Проблемы и перспективы транспортного обслуживания ВЭД
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 13:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы объясняется тем, что на сегодняшний день складывается жесткая конкуренция при выборе транспортных услуг, эффективного вида транспорта для доставки внешнеторговых грузов. В связи с этим деятельность транспортных фирм, в том числе и автотранспортных, должна отвечать предъявляемым повышенным требованиям к качеству транспортного обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий. Исследование особенностей работы автотранспортных фирм на рынке международных перевозок может позволить разработать и обосновать предложения по совершенствованию деятельности не только конкретной транспортной организации, но и всей системы транспортного обеспечения международного товарообмена.
Содержание работы
Введение Глава1.Транспортное обеспечение внешней торговли 1.1 Содержание процесса доставки товара 1.2 Международные перевозки и грузовые сообщения 1.3Технико-экономические особенности видов транспорта 1.4Виды сообщений Глава2. Виды транспортных перевозок 2.1 Организация доставки товаров железнодорожным транспортом 2.2 Организация доставки товаров при воздушных перевозках 2.3 Организация доставки товаров морским транспортом 2.4 Организация доставки товаров автомобильным транспортом 2.5 Трубопроводные перевозки Глава3.Проблемы и перспективы транспортного обслуживания ВЭД Заключение Список использованных источников
В настоящее время участниками
СМГС являются страны СНГ, бывшие социалистические
страны Азии (Китай, Монголия, Северная
Корея, Вьетнам), Болгария и Польша, а также
Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, которые
денонсировали СМГС, однако готовы пользоваться
его положениями, пока не заключено с ними
нового подобного соглашения.
Основное предназначение СМГС
заключается в том, что для всех железных
дорог - участниц оно устанавливает единые
условия перевозки и применение единых
перевозочных документов.
Соглашение состоит из восьми
разделов, в которых регулируется весь
комплекс вопросов транспортного процесса
- заключение договора перевозки (порядок
приема груза к перевозке, накладная, исчисление
провозных платежей и т.д.), выполнение
этого соглашения, порядок его изменения,
ответственность железных дорог и др.
СМГС дополняется рядом тарифов, правил
и инструкций.
Положениями СМГС прямо предусматривается
обязанность железных дорог перевозить
грузы, включенные в план перевозок по
дороге отправления и обязанность грузополучателя
принять прибывший в его адрес груз. При
этом нормы о порядке планирования перевозок
СМГС не содержат, поскольку это сфера
внутреннего законодательства стран-участниц.
Условия перевозок императивны
и не могут быть изменены ни соглашениями
железных дорог, ни по договоренности
между участниками договора перевозки.
К предметам, которые по соглашению допускаются
к транспортировке с соблюдением особых
условий, относятся: железнодорожный подвижной
состав, тяжеловесные, длинномерные и
негабаритные грузы, опасные грузы по
особому перечню и некоторые другие. Для
тяжеловесных, негабаритных и длинномерных
грузов СМГС предписывает предварительное
согласование условий перевозок.
Порядок погрузки и отправления
грузов определяется правилами дороги
отправления. По отдельным вопросам разработаны
общие для всех правила, например, требования
к таре, маркировке; унифицированные нормы
предусмотрены также для погрузки и крепления
грузов на открытых платформах[7] .
Согласно статьям СМГС, перевозка
грузов в международном сообщении производится
между всеми станциями, открытыми для
грузовых операций во внутренних сообщениях.
Наряду с основным текстом СМГС
в дополнение к нему одиннадцать стран-участниц
соглашения приняли: Единый международный
транзитный тариф (ЕТТ), применяемый для
исчисления платы за перевозку грузов
транзитом по дорогам - участницам СМГС;
Служебную инструкцию к СМГС; Правила
пользования вагонами в международном
пассажирском и железнодорожном грузовом
сообщении (ОПВ); Правила расчетов по СМГС.
В СМГС было зафиксировано ряд основополагающих
моментов, таких как:
- было определено, что
грузы могут перевозится по
железным дорогам двух и более
стран по одному перевозочному
документу - международной накладной.
В этом случае перевозки будут
называться "прямым международным
сообщением".
- перевозки делятся на
прямые железнодорожные, в которых
участвуют только железные дороги
и прямые смешанные, в которых
кроме железных дорог участвуют
другие виды транспорта;
- прямые международные
железнодорожные сообщения бывают
перегрузочными, когда грузы перегружаются
из вагонов одной колеи в
вагоны другой, и бесперегрузочными,
когда грузы не перегружаются, а кузова
вагонов переставляются на тележки другой
колеи;
- прямые международные
железнодорожные сообщения могут
быть бесперегрузочными, если колея
сопредельных стран одинакова (колея той
же ширины, что и дороги России имеют: Монголия,
Финляндия и отдельные линии в Польше,
Словакии, КНДР);
Из характера СМГС следует,
что это соглашение регулирует взаимоотношения
между железными дорогами разных стран
его участниц, вытекающие из вопросов
осуществления ими международных перевозок:
когда отправитель заключает договор
с одной из железных дорог стран-участниц
на отправление груза, и по крайней мере
еще одна железная дорога другой страны-участницы
впоследствии также участвует в данной
перевозке. Основная цель СМГС - создание
единого регламента в вопросах, связанных
с заключением международного договора
перевозки, содержанием взаимных прав
и обязанностей сторон договора, результатом
его невыполнения и урегулированием претензий
в следствии этого, а также правами и обязанностями
лица, в пользу которого осуществлялась
перевозка (то есть получателя груза).
Обязанность соблюдать постановления
СМГС относится не только к железным дорогам,
его заключившим, но и к каждой железной
дороге, принимающей участие в данной
перевозке и участвующей в СМГС.
По сравнению с другими видами
транспорта железнодорожный транспорт
имеет серьезные преимущества. Во-первых,
он способен перевозить самые различные
грузы и выполнять массовые перевозки
грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный
транспорт имеет большую дальность и относительно
высокую скорость перевозок. В-третьих,
перевозки по железной дороге имеют сравнительно
низкую себестоимость перевозок и высокую
безопасность доставки грузов. Однако
вскоре после своих первых успехов железные
дороги начинают испытывать сильнейшую
конкуренцию со стороны автомобильного
транспорта. Хотя за это время территории
европейских стран и США покрываются густой
сетью железных дорог и целый ряд «великих
железнодорожных магистралей», в том числе
в России, прокладываются на расстояния
в тысячи километров, развитие этого вида
транспорта к началу XXI столетия явно замедляется.
Очевидно, что он сосредоточивается на
грузоперевозках на дальние расстояния,
тогда как грузопотоки на короткие и частично
на средние расстояния составляют сферу
работы автомобильного транспорта.
2.2 Организация
доставки товаров при воздушных
перевозках
Мировым авиационным перевозкам
принадлежит важное место в системе товародвижения.
Современный этап их развития характеризуется
постоянным увеличением их объемов. На
период до 2000 г. прирост международных
воздушных перевозок предсказывается
в пределах 5-6%, причем, практически, по
всему земному шару. Подобный рост объясняется
расширением международной торговли товарами
высокой степени переработки и научной
продукцией, на цены которых высокие авиационные
тарифы не оказывают существенного влияния.
Это связано также с повышением требований
грузовладельцев к скорости транспортировки
и сохранности груза в пути. Авиатранспорт
активно используется при международных
смешанных сообщениях с использованием
современных технологий, в частности,
при перевозках грузов в контейнерах.
Ведущими типами грузовых самолетов
в мире являются грузовые модели Боинг-747
и ДС-8. Транспортная авиация России и стран
СНГ также начинает выходить на мировые
рынки грузовых перевозок. Такие модели
как АН-124 ("Руслан") и АН-225 ("Мрия")
не имеют себе равных в мире по грузоподъемности,
грузовместимости. Этими самолетами можно
перевозить тяжеловесные и крупногабаритные
грузы, что является весьма ценной услугой
на международных рынках транспортной
продукции.
Следует отметить, что хотя
воздушные перевозки грузов в основном
осуществляются авиакомпаниями, чьей
основной деятельностью является перевозка
пассажиров, в мире действуют авиапредприятия,
специализирующиеся на транспортировке
грузов. В настоящее время лидирующее
положение в области грузовых перевозок
воздушным транспортом занимают США, которые
значительно опережают Германию, Японию,
Францию, Великобританию. В Европе действует
21 специализированная грузовая авиакомпания,
В Северной Америке - 16, Южной Америке -
17. Крупнейшей грузовой авиакомпанией
мира является "Флайинг Тайгер" (США),
грузооборот которой составляет более
4 млрд.т.км., из которых 2,5 - перевозка в
международном сообщении.
Конкурентным преимуществом
воздушного транспорта по сравнению с
другими видами являются скорость и сохранностью
груза в пути. Основным недостатком - высокие
тарифы. В качестве "авиа пригодных"
по оценкам Мирового банка принимаются
грузы по пене ФОБ за 1 фунт массы более
10 долларов[8] .
Авиатранспортные компании
в условиях острой конкуренции прилагают
значительные усилия для снижения своих
издержек. Пытаются достичь этого, в частности,
на основе оптимального сочетания видов
транспорта в цепочке смешанного сообщения,
где участие воздушного транспорта на
дальние расстояния способно привести
к снижению совокупных издержек. Так, на
некоторых направлениях смешанные воздушно-морские
перевозки сокращают транспортные издержки
по сравнению с чисто воздушной транспортировкой
на 50%, а по сравнению с прямыми морскими
перевозками - на 75%. Такие перевозки нашли
свое применение на направлениях Западная
Европа -Дальний Восток, Западная Европа
- Австралия, Западная Европа - США, Япония
- Западная Европа.
В отличие от других видов транспорта
в перевозках на воздушном транспорте
первое место занимают пассажиры. Воздушный
транспорт широко используется для перевозки
срочных, скоропортящихся ценных и других
грузов, багажа и почты.
Перед другими видами транспорта
авиационный имеет определенные преимущества.
К наиболее важным из них относятся: высокая
скорость движения пассажиров и грузов;
сокращение пути, что оказывает существенное
влияние на экономию времени по доставке
пассажиров и грузов; быстрота организации
воздушного сообщения; высокая маневренность
и приспособляемость авиатранспорта к
различным объектам перевозок, к их сезонным
колебаниям.
Современная практика организации
международных воздушных перевозок, в
том числе и в России, такова, что авиакомпании
предпочитают не работать напрямую с грузоотправителями,
а строить с ними свои отношения через
транспортно-экспедиторские компании.
Работа экспедитора по отправлению
груза начинается после получения заявки
от клиента в письменном виде. После получения
заявки экспедитор связывается с различными
авиакомпаниями с целью выяснения наиболее
выгодной ставки авиафрахта. При этом,
следует отметить, что в настоящее время
существует тенденция заключения соглашений
между авиакомпаниями и экспедиторскими
фирмами. Согласно такого рода соглашениям,
авиакомпания перевозит грузы, предоставляемые
экспедиторской фирмой по специальным
тарифам, которые ниже обычных. Однако,
клиенту объявляется ставка авиафрахта,
которая включает в себя как тариф авиакомпании,
так и определенную надбавку, которая
представляет собой доход экспедитора[9] .
Затем клиент получает тарифы
экспедиторской фирмы на осуществление
услуг по транспортировке груза и если
они его устраивают, извещает об этом экспедитора,
который начинает работу с грузом. При
этом, по желанию клиента, объем услуг,
оказываемых экспедиторской фирмой, может
быть разным. Так, экспедитор может начать
работу с грузом непосредственно в аэропорту,
в этом случае доставку груза берет на
себя клиент. Однако, такого рода ситуации
встречаются довольно редко. Чаще всего
экспедитор сам забирает груз у клиента
и доставляет его в аэропорт. Кроме того,
по желанию клиента, возможно осуществление
также экспедирования по прибытию в пункте
назначения. В этом случае экспедитор
связывается с партнером в пункте назначения,
выясняет стоимость осуществления экспедирования
по прибытию и объявляет клиенту полную
стоимость услуг.
Экспедитор должен получить
у клиента документы, которые будут ему
необходимы при работе с грузом. Груз отправляется
с приложением счета-фактуры, сертификата
качества и гарантийных свидетельств,
а также документов, подтверждающих вес,
объем груза, число мест в упаковке и т.д.
Если фирма не зарегистрирована в аэропорту,
то понадобятся документы, необходимые
для ее регистрации. После получения от
клиента всех необходимых документов
осуществляется бронирование рейса.
При отправлении груза авиатранспортом
экспедитор также должен обеспечить надлежащую
упаковку, необходимую для перевозки товара
по воздуху, за исключением случаев, когда
торговые обычаи допускают отправку товара
без упаковки. Кроме того экспедитор обеспечивает
укладку груза в специальный контейнер
перевозчика.
Грузоотправитель извещается
об отправке товара путем пересылки ему
авианакладной. Возможна пересылка по
каналам электронной связи.
Работа экспедитора, связанная
с прибытием груза, достаточно сложна.
Важным здесь является владение таможенной,
товарной и грузовой классификациями,
построенными на основе Гармонизированной
системы описания и кодирования товаров,
выпущенной в свет "Европейским таможенным
советом".
Работа экспедитора с импортным
грузом начинается после получения извещения
об его отправке. Обычно по факсу приходит
копия авианакладной, с указанием всех
параметров груза. После этого подразделение
экспедиторской компании, занимающееся
вопросами таможенного оформления, получает
документы, которые следовали с грузом.
После получения документов экспедитор
извещает получателя о прибытии груза.
При этом необходимо как можно быстрее
снабдить экспедиторами всеми необходимыми
документами, чтобы избежать платного
хранения груза в аэропорту. Далее производится
таможенная очистка груза и его отправка
до склада получателя. Если по прибытию
груза клиента что-либо не устраивает
(например, он не согласен с размером комиссии)
и он захочет получить груз самостоятельно,
то экспедитор выдает ему отказное письмо,
в котором передает ему все права по распоряжению
груза.
2.3 Организация
доставки товаров морским транспортом
Морской транспорт играет ведущую
роль в доставке грузов международной
торговли России. На его долю приходится
более 50% этих перевозок. Среди грузов
перевозимых российским морским флотом
доминируют сырьевые товары: нефть и нефтепродукты
(80% этих грузов во внешней торговле России
перевозится морским транспортом), уголь,
руда, металлы, лес, зерно. Доля продукции
машиностроения относительно невелика
и имеет место в основном при импорте.
За истекшее столетие этот вид
транспорта претерпел коренные изменения,
но и его роль в мировой экономике и международных
отношениях чрезвычайно усилилась, обеспечивая
не только развитие хозяйственных связей,
но и пространственную экспансию экономической
деятельности.
Перемены в географии морской
торговли и ее товарной структуре сочетались
с увеличением дальности перевозок. Появились
или резко возросли магистральные грузопотоки
между континентами: нефть из Персидского
залива идет в Северную Америку, Западную
Европу и Японию, зерно - из Мексиканского
залива в Европу, уголь - из Южной Америки
и Западной Африки в Европу, а также из
Австралии и Южной Азии в Японию и т.д.
При всем этом для промышленных товаров
Северная Атлантика, маршруты между Европой
и странами Индийского океана, между США
и Японией были (и остаются) направлениями
весьма интенсивных перевозок. В конечном
итоге увеличение дальности перевозки
означало, что транспортировка грузов,
особенно сырьевых, крупными партиями
стала сравнительно более выгодной. Именно
поэтому крупнотоннажный флот серьезно
потеснил суда среднего размера. Использование
же мелкотоннажного флота стало ограничиваться
в основном обслуживанием каботажных
перевозок, прибрежной торговли.