Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является - раскрыть сущность закупочной логистики, овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками исследования, разработать методические рекомендаций по совершенствованию процесса закупок на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
проанализировать теоретические аспекты и методологии закупочной логистики на предприятии;
Введение
3
1
Теоретические основы организации закупочной логистики на предприятии
6
1.1
Понятие и сущность закупочной логистики
6
1.2
Методические основы анализа и их использование в организации закупок
11
1.3
Основные показатели эффективности закупочной логистики
15
2
Анализ функционирования закупочной деятельности на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»
20
2.1
Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Знамя индустриализации»
20
2.2
Оценка уровня организации логистических процессов на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»
24
2.3
Организация планирования материально-технического обеспечения и закупочной системы предприятия. Функциональное моделирование
29
3
Предложения по совершенствованию закупочной деятельности предприятия ОАО «Знамя индустриализации»
52
3.1
Мероприятия по повышению эффективности системы закупок ОАО «Знамя индустриализации»
52
3.2
Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию системы закупок ОАО «Знамя индустриализации»
57
Заключение
59
Список использованных источников
* Составлено автором
Проанализировав результаты работы предприятия за 2010-2011 года, представленные в приложении А, видно, что в 2011 г. выручка от реализации продукции увеличилась по сравнению с 2010 г. на 220,2 % или на 41344млн.руб, в связи с увеличением количества заказов и продаж. Объем производства в фактических ценах составил 216,9%. Рост себестоимости в 2011 году составил 173%, что произошло в основном по причине повышения цен на материалы поставщиками и роста заработной платы. В результате увеличения валовой прибыли в 2011 году рентабельность продаж увеличилась до 18,6%. Рентабельность реализованной продукции составила 34,9%, что на 28,75% выше предыдущего года. Это повлекло за собой увеличение прибыли от реализации продукции на 984%.
Среднесписочная численность в 2011 году сократилась на 47 сотрудников и составляет 751. Темп прироста заработной платы в отчетный год составил 178,5%. Среднегодовая стоимость фондов компании ежегодно увеличивается в связи с приобретением новых основных средств. На конец 2011 года среднегодовая стоимость средств составляла 64542млн.руб.
Таким образом, на основании проведенного анализа технико-экономических показателей можно сделать вывод, что в 2011г. ОАО «Знамя индустриализации» работало эффективнее и улучшило результаты работы по сравнению с 2010г. по всем показателям.
Успешность реализации продукции ОАО «Знамя индустриализации» во многом зависит от его организационной структуры. На предприятии применяется линейно-функциональная организационная структура системы управления, в соответствии с которой функциональные органы принимают участие в постановке задач, подготовке решений, а также помогают линейным руководителям в реализации функций управления. Организационная структура ОАО «Знамя индустриализации» представлена в приложении Б.
Подводя итог организационно-экономической характеристики предприятия стоит отметить, что, несмотря на улучшение экономических показателей деятельности ОАО «Знамя индустриализации» имеют место резервы повышения прибыли и рентабельности, в частности, посредством совершенствования действующей системы закупок, управления торговым ассортиментом, обслуживания покупателей, внедрения системы планирования и прогнозирования экономических результатов деятельности.
Уровень организации логистических процессов на предприятии ОАО «Знамя индустриализации» проанализируем по методике, изложенной в «Руководстве по внедрению и совершенствованию логистики» составленной Европейской ассоциацией автопроизводителей «Odette» [13]. Эта методика была создана именно с той целью, чтобы четко определить основные критерии, необходимые для оценки качества реализации логистики на конкретном предприятии. Методика предполагает оценку шести областей реализации логистики на предприятии: взаимоотношения с поставщиками и потребителями; организация работы; цели и измерение степени их достижений; анализ процесса снабжения; анализ процесса производства и процесса распределения.
Таким образом, облегчается выделение приоритетных областей и появляется возможность сконцентрировать внимание руководства предприятия на наиболее ключевых проблемах.
На рисунке 2.1 представлены результаты анализа организационной системы ОАО «Знамя индустриализации» по изложенной выше методике.
По результатам проведенного анализа, степень логистичности ОАО «Знамя индустриализации» соответствует 21,7% от уровня соответствующего критериям «лучшей практики». Анализ данных по всем критериям показал, что бизнес-процессы, протекающие в компании получили достаточно низкие оценки, в том числе и по тем факторам, которые имеют высокую значимость.
Следует отметить, что ни одна ключевая область не была оценена максимальным баллом. Все процессы с точки зрения логистики безоговорочно уязвимы. Таким образом, уровень развития логистики на ОАО
Балл |
Критерий зн-сти |
Итог |
Балл |
Критерий зн-сти |
Итог |
Балл |
Критерий зн-сти |
Итог | ||||||
Глава 1 |
1.1 |
Глава 4 |
4.1 |
Глава 5 |
5.1 |
|||||||||
1.1.1 |
1 |
(F2) |
2 |
4.1.1 |
1 |
(F1) |
1 |
5.1.1 |
2 |
(F1) |
2 | |||
1.2 |
4.2 |
5.2 |
||||||||||||
1.2.1 |
1 |
(F3) |
3 |
4.2.1 |
0 |
(F2) |
0 |
5.2.1 |
0 |
(F3) |
0 | |||
1.3 |
4.2.2 |
0 |
(F2) |
0 |
5.2.2 |
1 |
(F2) |
2 | ||||||
1.3.1 |
0 |
(F2) |
0 |
4.2.3 |
0 |
(F1) |
0 |
5.2.3 |
1 |
(F2) |
0 | |||
1.3.2 |
1 |
(F2) |
2 |
4.3 |
5.3 |
|||||||||
1.4 |
4.3.1 |
1 |
(F3) |
3 |
5.3.1 |
0 |
(F3) |
0 | ||||||
1.4.1 |
0 |
(F2) |
0 |
4.3.2 |
0 |
(F2) |
0 |
5.3.1 |
1 |
(F3) |
3 | |||
1.4.2 |
0 |
(F2) |
0 |
4.4 |
5.4 |
|||||||||
1.4.3 |
1 |
(F1) |
1 |
4.4.1 |
0 |
(F2) |
0 |
5.4.1 |
0 |
(F3) |
0 | |||
Глава 2 |
8 |
4.4.2 |
0 |
(F1) |
0 |
5.4.2 |
0 |
(F3) |
0 | |||||
2.1 |
4.5 |
5.4.3 |
0 |
(F3) |
0 | |||||||||
2.1.1 |
0 |
(F1) |
0 |
4.5.1 |
1 |
(F2) |
2 |
5.5 |
||||||
2.2 |
4.6 |
5.5.1 |
1 |
(F2) |
2 | |||||||||
2.2.1 |
0 |
(F1) |
0 |
4.6.1 |
1 |
(F2) |
2 |
5.6 |
||||||
2.2.2 |
0 |
(F1) |
0 |
4.6.2 |
0 |
(F3) |
0 |
5.6.1 |
0 |
(F3) |
0 | |||
2.2.3 |
1 |
(F2) |
2 |
4.7 |
5.6.2 |
1 |
(F2) |
2 | ||||||
2.3 |
4.7.1 |
1 |
(F2) |
2 |
11 | |||||||||
2.3.1 |
0 |
(F2) |
0 |
4.7.2 |
0 |
(F3) |
0 |
Глава 6 |
6.1 |
|||||
2.3.2 |
0 |
(F2) |
0 |
4.7.3 |
0 |
(F2) |
0 |
6.1.1 |
1 |
(F1) |
1 | |||
2.3.3 |
0 |
(F1) |
0 |
4.8 |
6.2. |
|||||||||
Глава 3 |
2 |
4.8.1 |
1 |
(F2) |
2 |
6.2.1 |
1 |
(F3) |
3 | |||||
3.1 |
4.8.2 |
0 |
(F3) |
0 |
6.2.2 |
0 |
(F3) |
0 | ||||||
3.1.1 |
0 |
(F2) |
0 |
4.8.3 |
1 |
(F2) |
2 |
6.3 |
||||||
3.1.2 |
1 |
(F2) |
2 |
14 |
6.3.1 |
0 |
(F2) |
0 | ||||||
3.2 |
6.3.2 |
0 |
(F3) |
0 | ||||||||||
3.2.1 |
0 |
(F2) |
0 |
6.3.3 |
0 |
(F2) |
0 | |||||||
3.2.2 |
1 |
(F2) |
2 |
6.4 |
||||||||||
3.3 |
6.4.1 |
1 |
(F1) |
1 | ||||||||||
3.3.1 |
1 |
(F2) |
2 |
6.4.2 |
0 |
(F3) |
0 | |||||||
3.3.2 |
0 |
(F2) |
0 |
5 | ||||||||||
3.4 |
Общая сумма – 46 Мах: 212 (46/212)*100=21,7% | |||||||||||||
3.4.1 |
0 |
(F2) |
0 | |||||||||||
6 |
Рисунок 2.1 - Результаты оценки уровня организации логистических процессов на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»*
* Составлено автором
«Знамя индустриализации» можно охарактеризовать как низкий и отнести к уровню С, что составляет менее 60 % от максимально возможного результата по методике «Odette» и соответствует первой стадии развития логистики на предприятии. В большей степени на предприятии проработаны такие вопросы как, процесс производства и снабжения, а также взаимоотношения с поставщиками и потребителями.
Как показал проведенный анализ процесса производства ОАО «Знамя индустриализации» существуют формализованные процедуры обмена данными для планирования производственных мощностей по всем ключевым областям. Эти процедуры утверждены и используются логистическими партнерами. Проводятся своевременные исследования основных рисков и непредвиденных ситуаций в производственных единицах в отношении материального и финансового потока и их актуализации. На предприятии существуют процедуры управления возвратными потоками, включая технические и маркетинговые аспекты. Ответственные должностные лица контролируют выполнение данных процедур на всех стадиях производства. Но не оценивается эффективность существующей информационной логистической системы, а также параметры материального потока на предприятии не определяются в соответствии с принципами производительности и не оптимизируются в соответствии с концепцией непрерывного улучшения по всей логистической цепи.
Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение, которое на предприятие ОАО «Знамя индустриализации» осуществляется через отдел материально-технического снабжения.
Главной задачей организации закупочной деятельности на данном предприятии является определение и обеспечение предприятия необходимым количеством сырья и вспомогательных материалов, работа с поставщиками и выбор поставщиков, способных поставлять сырье и вспомогательные материалы, соответствующие требованиям ТНПА.
В работе отдела материально-технического снабжения ОАО «Знамя индустриализации» можно выделить следующие положительные аспекты: на предприятии существуют все требования по всем ключевым сферам планирования поставок; формализованы все процедуры расчета требуемой мощности и оборудования для приемки и хранения товаров; существуют хорошо отработанные документально оформленные процедуры контроля запасов. Но в процессе анализа процесса снабжения был выявлен и ряд проблем, среди этих причин, как наиболее серьезные были выделены следующие: нет актуальной документации надежности процесса информационного обмена между предприятием и поставщиками; нет четких процедур по регистрации остатков запасов.
В результате проведенного анализа показателей процесса снабжения ОАО «Знамя индустриализации», необходимо формирование основных управленческих действий по достижению установленных целей процесса, а именно: регулярно рассчитывать и пересматривать все параметры планирования потребности в товарах на основе процедур прогнозирования, мониторинга процессов в цепи поставок и системы обратных связей; формализовать процедуры информационного обмена по всем ключевым сферам, которые регулярно пересматриваются и применяются на практике; в компании должен иметься процесс входного контроля всех поступающих грузов, а также процесс, обеспечивающий соответствующую идентификацию всего неиспользуемого или поврежденного материала.
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующих запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.
Основными задачами службы сбыта ОАО «Знамя индустриализации» являются изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализация, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Однако, при анализе процесса распределения на предприятии «Знамя индустриализации» были выявлены проблемные или «узкие» зоны: на предприятии нет необходимой системы альтернативных вариантов транспортировки продаваемой продукции; не анализируются уровни запасов, и не предпринимаются действия по непрерывному совершенствованию уровней запасов на складах. Таким образом, на предприятии должна быть разработана система, обеспечивающая эффективное решение проблем, связанных с поставками продукции, без дополнительных затрат для заказчика, реагировать на потенциальные проблемы потребителей, а также анализировать и оптимизировать время доставки продукции до конечного потребителя и точек распределения и другое.
На предприятии проработаны вопросы взаимоотношения с поставщиками: существуют документы по логистическим взаимоотношениям с основными партнерами, существуют проекты по развитию некоторых партнерских взаимоотношений. Однако при этом отсутствуют процедуры предупредительного контроля для предотвращения срывов в цепи поставок, не согласованы методы коммуникации между партнерами по повседневным проблемам и критическим ситуациям, не производятся оценки степени удовлетворенности клиентов.
На решены некоторые вопросы организации работы. Наиболее важные из них, касаются развития человеческих ресурсов: разработка программ подготовки и повышения квалификации персонала в сфере логистики, осуществление действий по повышению степени удовлетворенности сотрудников и усилению их мотивации в совершенствовании логистических процессов.
Проведение оценки уровня развития системы логистики, на предприятии должно стать первоначальным шагом при реализации комплексной программы по совершенствованию логистического управления, поскольку позволяет выявить реальное положение дел в данной области и обозначить существующие проблемы и недостатки логистического управления на предприятии. Однако эффективное выполнение этой процедуры представляет собой определенную проблему, поскольку требует, прежде всего, использования стройной системы критериев и показателей, которые бы охватывали все функциональные области реализации логистики на предприятии. Таким образом, методика компании Odette представляет собой эффективный инструмент для оценки логистического управления предприятием и заслуживает самого пристального внимания со стороны специалистов.
Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы определенного ассортимента и качества являются основой и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния предприятия.
Обновление ассортимента, расширение производственных возможностей обусловливает рост потребности в материальных ресурсах. Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам.
Номенклатура и ассортимент потребляемых материальных ресурсов зависят от номенклатуры и сложности производимой продукции. Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах.
Определение потребности в ресурсах и источников ее покрытия является центральным этапом планирования материально-технического снабжения (МТС) производственного предприятия.
Целесообразно выделять три уровня определения потребности в материальных ресурсах: 1-й уровень – определение перспективной потребности на основе стратегического плана развития предприятия; 2-й уровень – определение потребности на год по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов на предприятии; 3-й уровень – оперативное определение потребности в материальных ресурсах в специализированной номенклатуре на квартал, месяц, день для организации закупки и завоза материалов на предприятие [11,c.13].
Информация о работе Организация закупочной логистики на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»