Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
Предметом настоящей курсовой работы является процесс реализации товаров на розничном и оптовом рынке, т.е. сбытовая политика предприятия, и процесс доставки товаров до потребителей.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с избранными предметом и объектом исследования формируются следующие задачи:
Изучить основные положения логистики, понятие сбытовой логистики предприятия;
Изучить понятие и функции сбыта, логистическое моделирование сбыта.
Рассмотреть стратегии продвижения и стимулирования сбыта
Провести анализ и предложить пути совершенствования моделирования сбытовой логистики на ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие».
2.2 Динамика реализации товаров за 2009-2011 годы
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных изделий в общем их выпуске предприятия. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость готовой продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объёма производства продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы торгового предприятия начинают с изучения показателей реализации продукции.[16]
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателем, или по оплате. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объём её производства. Анализ товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объёма, который осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста.
Таблица 2.2 – Расчет базисных и цепных темпов роста ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» за 2009-2011 гг.
Товарооборот, тыс. руб. |
Базисные, % |
Цепные, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
2009 |
583210 |
||
2010 |
605475 |
103,8% |
103,8% |
2011 |
254303 |
43,6% |
42,0% |
Как видно из таблицы 2.1 в 2010 году по сравнению с 2009 объем товарооборота увеличился на 3,8%, а вот в 2011 году объём товарооборота по сравнению с 2009 снизился на 328907 тыс. руб., что соответствует 58%.
На увеличение товарооборота оказало влияние увеличение потребителей продукции, повышение цен (в том числе и из-за мирового экономического кризиса), реклама, улучшение качества продукции. Товарооборот же в 2011 году снизился в большей степени из-за засухи в 2010 году, что привело к гибели части урожая, а следовательно к снижению производительности и общего объёма товарооборота.
Таблица 2.3 – Динамика реализации товаров ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» за 2009-2011 гг., тыс. руб.
Товарные группы |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 2009 (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мука «Оренбургское
золото» пшеничная |
5620 |
4030 |
4560 |
81,1 |
Мука «Оренбургское
золото» пшеничная |
1030 |
430 |
1160 |
112,6 |
Мука «Оренбургское
золото» пшеничная |
790 |
290 |
970 |
122,7 |
Мука «Оренбургское золото» пшеничная хлебопекарная высший сорт (масса нетто 10 кг) |
400 |
260 |
430 |
107,5 |
Мука «Оренбургское
золото» пшеничная |
300 |
260 |
440 |
146,6 |
Мука пшеничная хлебопекарная первый сорт (масса нетто 2 кг) |
800 |
600 |
700 |
87,5 |
Мука ржаная обдирная (масса нетто 1 кг) |
250 |
200 |
300 |
120 |
Гречневая ядрица |
1100 |
700 |
1120 |
101,8 |
Пшено шлифованное (первый сорт) |
220 |
180 |
250 |
113,6 |
Кондитерские изделия |
300 |
250 |
330 |
110 |
Бакалейные изделия |
300 |
180 |
340 |
113,3 |
Проанализировав данные таблицы 2.3 можно сказать, что наибольший удельный вес среди общего объёма реализации товаров ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» приходится на товарную группу Мука «Оренбургское золото» пшеничная хлебопекарная высший сорт (масса нетто 1 кг). Реализация всех товарных групп в 2011 году возросла по сравнению с 2009 годом в связи с увеличением посевных площадей, наращиванием объёмов производства. В целом наблюдается положительная тенденция.
2.3 Логистический
анализ каналов реализации
Каналы реализации продукции это совокупность юридических и физических лиц, участвующих в реализации продукции в качестве покупателей или посредников.
Каналы реализации принято подразделять на прямые и косвенные.
При этом под прямыми каналами реализации понимаются такие, которые предполагают реализацию готовой сельскохозяйственной продукции непосредственно ее производителем (через организации, входящие в холдинг или иное объединение юридических лиц, или через структурные подразделения, созданные для этой цели).
Косвенные каналы
предполагают наличие независимых
посредников, которые осуществляют
связь между сельским товаропроизводителем
и покупателем
На работу логистической
системы компании большое влияние
и здесь оказывает
Существуют
различные стратегии
На рисунке 3 представлена схема двухкаскадной системы распределения.
Рис. 1. Двухкаскадная система распределения [25].
Основными потребителями продукции ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» являются организации и частный сектор Переволоцкого, Новосергеевского, Александровского, Оренбургского района г. Оренбург.
Основные каналы
реализации продукции ОАО «Оренбургское
хлебоприемное предприятие
Таблица 2.4 – Основные каналы реализации готовой продукции ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие», тыс. руб.
Наименование предприятия |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 год к 2009 году |
ИП «Иманкулов» |
648470 |
715500 |
756600 |
+108130 |
ИП «Пикалов» |
1170560 |
1220000 |
1545000 |
+369440 |
ОАО «Орский элеватор» |
443360 |
423000 |
412000 |
-31360 |
Новотроицкий комбинат хлебопродуктов |
293400 |
312000 |
356000 |
+62600 |
Проанализировав таблицу 2.4 можно сделать вывод, что предприятие наращивает свои объёмы сбыта практически по всем каналам реализации готовой продукции кроме ОАО «Орский элеватор».
Глава
3. Совершенствование
3.1 Проект
отдел сбыта на предприятии
и примерный экономический
Сформировать отдел сбыта значительно проще, чем построить по - настоящему эффективную систему сбыта.
При формировании отдела сбыта на производстве важно правильно определить новые бизнес-процессы и понять, за какие из них будут отвечать менеджеры отдела сбыта и какие структурные изменения должны произойти в подразделении [31].
Алгоритм работы в аналогичной ситуации может быть примерно таким:
- формирование стратегии развития компании;
- выделение новых бизнес-процессов;
- определение
структуры компании, функций всех
подразделений (в частности,
- подбор персонала;
- обучение менеджеров по сбыту;
- построение системы создания продукта;
- построение системы сбыта;
- корректировка технологии сбыта и системы мотивации у основного состава менеджеров.
Такой подход в формировании отдела сбыта позволит избежать временных и финансовых потерь[32].
На подготовительном этапе предстоит решить ряд ключевых вопросов. От того, насколько качественно будет проведена подготовка, во многом зависит успешность последующих этапов формирования отдела сбыта и в конечном счете его эффективная работа.
Эффективная система сбыта основана на специально разработанной стратегии, которая включает в себя ряд этапов:
- определение основных функций отдела сбыта компании;
- построение
оптимальной модели работы
- создание административной структуры отдела;
- распределение основных обязанностей внутри отдела;
- создание расписания рабочего дня сотрудников и выделение лимитов времени;
- создание и корректировка планов сбыта;
- анализ необходимости
в материальном обеспечении
- выделение средств для работы на разнесенных объектах, на выезде;
- создание фонда
дополнительного обеспечения,
- планирование компенсационного пакета;
- анализ необходимости обучения сотрудников;
- поиск решения проблем управления коллективом продавцов, решение о случаях, когда необходимо делегирование полномочий, полноценное и неполноценное замещение сотрудников;
- получение первичных итогов, статистики, выводов, аналитики;
- создания нормативной документации: "Ежедневный отчёт менеджера", "Оценка эффективности отдела", "Должностная инструкция Менеджера", "Должностная инструкция Старшего Менеджера", "Должностная инструкция Руководителя", "Затраты на содержание отдела (годовой проект, бюджет) [12].
Такая система сбыта позволяет:
- планировать и стабильно увеличивать объем сбыта;
- набирать сотрудников с небольшим опытом работы или вообще без опыта; за несколько месяцев делать из них высококвалифицированных менеджеров по сбыту;
- гарантировать
сбыт от среднего до высокого,
несмотря на сезонные
- побеждать
в конкурентной борьбе и
Организационная структура компании является непосредственным инструментом достижения стратегических целей любого предприятия. Организация отдела сбыта на предприятии является основополагающим инструментом для привлечения прибыли на предприятия.