Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы в настоящее время достаточно велика, так как выборы регионального уровня, а также выборы глав муниципальных образований, являются наиболее важными для федеральных субъектов, и зачастую представляют собой слабо изученную область. Но это, однако, не уменьшает степени их значимости для политической системы Российской Федерации. Ведь именно на региональном уровне проявляется все разнообразие политических PR технологий. В условиях федеративных отношений в нашей стране очень важно отслеживать процессы и явления, которые возникают в региональной политике. Технологии политического PR на региональных выборах имеют свои особенности и более широкий диапазон применения, нежели на выборах федерального уровня. Также многие особенности регионального политического PR не рассматриваются отдельно и в совокупности с процессами того или иного региона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретико-методологический аспект исследования особенностей PR кампаний в избирательном процессе
PR кампании в избирательном процессе: понятие, исторические этапы становления, теоретические модели……………………......8
Роль PR кампаний в российском избирательном процессе.…….24
Глава II. Практическое применение политического PR в условиях региональных избирательных кампаний на территории Астраханской области
Региональные особенности проведения PR кампаний в ходе выборов разных уровней ………………………………………….34
Технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра 2004, 2009 и 2012 годах в Астрахани……………..43
Оптимизация PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области……………………………………………..53
Заключение…………………………………………………………...…………..62
Список используемой литературы……………………………………………...68

Файлы: 1 файл

Диплом Бекбулатова 2012.docx

— 162.64 Кб (Скачать файл)

Говоря об PR кампаниях в регионе, следует отметить, что в регионе проходят выборы в федеральные  органы власти, в Госдуму и на пост Президента, а также выборы в региональные органы власти и в Областную думу57. В первом случае PR кампания в регионе является частью общероссийской избирательной кампании, во втором она проходит самостоятельно, хотя на федеральном уровне существуют те или иные группы, которые заинтересованы в результатах голосования.

Здесь часто встречается одна из стратегических ошибок, если, конечно, вообще можно говорить о продуманной стратегии. Многие избирательные штабы действуют «вслепую»: они подбирают информацию, как по форме, так и по содержанию, исходя из своих собственных представлений, или взяв за образец чью – либо кампанию, или ориентируясь на цены, сопоставляя их со своими финансовыми возможностями.

Второй фактор – это более низкий уровень финансовых возможностей у региональных кандидатов по сравнению с теми, кто действует на федеральном уровне. Однако можно сказать, что более низкий уровень финансовых возможностей компенсируется меньшим масштабом самой избирательной кампании, особенно, это справедливо для выборов в Областную думу. В связи с этим избирательная кампания на уровне региона, выглядит более примитивной и простой с точки зрения технологий и применения информационных средств.

Третий фактор – это более высокая степень влияния так называемого «административного ресурса». На федеральном уровне существует больше оппозиционных сил, которые располагают значительными ресурсами, чтобы в той или иной степени противостоять «административному воздействию», в регионах с этим дела обстоят хуже58.

Большую специфику в региональные кампании вносит наличие особых проблем, в связи с чем, темы, которые обсуждаются в ходе кампании, могут значительно отличаться от тех, которые обсуждаются на федеральном уровне или в других регионах59. Значительное различие проблем может быть и на уровне «субрегионов» и отдельных районов, что накладывает специфику на «окружную» проблематику. Это четвертый фактор.

Необходимо отметить, что в условиях, когда трудно по существу сделать различия между позициями кандидатов, их предложениями (они в основном стандартны), избиратели отдадут предпочтение тому, кто чем-то выделится из «ряда» или формой подачи своих идей или будет просто известной личностью.

Говоря об эффективном применении PR–технологий в российских регионах, наряду с местными особенностями политической ситуации необходимо учитывать и уровень развития политического сознания, политической и правовой культуры всего общества60.

Следует, прежде всего, отметить, что активность участия на выборах разного уровня сильно колеблется в зависимости от их масштабности и значимости выборов. Так, например, на выборах 2009 г., можно говорить о том, что выборы глав муниципальных образований, в подтверждение выше сказанного, пользовались самым низким уровнем явки граждан. Для того чтобы делать такие выводы достаточно проанализировать явку по Астраханской области на выборах различного уровня.

На муниципальном уровне в 2009 г. явка граждан была следующая:

  • 11 октября 2009 г. на выборах глав муниципальных образований (МО) районов в МО «Ахтубинский район» - явка составила 38,3 %; главы МО «Наримановский район» -  46,04 %; главы МО «Черноярский район» - 48,2 % и др.
  • 11 октября 2009 г. на территории Астраханской области проходили выборы главы муниципального образования «Город Астрахань». Явка была 46,3 %; досрочные выборы 4 марта 2012 г. – явка 53 % .

Для сравнения, явка на федеральных выборах президента Российской Федерации 4 марта 2012г. составила 58,7 %61.

Как мы видим, приведенные данные, позволяют сделать вывод, что самая высокая явка избирателей – это явка на выборах федерального уровня. Выборы глав муниципальных образований имеют низкую явку. На основании этого, можно сделать выводы о том, что именно муниципальные выборы, которые, казалось бы, являются самыми близким и связанными непосредственно с избирателями, обладают наименьшей легитимностью. Это говорит, в первую очередь, о низком уровне политического сознания и политической культуры общества, что накладывает определенный отпечаток на используемые технологии в PR кампаниях. Это приводит к тому, что в избирательных кампаниях не прослеживается какое – либо серьезное отображение реальных проблем страны или региона, не определяются пути преодоления имеющихся трудностей.

Атипичность российской демократии наглядно доказывается парадоксом электорального участия. Как показывает анализ явки на российских выборах, наибольшую активность демонстрируют представители социально пассивных слоев62. Общим местом стало описание того, что погоду на российских выборах делают пенсионеры, в то время, как молодежь их игнорирует. Пенсионеры – это во многом продукт советской эпохи, выборы они воспринимают как обязательный политический ритуал, участие – как проявление дисциплины. Частью этого ритуала является поддержка патерналистской власти, а значит, электоральный выбор в условиях многопартийности связан с оценкой и сравнением «патерналистского потенциала» существующих партий. Создание необходимой явки на выборах превращается в еще одну избирательную технологию, и закономерно, что в результате ее использования только усиливается участие социально зависимых и потому политически более пассивных слоев. Ведь явка обеспечивается с помощью социальных сетей, зависимых от администраций напрямую (бюджетные организации, воинские части, государственные предприятия и т.п.) или финансово (аграрные хозяйства, менее успешная и не входящая в крупные ФПГ часть промышленных предприятий)63.

PR кампания - это тотальная война, в которой задействованы самые различные ресурсы. Законодательства некоторых стран для обеспечения, так называемого равенства кандидатов, бывает даже предусматривают полное государственное финансирование всех кандидатов, чтоб никто не мог ничем злоупотребить со стороны. Все равно, однако, это не означает, что человек с любым уровнем достатка, в этих странах может избираться куда угодно64. Именно региональные выборы, выборы в главы муниципальных образований, отличаются наибольшей зависимостью процесса политического PR от местных органов власти. В свою очередь, это приводит к тому, что одним из основных ресурсов PR – технологий на региональном уровне становиться административный ресурс.

Основными задачами, которые сейчас ставятся перед административным ресурсом, являются задачи по дискредитации оппонентов, ограничение информационной подачи программ конкурентов и превалирование ангажированной информации, тенденции административного давления. Весь перечисленный арсенал можно отнести к приемам негативного плана. То есть, происходит своеобразный симбиоз PR и административного ресурса. Как уже говорилось выше, многие региональные политики не видят действенного PR без применения этого ресурса. К сожалению, на данный момент, это становиться практикой, которая широко применяется на региональных выборах. Это свидетельствует как о недостаточно высоком уровне политической культуры всего российского общества, так и о происходящей эволюции практик и технологий связей с общественностью.

На региональном уровне очень многие вопросы решаются наличием связей в той или иной области. И следует отметить, что в этом отношении административный ресурс гораздо выгоднее использовать ни как средство принуждения к агитации или голосованию за определенного кандидата, но как рычаг, при помощи которого возможно получить поддержку со стороны избирателей, дополнительное финансирование из бизнес – структур или постараться избавиться от давления вышестоящих структур.

Необходимо также отметить и роль телевидения, которая колеблется в зависимости от уровня выборов. Наименьшее влияние на ход избирательной кампании, телевидение оказывает при выборах местного значения, в основном из – за дороговизны и менталитета избирателей. Проблема дороговизны и не эффективности ТВ рекламы подробно освещалась, когда речь шла о специальных выпусках газет, с менталитетом же связана особенность восприятия телевидения, как источника информации освещающего, в частности, проблемы общегосударственного масштаба. Использование отдельными кандидатами в депутаты телевидения в своей избирательной кампании, диктуется в основном специфическими особенностями. Наибольшее влияние телевизионная агитация имеет на президентских и парламентских выборах65.

Большая часть эфирного времени, отводиться освящению светской хроники, которая состоит из сюжетов о действующей власти, как уже описывалось автором в I Главе. Говорить о независимой журналистике в нашей стране, практически невозможно, тем более в регионах, именно там, где «все у всех на виду» наиболее просто найти рычаги давления практически на любого независимого журналиста66.

В последнее время, в ходе проведения политических кампаний, как в России, так и на региональном уровне, расширилось использование методов, противоречащих федеральному и региональному законодательству, и не соответствующих устоявшимся представлениям об этике политической борьбы в цивилизованном обществе67. Распространение подобных методов, получивших название «грязных технологий», приводит к подрыву доверия населения к власти, вызывает разочарование в возможности демократическим путем повлиять на осуществление власти и, в конечном счете, подрывает стабильность социальных процессов68.

Такие факторы, как низкий уровень правовой и политической культуры населения, высокий процент граждан, фактически не принимающих участия в политической жизни страны в связи с «разочарованием в политике», предоставляют широкие возможности для манипуляции общественным мнением, которое осуществляется путем применения «серых» и «черных» PR – технологий69.

Следует отметить, что количество и качество черного пиара напрямую зависит от уровня выборов, на которых он применяется. Выборы в муниципальные органы власти, являются сейчас одними из самых «грязных» и по качеству и по количеству негативной информации, которую кандидаты распространяют друг о друге. Отсутствие большого количества черного PR на федеральном уровне и в федеральных СМИ, можно объяснить большей степенью предопределенности выборов федерального масштаба, где, как правило, борьба между кандидатами идет не за место, а за количество процентов, которые тот или иной кандидат или партия собираются получить на выборах. Это соответственно и определяет накал борьбы на федеральных выборах. Точнее его отсутствие. Все ограничивается редкими агитматериалами, и редко можно встретить материал, направленный на дискредитацию того или иного участника выборов. Как правило, участники, стараются вести себя корректно и поддерживать имидж «больших» политиков. На выборах регионального масштаба весь накал переноситься на региональные СМИ, в которых идет борьба за электорат. В печатных изданиях распространяется самый разнообразный материал и региональные политики не стесняются копаться в «грязном белье» своих соперников, вытаскивая на свет сенсационный и не всегда правдивый материал, единственная цель которого, не рассказ о достоинствах кандидата или его политической программы, а простая дискредитация в глазах электората.

Почти полное отсутствие независимых СМИ, ангажированность и корпоративная солидарность органов власти всех уровней и избирательных комиссий, не дают нам возможность говорить о построенном гражданском демократическом обществе в регионах и областях РФ. «В ходе избирательных кампаний в национальных республиках очевидно присутствие фактора родоплеменной клановости в борьбе за власть, причем, зачастую эти кланы носят ярко выраженный национальный характер»70. В Астраханской области, где присутствует большое количество народностей и этносов, невозможно проводить политическую PR кампанию не делая поправки на этно – национальный фактор71. Это может быть выражено в различных приемах ведения PR кампаний, как деструктивных, так и более конструктивных. Это может быть простое апеллирование к определенной национальности с просьбой поддержки или может быть, использование напряженности в национальном вопросе, для того чтобы, настроить определенную часть электората против одного из кандидатов. При выборах в главы сельсоветов родоплеменной фактор зачастую играет решающую роль. Так наличие достаточных связей с жителями поселка, может привести к тому, что кандидат полностью откажется от использования политического PR, и решить исход голосования, используя только родоплеменные связи. Это особенно характерно для регионов Южного федерального округа и регионов, где сохранились устойчивые родоплеменные традиции72.

Подводя итог, стоит отметить, что данные факты возникновения многочисленных проблем у кандидата в ходе избирательной кампании, который не занимает административный пост, являются абсолютно нормальным в нынешней политической реальности, как Астраханской области, так и, в общем, по России. Не секрет, что оппозиционным штабам всегда труднее организовывать свою работу, в силу активного противодействия, как со стороны просто конкурента, так и конкурента, имеющего за собой довольной большой административный и финансовый ресурс. Поэтому к возникновению проблем в управлении избирательными штабами, нужно относиться спокойно, даже в тех избирательных битвах, где конкуренты вроде бы равны.

 

    1. Технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра 2004, 2009 и 2012 годах в Астрахани

 

Достижение политиком высокого поста, успех его деятельности и отношение к нему избирателей, в огромной мере зависят не только от реальных поступков, которые совершает этот деятель, но и от того, как они будут преподнесены и им самим, и другими. Иными словами, успех политика зависит от умелого использования механизмов политического PR. Сегодня это – самый распространенный и, по – видимому, наиболее эффективный инструмент политического влияния, ибо ведет массы к добровольному подчинению своим лидерам, подчинению, часто даже не осознаваемому ими.

Информация о работе Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)