Понятие, предмет и система криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

1. Криминология — это социально-правовая наука, которая
изучает преступность, личность преступника, причины и условия
преступности, методы и средства ее предупреждения.
2. Объектом науки криминологии являются общественные
отношения, связанные с преступностью и другими правонаруше-ниями, причинами и условиями преступности, местом и ролью
личности преступника в системе общественных отношений,
а также с решением задач по предупреждению и профилактике
правонарушений.

Содержание работы

1. Понятие и предмет криминологии.
2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе
развития общества.
3. Место криминологии в системе криминологических наук.
4. Методы познания науки криминологии и их классификация.

Файлы: 1 файл

криминология.docx

— 487.99 Кб (Скачать файл)

79

добному лидеру; 4) нежелание администрации  вообще вмеши-ваться в конфликты  между преступниками; 5) неумение, а  иногда

нежелание администрации защитить обижаемого, отвергаемого,

что, помимо всего прочего, создает  общую атмосферу«беспреде-ла» и  уверенность лишенных свободы в  том, что они полностью

во власти произвола; 6) сокрытие фактов насильственных пре-ступлений от учета, нежелание реагировать на них  формирует

цепную  реакцию  агрессии  и  жестокости; 7) непонимание,  что

в современных условиях унижение личного  достоинства, в какой

бы форме оно ни проявлялось  и от кого бы ни исходило, воспри-нимается крайне болезненно. Столь же остра  реакция осужден-ных на помехи в  получении материальных благ, в первую оче-редь продуктов питания, а также  препятствия в общении с род-ными и близкими, другими лишенными  свободы, в проведении

досуга  и  т.д.; 8)  неудовлетворительная  организация  охраны

и надзора за осужденными, слабый контроль, в том числе опера-тивный, за их поведением.

Администрация  многих  пенитенциарных  учреждений  не

в должной мере отдает себе отчет  в том, что она должна строже регу-лировать и контролировать процессы,  протекающие  в субкультуре

осужденных. Это совершенно необходимое  условие для повышения

эффективности деятельности по исправлению  преступников, а зна-чит, и по профилактике правонарушений в их среде.

Администрация безусловно должна быть высшим авторите-том для осужденных, ни в коем случае не уступая здесь  позиции

«ворам в законе» и другим лидерам преступного мира. В этой

связи необходимо подчеркнуть, что  представители администра-ции в  глазах осужденных должны быть носителями идеи спра-ведливости,  то  есть  каждый  из  них  должен  быть  уверен,  что

именно у администрации и(ни у кого другого) он найдет спра-ведливое решение своей проблемы. Справедливость—  одна из

самых высоких ценностей для  людей, лишенных свободы, во имя

ее обеспечения совершаются  многие насильственные акты.

Криминогенное значение могут иметь  недостатки и упу-щения в воспитательной деятельности мест лишения свободы.

Их можно сгруппировать следующим  образом.

1. Отсутствие дифференцированного  воспитательного воз-действия на  осужденных. Сейчас еще плохо  выявляются субъек-тивные причины,  которые привели данного человека  к соверше-

80

нию преступления и которые могут  вновь породить преступное

поведение.  Воспитательное  воздействие  на  взяточника,  напри-мер, практически  такое же, как на осужденного за убийство.

2. Сотрудники исправительных учреждений  недостаточно

владеют приемами и навыками педагогического  воздействия на

осужденных,  не  умеют  профессионально  использовать  данные

о психологии  личности  конкретного  лица(если  такие  данные

имеются) в своей воспитательной работе.

3. В пенитенциарных учреждениях  отмечается низкий уро-вень общеобразовательного  обучения осужденных, которое, как

известно,  обладает  немалым  воспитательным  потенциалом.

Во многом утрачены воспитательные возможности труда.

Когда подозреваемый или обвиняемый в совершении пре-ступления  берется  под  стражу,  особенно  если  это  происходит

с ним впервые, данное обстоятельство воспринимается и пережи-вается как  сильнейший стресс. Поэтому человек  мобилизует все

свои внутренние ресурсы для  защиты от обвинения, сохранения

собственного достоинства, отпора возможной агрессии со сторо-ны тех, кто тоже лишен свободы, и т.д. В связи с этим у него поч-ти не остается сил на то, чтобы разобраться  в себе самом, в им

содеянном, определить собственную  вину и меру ответственно-сти с  тем, чтобы прийти к подлинному покаянию, а не просто

к формальному признанию себя виновным, что обычно не имеет

ничего общего с покаянием. Обвиняемый во время суда, а затем

и после осуждения, если он направлен  для отбывания наказания

в места лишения свободы, также  продолжает находиться в«обо-роне», что  мешает ему сосредоточиться на субъективных нравст-венных проблемах; осужденные, как показало специальное ис-следование,  чаще  всего  думают  о  разных,  действительных

и мнимых,  несправедливостях,  допущенных  по  отношению

к ним, пытаются хоть как-то восполнить то, что отнято у них

тюрьмой. Понятно, что и здесь  у них мало возможностей сосре-доточиться на своей вине и прийти к действительному  покаянию.

Пока что пенитенциарная практика, прежде всего воспита-тельная, очень  мало делает для того, чтобы разорвать  этот незри-мый порочный круг, который  способствует совершению новых

преступлений, в том числе в  местах лишения свободы.

Преступления,  совершаемые  сотрудниками  пенитенциар-ных  учреждений,  вызываются  как  общими  причинами,  порож-

81

дающими преступность, так и специфическими для этих учреж-дений. Во-первых, это  упомянутые выше удаленность многих из

них от крупных городов и изолированность, что приводит к сни-жению общей  культуры сотрудников, огрублению нравов, при-митивизации потребностей. Во-вторых, труд пенитенциарных ра-ботников оплачивается низко, у них плохие жилищно-бытовые

условия жизни. Между тем поборы с осужденных и родственни-ков— очень доступный и несложный  способ улучшения их ма-териального  положения.

В местах лишения свободы сейчас работают344,7 тыс. че-ловек. Причины, порождающие  преступления как арестованных

и осужденных, так и представителей администрации мест лише-ния свободы, должны быть объектом профилактического  воздей-ствия.  В  частности,  необходимо: 1)  строже  контролировать

жизнь осужденных, особенно конфликты  в их среде, справедливо

разрешать конфликты, не допускать  распространения тюремной

субкультуры; 2)  обеспечивать  защиту  жизни,  здоровья,  чести

и достоинства  лишенных  свободы; 3) противодействовать  про-никновению алкоголя, наркотиков и других запрещенных  пред-метов,  пресекать  все  связи,  которые  могут  привести

к нарушениям правопорядка. Не меньшее  значение имеет улуч-шение воспитательной работы в колониях и иных заведениях, ук-репление контроля за их деятельностью  со стороны вышестоя-щих органов  Министерства юстиции России, прокуратуры  и об-щественных организаций.

Сейчас по инициативе Министерства юстиции России ут-верждена федеральная  целевая программа«Реформирование уго-ловно-исполнительной  системы  на2002—2006 годы», которая

предусматривает  введение  в  ближайшие5 лет  дополнительно

46 тыс.  мест  для  содержания  обвиняемых  и  подозреваемых, 

215 тыс.  м  жилья  для   сотрудников  следственных  изоляторов

и тюрем, обеспечение работой40 тыс. осужденных.

При исправительных колониях функционируют282 вечер-ние общеобразовательные школы  и205 учебно-консультационных

пунктов, где получают образование  более60 тыс. осужденных,

действуют286 церквей и храмов, 662 молитвенные комнаты. Ме-дицинское  обслуживание осужденных и подследственных  обес-печивают119 больниц различного профиля, а также медицинские

части и здравпункты в каждом учреждении.

82

Тема4

Детерминаты преступности

План

1. Понятие  и  виды  криминологической   детерминации.  Теория

причинности в криминологии.

2. Понятие причин и условий  преступлений и их классификация. 

3. Характеристика основных факторов  преступности.

4. Причины и условия преступности  на различных этапах разви-тия  общества.

§ 1. Понятие и виды криминологической  детерминации.

Теория причинности в криминологии

Изучение преступности, ее изменений, региональных раз-личий— это начальный  пункт криминологического исследова-ния.

Само по себе выявление фактической  картины преступно-сти и ее развития еще не дает ответ на вопрос, что  же делать. Не-редко на практике бывает так: установили рост числа умышлен-ных  убийств и тут же приступают к написанию плана мероприя-тий по борьбе именно с умышленными убийствами. Если, напри-мер, отмечают, что немало убийств совершается в общественных

местах, то ставится задача усилить  охрану общественного поряд-ка в  парках, на улицах, площадях. Если среди  убийц выявляются

мигранты, планируются мероприятия  по усилению контроля за

приезжими.

Другими словами, программирование борьбы с преступно-стью в подобных ситуациях  основывается только на анализе про-явлений  последней.  Но  этого  недостаточно,  ибо  совершение

убийства в общественном месте  еще не означает, что причина—

плохая охрана порядка в общественных местах. Если это преду-мышленное  убийство, то оно, даже при улучшении  охраны пра-вопорядка, все равно  может быть совершено, но в другом удоб-ном для этого месте: в  подъезде жилого дома либо по месту  рабо-

83

ты жертвы. Важно в первую очередь  понять, почему совершают-ся  убийства,  кому  это  выгодно.  Снижение  числа«заказных» 

убийств,  даже  если  они  совершаются  в  общественных  местах,

требует в первую очередь принятия целенаправленных мер по

борьбе с организованной и профессиональной преступностью.

Итак, между этапом познания, оценки преступности и эта-пом организации  борьбы с ней обязателен этап выявления  детер-минации и причинности преступности. Воздействовать необхо-димо в первую очередь на то, что порождает, обусловливает  пре-ступность и ее развитие.

С другой стороны, нередко предлагается начинать крими-нологическое исследование именно с выявления причин и усло-вий, но тогда возникает вопрос: причин и условий чего, какой

именно преступности, каких конкретно  ее тенденций?

Не существует какой-то общей, «основной», «главной» при-чины

1

, которая исчерпывающе объясняла  бы происхождение пре-ступности  в конкретных условиях во всем  ее разнообразии. Как

нет и единого облика преступности«всех  времен и народов».

Нельзя рассчитывать также на создание какого-либо универсаль-ного«каталога  причин». В криминологической литературе при-водятся данные о наиболее распространенных, типичных обстоя-тельствах, порождающих  преступность. Но в разных своих  соче-таниях и проявлениях указанные  обстоятельства могут порож-дать  различные  виды  преступности,  по-разному  определять  ее

качественные и количественные характеристики.

Поэтому следует всегда анализировать  конкретные условия

жизнедеятельности людей в разных регионах, изменения этих ус-ловий, а также предшествующие состояния  преступности.

При организации борьбы с преступностью  важна не столько

сама по себе констатация связи  какого-то обстоятельства с пре-ступным  поведением, сколько выявление характера  этой связи:

в каких своих конкретных проявлениях, в совокупности с какими

иными факторами и в каких  ситуациях то или иное обстоятельст-во порождает преступное поведение. Именно это позволяет целе-1

Правда, были попытки дать некоторое  универсальное определение

причины: «Общая причина преступности в любом обществе— объектив-ные  социальные противоречия» (см.: Криминология/ под ред. В.Н. Кудряв-цева, В.Д. Эминова. — М., 1995. — С. 76). Но затем авторами совершенно

справедливо предлагалось рассмотреть, как они проявляются в разных сфе-рах общественной жизни.

84

направленно  разрабатывать  предупредительные  меры  с  учетом

конкретных условий места и  времени.

Например, давно известна взаимосвязь  пьянства и преступ-ности. Но ведь не каждый пьяница совершает преступление и да-леко не всегда. Поэтому была бы наивной, например, такая общая

рекомендация криминолога, как  вообще ликвидировать пьянство.

Благородство этого лозунга  трудно отрицать, но достижимо ли

это в обозримый период— вот  в чем вопрос. А если не достижи-мо, то возникает другой вопрос: имеются  ли возможности сниже-ния преступности, взаимосвязанной с пьянством? При  его реше-нии криминолог выясняет, при каких условиях, в каких  взаимо-связях пьянство определяет преступное поведение и где, следова-тельно, надо поставить преграды, какие системы  защиты ввести в

Информация о работе Понятие, предмет и система криминологии