Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:01, контрольная работа
Цель курсового проекта – апробировать метод сегментации в исследовании отношения потребителей к туристической фирме «L-Тур».
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) Исследовать методологические основы сегментации рынка.
2) Провести маркетинговое исследование потребителей с выполнением следующих задач:
- определить объем выборки и составить анкету;
- сгруппировать и классифицировать данные анкетного опроса о социально-демографических характеристиках потребителей;
- определить системы оценочных критериев, характеризующих деятельность фирмы, и их важности для потребителей;
- измерить мнения потребителей о деятельности фирмы, ее конкурентов и «идеальной» фирмы;
- измерить чувства потребителей, лежащие в основе их отношения к деятельности фирмы;
- измерить намерения потребителей;
- разработать модели сегментации потребителей по их отношению к фирме;
- интерпретировать профили полученных сегментов.
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава 1. Сегментация как метод изучения потребительского рынка .… 5
Глава 2. Маркетинговое исследование отношения потребителей к туристической фирме «L-Тур» ….………………………………………..
19
2.1. Содержание плана маркетингового исследования потребителей туристических услуг и этапы его реализации ………
19
2.2. Определение объема выборочной совокупности и разработка инструментария ……………………………………………………….
21
2.3. Группировка и классификация данных анкетного опроса о характеристиках потребителей ………………………………………
22
2.4. Определение системы оценочных ориентиров, характеризующих деятельность фирмы, и их важности для потребителей ………………………………………………………….
23
2.5. Измерение отношения к фирме, ее конкурентам и «идеальной» фирме ……………………………………………….…..
25
2.6. Измерение чувств потребителей, лежащих в основе их отношения к деятельности фирмы …………………………………..
28
2.7. Измерение намерений потребителей туристической фирмы «L-Тур» ………………………………………………….…………….
29
2.8. Разработка модели сегментации потребителей услуг туристической фирмы «L-Тур» ………………………..…………….
30
2.9. Интерпретация профилей полученных сегментов ………….…. 31
Глава 3. Выводы по проведенному исследованию ……………………… 38
Заключение ……………………………………………………………….... 41
Список литературы …………………………………………...…………... 43
Приложение ……………………………………………….…………….…. 44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Филиал ФГ БОУ ВПО «Сочинский государственный университет»
в г. Нижний Новгород Нижегородской области
Факультет ______________________________
Кафедра_______________________
Дисциплина____________________
Курсовая работа
______________________________
Выполнила студентка___курса___________ Группа________________________ ______________________________ | |
Проверил Преподаватель_________________
Оценка________________________ Дата «_____»______________201_ Подпись преподавателя_________________ | |
Дата поступления работы «___»____201___ |
Нижний Новгород
2012
Оглавление
Введение …………………………………………………………………... |
3 | |
Глава 1. Сегментация как метод изучения потребительского рынка .… |
5 | |
Глава 2. Маркетинговое исследование отношения потребителей к туристической фирме «L-Тур» ….……………………………………….. |
19 | |
2.1. Содержание плана |
19 | |
2.2.
Определение объема выборочной
совокупности и разработка |
21 | |
2.3. Группировка и классификация
данных анкетного опроса о
характеристиках потребителей … |
22 | |
2.4. Определение системы оценочных
ориентиров, характеризующих деятельность
фирмы, и их важности для
потребителей …………………………………………… |
23 | |
2.5. Измерение отношения к фирме, ее конкурентам и «идеальной» фирме ……………………………………………….….. |
25 | |
2.6. Измерение чувств потребителей,
лежащих в основе их отношения
к деятельности фирмы ……………………… |
28 | |
2.7. Измерение намерений |
29 | |
2.8. Разработка модели сегментации
потребителей услуг |
30 | |
2.9.
Интерпретация профилей |
31 | |
Глава 3. Выводы по проведенному исследованию ……………………… |
38 | |
Заключение ………………………………………………… |
41 | |
Список литературы …………………………………………...…………... |
43 | |
Приложение ………………………………………………. |
44 |
Введение
Российский рынок туристических услуг, в отличие от европейского, начал свое развитие сравнительно недавно. В ходе его формирования многие фирмы разорились и исчезли с туристического небосклона, не выдержав жесткой конкуренции. Оставшиеся развивались и укрупнялись, и на сегодняшний день в нашей стране существует ряд компаний, имеющих значительный вес в данном сегменте рынка.
В последние
годы этот рынок в России интенсивно
развивается, обостряется конкурентная
борьба. Использование научно-
Поэтому основной объект исследования составляют индивидуальные потребители.
Предмет исследования: метод сегментации в изучении потребительских предпочтений.
Цель
курсового проекта –
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) Исследовать методологические основы сегментации рынка.
2) Провести
маркетинговое исследование
- определить объем выборки и составить анкету;
- сгруппировать
и классифицировать данные
- определить
системы оценочных критериев,
характеризующих деятельность
- измерить
мнения потребителей о
- измерить
чувства потребителей, лежащие в
основе их отношения к
- измерить намерения потребителей;
- разработать модели сегментации потребителей по их отношению к фирме;
- интерпретировать профили полученных сегментов.
3) Сделать
выводы по дальнейшему
Результаты исследований позволяют сделать выбор целевых сегментов рынка, на которые можно сориентировать большую часть маркетинговых усилий и выявить новые сегменты потенциальных потребителей, за счет которых можно увеличить объем продаж компании. Кроме того, рассмотренные вопросы позволят разработать стратегию конкурентных преимуществ фирмы, разработать и оценить эффективность управленческих воздействий на потребителя в процессе принятия решения о первой и повторных покупках и в целом, выработать стратегию управления решениями покупателей.
Глава 1. Сегментация как метод изучения потребительского рынка
Особый интерес маркетологов к анализу процесса и методов сегментации потребительского рынка объясняется тем, что одна из главных целей маркетинга - это исследование потребительских предпочтений и поведения индивидуальных потребителей. Данное направление маркетинговых исследований, как и анализ емкости и конкурентной среды рынка, служит методической основой общих стратегий маркетинга. Сегментация индивидуальных потребителей позволяет систематически анализировать потребности и разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятий. Именно сегментацией различаются маркетинг потребительских товаров и маркетинг товаров производственного назначения. Сегментация индивидуальных потребителей осуществляется по признакам, отличным от признаков, определяющих различия в поведении предприятий-потребителей.
Основная цель сегментации потребительского рынка - разработка эффективных методов сегментационного анализа, позволяющих предприятиям понять особенности поведения различных потребителей, перейти на выпуск и реализацию «адресной» продукции и услуг, а не какого-то «усредненного» товара. Не менее важно исследовать вопрос о влиянии результатов сегментации на содержание стратегий маркетинга на потребительском рынке. Для реализации этих целей необходимо, прежде всего, рассмотреть способы классификации, признаки и методы сегментации, этапы процесса сегментации и практические примеры маркетинговых исследований в области сегментации рынка потребительских товаров.
Рассматривая многочисленные определения сегментации, представленные в научной литературе по маркетингу западных (Ф. Котлера, Дж. Эванса, Б. Бермана, Ж.-Ж. Ламбена, А. Дайана, Ф. Букереля, Е. Дихтля и др.), а также отечественных (А. Романова, В. Хрупкого, Е. Голубкова, Г. Морозовой, А. Завьялова, В. Демидова, Р. Ноздревой, Б. Соловьева, И. Крылова) авторов, и сравнивая эти определения между собой, можно сделать вывод, что существенных различий между ними не наблюдается. Все они сводятся к разделению и группировке потенциальных потребителей таким образом, чтобы каждая выделенная группа (сегмент) предъявляла особые, отличные от других требования к товарам или услугам1.
Выделяют два типа сегментации: макросегмептацию - идентификацию «рынков товара» и микросегментацию - выявление внутри каждого идентифицированного рынка сегментов потребителей для более детального анализа их разнообразных потребностей [11, с. 173]. С этой точки зрения можно считать, что рассмотренное ниже маркетинговое исследование носит характер микросегментации, т. е. предполагает, что территориальные и товарные границы базового рынка определены.
Отличительная особенность сегментации в том, что ее можно считать одним из самых эффективных методов маркетинга, поскольку в условиях насыщенного рынка и развитой конкуренции коммерческий успех обусловлен созданием потребительских товаров и услуг, точно и всесторонне рассчитанных на определенные группы потребителей. Логика маркетинга проистекает из потребности в новизне и переменах, а также из индивидуализации поведения покупателей. Поэтому сама идея сегментации, предложенная в 1956 г. У. Смитом как академическая концепция, превратилась в эффективный метод маркетинга, средство, позволяющее предприятию обрести дифференцированное преимущество перед конкурентами. Помимо этого, сегментация дает возможность концентрировать ограниченные ресурсы на самых выгодных направлениях и точно ориентировать программы маркетинга па требования выделенных сегментов.
В то же
время даже самая точная сегментация
рынка не будет иметь смысла, если
не воплотится в базовые маркетинговые
стратегии. Поэтому ради эффективности
процесса маркетологи рекомендуют
соблюдать требования, иллюстрируемые
схемой американских исследователей
Рис. 1.3. Характеристика требований, предъявляемых к сегментации рынка
Выделенные
предприятием сегменты рынка должны
обладать устойчивыми различиями, присущими
только им «личностными» характеристиками
и характеризоваться
Анализ научной литературы показывает, что единой методики сегментации не существует, используются разнообразные подходы и исследовательские процедуры. Тем не менее, в литературе присутствуют определенные рекомендации по организации процесса сегментирования. Так, американские исследователи Дж. Эванс и Б. Берман предлагают выделить шесть последовательных этапов (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Этапы планирования стратегии сегментирований [2, с. 132]
Авторы «Практического руководства по сегментированию рынка», С. Днбб и Л. Симкин, предлагают разбить процесс на три этапа [6, с. 25]:
1)сегментирование,
предполагающее поиск
2) выбор целевых сегментов, позволяющий решить, какие и сколько сегментов выбрать;
3) позиционирование,
адресованное потребителям
В целом анализ различных подходов к сегментированию позволяет сделать вывод: суть и цель данного процесса заключаются в том, чтобы объяснить и доказать потребителям выделенных сегментов, что товары (услуги) созданы специально для них и способны лучше удовлетворить их потребности, чем товары (услуги) конкурентов.
Очевидно, что сама по себе сегментация, в сущности, не имеет смысла без процедур, связанных с дифференциацией и позиционированием, помогающими воплотить идею сегментации на практике и являющимися ее логическим продолжением. Однако, сегментация служит первоосновой, определяющей характер позиционирования и содержание стратегии и программы маркетинга. Чем сильнее предприятие стремится дифференцировать товары и услуги, тем точнее должна быть информация, касающаяся потребителей (кто они, как, где, когда и в каком количестве покупают и используют товар и т. п.).
Современная
ориентация предприятий на потребителей
требует углубленного знания потребностей
последних, постоянного наблюдения
за этими потребностями и
Современные диалоговые базы данных и телекоммуникационные средства технически позволяют установить контакты «лицом к лицу» между предприятием и массовыми потребителями. Так, компания Nestle France организовала диалоговую базу данных на 1 млн. клиентов, которые регулярно участвуют в анкетном опросе на тему о стиле жизни. Диалоговые базы данных способствуют совершенствованию процесса сегментации, так как позволяют точнее определять реакцию клиентов и дают возможность регистрировать потребителей по разным сегментам.