Международные стандарты ISO- 9000 и их применение в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции.
Качество – это одно из наиболее популярных показателей и характеристик продукта или услуги.
«Качество - совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а такжеспособностьудовлетворять потребностям и запросам пользователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000………….6
1.1 История развития (становления) стандартов………………………………6
1.2 Принципы и система менеджмента качества…………………………..…12
1.4 Преимущества внедрения стандартов ISO серии 9000…………………..15
1.5. Концептуальные проблемы и преимущества внедрения новых стандартов ИСО 9000………………………………………………………………...………17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000 В РОССИИ…………………………………………………………………………32
2.1. Применение стандартов в России…………………………………………32
2.2. Применение стандартов в Калуге и Калужской области………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....52
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 115.37 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000………….6

1.1 История развития (становления) стандартов………………………………6

1.2 Принципы и система менеджмента качества…………………………..…12

1.4 Преимущества внедрения  стандартов ISO серии 9000…………………..15

1.5. Концептуальные проблемы и преимущества внедрения новых стандартов ИСО 9000………………………………………………………………...………17

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000 В РОССИИ…………………………………………………………………………32

2.1. Применение стандартов  в России…………………………………………32

2.2. Применение стандартов  в Калуге и Калужской области………………...47

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....52

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции.

Качество – это одно из наиболее популярных показателей и характеристик продукта или услуги.

«Качество - совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а такжеспособностьудовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов»1.

«Можно рассматривать качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров и услуг.

Возможно рассматривать качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано.

«Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности»2.

На сегодняшний день, учитывая современные условия, изменение и введение новых стандартов и инновационных технологий, тема «Международные стандарты ISO- 9000 и их применение в логистике» достаточно актуальна и значима.

Одной из авторитетных международных организаций, чья компетентность и объективность не требует подтверждений, является Международная Организация по Стандартизации - ISO.

Серия стандартов ISO 9000, применима к любым предприятиям независимо от масштаба и сферы деятельности. Базовой основой стандартов ISO серии 9000 стал комплексный подход к управлению качеством – TotalQualityManagement.

Объект исследования данной дипломной работы это  международные стандарты  ISO серии 9000.

Предмет исследования особенности применения стандартов ISO 9000 в Российской Федерации.

Цель исследования: рассмотреть международные стандарты ISO серии 9000, сферу применения стандартов и преимущество компаний, внедривших систему менеджмента качества перед теми, у кого ее нет.

Исходя из сформулированной цели, в работе будут поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю развития (становления) стандартов.
  2. Проанализировать общие положения стандартов качества.
  3. Исследовать принципы менеджмента качества.
  4. Выявить преимущества внедрения и применения стандартов качества.
  5. Рассмотреть практику применения стандартов на Российских предприятиях.
  6. Рассмотреть сущность системы менеджмента качества и обосновать ее роль и место в общей системе управления организацией.
  7. Проанализировать научные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблематике управления качеством.
  8. Выявить тенденции и перспективы развития системы управления качеством, динамику применения международных стандартов серии- ИСО 9000 в России и за рубежом.

 

Дипломная работа содержит две главы. В первой рассматривается история развития и общие положения стандартов качества.

Во второй методика и  примеры использования  стандартов серии ISO 9000 в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000

1.1 Общие положения. История  развития (становления) стандартов.

История стандартов качества ИСО 9000 восходит к Британским стандартам BSI 5750, которые были одобрены Британским институтом стандартов (BritishStandardInstitute - BSI) в 1979 году. В свою очередь эти стандарты часто считаются восходящими к американским военным стандартам MIL-Q9858, принятым в конце 50-х годов в США.

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по созданию систем качества и обеспечению качества, подготовленный членами международной организации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). В настоящее время стандарт BSI 5750 известен как стандарт ИСО 9000 версии 1987 года.

А семейство стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года, когда Международная Организация по Стандартизации (InternationalOrganizationforStandardization или ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества: ISO 9000 /87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Управления комплексным качеством (TotalQualityManagement). Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

В 1994 году была выпущена обновленная версия стандартов, в целом повторявшая структуру версии 1987 года (ISO 9000 /94). С 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000 /2000. Даннаяая версия уже не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества. В основу обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 положены восемь ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

22 декабря 2011 Межгосударственным  советом по стандартизации, метрологии  и сертификации принят, и введен  в действие в качестве национального  стандарта Российской Федерации  с 1 января 2013 года ГОСТ ISO 9000-2011. Все  восемь ключевых принципов были  взяты за основу при разработке  данного стандарта.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход. Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение – результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия. В российских условиях использование процессного подхода сопряжено с серьезными трудностями, обусловленными рядом причин. Первая из этих причин – полное несоответствие процессному подходу действующих линейно-функциональных организационных структур управления, в которых, как было отмечено, деятельность дифференцирована и не нацелена на конечный результат. В качестве примера, убедительно подтверждающего сказанное, можно привести такой главный элемент производства, как управление трудовой деятельностью. В действующих организационных структурах оно рассредоточено по следующим функциональным подразделениям: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, служба охраны труда и техники безопасности. Эти подразделения, имеющие различные обязанности и решающие свои функциональные задачи, добиваются результатов, которые практически не связаны с главной целью управления трудовой деятельностью – обеспечением необходимых условий для роста производительности труда и его мотивации.

Вторая причина – отсутствие подготовленного к работе в новых условиях состава руководителей. Большая их часть – специалисты высокой квалификации, но очень узкой специализации, т.е. знающие "много о немногом". Следовательно, они не готовы к руководству интегрированными управленческими структурами.

Третья причина – психологическая неготовность руководителей и специалистов к преодолению трудностей, связанных с освоением процессного подхода.

Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.

Есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам. 
 
Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах. Существуют переведенные на национальные языки и адаптированные версии стандартов.

Развитие экономики и  международных торговых и производственных связей серьезно повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До недавнего времени, такими стандартами являлись различные международные стандарты качества на товары и услуги. Но  современные условия изменчивы, и ситуация изменяется.

Потребители получили возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые они готовы приобрести. И если раньше потребители довольствовались подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь они хотят иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые они собираются платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает требуемое  качество.

Стандарты серии ISO 9000 - это пакет документов, по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации.

Семейство стандартов ISO серии 9000 разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК). В обновленную версию серии входят:

  • ISO 9000:2005. СМК. Основные положения и словарь. Стандарт описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

  • ISO 9001:2008. СМК. Требования. Стандарт устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиями потребителей и установленным к ней обязательным требованиям и, направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

Информация о работе Международные стандарты ISO- 9000 и их применение в логистике