Международные стандарты ISO- 9000 и их применение в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции.
Качество – это одно из наиболее популярных показателей и характеристик продукта или услуги.
«Качество - совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а такжеспособностьудовлетворять потребностям и запросам пользователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000………….6
1.1 История развития (становления) стандартов………………………………6
1.2 Принципы и система менеджмента качества…………………………..…12
1.4 Преимущества внедрения стандартов ISO серии 9000…………………..15
1.5. Концептуальные проблемы и преимущества внедрения новых стандартов ИСО 9000………………………………………………………………...………17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000 В РОССИИ…………………………………………………………………………32
2.1. Применение стандартов в России…………………………………………32
2.2. Применение стандартов в Калуге и Калужской области………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....52
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 115.37 Кб (Скачать файл)
  • Чёткое распределение ответственности и полномочий;

Неопределенность в распределении ответственности и полномочий негативно сказывается на эффективности работы компании, вызывая постоянные сбои в протекании производственных процессов и создавая конфликтные ситуации в коллективе. Четкое распределение ответственности и полномочий является основой системы менеджмента качества и создает предпосылку для вовлечения всех сотрудников в процесс менеджмента качества на предприятии.

  • Согласованное взаимодействие процессов и функций;

Принцип процессного подхода к деятельности компании, сформулированный в ISO 9000:2000 и реализованный в ISO 9001-2011, направлен на устранение сбоев, возникающих на стыках ответственности функциональных подразделений, и реализацию принципа ориентации на потребителя. При эффективном внедрении ISO 9001-2011 должен быть установлен баланс процессов и функций, позволяющий скоординировать работу всего предприятия и направить ее в русло достижения поставленных целей. На основе достигнутого баланса процессов и функций строятся внутренние связи между подразделениями, являющиеся основой системы менеджмента

  • Высвобождение высшего руководства для стратегического управления.

Роль высшего руководства в обеспечении необходимого количества сбыта продукции и услуг в настоящее время зачастую сводится к оперативному контролю работы всех служб предприятия. Оптимальная номенклатура и объем делегируемых полномочий, баланс ответственности и полномочий, согласованное взаимодействие процессов и функций и прочий инструментарий, предлагаемый ISO 9001-2011 позволяет кардинально улучшить управляемость предприятием и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание на стратегическом управлении. Этим достигается новое качество во всем: в проектировании и организации закупок, освоении эффективных технологий производства и маркетинга, управлении персоналом и т. д.

  • Адаптивность и динамичность системы

Наличие в системе менеджмента качества в соответствии с ISO 9001-2011 механизмов обратной связи (мониторинг и измерения, внутренний аудит, анализ со стороны руководства) и замкнутость ее на внешнюю среду (достижение удовлетворенности потребителя) делают систему способной к постоянному улучшению и позволяют оперативно реагировать на изменения внешней среды, что является необходимым условием успешной работы в современных экономических условиях.

2.1.2.  Экономические

  • Снижение вероятности рисков и связанных с ними имущественных, человеческих потерь, объемов штрафов и платежей компании

Предупреждение рекламаций и связанных с ними потерями (трудозатрат, деловой репутации и клиентов) является важнейшим примером реализации принципа системы менеджмента качества в понимании стандартов серии ISO 9000: «предупреждать лучше, чем исправлять!». Конструктивные принципы международных стандартов позволяют предприятию иметь четкий механизм предупреждающих мер и существенно снижать риски экономических провалов на рынке.

  • Оптимизация процессов управления и использования ресурсов, времени, повышение производительности труда;

Мониторинг параметров результативности ISO 9001-2011  и, в особенности, эффективности (ISO 9004:2000) процессов, в том числе управленческих, и принятие необходимых корректирующих действий ведет к оптимизации используемых ресурсов, в том числе временных. Четкое распределение ответственности и полномочий, установление целей в области качества, реализация принципа лидерства и продуманная система мотивации сотрудников позволяют повысить вовлеченность всех сотрудников, улучшить психологическую обстановку в коллективе и повысить производительность труда.

  • Сокращение "скрытого производства";

Внедрение требований международного стандарта ISO 9001-2011 по системе менеджмента качества содействуют сокращению «брака» в работе управленческого аппарата. По западным оценкам от 20 % до 40 %трудозатрат уходят в «корзину» даже на удовлетворительно работающих предприятиях. По оценкам специалистов эффективное внедрение системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001-2011 позволяет в течение 3-х лет в среднем в 2 раза сократить суммарные издержки только по проблеме качества.

  • Расширение рынков сбыта;

Анализ рыночной практики показывает, что при выборе поставщика важнейшими факторами являются качество - первое место, стабильность поставок – второе место, известность – третье, а цена лишь на четвертом месте. Доверие покупателя к продукции с надписью «Сделано в России» заметно снизилось. Наличие сертифицированной системы менеджмента качества этот недостаток, по крайней мере, частично устраняет.

При этом возможен также рост цены на продукцию или услугу, который не происходит автоматически, он обеспечивается PR акциями и конкретными примерами совершенствования бизнеса до и после внедрения системы менеджмента качества.

2.1.3.  Репутационные

  • Улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон (потребители, поставщики и партнеры (включая инвесторов), собственники, персонал, общество в целом);

Удовлетворение потребителей (ISO 9001-2011) и других заинтересованных сторон (ISO 9004:2000) является задачей системы менеджмента качества и реализацией принципа менеджмента качества «ориентация на потребителя». Удовлетворение всех заинтересованных сторон является непростой задачей, тем не менее, современные тенденции развития бизнеса указывают на необходимость развития в этом направлении.

  • Завоевание приверженности потребителей;

Достижение приверженности потребителей является основой маркетинговой стратегии компаний, стремящихся к успешной долгосрочной работе на рынке. Система менеджмента качества через достижение удовлетворенности потребителя помогает завоевывать и поддерживать приверженность потребителей и вносит существенный вклад в построение брэнда.

  • Повышение лояльности сотрудников, улучшение психологического климата;

Участие персонала в деле обеспечения качества всех производственных процессов (от анализа спроса до технического обслуживания) на всех уровнях, от рядовых исполнителей до членов администрации - единственный выход для российского предприятия в условиях отсутствия внешних ресурсов. На этом пути Япония и Германия после II Мировой войны, а Чехия и Венгрия в последние годы сумели за короткое время достичь успехов в экономике. Политика руководства по качеству при этом была доведена «до всех и до каждого», что обеспечило успех национальных программ реструктуризации предприятий

  • Улучшение отношений с поставщиками;

В современных экономических условиях экономике на рынке конкурируют не отдельные компании, а цепочки производителей. Эффективное внедрение системы менеджмента качества, реализующей принцип «взаимовыгодные отношения с поставщиками», позволяет построить эффективную партнерскую систему взаимодействия с поставщиками, сократить транзакционные издержки, и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность конечной продукции.

  • Национальное и международное признание работ компании в области систем менеджмента, усиление позиций при участии в конкурсах;

Важными факторами формирования деловой репутации предприятия в обществе является участие в национальных, отраслевых и региональных конкурсах и премиях. Например, Премия Правительства Российской Федерации в области качества, Премия Правительства Республики Татарстан за качество, Конкурс Госстандарта России и Академии Проблем качества «100 лучших товаров», Всероссийский конкурс «Лучшее Российское предприятие, в том числе в номинации «За эффективную экологическую политику».

2.1.4.  Стратегические

  • Преемственность знаний и опыта сотрудников, трансформация знаний и опыта сотрудников в интеллектуальный потенциал компании;

Документация, разрабатываемая при внедрении системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001-2011 аккумулирует в себя накопленный компанией положительный опыт управления и обеспечивает его преемственность. В документации находит отражение также совершенствование управленческой практики, происходящее в процессе развития системы менеджмента качества в соответствии с принципом непрерывного улучшения. Таким образом, компания имеет возможность преобразовать знания и опыт, носителями которого являются отдельные сотрудники, в нематериальный актив компании и обеспечить его оптимальное использование.

  • Повышение рыночной стоимости (капитализация) через рост нематериальных активов компании;

Рыночная стоимость компании (капитализация), по оценкам современных экономистов, является наиболее комплексным показателем успешности работы компании на рынке, охватывающим все стороны ее деятельности. Увеличение рыночной стоимости компании, очевидно, представляет интерес для открытых акционерных обществ, но может быть сформулировано в качестве задачи и для предприятий другой формы собственности.

Существенной, а в ряде случаев, доминирующей ее составляющей являются нематериальные активы компании. Эффективное внедрение системы менеджмента качества увеличивает нематериальные активы компании, как за счет стоимости торговой марки добросовестного товаропроизводителя, так и за счет роста оборота (рост цены высококачественной продукции, завоевание новых потребителей, освоение новых рынков сбыта, где без сертификата на систему качества продажи затруднены или исключены и т. п.). При этом после сертификации системы качества известным аккредитованным органом, как правило, растет рыночная стоимость компании, по оценкам специалистов, до 10%.

  • Возможность тиражирования бизнеса;

Формализация системы управления, в том числе, в области качества, становится особенно важной в период роста, когда открываются филиалы, представительства или формируется операционная сеть. В этом случае внедрение документированной системы менеджмента качества становится необходимой мерой для успешного функционирования компании в целом и существенно снижает риски, возникающие в этом случае в отношении качества продукции и услуг и репутации компании.

  • Подготовленность к реинжинирингу бизнес-процессов.

Структуризация системы управления при внедрении требований ISO 9001:2008 в том числе и идентификация и описание процессов системы менеджмента качества и управления ими, создает отличную основу как для «эволюционного» развития системы на базе стандартов ISO серии 9000, так и для «революционного» пути – реинжиниринга бизнес-процессов на основе принципов, сформулированных М.Хаммером и Д.Чампи.

2.1.5.  Сертификация

Успешная сертификация систем менеджмента на соответствие международным стандартам признанным аккредитованным органом по сертификации обеспечивает предприятию-владельцу сертификата необходимый уровень доверия как на внутреннем, так и на международном рынках и дает следующие основные преимущества:

  • Преимущества при участии в тендерах, получении субподрядов, госзаказа;

Возможность получения предприятием контрактов, как от иностранных заказчиков, так и от российский предприятий, работающих на экспорт, часто обуславливается наличием на предприятии системы менеджмента, как правило, сертифицированной в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2008. Эти требования связаны с тем, что предприятие-заказчик в большинстве случаев уже внедрило на своем предприятии ISO 9001 и отдает предпочтение в выборе поставщиков компаниям, также имеющим аналогичные системы.

Условия тендеров и других конкурсных форм размещения заказов на поставки продукции, как на внешнем рынке, так и на внутреннем рынке России обычно включают в себя требования к наличию у поставщика систем управления по международным стандартам. Компании - устроители тендеров, как правило, ориентируются на общепринятую международную практику, в т.ч. Мирового банка реконструкции и развития, требующего сертификаты на системы управления.

В Российской Федерации и в ряде зарубежных стран получение государственного заказа связывается с наличием на предприятии-поставщике системы качества. Это требование обычно не является жестко обязательным, как при лицензировании, однако, его проще выполнить, чем «обходить».

  • Выполнение условий лицензирования;

Установление государством в России и других странах порядка обязательного лицензирования отдельных видов деятельности, производства продукции и услуг требует наличия сертифицированных систем управления по международным стандартам ИСО в области качества, экологии и безопасности.

Информация о работе Международные стандарты ISO- 9000 и их применение в логистике