Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:51, курсовая работа
Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции.
Качество – это одно из наиболее популярных показателей и характеристик продукта или услуги.
«Качество - совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а такжеспособностьудовлетворять потребностям и запросам пользователей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000………….6
1.1 История развития (становления) стандартов………………………………6
1.2 Принципы и система менеджмента качества…………………………..…12
1.4 Преимущества внедрения стандартов ISO серии 9000…………………..15
1.5. Концептуальные проблемы и преимущества внедрения новых стандартов ИСО 9000………………………………………………………………...………17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000 В РОССИИ…………………………………………………………………………32
2.1. Применение стандартов в России…………………………………………32
2.2. Применение стандартов в Калуге и Калужской области………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....52
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...
Стандарт ISO 9001:2008 является признанным международным стандартом на системы менеджмента качества, во многих странах он принят в качестве национального. Стандарт содержит минимальные требования к системе менеджмента качества и задуман как средство, облегчающее взаимодействия компаний на национальном и международном уровне.
Сертификат по ISO 9001-2011, выданный органом, аккредитованным по международным правилам, является достаточным подтверждением соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям как для заказчиков, в том числе зарубежных, так и для регулирующих органов и других заинтересованных сторон. Наличие такого сертификата во многих случаях снимает необходимость проведения аудитов системы менеджмента качества второй стороны.
Внедрение и сертификация системы качества аккредитованным органом повышает уровень надежности предприятия как заемщика средств. Технический аудит системы управления в современных условиях эффективнее аудита финансового и более говорит об управленческой состоятельности предприятия. Прежде всего, это касается оборотных средств под контрактные поставки. Т. к. наличие действующей системы качества предприятия является для зарубежного заимодавца (а в последнее время и для отечественных банков) важным дополнительным свидетельством стабильности обусловленных договорами поставок.
Страхование, факторинг и другие виды поддержки финансовыми институтами сделок на поставку продукции и услуг на внешний и, все чаще, на отечественный рынок требуют подтверждения стабильности фирмы и прежде всего в части рисков, связанных с качеством и безопасностью товаров. Эти риски и обусловленные ими административная и имущественная ответственность существенно снижаются наличием действующих систем менеджмента качества, соответствующих ISO 9001-2011.
Создание совместных предприятий и других дочерних структур с участием инвесторов, в т.ч. стратегического, без системы качества встречает серьезные проблемы. Во-первых, возникают сомнения в состоятельности менеджмента российского предприятия если, например, отсутствует аудит затрат на обеспечение качества выпускаемой продукции и другие функции контроля, рекомендуемые документами ISO. Во-вторых, возможности выхода на новые рынки без гарантий радикального изменения отношения к качеству российского партнера также вызывают опасения у инвестора, который обычно ради этих рынков и участвует в создании новых промышленных структур.
Сертификация системы менеджмента качества дает возможность за счет проведения PR-акций, торжественной церемонии вручения сертификата, пресс-конференций, интервью в прессе и т.п. мероприятий, привлекающих внимание к деятельности предприятия, как поставщика качественного товара и услуг, вносит весомый вклад в PR-кампанию фирмы.
Немаловажным фактором является также предоставляемое после успешной сертификации право использования логотипа органа по сертификации, пользующегося международным признанием и известностью, в рекламных и других материалах фирмы.
Как показал опыт по
внедрению и сертификации СМК более чем
на 400-х предприятий России, некоторые
руководители высшего уровня не готовы
планировать будущее, опираясь на потенциал
компании и на прогнозы развития, что еще
раз напоминает о недостаточной комплексной
подготовке специалистов высшего звена.
И поэтому серьезные усилия и вложение
больших капиталов, необходимые для освоения
и развития системы качества в компаниях
экономически обосновывать достаточно
сложно.
Кроме того, отсутствие традиций практического
использования систем менеджмента, привело
к тому, что многие из предприятий только
подходят к созданию современного управленческого
учета, регулярного маркетинга и организации
продаж, управления персоналом и т.д. Налаживание
же в российских компаниях системы менеджмента
по принципам TQM ( всеобщее качество) только
начинается.
В России всегда было принято говорить о качестве продукта и при этом не учитывать качество объекта, его производящего или так называемую систему качества, которое обеспечивалось различными документами. В то время как за рубежом уже давно получила развитие идея системного подхода к обеспечению качества.
Современные менеджеры, которые обучались за границей и прекрасно знакомы с системами управления качеством, приходя на отечественное предприятие в качестве топ-менеджера, в первую очередь обращают внимание на качество. Однако им приходится столкнуться с серьезными проблемами и российской действительностью. Предприятие, план, финансы - это одно. А система качества, которая сразу же начинает упираться в какие-то внешние трудности - совсем другое.
Учитывая то, что не все нынешние руководители имеют специальное высшее менеджерское образование и такой элемент системы качества, как персонал, многими не до конца прочувствован. На Западе уже давно появилось понятие "культура качества".
Культура качества - это приверженность
любого работника обеспечивать
качество на своем участке
работ. То есть он в своих
действиях всегда
На наших же предприятиях при оценке системы качества по стандарту ISO 9000 часто изучается формальный подход к системе качества: обучение персонала системе управления качеством, поощрение за прохождение обучения и т. д.
Сейчас считается, что управление качеством по ISO 9000 2000 года будет тогда реализовано на предприятиях, когда появится приверженность любого работника заботиться о качестве.
Международно-признанный специалист в области систем управления качеством Вадим Аркадьевич Лапидус, стоявший у истоков внедрения стандартов в России, советует не спешить. Он предложил отечественным предприятиям, прежде чем они перейдут на ISO 9000 2000 года, внедрить у себя TotalQualityManagement, т. е. пройти тот путь, который прошли все прогрессивные производства в развитых странах.
По мнению эксперта в области ISO 9000 Шалина А.П., президента сертификационного центра "Констанд"
«У нас стандартизация идет по правильному пути. Сейчас уже многие люди требуют сертификат. Всем также необходимо понимать, что качество - это будущее предприятия. Из любого кризиса предприятие может выйти только через совершенствование качества. На Западе это поняли давно, у нас в стране - пока нет.»
При этом на Западе не все предприятия сертифицированы по ISO 9000. Многим это не нужно. Ведь сам сертификат ни о чем не говорит, кроме как о том, что предприятие проверили, и не является гарантией качества.
ISO 9000 - это дорога к качеству, пониманию процедур, обеспечивающих качество, и он не утверждает, что производство великолепно. Для подтверждения высокого качества услуг и выполняемых работ существует другой механизм - инспекция. Две организации (потребитель и производитель) заключают между собой контракт о привлечении третьей стороны, которая должная произвести проверку качества у производителя по просьбе потребителя. Часто потребитель готов идти на дополнительные расходы, лишь бы получить тот продукт, который его полностью устраивает. И в этом случае, независимо от наличия сертификата ISO 9000, инспекция должна провести всесторонний анализ производства, начиная с момента выполнения заказа и заканчивая его поставкой. За вынесенный вердикт инспектирующая сторона будет отвечать и финансово, и юридически. Только после этого можно уже говорить о качестве. Поэтому на Западе органы сертификации находятся в постоянном напряжении. Они не могут позволить себе выполнить работу ненадлежащего качества.
В России же с ней приходится сталкиваться. Часто происходит все по следующему сценарию: некто приезжает на производство, составляет сам всю документацию за кого-то, приезжает другой, изучает документы, и, не проверив производство, выдает сертификат ГОСТ Р ИСО 9000. Однако последовавший после аудитор очень быстро выявит подделку. Как показывает практика, процентов девяносто всех сертификатов ISO 9000, выданных полугосударственными организациями, ничего не стоят.
Также необходимо отметить, что сейчас в России проводятся довольно-таки сомнительные рекламные кампании в области консультаций по внедрению ISO 9000 и самой сертификации. А количество сертификационных органов в России приближается к показателям Германии, в то время как по количеству сертифицированных предприятий наша страна может сравниться разве что со странами Азии.
В результате такого состояния дел множество российских предприятий крайне не удовлетворены качеством консультаций, самой организацией и низким международным "статусом" отечественной сертификации. Мотивация приобретения нашими предприятиями сертификации по ISO 9000 обусловлена либо требованиями заводов-покупателей, либо желанием выйти на внешний рынок.
Так, автомобильные гранды АвтоВАЗ и ГАЗ уже вводят требования к своим поставщикам по обязательной сертификации ISO 9000. Но впоследствии эти предприятия вынуждены признать, что часто после сертификации ISO 9000 предприятия-смежники не стали поставлять более качественную продукцию, а иногда качество комплектующих даже ухудшилось.
В этой ситуации крупные российские автомобилестроительные предприятия стали негласно проводить собственные рейтинги тех организаций, которые вели консультации их поставщиков, и тех, которые проводили сертификацию.
Поэтому когда, например, на АвтоВАЗ обращается какое-либо предприятие с предложением стать поставщиком завода, у потенциального поставщика запрашивается не только наличие сертификата ISO 9000, но и наименование органа, проводившего эту сертификацию. Только с учетом этого принимается окончательное решение.
И все же внедрять стандарты систем управления на предприятия необходимо, потому что они помогают организации создать модель для дальнейшего формирования и обеспечения работоспособности системы управления. Эта модель объединяет в себе черты абсолютного совершенства. Система управления, которая появляется вслед за моделью или "соответствует стандарту", базируется на прочном фундаменте лучших методов организации работ.
Крупные организации, или организации со сложными процессами, не способны нормально функционировать без систем управления, хотя последние могут именоваться у них совсем иначе. Компании, занятые в таких отраслях, как авиакосмическая, автомобильная, оборонная или фармацевтическая, используют системы управления уже многие и многие годы.
Благодаря стандартам все эти успешные методы управления стали доступны организациям любого типа.
Калужский регион, также как
и многие другие регионы
Этот вопрос приобретает особую актуальность в условиях дальнейшей интеграции Российской Федерации в единое мировое экономическое пространство в качестве члена ВТО и усиливающегося взаимовлияния общемировых макроэкономических процессов.
Администрации регионов, которые проводят государственную политику в области повышения качества работ и услуг, напрямую заинтересованы в поддержке рядового потребителя, в удовлетворении всех его нужд. Тем самым подтверждается закон: выгодно потребителю – выгодно бизнесу – выгодно государству. Качество должно быть возведено в ранг национальной идеи. И Калужская область, старается идти в ногу со временем.
В последнее время наблюдается интересная тенденция к повышению интереса к стандартам сертификации систем качества со стороны Калужских предприятий из сферы услуг и, в частности, оптовой и розничной торговли. Их основная мотивация в большинстве случаев связана с желанием повысить свой имидж на рынке и продемонстрировать свое благополучие. Однако само намерение внедрить систему качества показывает, что сектор торговли отошел от ценовой конкуренции к конкуренции на основе качественных преимуществ. Торговые калужские компании стремятся совершенствовать качество обслуживания своих потребителей.
Сегодняшнюю ситуацию характеризует еще одна общая тенденция увеличение доли предприятий, обращающихся к стандартам ISO 9000 сознательно в целях совершенствования качества и повышения эффективности управления, а не для решения сиюминутных задач. Это свидетельствует о проникновении идей современного менеджмента качества в умы большого числа менеджеров петербургских компаний и, соответственно, о благоприятных перспективах внедрения эффективных систем менеджмента качества на многих предприятиях города.
В целом рост внимания компаний к сертификации систем менеджмента качества ясно прослеживается.
До сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно другая: нужно, например, заработать определенную сумму в валюте. Для её достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства.
Информация о работе Международные стандарты ISO- 9000 и их применение в логистике