Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа
Целью данной работы является организация контроля за закупками материально-технических ресурсов на предприятии.
Объектом курсовой работы был выбран ОАО «Сладонеж» –крупнейший производитель кондитерских изделий в Сибири.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• провести анализ логистической системы закупок ОАО «Сладонеж»;
• выработать рекомендации по улучшению системы закупок ОАО «Сладонеж».
Введение………………………………………………………………………….3
1 Аналитическая часть……………………………………....................................4
1.1 Краткая характеристика ОАО «Сладонеж»……..……..…………………..4
1.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности и системы
управления ОАО «Сладонеж»…………..…..….………………..................5
1.3 Характеристика логистической системы предприятия………...................10
1.4 Анализ входных материальных потоков предприятия……………..........14
1.5 Анализ функционирования действующей подсистемы снабжения
гипермаркета ОАО «Сладонеж»…………………………..………….........22
1.6 Выявление причин, препятствующих эффективному функционированию
ОАО «Сладонеж»………………………………………..…………………..23
2. Проектная часть…………………………………….........................................25
2.1 Проектирование мероприятий по совершенствованию подсистемы снабжения и расчет эффективности проектных мероприятий........................25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...32
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2011 году до 24,8% в 2012 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2012 году 27,4% и возросла по сравнению с 2011 годом на 0,4% (темп роста товарооборота – 120,2%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года (табл. 3).
Таблица 3. Ритмичность развития оптового товарооборота ОАО «Сладонеж» по месяцам года за 2011-2012 гг.
Кварталы |
2011 год |
2012 год |
Отклонение в сумме (+,-) |
2012 год в % к 2011 году | ||
Сумма, млн.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млн.руб. |
Удельный вес, % | |||
Январь |
2 021 |
33,1 |
2 282 |
32,0 |
+ 261 |
112,9 |
Февраль |
1 983 |
32,5 |
2 250 |
31,5 |
+ 267 |
113,5 |
Март |
2 104 |
34,4 |
2 608 |
36,5 |
+ 504 |
124,0 |
Итого за I кв. |
6 108 |
100,0 |
7 140 |
100,0 |
+ 1 032 |
116,9 |
Апрель |
2 209 |
33,7 |
2 433 |
31,5 |
+ 224 |
110,1 |
Май |
2 154 |
32,9 |
2 564 |
33,3 |
+ 410 |
119,01 |
Июнь |
2 189 |
33,4 |
2 708 |
35,2 |
+ 519 |
123,7 |
Итого за II кв. |
6 552 |
100,0 |
7 705 |
100,0 |
+ 1 153 |
117,6 |
Июль |
2 160 |
33,4 |
2 562 |
33,3 |
+ 402 |
118,6 |
Август |
2 148 |
33,2 |
2 552 |
33,1 |
+ 404 |
118,8 |
Сентябрь |
2 165 |
33,4 |
2 587 |
33,6 |
+ 422 |
119,5 |
Итого за III кв. |
6 473 |
100,0 |
7 701 |
100,0 |
+ 1 228 |
119,0 |
Октябрь |
2 325 |
32,9 |
2 797 |
32,9 |
+ 472 |
120,3 |
Ноябрь |
2 290 |
32,4 |
2 708 |
31,8 |
+ 418 |
118,3 |
Декабрь |
2 290 |
32,4 |
2 708 |
31,8 |
+ 418 |
118,3 |
Итого за IV кв. |
7 074 |
100,0 |
8 506 |
100,0 |
+ 1 432 |
120,2 |
Всего за год |
26 207 |
- |
31 052 |
- |
+ 4 845 |
118,51 |
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста оптового товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1% (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации материалов в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост товарооборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте – 124,0%, за второй квартал – соответственно 117,6% и 123,7%, за третий квартал – 119,0% и 119,5% и за четвертый квартал – 120,2% и 120,30%.
Данные о движении материальных ресурсов по организации приведены в таблице 4.
Таблица 4. Движение материальных ресурсов за 2011-2012 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
Отклонение в сумме (+; -) |
Влияние на изменение товарооборота (+; -) | |||
Запасы материалов на начало года |
2 092 |
2 430 |
+ 338 |
+ 338 | |||
Поступление материалов |
26 563 |
31 693 |
+ 5 130 |
+ 5 130 | |||
Прочее выбытие материалов |
18 |
10 |
- 8 |
+ 8 | |||
Запасы материалов на конец года |
2 430 |
3 061 |
+ 631 |
- 631 | |||
Оптовая реализация материалов |
26 207 |
31 052 |
+ 4 845 |
+ 4 845 |
Оптовый товарооборот предприятия возрос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4845 млн. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года (+ 338 тыс. руб.), роста поступления материалов на склад (+ 5130 млн. руб.) и уменьшения прочего выбытия материалов (+ 8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (- 631 тыс. руб.).
Недостатком использования поступающих в организацию материальных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием поставки материалов на склад, имеющих высокую цену, что снижало спрос потребителей на них, нарушением ритмичности отгрузки материалов поставщиками, связанными с фабрикой договорными обязательствами. Часть материалов, поступивших на склад в излишнем количестве и в конце года, осела на остатках материалов на складе, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. Многие из этих проблем происходят из-за небольшого штата и дефицита квалифицированных сотрудников, занимающихся процессом управления закупками.
В ОАО «Сладонеж» в 2012 году прочее выбытие материалов снизилось по сравнению с 2011 годом на 8 тыс. руб. Прочее выбытие материалов включило товарные потери и недостачу материалов. Следует назвать работу предприятия по снижению прочего выбытия материалов в 2012 году положительной.
1.5 Анализ функционирования действующей подсистемы
снабжения предприятия
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное снабжение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.
Снабжение ОАО «Сладонеж» материальными ресурсами осуществляется при помощи транзитной формы, получая сырье и материалы от предприятий, непосредственно их производящих.
Органы снабжения предприятия выполняют ряд функций:
1)планирования, предполагающую:
2)организационную, включающую:
3) контролирующую и
1.6 Выявление причин, препятствующих эффективному функционированию объекта исследования
Для того, чтобы определить насколько эффективна деятельность службы снабжения, необходимо еще раз уточнить главную задачу закупочной деятельности. А задача эта заключается в следующем: снабдить производство материально-техническими ресурсами в необходимом количестве, нужного качества, в установленное время, с наименьшими затратами. Но как это сделать в условиях стремительно меняющейся ситуации на рынке? Как предотвратить постоянные просрочки поставок, завышение цен поставщиками, поставку материалов низкого качества, а зачастую и просто брака? И, наконец, как наиболее эффективным способом управлять мощными финансовыми и материальными потоками?
Именно этими вопросами занимаются работники снабжения компании. Но не все эти проблемы удается разрешить вовремя и правильными путями, так как этому способствует ряд следующих причин:
Перечисленные причины тормозят нормальную работу предприятия и требуют незамедлительного разрешения.
Проектная часть
2.1 Проектирование мероприятий по совершенствованию
подсистемы снабжения и расчет эффективности проектных мероприятий
1) Для улучшения работы управления закупками, следует, расширить персонал и сменить некоторых работников приняв на работу более высококвалифицированных специалистов. А также производить оплату труда в прямой зависимости от товарооборота предприятия.
2) Необходимо уделять
внимание развитию оптового
3) Недостаток запасов
у предприятия приводит к
Недостаток производственных запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции, соответственно это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер получаемой прибыли. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы и ведет к большим издержкам по содержанию самих запасов.
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования.
Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке.
Однако, увеличение размера партии поставки определяет увеличение среднего размера запаса. В этих условиях увеличится размер текущих затрат по хранению запасов.
Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов осуществляется по формуле Уилсона:
, (1)
где ООП – оптимальный объем партии, ед.;
ЗП – затраты на поставку одной партии заказа, тыс. руб.;
ПЗ – общая потребность в запасах на период, ед.;
ЗХ – затраты по хранению единицы запасов, тыс. руб.
Рассчитаем оптимальный размер партии поставки производственных материалов ОАО «Сладонеж». Для этого обратимся к таблице 5.
Таблица 5. Показатели, характеризующие поставки МТР ОАО «Сладонеж»
Наименование |
Значение за период с октября 2011 г. по март 2012 г. (6 мес.). |
Число поставок в год | |||
общая потребность в запасах, тыс. руб. |
ср. затраты на поставку одной партии, тыс. руб. |
ср. затраты по хранению ед. запасов, тыс. руб. |
оптимальный объем партии, тыс. руб. | ||
Молоко сухое, обезжиренное, цельное |
6 000 |
750 |
257,4 |
186,9 |
64,1 |
Мука |
2 500 |
180 |
0,08 |
3 354,1 |
1,4 |
Сахарный песок |
1 780 |
790,5 |
0,07 |
6 340,5 |
0,5 |
Маргарин, жир кондитерский |
550 |
576 |
7,9 |
283,2 |
3,8 |
Спецодежда |
355,5 |
6,7 |
0,04 |
345,1 |
2,1 |
Остальные виды ресурсов |
450 |
152 |
0,67 |
451,8 |
1,9 |
Информация о работе Организация контроля за закупками материально-технических ресурсов