Логистический аспект совершенствования закупочной деятельности промышленного предприятия на примере деятельности ОАО «Кондитерский ко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой: отразить управление закупками на ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" и предложить меры по усовершенствованию.

Содержание работы

Введение
Сущность закупочной деятельности промышленных предприятий.
1.1.Содержание процесса снабжения.
1.2.Организация и планирование снабжения на предприятии.
1.3. Особенности выбора поставщика на предприятии.
1.4. Риски в логистике снабжения предприятия.
2. Анализ состояния закупочной деятельности ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Организация и планирование закупочной деятельности ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
3. Совершенствование закупочной деятельности исследуемого предприятия на принципах логистики.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ОАО Кондитерский концерн Бабаевский.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

2. Формирование плана  закупок, предварительная оценка  поставщиков. Составляется список  всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции. В графике предусматривается время:

- на подготовку спецификаций;

- на запросы продавцу;

- на оценку и анализ, отбор, переговоры и заключение  обязательств;

- на утверждение проектной  документации поставщика;

- на изготовление и  отгрузку к месту получения.

3. Разработка предварительного  графика закупки на основании  известной требуемой даты поставки. Для этого устанавливается дата  начала и завершения той или  иной работы по формированию  плана закупок, определяются важнейшие этапы этой работы. Затем следует организовать получение информации от поставщика по каждому виду продукции.

4. Размещение объявлений  о подаче предложений.

5. Оценка предложения.

6. Окончательные переговоры.

7. Составление документации.

8. Поставка и контроль качества.

9. Обсуждение спорных  вопросов и гарантийных обязательств.

Специалисты службы закупок  предприятия отвечают за закупку  продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.

В заключение отметим, что целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

 

1.2 Организация и планирование  процесса снабжения на предприятии. Определение метода закупок

 

Организация процесса снабжения  предусматривает:

- создание инфраструктуры процесса;

-  создание организационной структуры управления снабжением.

Рассмотрим каждую из этих составляющих.

1.  Инфраструктура  снабжения включает подразделения  складского, транспортного, заготовительного  хозяйств. На отдельных предприятиях  могут быть также подразделения  по переработке отходов производства  и тарного хозяйства.

2.  В основу определения организационной структуры управления снабжением должны быть положены принципы, которые обеспечивают все функции управления совокупностью подразделений. Это, прежде всего, малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций.

Существует 2 основных варианта организации снабжения, принципиально  отличающихся друг от друга возможностями  реализации системного подхода к  управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем:

·  централизованная;

·  децентрализованная.

Как именно организовано снабжение, зависит от типа и размера  организации. В небольшой организации  за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних  размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.

Если организация подходит к процессу закупок с позиции  децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела.

Преимущества такого подхода:

1.  пользователь лучше  знает потребность отдела, чем  кто-либо другой;

2.  возможность более  быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах.

Недостатки децентрализованных закупок:

1.  решая оперативные  вопросы, служащие могут не  заметить тенденции изменений  планирования организации в целом;

2.  недостаточный профессионализм  служащих и проблемы определения  возможностей снабжения;

3.  ни одно подразделение  не может быть достаточно большим  для того, чтобы проводить функциональный  анализ в таких областях, как  работа с таможней, транспортные  услуги, складирование, управление  запасом, анализ закупок и т.п.

Выбор стратегии снабжения предполагает ответ на вопрос: будет ли предприятие закупать нужные ему материальные ресурсы (детали, полуфабрикаты, комплектующие изделия) у поставщиков либо производить у себя. На принятие решения о производстве или закупке материальных ресурсов влияет ряд причин и факторов. Так, на решение производить могут повлиять следующие факторы:

- объём поставки слишком мал и (или) никто из поставщиков не заинтересован в продаже продукции;

- требования качества так точны или необычны, что могут потребоваться особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;

-  сохранение технологических секретов;

-  снижение расходов на производство;

-  получение конкурентного преимущества и (или) отсутствие простоя оборудования и (или) рабочих;

-  обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей предприятия-заказчика, в то время как поставщики испытывают неудобства из-за нестабильного спроса;

-  отсутствие зависимости от одного источника поставок;

- вопросы конкурентоспособности, политические, социальные или вопросы  защиты  окружающей  среды  могут вынудить предприятие производить изделия, даже если ему предпочтительнее покупать.

При opгaнизaции зaкyпoк  иcпoльзyют cлeдyющиe мeтoды:

1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышение торговой скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями. В этoм cлyчae пoкyпaтeль зaкaзывaeт нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя eмy пapтиями в тeчeниe oпpeдeлeннoгo пepиoдa. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa тaкoвы: ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa, тaк кaк тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий; дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний; coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки, пocкoлькy oфopмляeтcя тoлькo зaкaз нa вcю пocтaвкy. Егo нeдocтaтки: вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв; нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaза.

3. Ежeднeвныe (eжeмecячныe) зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям. Тaкoй мeтoд зaкyпки шиpoкo иcпoльзyeтcя тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиe cвeдeния: пoлный пepeчeнь тoвapoв; кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нa cклaдe; тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: ycкopeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa, cнижeниe зaтpaт нa cклaдиpoвaниe и xpaнeниe, cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- Количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;

- Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

- Оплачивается только поставлено количество товара;

- По истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества данного  метода: отсутствие твёрдых обязательств по покупке определённого количества товара, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.

5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - нечасто используемых товаров, когда невозможно получить их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщика. Недостаток данного метода - увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.

В практике работы предприятий  различают две формы снабжения: транзитную и складскую.2

При транзитной форме  снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, облагораживающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда потребное на данный отрезок времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее.

Складскую форму снабжения, при которой необходимые материальные ресурсы предприятие получает с  баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, экономически целесообразно  использовать для материалов, потребляемых в небольших количествах.

Таким образом, сущность закупочной деятельности предприятия будет складываться из самого процесса снабжения и выбора оптимального метода закупки, а также из поиска и выбора поставщиков ресурсов и сырья для данного предприятия, и все это необходимо рассматривать в разрезе с информационным обеспечением закупочной деятельности данной фирмы.

 

    1. Особенности выбора поставщика на предприятии

 

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием  на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.

Выбор поставщика осуществляется двумя способами. Первый способ - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя, прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы. Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта.

Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.

Обычные источники информации - это каталоги (в печатном или  электронном виде), торговые журналы, различного рода рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др. Каталоги наиболее известных источников снабжения содержат, например, информацию о производственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся в наличии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т. п. Торговые журналы, являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несут покупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определенную рекламу. Торговые директории или регистры - это источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара. Торговые представительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снабжения, видах продукции и общей ситуации на рынке закупок. Особое внимание в качестве средства информации об источниках снабжения отводится Интернету. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения. Динамика развития рынка электронной торговли в России свидетельствует о становлении и формировании нового уровня управления торгово-закупочной деятельности организации. Электронная торговая площадка (ЭТП) – это комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. Электронная Торговая Площадка (ЭТП) позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг и предоставляет участникам ЭТП ряд сервисов, повышающих эффективность их бизнеса. Заказчики получают возможность проводить электронные торги - тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, - оптимизируя затраты, а поставщики - участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах. Иногда размещением торговых процедур занимаются специализированные компании, которые помимо размещения информации на торговой площадке обрабатывают полученный результат и даже, возможно, определяют победителя процедуры.

Большое количество и  разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика  из числа компаний, которые уже  были вашими поставщиками (или  являются ими) и с которыми  уже установлены деловые отношения.  Это облегчает выбор, так как  отдел закупок компании располагает  точными данными о деятельности этих компаний.

2. Выбор нового поставщика  в результате поиска и анализа  требуемого рынка: рынка, с  которым компания уже работает, или совершенно нового рынка  (в случае принятия решения  о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального  поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.

               Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора поставщика согласно требованиям закупочной логистики являются следующие:

1. Надежность снабжения.

2. Качество поставляемой  продукции.

3. Приемлемая цена.

4. Удаленность генератора материальных потоков от потребляющей логистической системы.

5. Сроки выполнения  текущих и экстренных заказов.

6. Способность обеспечить  поставку запасных частей в  течение всего срока службы  поставленного оборудования.

7. Психологический климат  в трудовом коллективе поставщика.

8. Организация управления  качеством продукции у поставщика.

9. Кредитоспособность  и финансовое положение поставщика.

10. Репутация и роль  в своей отрасли.

11. Имидж.

12. Оформление товара (упаковка).

13. Наличие резервных  мощностей у источника поставки.

Заслуживает внимания шкала  критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом  Е. Фироном (критерии расположены в  порядке приоритета):

Информация о работе Логистический аспект совершенствования закупочной деятельности промышленного предприятия на примере деятельности ОАО «Кондитерский ко