Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:55, реферат
1. Криминология — это социально-правовая наука, которая
изучает преступность, личность преступника, причины и условия
преступности, методы и средства ее предупреждения.
2. Объектом науки криминологии являются общественные
отношения, связанные с преступностью и другими правонаруше-ниями, причинами и условиями преступности, местом и ролью
личности преступника в системе общественных отношений,
а также с решением задач по предупреждению и профилактике
правонарушений.
1. Понятие и предмет криминологии.
2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе
развития общества.
3. Место криминологии в системе криминологических наук.
4. Методы познания науки криминологии и их классификация.
79
добному лидеру; 4) нежелание администрации вообще вмеши-ваться в конфликты между преступниками; 5) неумение, а иногда
нежелание администрации защитить обижаемого, отвергаемого,
что, помимо всего прочего, создает
общую атмосферу«беспреде-ла»
во власти произвола; 6) сокрытие фактов насильственных пре-ступлений от учета, нежелание реагировать на них формирует
цепную реакцию агрессии и жестокости; 7) непонимание, что
в современных условиях унижение личного достоинства, в какой
бы форме оно ни проявлялось
и от кого бы ни исходило, воспри-нимается
крайне болезненно. Столь же остра
реакция осужден-ных на помехи в
получении материальных благ, в первую
оче-редь продуктов питания, а также
препятствия в общении с род-
досуга и т.д.; 8) неудовлетворительная организация охраны
и надзора за осужденными, слабый контроль, в том числе опера-тивный, за их поведением.
Администрация многих пенитенциарных учреждений не
в должной мере отдает себе отчет в том, что она должна строже регу-лировать и контролировать процессы, протекающие в субкультуре
осужденных. Это совершенно необходимое условие для повышения
эффективности деятельности по исправлению преступников, а зна-чит, и по профилактике правонарушений в их среде.
Администрация безусловно должна быть высшим авторите-том для осужденных, ни в коем случае не уступая здесь позиции
«ворам в законе» и другим лидерам преступного мира. В этой
связи необходимо подчеркнуть, что
представители администра-ции
именно у администрации и(ни у кого другого) он найдет спра-ведливое решение своей проблемы. Справедливость— одна из
самых высоких ценностей для людей, лишенных свободы, во имя
ее обеспечения совершаются многие насильственные акты.
Криминогенное значение могут иметь недостатки и упу-щения в воспитательной деятельности мест лишения свободы.
Их можно сгруппировать
1. Отсутствие
80
нию преступления и которые могут вновь породить преступное
поведение. Воспитательное воздействие на взяточника, напри-мер, практически такое же, как на осужденного за убийство.
2. Сотрудники исправительных
владеют приемами и навыками педагогического воздействия на
осужденных, не умеют профессионально использовать данные
о психологии личности конкретного лица(если такие данные
имеются) в своей воспитательной работе.
3. В пенитенциарных учреждениях
отмечается низкий уро-вень
известно, обладает немалым воспитательным потенциалом.
Во многом утрачены воспитательные возможности труда.
Когда подозреваемый или обвиняемый в совершении пре-ступления берется под стражу, особенно если это происходит
с ним впервые, данное обстоятельство воспринимается и пережи-вается как сильнейший стресс. Поэтому человек мобилизует все
свои внутренние ресурсы для защиты от обвинения, сохранения
собственного достоинства, отпора возможной агрессии со сторо-ны тех, кто тоже лишен свободы, и т.д. В связи с этим у него поч-ти не остается сил на то, чтобы разобраться в себе самом, в им
содеянном, определить собственную вину и меру ответственно-сти с тем, чтобы прийти к подлинному покаянию, а не просто
к формальному признанию себя виновным, что обычно не имеет
ничего общего с покаянием. Обвиняемый во время суда, а затем
и после осуждения, если он направлен для отбывания наказания
в места лишения свободы, также продолжает находиться в«обо-роне», что мешает ему сосредоточиться на субъективных нравст-венных проблемах; осужденные, как показало специальное ис-следование, чаще всего думают о разных, действительных
и мнимых, несправедливостях, допущенных по отношению
к ним, пытаются хоть как-то восполнить то, что отнято у них
тюрьмой. Понятно, что и здесь у них мало возможностей сосре-доточиться на своей вине и прийти к действительному покаянию.
Пока что пенитенциарная практика, прежде всего воспита-тельная, очень мало делает для того, чтобы разорвать этот незри-мый порочный круг, который способствует совершению новых
преступлений, в том числе в местах лишения свободы.
Преступления, совершаемые сотрудниками пенитенциар-ных учреждений, вызываются как общими причинами, порож-
81
дающими преступность, так и специфическими для этих учреж-дений. Во-первых, это упомянутые выше удаленность многих из
них от крупных городов и
условия жизни. Между тем поборы с осужденных и родственни-ков— очень доступный и несложный способ улучшения их ма-териального положения.
В местах лишения свободы сейчас работают344,7 тыс. че-ловек. Причины, порождающие преступления как арестованных
и осужденных, так и представителей администрации мест лише-ния свободы, должны быть объектом профилактического воздей-ствия. В частности, необходимо: 1) строже контролировать
жизнь осужденных, особенно конфликты в их среде, справедливо
разрешать конфликты, не допускать распространения тюремной
субкультуры; 2) обеспечивать защиту жизни, здоровья, чести
и достоинства лишенных свободы; 3) противодействовать про-никновению алкоголя, наркотиков и других запрещенных пред-метов, пресекать все связи, которые могут привести
к нарушениям правопорядка. Не меньшее
значение имеет улуч-шение
Сейчас по инициативе Министерства
юстиции России ут-верждена федеральная
целевая программа«
предусматривает введение в ближайшие5 лет дополнительно
46 тыс. мест для содержания обвиняемых и подозреваемых,
215 тыс. м жилья для сотрудников следственных изоляторов
и тюрем, обеспечение работой40 тыс. осужденных.
При исправительных колониях функционируют282
вечер-ние общеобразовательные
пунктов, где получают образование более60 тыс. осужденных,
действуют286 церквей и храмов, 662 молитвенные комнаты. Ме-дицинское обслуживание осужденных и подследственных обес-печивают119 больниц различного профиля, а также медицинские
части и здравпункты в каждом учреждении.
82
Тема4
Детерминаты преступности
План
1. Понятие и виды криминологической детерминации. Теория
причинности в криминологии.
2. Понятие причин и условий
преступлений и их
3. Характеристика основных
4. Причины и условия
§ 1. Понятие и виды криминологической детерминации.
Теория причинности в
Изучение преступности, ее изменений, региональных раз-личий— это начальный пункт криминологического исследова-ния.
Само по себе выявление фактической картины преступно-сти и ее развития еще не дает ответ на вопрос, что же делать. Не-редко на практике бывает так: установили рост числа умышлен-ных убийств и тут же приступают к написанию плана мероприя-тий по борьбе именно с умышленными убийствами. Если, напри-мер, отмечают, что немало убийств совершается в общественных
местах, то ставится задача усилить охрану общественного поряд-ка в парках, на улицах, площадях. Если среди убийц выявляются
мигранты, планируются мероприятия по усилению контроля за
приезжими.
Другими словами, программирование борьбы с преступно-стью в подобных ситуациях основывается только на анализе про-явлений последней. Но этого недостаточно, ибо совершение
убийства в общественном месте еще не означает, что причина—
плохая охрана порядка в общественных местах. Если это преду-мышленное убийство, то оно, даже при улучшении охраны пра-вопорядка, все равно может быть совершено, но в другом удоб-ном для этого месте: в подъезде жилого дома либо по месту рабо-
83
ты жертвы. Важно в первую очередь понять, почему совершают-ся убийства, кому это выгодно. Снижение числа«заказных»
убийств, даже если они совершаются в общественных местах,
требует в первую очередь принятия целенаправленных мер по
борьбе с организованной и профессиональной преступностью.
Итак, между этапом познания, оценки
преступности и эта-пом организации
борьбы с ней обязателен этап выявления
детер-минации и причинности
С другой стороны, нередко предлагается начинать крими-нологическое исследование именно с выявления причин и усло-вий, но тогда возникает вопрос: причин и условий чего, какой
именно преступности, каких конкретно ее тенденций?
Не существует какой-то общей, «основной», «главной» при-чины
1
, которая исчерпывающе
нет и единого облика преступности«всех времен и народов».
Нельзя рассчитывать также на создание какого-либо универсаль-ного«каталога причин». В криминологической литературе при-водятся данные о наиболее распространенных, типичных обстоя-тельствах, порождающих преступность. Но в разных своих соче-таниях и проявлениях указанные обстоятельства могут порож-дать различные виды преступности, по-разному определять ее
качественные и количественные характеристики.
Поэтому следует всегда анализировать конкретные условия
жизнедеятельности людей в разных регионах, изменения этих ус-ловий, а также предшествующие состояния преступности.
При организации борьбы с преступностью важна не столько
сама по себе констатация связи какого-то обстоятельства с пре-ступным поведением, сколько выявление характера этой связи:
в каких своих конкретных проявлениях, в совокупности с какими
иными факторами и в каких ситуациях то или иное обстоятельст-во порождает преступное поведение. Именно это позволяет целе-1
Правда, были попытки дать некоторое универсальное определение
причины: «Общая причина преступности
в любом обществе— объектив-
справедливо предлагалось рассмотреть, как они проявляются в разных сфе-рах общественной жизни.
84
направленно разрабатывать предупредительные меры с учетом
конкретных условий места и времени.
Например, давно известна взаимосвязь пьянства и преступ-ности. Но ведь не каждый пьяница совершает преступление и да-леко не всегда. Поэтому была бы наивной, например, такая общая
рекомендация криминолога, как вообще ликвидировать пьянство.
Благородство этого лозунга трудно отрицать, но достижимо ли
это в обозримый период— вот
в чем вопрос. А если не достижи-мо,
то возникает другой вопрос: имеются
ли возможности сниже-ния