Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является - раскрыть сущность закупочной логистики, овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками исследования, разработать методические рекомендаций по совершенствованию процесса закупок на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
проанализировать теоретические аспекты и методологии закупочной логистики на предприятии;
Введение
3
1
Теоретические основы организации закупочной логистики на предприятии
6
1.1
Понятие и сущность закупочной логистики
6
1.2
Методические основы анализа и их использование в организации закупок
11
1.3
Основные показатели эффективности закупочной логистики
15
2
Анализ функционирования закупочной деятельности на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»
20
2.1
Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Знамя индустриализации»
20
2.2
Оценка уровня организации логистических процессов на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»
24
2.3
Организация планирования материально-технического обеспечения и закупочной системы предприятия. Функциональное моделирование
29
3
Предложения по совершенствованию закупочной деятельности предприятия ОАО «Знамя индустриализации»
52
3.1
Мероприятия по повышению эффективности системы закупок ОАО «Знамя индустриализации»
52
3.2
Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию системы закупок ОАО «Знамя индустриализации»
57
Заключение
59
Список использованных источников
Потребность в материальных ресурсах определяется как в натуральных единицах (для обеспечения производственной деятельности, регулирования работы транспортно-складской подсистемы), так и в денежных единицах (для планирования и оценки финансовых показателей деятельности предприятия).
Отлаженная система определения потребности в материальных ресурсах приводит к снижению размера запасов, что минимизирует издержки предприятия.
Часто число наименований ресурсов, проходящих через склад, настолько велико, что осуществлять контроль запасов каждого наименования в отдельности не имеет смысла: это слишком трудоемкая и дорогостоящая задача. Поэтому запасы разных ресурсов объединяются в группы по тому или иному признаку. Однако чем выше степень агрегирования учета запасов, тем меньше точность контроля. Необходимо выбрать оптимальный уровень агрегирования, минимизирующий затраты и потери от хранения. Если выполнить удовлетворительное агрегирование невозможно, количество наименований запасов все же остается слишком большим и не обеспечивает удобного и экономичного контроля, то менеджеры прибегают к другому способу упрощения своей работы. Это классификация запасов с целью выделения наиболее и наименее важных для контроля наименований. Для такой классификации обычно используется методы анализ ABC и XYZ.
Целью такого анализа
является классификация
Это позволяет
выбрать оптимальную систему
планирования ресурсов, минимизировать
издержки на содержание
В закупочной логистике наиболее существенными факторами, предопределяющими выбор той или иной системы планирования ресурсов или метода расчета потребности в материалах, являются их среднегодовые затраты и регулярность потребления. В связи с этим можно классифицировать материальные ресурсы по критериям, которые учитывают перечисленные факторы. Для этого достаточно произвести группировку материалов по признакам ABC и XYZ [9, c. 5].
Таким образом, при помощи этого метода произведем распределение закупаемых ресурсов ОАО «Знамя индустриализации» соответственно уровню затрат на три группы, а именно А, В и С. Распределение основных и вспомогательных материалов, закупаемых ОАО «Знамя индустриализации» по методу АВС представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Классификация материальных ресурсов по методу ABC*
Наименование |
Среднегодовые затраты, млн.руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа (АВС) |
Ткань пальтовая |
2 771,0 |
19,02% |
19,02% |
А |
Ткань костюмная |
3 201,6 |
21,97% |
40,99% | |
Ткань плащевая |
2 141,8 |
14,70% |
55,69% |
В |
Клеевая кромка |
1 305,1 |
8,96% |
64,65% | |
Ткань подкладочная |
1 164,4 |
7,99% |
72,64% | |
Ткань клеевая |
950,3 |
6,52% |
79,16% | |
Пуговица |
642,8 |
4,41% |
83,58% |
С |
Лента корсажн. |
601,4 |
4,13% |
87,70% | |
Молния неразъемная |
306,6 |
2,10% |
89,81% | |
Кант атлас |
276,4 |
1,90% |
91,71% | |
Вешалка |
240,0 |
1,65% |
93,35% | |
Молния разъемная |
219,1 |
1,50% |
94,86% | |
Клеевая паутинка |
156,1 |
1,07% |
95,93% | |
|
«Продолжение таблицы 2.2» | |||
Наименование |
Среднегодовые затраты, млн.руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа (АВС) |
Нитки |
135,7 |
0,93% |
96,86% |
С |
Плечевая накладка |
130,4 |
0,89% |
97,75% | |
Кант кожзам |
55,2 |
0,38% |
98,13% | |
Лента брючная |
51,5 |
0,35% |
98,49% | |
Тесьма эластичная |
39,8 |
0,27% |
98,76% | |
Упаков.пакет |
38,6 |
0,26% |
99,02% | |
Ярлык |
38,0 |
0,26% |
99,29% | |
Держатель ярлыка |
33,0 |
0,23% |
99,51% | |
Крючок + петля брючная |
25,0 |
0,17% |
99,68% | |
Наклейка на ярлык |
22,0 |
0,15% |
99,83% | |
Пакетик для зап. пуговиц |
20,2 |
0,14% |
99,97% | |
Лента контактная |
4,0 |
0,03% |
100,00% | |
ИТОГО |
14 570,1 |
100% |
* Составлено автором
Из таблицы 2.2 видно, что на группу А приходится более 40% от общих закупочных затрат, сюда вошли 2 позиции товаров: ткань пальтовая и костюмная.
Группа В составляет 38 % от общих закупочных затрат - это клеевая кромка, ткань плащевая, клеевая и подкладочная. В группе С оказались 19 позиций товаров, на их долю приходится почти 22 %.
Таким образом, позиции номенклатуры, отнесенные к группе А – немногочисленны, но на них приходится преобладающая часть денежных средств, вложенных в запасы. Это особая группа с точки зрения определения величины заказа по каждой позиции номенклатуры, контроля текущего запаса, затрат на доставку и хранение. Для этой группы требуется: более точный анализ цен закупок и жесткие переговоры по ним; более тщательная подготовка заказов на поставки; рассмотрение нескольких альтернативных предложений от поставщиков; постоянный 100%-ный контроль запасов и поддержание их на низком уровне; более точное определение страховых запасов; предпочтительнее мелкие партии заказа; системы управления запасами с фиксированным количеством заказа.
К группе В относятся позиции номенклатуры, занимающие среднее положение в формировании запасов. По сравнению с позициями номенклатуры группы А, они требуют меньшего внимания, за ними производится обычный контроль текущего запаса на складе и своевременностью заказа.
Группа С включает позиции номенклатуры, составляющие большую часть запасов: на них приходится незначительная часть финансовых средств, вложенных в запасы. Как правило, за позициями группы С не ведется текущий учет, а проверка наличия осуществляется периодически (один раз в месяц, квартал или полугодие); расчеты оптимальной величины заказа и периода заказа не выполняется.
Следовательно, целью управления ресурсами этой группы на ОАО «Знамя индустриализации» является снижение затрат на оформлении и складирование. При этом требуются: упрощение оформления заказов, сводные заказы; упрощенный учет и контроль запасов; выборочный контроль запасов; большие партии заказов; установление более высокого уровня страховых запасов; системы управление запасами с фиксированным временем заказа.
Экономический смысл исследований в рамках АВС-анализа сводится к тому, что максимальный эффект достигается при решении задач, относящихся к группе А, но концепция усилий на А- закупаемых товарах не должна означать, что В- или С-товары остаются совсем без внимания. Однако их экономическое влияние не будет настолько решающим. Так, если расходы на мероприятия в сфере закупок необходимо сократить, то целесообразно уделить внимание, прежде всего товарам - А, поскольку более интенсивная работа с ними может повлиять на общий оборот предприятия.
После того, как мы выделили группы А, В и С, необходимо провести XYZ анализ по каждой группе, что даст возможность выбрать тип производственной системы, определить оптимальные запасы сырья и исходя из этого объем оборотных средств.
Анализ XYZ проводится по величине коэффициента вариации Kv, который определяется по формуле (2.1) для каждого наименования ТМЦ.
Где: Gx –среднеквадратическое отклонение, определяемое по формуле (2.2) , Mx –математическое ожидание.
Где: Dx – дисперсия, которая определяется по формуле (2.3).
Где: n – количество кварталов, n =4; Xi – стоимость ТМЦ в одном из четырех кварталов.
Если величина Kv меньше 10%, то считаем, что данная группа ТМЦ имеет регулярное потребление и относится к группе X. Если величина Kv больше или равна 10%, но меньше 25%, то считаем, что данная группа ТМЦ имеет колеблющееся потребление и относится к группе Y. Если величина Kv больше или равна 25%, то считаем, что данная группа ТМЦ имеет нерегулярное потребление и относится к группе Z.
Исходные данные и анализ XYZ представлен в приложении В.
Таким образом, основные и вспомогательные материалы, закупаемые ОАО «Знамя индустриализации» попавшие в группу Х характеризуются устойчивым потреблением, а значит, могут планироваться для поставок предприятия по «выталкивающей» технологии. Эти ТМЦ нужны для обеспечения максимальной загрузки оборудования в максимально возможном объеме.
Закупаемые материалы, попавшие в группу Y характеризуются колеблющимся уровнем потребления, также могут планироваться для поставок по «выталкивающей» технологии. Эти ТМЦ также нужны для обеспечения максимальной загрузки оборудования в максимально возможном объеме. Но с одной особенностью - с поставкой «строго по графику», соответствующему графику колебаний потребления. Главная задача – не допустить снижения объемов производства и при этом не допустить создания излишних запасов.
В группе Z будут находиться те ТМЦ, потребление которых нерегулярное. Следовательно, планирование поставок ресурсов должно осуществляться по «вытягивающей» системе. Заказ и завоз закупаемых материалов ОАО «Знамя индустриализации» должен производиться только после получения соответствующего заказа от производства.
Наложением результатов XYZ–анализа на данные ABC-метода получаем 9 групп ресурсов, для каждой из которых менеджеры предприятия должны разработать свои техники управления. Итоговая матрица АВС-XYZ анализа представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Классификационная группировка закупаемых материалов ОАО «Знамя индустриализации» по методу ABC и XYZ*
Группы материалов |
А-высокая стоимость объема потребления |
В-средняя стоимость объема потребления |
С- низкая стоимость объема потребления |
X–регулярное потребление: |
АХ: |
ВХ: ткань подкладочная |
СХ: лента брючная; тесьма эластичная; держатель ярлыка; лента контактная |
Y- колеблющееся потребление: |
AY: ткань пальтовая; |
BY: |
CY: |
Z- нерегулярное потребление, |
AZ: ткань пальтовая; |
BZ: ткань плащевая; Клеевая кромка; Ткань клеевая |
CZ: пуговица; лента корсажн.; молния неразъемная; кант атлас; вешалка; молния разъемная; клеевая паутинка; Нитки; Плечевая накладка; кант кожзам; упаков. пакет; ярлык; крючок + петля брючная; наклейка на ярлык; пакетик для зап. пуговиц; |
* Составлено автором
Таким образом, в закупочной логистике результаты анализа АВС и XYZ сводятся к определению методологии выбора поставщика (по группам А, В и С) и выбора метода планирования поставок по группам X,Y и Z.
В группу АY и AZ входят ТМЦ ОАО «Знамя индустриализации», имеющие высокую стоимость объема потребления. Для выбора поставщиков этой группы товаров следует применять конкурсные комиссии с соответствующими процедурами. Для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса.
При выборе поставщиков товаров группы BХ и ВZ, характеризующихся средней стоимостью объема потребления, следует использовать комиссию по запросу ценовых предложений.
Группы СХ и СZ характеризуются низкой стоимостью объема потребления. Поэтому при выборе поставщика ТМЦ этой группы можно воспользоваться комиссией оценки ценовых предложений. Для ресурсов этих категорий применяются укрупненные методы планирования, а функции контроля чаще всего делегируются низшим ступеням управления.
Таким образом, подход к управлению запасами, известный как АВС-XYZ анализ, обеспечивает более тщательное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и максимальную надежность учета, а также сохранность наиболее значимых (критических для организации) ресурсов.
Информация о работе Организация закупочной логистики на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»