркотическая преступность, порнография, жесто-кое обращение  с детьми, сутенерство, хищения и  контрабанда

произведений культуры, вандализм  и т.д. Наиболее тревожными

Информация о работе Понятие, предмет и система криминологии