Проблемы и перспективы транспортного обслуживания ВЭД
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 13:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы объясняется тем, что на сегодняшний день складывается жесткая конкуренция при выборе транспортных услуг, эффективного вида транспорта для доставки внешнеторговых грузов. В связи с этим деятельность транспортных фирм, в том числе и автотранспортных, должна отвечать предъявляемым повышенным требованиям к качеству транспортного обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий. Исследование особенностей работы автотранспортных фирм на рынке международных перевозок может позволить разработать и обосновать предложения по совершенствованию деятельности не только конкретной транспортной организации, но и всей системы транспортного обеспечения международного товарообмена.
Содержание работы
Введение Глава1.Транспортное обеспечение внешней торговли 1.1 Содержание процесса доставки товара 1.2 Международные перевозки и грузовые сообщения 1.3Технико-экономические особенности видов транспорта 1.4Виды сообщений Глава2. Виды транспортных перевозок 2.1 Организация доставки товаров железнодорожным транспортом 2.2 Организация доставки товаров при воздушных перевозках 2.3 Организация доставки товаров морским транспортом 2.4 Организация доставки товаров автомобильным транспортом 2.5 Трубопроводные перевозки Глава3.Проблемы и перспективы транспортного обслуживания ВЭД Заключение Список использованных источников
1.3Технико-экономические
особенности видов транспорта
1.4Виды сообщений
Глава2. Виды транспортных перевозок
2.1 Организация доставки
товаров железнодорожным транспортом
2.2 Организация доставки
товаров при воздушных перевозках
2.3 Организация доставки
товаров морским транспортом
2.4 Организация доставки
товаров автомобильным транспортом
2.5 Трубопроводные перевозки
Глава3.Проблемы и перспективы
транспортного обслуживания ВЭД
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В мировой экономике транспорту
отведена особая роль, от его работы зависит
эффективность, качество и развитие внешнеэкономических
связей любой страны. Внешняя торговля
самым тесным образом связана с транспортом.
Транспорт осуществляет доставку товара
от экспортера к импортеру. Его нормальное
функционирование обеспечивает выполнение
обязательств сторонами по купле-продаже,
коммерческий эффект внешнеторговой сделки.
Нарушение транспортного процесса ведет
зачастую к материальным потерям экспортера
и импортера, делает неконкурентоспособными
перевозимые товары. Транспорт является
для государства важным дополнительным
источником валютных поступлений.
Важной особенностью транспортного
обслуживания внешней экономической деятельности
(ВЭД) является влияние, оказываемое мировым
рынком транспортных услуг и уровнем научно-технического
прогресса на транспорте, современный
этап которого характеризуется тенденцией
к укрупнению и унификации грузовых единиц,
специализацией транспортных средств,
высокой степенью механизации и автоматизации
технологических процессов, развития
полного комплекса транспортных услуг
по оптимальным маршрутам "от двери
грузоотправителя до двери грузополучателя".
Главным условием проведения
внешнеэкономической операции является
ее эффективность. Логистические системы
являются жизненно важными компонентами
повышения эффективности внешнеэкономических
операций. Транспортные аспекты логистики
ВЭД оказывают значительное влияние на
эффективность международных сделок;
основными изучаемыми и определяющими
параметрами являются выбор транспортного
средства и минимизация затрат и времени.
Актуальность темы объясняется
тем, что на сегодняшний день складывается
жесткая конкуренция при выборе транспортных
услуг, эффективного вида транспорта для
доставки внешнеторговых грузов. В связи
с этим деятельность транспортных фирм,
в том числе и автотранспортных, должна
отвечать предъявляемым повышенным требованиям
к качеству транспортного обслуживания
внешнеэкономической деятельности предприятий.
Исследование особенностей работы автотранспортных
фирм на рынке международных перевозок
может позволить разработать и обосновать
предложения по совершенствованию деятельности
не только конкретной транспортной организации,
но и всей системы транспортного обеспечения
международного товарообмена.
В связи с этим целью курсовой
работы является исследование разработка
комплекса предложений по повышению эффективности
работы автотранспортной фирмы, основанных
на применении логистического подхода
к организации международной перевозки
грузов и оптимизации эксплуатационных
расходов, рассмотрение особенностей
отдельных видов транспорта.
Для реализации заявленной
цели работы возникает необходимость
решения задачи проведение анализа особенностей
работы отдельных видов транспорта в сфере
международных перевозок и выявление
преимуществ и недостатков рассматриваемых
объектов исследования работы.
Решение поставленной задачи
основано на изучении правовых законодательных
актов, учебных и методических пособий,
материалов периодической печати, статистических
данных.
Общая структура работы представлена
таким образом, чтобы отразить основные
проблемы и особенности, связанные с внешнеторговой
транспортной спецификой и деятельностью
транспортных фирм.
1. Транспортное
обеспечение внешней торговли
Транспорт (от лат. transportare - перемещать,
перевозить) - сфера услуг, осуществляющая
перевозки людей и грузов. Транспорт включает
совокупность путей сообщения и подвижных
перевозочных средств, а также различных
сооружений и устройств, обеспечивающих
их нормальную работу.
В международном товарообмене
транспорт занимает особое место. С одной
стороны, он является необходимым условием
осуществления международного разделения
труда; с другой стороны - выступает на
международных рынках в качестве экспортера
своей продукции, которая представляет
специфический товар - транспортные услуги.
Таким образом, формируются два различных
подхода к роли транспорта в системе внешнеэкономических
связей[1] .
Рассмотрим более детально
первый из них. Он гласит: «Транспорт следует
рассматривать как необходимую, важную,
но все же обеспечивающую (вспомогательную)
отрасль мирового хозяйства и международных
экономических отношений». Результатом
определения такой роли стало широкое
распространение понятия «транспортное
обеспечение ВЭС (внешней торговли)».
Транспортное обеспечение следует
рассматривать как систему, представляющую
совокупность технических, технологических
элементов; экономических, правовых, организационных
воздействий; форм и методов управления
транспортными процессами и операциями.
В рамках транспортного обеспечения
находится транспортное обслуживание,
которое проявляется в системе транспортного
обеспечения как конечный результат деятельности
транспортных фирм по выполнению договора
перевозки, представляя собой совокупность
средств, форм и методов, обеспечивающих
производство транспортной продукции
надлежащего качества.
Первой особенностью транспортного
обеспечения в международных экономических
связях является то, что продукция транспорта
выступает на международных рынках как
объект купли-продажи, и поэтому она подвержена
воздействию всех факторов, характеризующих
развитие мировой экономики в целом. Транспортная
продукция реализуется через международные
рынки транспортных услуг.
Другая особенность транспортного
обеспечения внешнеэкономических связей
- особо острое восприятие и учет на международных
транспортных рынках качества транспортного
обслуживания, которое проявляется в цене
транспортной услуги.
Международный товарообмен
и международный транспорт в процессе
обращения воздействуют друг на друга,
находясь в тесной органической взаимосвязи.
Развитие международной торговли способствует
развитию транспорта и совершенствованию
его технических средств; в свою очередь,
научно-технический прогресс на транспорте
способствует развитию международного
товарообмена, вовлекая в его сферу все
новые рынки товаров.
Невозможно представить ни
одну внешнеторговую сделку без участия
в ней транспорта - в любом случае товар
необходимо доставить от продавца к покупателю.
Поэтому уровень транспортного обеспечения
внешнеэкономических связей оказывает
существенное влияние на эффективность
внешней торговли, проявляясь в цене товара
в качестве транспортной составляющей.
Качество транспортной услуги (скорость,
регулярность, сохранность, надежность)
прямо или косвенно воздействует на формирование
самой цены товара, увеличивая ее при высоком
транспортном сервисе или уменьшая при
низком уровне транспортного обслуживания.
В настоящее время основным
источником правового регулирования международных
перевозок грузов, пассажиров и их багажа
являются международные соглашения. Многие
из них охватывают все или несколько видов
транспорта. Конвенция ООН о международных
смешанных перевозках грузов 1980г. В процессе
регулирования международных перевозок
большую роль играют внутригосударственные
акты. В РФ это Гражданский кодекс, Воздушный
кодекс 1997г., Кодекс торгового мореплавания
1999г., Транспортный устав железной дороги
РФ 1998г., Кодекс внутреннего водного транспорта
РФ 2001г.
Общий ход развития мирового
транспорта в XXI в. и современные тенденции
позволяют выделить основные направления
тех процессов, которые наиболее вероятны
в перспективе, ближайшей и долгосрочной.
Рост населения, прежде всего
в развивающихся странах, быстрое развитие
мировой экономики, перемены в международном
разделении труда будут и впредь влиять
на объемы и товарную структуру грузопотоков,
равно как и на географию перевозок. Глобализация
мировой экономики будет воздействовать
на развитие транспорта как непосредственно,
так и через политику государств, и инфраструктурная
роль транспорта вполне осознана руководством
крупнейших держав и транснациональных
корпораций.
Интеграционные процессы, внедрение
новейших электронных информационных
систем приводят к все большей унификации
производственных процессов, использованию
однотипных машин при производстве идентичных
товаров, внедрению сходных или даже идентичных
технологий. Это способствует нивелировке
чисто производственных затрат. В результате
на первый план в качестве решающего фактора
ценовой конкуренции выходят транспортные
затраты производителей. Проблемы логистики,
таким образом, приобретают особое значение.
Очевидно, что в XXI в. на все стороны развития
транспорта решающее воздействие будет
оказывать организация с пространственной
точки зрения производственных процессов,
прежде всего в основных отраслях промышленности.
Иными словами, схемы перемещения в пространстве
основных материальных элементов производства
и готовой продукции. Рационализация транспортных
схем безусловно будет сдерживать количественные
показатели развития: объем перевозок,
парк транспортных средств, протяженность
дорог и трасс, размеры других инфраструктурных
сооружений.
1.1 Содержание
процесса доставки товара
Основное содержание процесса
доставки товара от места его изготовления
до места потребления включает в себя
выполнение широкого спектра операций
в рамках системы товародвижения, которая
определяется как "технические средства,
коммуникации и обустройство всех видов
транспорта; складское хозяйство промышленных
фирм, их филиалов, торгово-посреднических
и других компаний; материально-техническая
база стивидорных, брокерских и агентских
фирм; обустройство транспортно-экспедиторских
компаний для осуществления операций
по группировке, комплектации отправок
и т.п.; материально-техническая база лизинговых
компаний, сдающих в аренду контейнеры;
технические средства информационно -
управленческих систем [2] ".
Наряду с этим эта система "охватывает
совокупность технологических, организационных,
правовых, социальных и иных отношений,
возникающих в ходе транспортного, информационного
и иного обеспечения хозяйственных связей".
Система товародвижения, выходящая за
рамки какой-либо одной станы, может быть
определена как международная система.
"Всемирную систему товародвижения
можно определить как совокупность различных
национальных систем, связанных международным
разделением труда".
В то же время в отечественной
экономической литературе часто используется
понятие "транспортного обеспечения",
которое по своей сути почти идентично
"товародвижению". Под транспортным
обеспечением понимается совокупность
элементов, находящихся в тесном взаимодействии
и составляющих единую систему, объединяющую
операции, связанные с производством и
обращением продукции транспорта. "Транспортное
обеспечение следует рассматривать как
систему, представляющую совокупность
технических, технологических элементов;
экономических, коммерческо-правовых,
организационных воздействий; форм и методов
управления транспортными операциями
и процессами на всех этапах и уровнях
в сфере производства, потребления и обращения
продукции, обеспечивающей общественное
воспроизводство и рациональное функционирование
экономики [3] ".
1.2 Международные
перевозки и грузовые сообщения
При любой внешнеторговой сделке
проданный товар попадает в сферу международного
обращения. С помощью средств транспорта
товар перемещается от места его производства
до пункта потребления.
При этом транспорт как бы продолжает
процесс производства товара в пределах
сферы обращения, добавляя к его изначальной
стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной
транспортной продукции во время перемещения.
Мировая торговля генерирует
большие потоки товарных масс между странами,
регионами и континентами. В обслуживание
международной торговли между странами,
отделенными друг от друга морями и океанами,
незаменим морской транспорт, который
по праву считается наиболее универсальным
и эффективным средством доставки больших
масс грузов на дальние расстояния. Этот
вид транспорта обеспечивает перевозки
более 80 % объема международной торговли.
Грузовладельцы оплачивают судовладельцам
в виде фрахта за перевозки грузов в международных
морских сообщениях 105 - 110 млрд.$ ежегодно,
что равно приблизительно 7 % стоимости
мирового экспорта.
Основную часть международных
морских грузопотоков составляют массовые
наливные и навалочные грузы: Сырая нефть
(около 1000 млн. т. р. год) , нефтепродукты
(300 млн. т.) , железная руда (300 млн. т.) , каменный
уголь (270 млн. т.) , зерно (200 млн. т.) . Из других
грузов морской торговли выделяются так
называемые генеральные, или тарно-штучные
грузы, то есть готовая промышленная продукция,
полуфабрикаты, продовольствие. Годовой
объем их перевозок оценивается в 700 млн.
т. Это наиболее ценная часть мирового
торгового оборота (около 70 % по стоимости).