Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы в настоящее время достаточно велика, так как выборы регионального уровня, а также выборы глав муниципальных образований, являются наиболее важными для федеральных субъектов, и зачастую представляют собой слабо изученную область. Но это, однако, не уменьшает степени их значимости для политической системы Российской Федерации. Ведь именно на региональном уровне проявляется все разнообразие политических PR технологий. В условиях федеративных отношений в нашей стране очень важно отслеживать процессы и явления, которые возникают в региональной политике. Технологии политического PR на региональных выборах имеют свои особенности и более широкий диапазон применения, нежели на выборах федерального уровня. Также многие особенности регионального политического PR не рассматриваются отдельно и в совокупности с процессами того или иного региона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретико-методологический аспект исследования особенностей PR кампаний в избирательном процессе
PR кампании в избирательном процессе: понятие, исторические этапы становления, теоретические модели……………………......8
Роль PR кампаний в российском избирательном процессе.…….24
Глава II. Практическое применение политического PR в условиях региональных избирательных кампаний на территории Астраханской области
Региональные особенности проведения PR кампаний в ходе выборов разных уровней ………………………………………….34
Технологические особенности избирательных кампаний на выборах мэра 2004, 2009 и 2012 годах в Астрахани……………..43
Оптимизация PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области……………………………………………..53
Заключение…………………………………………………………...…………..62
Список используемой литературы……………………………………………...68

Файлы: 1 файл

Диплом Бекбулатова 2012.docx

— 162.64 Кб (Скачать файл)

У О. Шеина в 2009 и 2012 годах практически отсутствовала такая важная часть PR как агитационно–рекламный блок. Соперники данного кандидата активно поработали, чтобы данный блок был нейтрализован. Агитационный материал изымался, листовки срывались, буклеты с программными положениями доходили до избирателей ограниченным количеством.

Еще одной комплексной проблемой, с которой столкнулась оппозиция во время выборов 2004, 2009 и 2012 гг., стала проблема применения административных механизмов давления со стороны городской власти90 на контролирующие органы, которые в идеале, должны были отвечать за порядок проведения избирательной кампании; на бюджетные структуры, через которые реализовывалась воля городских властей; также большое давление было оказано на руководителей территориальных избирательных комиссий, которые вынуждены были работать в соответствие с указаниями вышестоящих органов власти. Поэтому об эффективном контроле, в данном ситуации за ходом выборов, не могло быть и речи91.

Использование, так называемых «телефонных технологий» и технологии «от двери к двери», также некоторое время назад было достаточно популярным у организаторов выборов. Использование данных технологий можно было активно наблюдать на выборах 2004 и 2009 годах. Например, технология «позднего» звонка, смысл которой сводился к раздражению избирателя, разбуженного ночью от лица какого – либо политического оппонента различными вопросами, связанными с выборами от лица конкурентов92.

Нельзя не упомянуть и о других грязных технологиях, применяемых на всех выборах в Астраханской области. К таким можно отнести: технологии «политического граффити», распространение слухов и выпуск анонимных листовок, «подкуп» населения. Например, на выборах происходит наклеивание листовок, агитационного материала на полуразвалившихся постройках, стенах «долгостроев», мусорных баках, таким образом, имя кандидата связывается со многими проблемами социальной действительности в сознании избирателя93. А на выборах мэра 2009 года в Трусовском районе,  появились листовки на дверях – домофонах, в связи,  с чем людям было затруднительно попасть домой.

Таким образом, во всех кампаниях по выборам мэра Астрахани  применялись новые для местных условий методы организации политических коммуникаций. Особые политические условия и обширный административный ресурс, позволили впервые в современной истории Астрахани, осуществить практически полную информационную блокаду оппозиции. Как уже говорилось выше и в 2009 и 2012 гг., блокада была достигнута в электронных СМИ (вплоть до «глушения» телепередач центрального ТВ, посвященных астраханской оппозиции), печатных СМИ (отказ ведущих местных газет от размещения информации от оппозиции) и даже в коммуникациях непосредственного общения (диверсионная работа по срыву встреч оппозиции с избирателями). Был применен широкий диапазон «черных» технологий, которые деструктировали альтернативные политические силы на момент выборов мэра Астрахани.

 

 

2.3. Оптимизация PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области.

Управление политическими кампаниями в Астраханской области ведется «по старинке». Планирование политических проектов осуществляется на основе опыта приглашенных политтехнологов и финансовых возможностей политических партий. Основным носителем информации о ходе региональных выборов по – прежнему является бумага, информационные потоки отлажены плохо, иными словами, «левая рука не всегда знает, что делает правая». Наемные участники избирательных кампаний не всегда четко знают, кто, что и в каком объеме будет делать на следующем этапе, поэтому в штабе, в период PR кампании, зачастую можно увидеть толпы агитаторов, ожидающих указаний и материалов для работы. Система мотивации участников избирательной кампании выражена исключительно в тарифах на определенные виды работ. Что же касается системы контроля, о ее качестве можно не говорить, потому что нет ничего сложнее, чем контролировать хаос.

Панацеей в данном случае может выступить модернизация всей системы управления политической деятельностью: упорядочение политических процессов, отлаживание информационных потоков, распределение центров ответственности, частичная или полная автоматизация работы участников политической деятельности94.

Слово «автоматизация» означает полное или частичное устранение физического труда. В процессе автоматизации, труд людей замещается работой оборудования. Цель автоматизации — повышение производительности и эффективности.

В настоящее время, большинство политиков используют компьютеры для ускорения политических процессов, для учета и управления политическими акциями. Иногда лидеры политических движений пытаются решить проблемы в работе партий и избирательных кампаний при помощи автоматизации, не предполагая, что их источник может находиться в самой системе управления или ее отсутствии. Именно поэтому, сначала необходимо найти и разрешить проблему на уровне политических процессов, а потом уже приступать непосредственно к автоматизации. Иначе, если автоматизировать беспорядок, то получится автоматизированный беспорядок.

На современном рынке информационных технологий стран СНГ чаще всего можно встретить автоматизированные системы для таких подразделений как: бухгалтерия, отдел продаж, складское хозяйство, кадровая служба, финансовая служба. И практически отсутствуют компьютерные решения для управления политической деятельностью. Корни

этой проблемы лежат в том, что предмет «управление» редко применяется к политической деятельности и сама политическая деятельность больше понимается как искусство, нежели как четкая системная технология95.

На сегодняшний день на рынке стран СНГ уже появляются компании, предлагающие решения, которые, одновременно с созданием информационной системы, оптимизируют деятельность всей партийной структуры, могут повысить эффективность и управляемость политических проектов.

Следует отметить, что PR кампании должны осуществляться не только в период предвыборной гонки, но и в целом между выборами, что, к сожалению, не развито в регионе. Конечно основная цель – подготовка к предстоящим выборам, своеобразная подготовка почвы, налаживание контактов способных оказать влияние на дальнейшие политические процессы и сыграть свою роль в период избирательной кампании. Отдельно можно выделить следующие направления работы в промежутки между выборами96:

  • организация и проработка встреч с избирателями и на предприятиях; 
  • создание репутации социально ответственного человека;
  • анализ социально – политической обстановки в регионе;
  • подготовка к ведению предвыборных кампаний;
  • аккумуляция ресурсов и кадров для предстоящих действий;
  • поиск союзников, создание коалиций.

Как на региональном уровне, так и на федеральном политический PR не является феноменом только предвыборного промежутка времени. Действия участников политического процесса и потенциальных участников выборов освещаются СМИ (как печатными, так и телевиденьем) постоянно. В основном то, кого показывают и, то, как часто показывают – зависит, на взгляд автора, от уровня функционирования власти, а промежутка времени, оставшегося до выборов.

Использование черных технологий в современном избирательном процессе также накладывает свой отпечаток на PR кампании. Исследование выборов в регионах, наглядно свидетельствует о том, что именно там неравенство стартовых условий и ресурсной базы создает для партии власти явное преимущество. В других партиях катастрофически не хватает не только ресурсов для ведения дорогостоящих кампаний в округах, но и ярких, перспективных кандидатов, способных бороться с административной машиной. Это говорит о факте несовершенства регионального законодательства и недостаточном контроле со стороны федерального центра. Хотя ситуации складываются именно с подачи федерального центра, способного раздавать дополнительные бонусы кандидатам выгодным для федеральных властей.

Отсутствие единого законодательного акта, способного регулировать процесс проведения предвыборной агитации и четко разграничивающего понятия корректного PR и PR, который способен нанести вред репутации оппонента, приводит к тому, что на региональных выборах используются технологии, основанные на принципе: «цель оправдывает средства». Это приводит к большому количеству нарушений местного законодательства субъектами Российской Федерации  и приводит к скандальному характеру каждой предвыборной кампании.

Вопрос законодательного обеспечения деятельности в области PR является одним из решающих факторов для дальнейшего развития PR в России. Сегодня законодательство в этой сфере находится на начальной стадии формирования, что обусловлено не только интенсивной динамикой институциональной эволюции PR и низкими темпами развития законодательства.

Таким образом, нельзя не принимать во внимание то, что не существует универсального законодательства способного осуществлять контроль и регулирование применения политических технологий на выборах в регионах. Существует ряд законодательств субъектов Российской Федерации, которые осуществляют контроль за проведением предвыборных кампаний, но с развитием современных PR технологий, многие законодательные акты с легкостью могут быть преодолены. Это то и  приводит к использованию различных нелегитимных PR технологий97.

Автором, были выделены региональные особенности процесса проведения PR кампаний. Среди них:

  • более высокая степень влияния так называемого «административного ресурса»;
  • низкий, по сравнению с кампаниями федерального масштаба, уровень финансовых возможностей у региональных кандидатов;
  • проблема недоступности, ограниченности информационных и финансовых ресурсов;
  • слабая организация, недостаточная проработанность структуры штаба.

Учитывая все вышесказанное, в качестве основных путей по оптимизации PR кампаний в избирательном процессе Астраханской области, автор предлагает следующие рекомендации:

1. Улучшить систему финансирования кампаний региональных кандидатов во избежание появления ситуации неравенства финансовых возможностей сторон, как это сложилось на выборах мэра г. Астрахани 2009г. Оппозиционные партии также должны получать соответствующую поддержку со стороны государства, чтобы выборы стали действительно демократическими;

2. Усилить  контроль со стороны федерального  центра за местными властями, во избежание появления ситуации использования административного ресурса;

3. Шаги по демократизации избирательного процесса будут способствовать формированию открытого конкурентного информационно – коммуникативного пространства, без цензурных ограничений и административного ресурса, что соответствует конституционному принципу равенства, в ходе предвыборной борьбы;

4.  Внедрять методики стратегического планирования в практику ведения региональных избирательных кампаний, путем приглашения иногородних специалистов, обучения собственных специалистов –политтехнологов. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение, обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.

В некачественном проведении или в полном отсутствии стратегического планирования заключается одна из причин столь частых в России неожиданных поражений лидеров избирательных кампаний и побед на них кандидатов, имевших невысокие шансы на победу98.

Отсутствие стратегического планирования в свою очередь приводит к распространению на выборах в России, особенно регионального уровня, грубых, не всегда законных, часто называемых «грязными» методов ведения избирательных кампаний. В отсутствие эффективных стратегий у ряда кандидатов, появляется желание любой ценой не допустить победы конкурентов. Именно поэтому представляется, что внедрение методик стратегического планирования в практику ведения избирательных кампаний в России, позволит эффективно противодействовать так называемым «грязным» избирательным технологиям и будет способствовать превращению политического консалтинга в более цивилизованный бизнес99.

5. Усовершенствовать  законодательное обеспечение деятельности в области PR. Ввести более жесткие меры наказания за использование «черного PR»,  PR в день тишины (что часто используют кандидаты власти на всех уровнях избирательного процесса).Речь идет о том, что соответствующие санкции за нарушение избирательного процесса должны налагаться вне зависимости от политической конъюнктуры.

Важную роль играет пока еще не развитая культура политического выбора (электоральная культура) россиян, которая непосредственно связана с общей политической культурой общества. Насаждавшийся в сознании людей в течение семи десятков лет законодательный нигилизм, убеждение в бессилии простого человека перед государственной машиной, привели к тому, что люди в процедуре выборов не видят механизма влияния на свою жизнь, не всегда способны разобраться в политических обещаниях кандидатов и рационально обосновать личный выбор, а поэтому часто голосуют по подсказке, либо вообще игнорируют выборы. Большая часть избирателей, не способна и не хочет брать на себя ответственность за результат выборов, считая, что при любом политическом раскладе они все равно проиграют100.

Отсутствие сформировавшейся системы гражданского общества и недостаточное развитие способности граждан к самоорганизации, порождает потребность в «хозяине», объективно ведут к росту и влиянию бюрократии в обществе, нарастанию напряженности, непонимания, недоверия между властью и народом. Это не может не сказаться на активности участия граждан в политическом процессе. Эту проблему можно было бы решить путем перераспределения регионального политического ресурса, направленного на то, чтобы вызвать у людей желание принять участие в выборах.

Информация о работе Политические PR кампании в избирательном процессе (на примере Астраханской области)