Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:26, курсовая работа
Основная цель данной курсовой: отразить управление закупками на ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" и предложить меры по усовершенствованию.
Введение
Сущность закупочной деятельности промышленных предприятий.
1.1.Содержание процесса снабжения.
1.2.Организация и планирование снабжения на предприятии.
1.3. Особенности выбора поставщика на предприятии.
1.4. Риски в логистике снабжения предприятия.
2. Анализ состояния закупочной деятельности ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Организация и планирование закупочной деятельности ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
3. Совершенствование закупочной деятельности исследуемого предприятия на принципах логистики.
Заключение
Список используемой литературы
1. Качество продукции;
2. Своевременность доставки (авторы предлагают строить рейтинг поставщиков на основе фактов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
3. Цена (сравнение реальной
цены с желаемой или с
4. Обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
5. Повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены; техническая, инженерная и производственная мощность;
6. Оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
7. Детальная оценка финансов и управления.
Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов.
Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена — это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях (не считая собственно цены), включая сервис (до и послепродажный), доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т.д. Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из-за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться прежде всего ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.
При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечестный бизнес, существовать «фирмам-однодневкам» и т.п.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Выбор поставщика является одной из основных проблем, возникающих при закупке товара. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером фирмы в реализации ее логистической стратегии. Рассмотрим основные этапы выбора поставщика:
1. Определение и
оценка требований покупателей
к количеству, качеству, срокам поставки
и сервису, прилагаемому к
2. Определение типа закупок: установившиеся (постоянные) закупки, модифицированные закупки (в которых меняется поставщик или параметры закупаемых товаров), новые закупки (закупки, связанные с изменением конъюнктуры рынка).
3. Анализ поведения
рынка. Поставщик может
4. Идентификация всех возможных поставщиков и их предварительная оценка.
5. После отбора
наиболее подходящих
6. Реализация процесса
поставок конкретной
7. Контроль и оценка
выполнения закупок. После
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:
· отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
· отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
· отношение чистой прибыли к объему продаж;
· движение денежной наличности;
· оборачиваемость запасов и др.
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляются по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.
1.4. Риски в логистике снабжения предприятия
Риск изначально присущ закупочной деятельности. Предприниматель обязан проявлять готовность идти на риск в условиях неопределённости: риск сочетается с возможностью как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов.
Риск – вероятность
Рисковая ситуация – особое состояние логистической деятельности; её признаки: случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике; наличие альтернативных решений; известны или поддаются определению вероятности исходов и ожидаемые результаты; вероятность возникновения убытков; вероятность получения дополнительной прибыли.
Управление риском связано с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, позволяющих максимизировать положительные и минимизировать отрицательные последствия наступления рисковых событий.
Логистическая деятельность часто связана с возможностью возникновения неблагоприятных результатов и негативных последствий тех или иных управленческих решений. Поэтому возникает потребность разработки методов и средств, уменьшающих вероятность наступления рисковой ситуации. Эти действия получили название риск-менеджмент, или управление рисками.
Вероятность риска в логистике снабжения может быть снижена с помощью диверсификации (расширения) ассортимента производимых товаров и видов предоставляемых услуг страхования. Степень риска может быть уменьшена, а его последствия смягчены или устранены в результате: прогнозирования вероятности его наступления и уменьшения факторов неопределённости; создания страховых, резервных фондов, позволяющих покрывать (полностью или частично) ущерб, возникающий в результате риска; страхования, в результате которого риск переносится на третье лицо; перераспределения ущерба между участниками сделки (в случае неудачи, потери каждого из участников будут не столь велики) и др.
В реальном, постоянно меняющемся и поэтому всегда неопределённом мире хозяйственных связей, предприниматель обязан проявлять готовность идти на риск в условиях неопределённости, поскольку наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов.
Между риском и прибылью – прямо пропорциональная зависимость: предприниматель рискует потерять всё. Стремление к высокой прибыли на вложенный капитал сопровождается столь же высокой вероятностью не только недополучения прибыли, но и возможностью потери всего капитала. Низкая прибыль сопровождает безрисковые мероприятия.
Управление рисками в логистике снабжения включает:
- выявление последствий логистической деятельности;
- умение реагировать на возможные отрицательные последствия логистической деятельности;
- разработку мероприятий по нивелированию возможных негативных последствий логистических действий.
В логистике снабжения выделяют риски поставщика и риски потребителя. Риск поставщика – это риск браковки партии продукции (при данном плане приёмочного контроля статистического), в котором доля дефектных изделий является приемлемой.
Поставщик должен контролировать сохранность товара в пути до момента перехода права собственности на товар и ответственности за риски его повреждения или гибели к покупателю. В интересах поставщика – максимально сократить период времени между получением заказа от покупателя до момента передачи ему права собственности на отгруженные товары и ответственности за их сохранность.
Управление рисками со стороны поставщика включает согласование условий договора на поставку, в том числе:
- правил выполнения заказов на товары;
- согласование видов тары и упаковки;
- типовых количеств товара в одной упаковке, товарной единице, грузовом модуле;
- согласование допустимых отклонений в количествах товаров; методов приёмки по количеству и качеству;
- метода перехода прав собственности и рисков от поставщика получателю;
- выборе способа транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ и др.
Риск потребителя – это риск приёмки партии продукции (при данном плане приёмочного контроля статистического), в которой доля дефектных изделий является неприемлемой.
Право собственности на товар и риски повреждения или гибели товара в большинстве случаев переходят на потребителя (покупателя) задолго до поступления товара на его склад.
В интересах
потребителя максимально
- подготовки заказов на товары;
- согласования условий договора на закупку;
- согласования учётно-договорных единиц по таре, упаковке типовых количеств товара в одной упаковке;
- допустимых отклонений в количественных характеристиках товара;
- выборе способа транспортировки и организации контроля товародвижения;
- условий хранения и др.
В процессе организации закупочной деятельности потребитель товара может встретиться со следующими рисками:
- риск непоставки товара вообще;
- риск несвоевременности поставки (по вине поставщика; по вине перевозчика; по метеоусловиям, другим причинам);
- риск случайной гибели или случайного повреждения товара (при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, хранении на перевалочных пунктах);
- риск поставки неполного количества заказанных товаров; риск поставки некачественных товаров частично или полностью;
- риск поставки ненужных материалов;
- риск некомплектности сложных товаров;
- риск задержки товаров по вине властей (таможенных органов, транспортной инспекции, и др.);
- риск естественной убыли за период транспортирования;