Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:26, курсовая работа
Основная цель данной курсовой: отразить управление закупками на ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" и предложить меры по усовершенствованию.
Введение
Сущность закупочной деятельности промышленных предприятий.
1.1.Содержание процесса снабжения.
1.2.Организация и планирование снабжения на предприятии.
1.3. Особенности выбора поставщика на предприятии.
1.4. Риски в логистике снабжения предприятия.
2. Анализ состояния закупочной деятельности ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Организация и планирование закупочной деятельности ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
3. Совершенствование закупочной деятельности исследуемого предприятия на принципах логистики.
Заключение
Список используемой литературы
2. Формирование плана
закупок, предварительная
- на подготовку спецификаций;
- на запросы продавцу;
- на оценку и анализ,
отбор, переговоры и
- на утверждение проектной документации поставщика;
- на изготовление и отгрузку к месту получения.
3. Разработка предварительного
графика закупки на основании
известной требуемой даты
4. Размещение объявлений о подаче предложений.
5. Оценка предложения.
6. Окончательные переговоры.
7. Составление документации.
8. Поставка и контроль качества.
9. Обсуждение спорных
вопросов и гарантийных
Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.
В заключение отметим, что целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
1.2 Организация и планирование процесса снабжения на предприятии. Определение метода закупок
Организация процесса снабжения предусматривает:
- создание инфраструктуры процесса;
- создание организационной структуры управления снабжением.
Рассмотрим каждую из этих составляющих.
1. Инфраструктура
снабжения включает
2. В основу определения организационной структуры управления снабжением должны быть положены принципы, которые обеспечивают все функции управления совокупностью подразделений. Это, прежде всего, малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций.
Существует 2 основных варианта организации снабжения, принципиально отличающихся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем:
· централизованная;
· децентрализованная.
Как именно организовано снабжение, зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.
Если организация подходит к процессу закупок с позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела.
Преимущества такого подхода:
1. пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой;
2. возможность более
быстрого удовлетворения
Недостатки децентрализованных закупок:
1. решая оперативные
вопросы, служащие могут не
заметить тенденции изменений
планирования организации в
2. недостаточный профессионализм
служащих и проблемы
3. ни одно подразделение
не может быть достаточно
Выбор стратегии снабжения предполагает ответ на вопрос: будет ли предприятие закупать нужные ему материальные ресурсы (детали, полуфабрикаты, комплектующие изделия) у поставщиков либо производить у себя. На принятие решения о производстве или закупке материальных ресурсов влияет ряд причин и факторов. Так, на решение производить могут повлиять следующие факторы:
- объём поставки слишком мал и (или) никто из поставщиков не заинтересован в продаже продукции;
- требования качества так точны или необычны, что могут потребоваться особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;
- сохранение технологических секретов;
- снижение расходов на производство;
- получение конкурентного преимущества и (или) отсутствие простоя оборудования и (или) рабочих;
- обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей предприятия-заказчика, в то время как поставщики испытывают неудобства из-за нестабильного спроса;
- отсутствие зависимости от одного источника поставок;
- вопросы конкурентоспособности, политические, социальные или вопросы защиты окружающей среды могут вынудить предприятие производить изделия, даже если ему предпочтительнее покупать.
При opгaнизaции зaкyпoк иcпoльзyют cлeдyющиe мeтoды:
1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышение торговой скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями. В этoм cлyчae пoкyпaтeль зaкaзывaeт нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя eмy пapтиями в тeчeниe oпpeдeлeннoгo пepиoдa. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa тaкoвы: ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa, тaк кaк тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий; дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний; coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки, пocкoлькy oфopмляeтcя тoлькo зaкaз нa вcю пocтaвкy. Егo нeдocтaтки: вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв; нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaза.
3. Ежeднeвныe (eжeмecячныe) зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям. Тaкoй мeтoд зaкyпки шиpoкo иcпoльзyeтcя тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиe cвeдeния: пoлный пepeчeнь тoвapoв; кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нa cклaдe; тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: ycкopeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa, cнижeниe зaтpaт нa cклaдиpoвaниe и xpaнeниe, cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.
4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
- Количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
- Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
- Оплачивается только поставлено количество товара;
- По истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества данного
метода: отсутствие твёрдых обязательств
по покупке определённого
5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - нечасто используемых товаров, когда невозможно получить их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщика. Недостаток данного метода - увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.
В практике работы предприятий различают две формы снабжения: транзитную и складскую.2
При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, облагораживающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда потребное на данный отрезок времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее.
Складскую форму снабжения,
при которой необходимые
Таким образом, сущность закупочной деятельности предприятия будет складываться из самого процесса снабжения и выбора оптимального метода закупки, а также из поиска и выбора поставщиков ресурсов и сырья для данного предприятия, и все это необходимо рассматривать в разрезе с информационным обеспечением закупочной деятельности данной фирмы.
Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Выбор поставщика осуществляется
двумя способами. Первый способ - анализ
возможных вариантов и предложе
Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.
Обычные источники информации - это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы, различного рода рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др. Каталоги наиболее известных источников снабжения содержат, например, информацию о производственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся в наличии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т. п. Торговые журналы, являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несут покупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определенную рекламу. Торговые директории или регистры - это источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара. Торговые представительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снабжения, видах продукции и общей ситуации на рынке закупок. Особое внимание в качестве средства информации об источниках снабжения отводится Интернету. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения. Динамика развития рынка электронной торговли в России свидетельствует о становлении и формировании нового уровня управления торгово-закупочной деятельности организации. Электронная торговая площадка (ЭТП) – это комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. Электронная Торговая Площадка (ЭТП) позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг и предоставляет участникам ЭТП ряд сервисов, повышающих эффективность их бизнеса. Заказчики получают возможность проводить электронные торги - тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, - оптимизируя затраты, а поставщики - участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах. Иногда размещением торговых процедур занимаются специализированные компании, которые помимо размещения информации на торговой площадке обрабатывают полученный результат и даже, возможно, определяют победителя процедуры.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика
из числа компаний, которые уже
были вашими поставщиками (или
являются ими) и с которыми
уже установлены деловые
2. Выбор нового поставщика
в результате поиска и анализа
требуемого рынка: рынка, с
которым компания уже работает,
или совершенно нового рынка
(в случае принятия решения
о диверсификации деятельности)
Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора поставщика согласно требованиям закупочной логистики являются следующие:
1. Надежность снабжения.
2. Качество поставляемой продукции.
3. Приемлемая цена.
4. Удаленность генератора материальных потоков от потребляющей логистической системы.
5. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов.
6. Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования.
7. Психологический климат в трудовом коллективе поставщика.
8. Организация управления
качеством продукции у
9. Кредитоспособность
и финансовое положение
10. Репутация и роль в своей отрасли.
11. Имидж.
12. Оформление товара (упаковка).
13. Наличие резервных мощностей у источника поставки.
Заслуживает внимания шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):