Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:51, дипломная работа
Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей влияния PR-коммуникации на социокультурную динамику (на основе анализа динамических изменений социальных представлений жителей г. Томска о строительных организациях). Для достижения поставленных целей в работе предполагалось решить ряд задач:
Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме влияния различных форм массовой коммуникации на социокультурные изменения.
Описать социальные функции PR в современном обществе.
Рассмотреть основные модели социокультурной динамики в классических социальных науках, проанализировать семиосоциопсихологический подход к изучению социокультурных эффектов PR-коммуникации.
Провести анализ вторичной информации (аналитические данные 2002 года, информационные материалы PR-кампании ТДСК).
Провести эмпирическое исследование социальных представлений жителей г. Томска о ведущих строительных компаниях.
Осуществить анализ изменений социальных стереотипов и ценностей томичей в результате реализации PR-кампании ТДСК.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и практические проблемы изучения социокультурных эффектов PR деятельности
Социальные роли и функции ПР в современном обществе
Модели социокультурной динамики в классических социальных науках
Современный семиосоциопсихологический подход к изучению социокультурных эффектов PR-коммуникации.
Глава 2. Исследование динамики социальных установок в результате осуществления PR-кампании
2.1 Описание аналитической базы, методов исследования
2.2 Анализ вторичной информации
2.3 Изучение структурно-содержательных особенностей социальных представлений томичей о строительных организациях
2.4 Сравнительный анализ
Заключение
Литература
Приложение. Образец психосемантического опросника
Третий этап связан
с идентификацией, интерпретацией
выделенных факторных структур.
Интерпретация выделенных
2.2 Анализ вторичной информации
Для достижения поставленной цели первым этапов нашего исследования стал анализ вторичной информации, предоставленной сотрудниками ОАО «Томская домостроительная компания».
Материалами анализа выступили
результаты психосемантического
Анализ материалов осуществлялся
исходя из целей исследования –
мы пытались выявить содержание и
структуру ценностно-
Исследователи использовали импликативную процедуру построения матрицы данных: респондентам предъявлялся опросник, разработанный на основании результатов фокус-групп.
Объектами исследования выступили ведущие строительные организации города. В рамках изложения результатов дипломного исследования представляется неправомерным указывать другие предприятия, поэтому в тексте они будут обозначаться условно – «компания X», «компания Y» и т.д. Кроме того, в числе объектов исследования присутствовала «идеальная строительная организация», особенности оценки которой указывают на наличие-отсутствие тех или иных потребностей в отношении рынка строительных услуг.
Категории оценивания:
В исследовании весны 2001 года приняло участие 487 респондентов:
Приведем основные параметры выборки:
Пол: мужчин – 50,7% женщин – 49,3%
Возраст: 18 – 21 – 24,4% 41 – 50 – 13,3%
22 – 30 - 20,2% 51 – 60 – 11,1%
31 – 40 – 18,5% 61 – 70 - 12,5%
образование: высшее, незаконченное высшее - 66,2%
средне – специальное – 22,5%
среднее – 11,3%
род занятий:
студент – 18,3%
служащий бюджетной сферы (служащие на производстве) – 22,4%
предприниматель - 10,3%
пенсионер - 12,3%
сотрудник частного предприятия - 18,2%
рабочий - 6,3
домохозяйка - 4,1
управленческий аппарат (чиновник) – 8,1%
доход: менее 1000 – 28,2%
1000 – 2000 – 33,8%
2500 – 5000 – 22,5:
5000 - 10 000 – 11,3%
более 10 000 – 5,6%
жилищные условия: имеете собственное жилье – 56,3%
не имеете собственного жилья – 43,6%
планируете приобрести жилье:
На основе индивидуальных протоколов респондентов была получена общегрупповая матрица данных, которая обрабатывалась с помощью статистической процедуры факторного анализа – метода главных компонент.
В результате обработки данных по всей выборке с помощью факторного анализа выделено четыре устойчиво-значимых фактора (устойчивость проверялась путем аналогичной обработки половинной выборки матриц, полученной случайным способом).
В контексте цели и задач нашего дипломного исследования полученные факторы представляют собой ценностно-нормативные критерии оценки томичами исследуемого аспекта действительности. Их интерпретация поможет нам понять социокультурную ситуацию того периода, которая и определила особенности PR – проектирования.
Первый фактор (объясняющий 69,3% общей дисперсии):
|
0,92 |
|
-0,92 |
|
0,91 |
|
-0,91 |
|
0,84 |
|
-0,87 |
|
0,78 |
|
-0,87 |
|
0,77 |
|
-0,84 |
|
0,76 |
|
-0,81 |
|
0,75 |
|
-0,81 |
|
0,75 |
|
-0,64 |
|
0,75 |
||
|
0,71 |
||
|
0,68 |
||
|
0,67 |
||
|
0,67 |
||
|
0,66 |
||
|
0,62 |
||
|
0,60 |
||
|
0,55 |
||
|
0,55 |
||
|
0,51 |
||
|
0,50 |
Этот ведущий, мотивационно-ценностный аспект социальных установок томичей обозначен «Уважаемый, известный руководитель – гарант надежности и качества – Страшно доверить свои деньги». Подобная ситуация, когда семантически неоднородные категории ассоциативно объединяются в фактически единственный критерий, свидетельствует об отсутствии дифференцированного оценивания изучаемой отрасли – по принципу «хорошо или плохо», «черное или белое». Принципиально, чтобы во главе фирмы стоял достаточно известный и уважаемый человек, который как раз таки и выступает залогом надежности и профессионализма предприятия в целом, защищает не только от риска, но и гарантирует качество и экологичность жилья.
Высокий уровень эмоциональной
нагруженности этого ценностног
Второй фактор составляет 9,6% общей дисперсии:
|
0,93 |
|
0,87 |
|
0,75 |
|
0,71 |
|
0,67 |
|
0,62 |
|
0,56 |
|
0,55 |
|
0,55 |
|
0,54 |
|
0,53 |
|
0,52 |
|
0,51 |
|
0,50 |
|
0,49 |
Второй ценностный
параметр установок томичей,
Третий фактор (5,7%) представлен полярными группами категорий:
|
0,80 |
|
-0,51 |
|
0,63 |
|
-0,43 |
|
0,56 |
|
-0,34 |
|
0,54 |
||
|
0,52 |
||
|
0,47 |
||
|
0,46 |
С точки зрения высших смысложизненных ориентаций особую значимость приобретает третий критерий - «Крупная организация, заботящаяся о будущем Томска и томичей – Временщики, стремящиеся быстро обогатиться». В данном случае, речь как раз идет о социальной роли организации, степени ее влияния на стабильность и благополучие территории. Однако, если принимать во внимание иерархическое положение этого критерия, то становится очевидным – хотя эти характеристики и присутствуют в оценочной системе томичей, они все же не столь актуальны.
Четвертый фактор (3,4% общей дисперсии):
|
0,90 |
|
0,74 |
|
0,70 |
Четвертый фактор отражает, скорее реальное, на тот момент, положение дел: имплицитно существует мысль, что строительные компании могут различаться по степени благосклонности к ним властных структур.
Выявленные факторы-критерии выступают ценностными шкалами, в пространстве которых могут быть описаны имиджи отдельных строительных фирм.
Рис. 1. Расположение объектов исследования в мотивационно-ценностном «пространстве»
Представленная диаграмма
позволяет количественно
Таким образом, ведущим (в иерархии ценностей) эмоционально-смысловым критерием дифференциации строительных организаций весной 2001г. выступил биполярный конструкт «Уважаемый, известный руководитель – гарант надежности и качества - Страшно доверить свои деньги». Высокий уровень эмоциональной нагруженности этого ценностного аспекта, детерминирующего и направляющего повседневное поведение потребителей, отражает остроту и актуальность проблемы строительства на тот момент. Исходя из представленной оппозиции, тревожность и страхи могут быть компенсирована только за счет персонифицированности этой отрасли. Другими словами, восприятия и поведение населения по отношению к строительным фирмам обусловливалось неудовлетворенной базовой потребностью в безопасности. Наряду с этим, в структуре оценочных критериев обнаружился императив - «крупная организация, заботящаяся о будущем Томска и томичей», однако этот смысл был значительно менее актуализированным в обыденном сознании.
Информация о работе Социокультурные эффекты деятельности по связям с общественностью