Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 18:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы для экзамена (зачета) по "Экономике"

Файлы: 5 файлов

БЛОК 1.doc

— 319.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

БЛОК 2.doc

— 507.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

БЛОК 3.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

3. 1. Сущ-ть и содерж-е мен-та. Цели и задачи мен-та орг-и. Принц. упр-ния.

Мен-т–самост-й вид профес-й деят-ти, направл-й на достиж-е намеч-х целей путем рацион-го использ-я матер-х и труд-х рес-ов с применением эк-ких методов упр-я. Мен-т – это 1. способ, манера общения с людьми 2. власть и искусство упр-я 3. особого рода умелость и админ-е навыки 4. орган упр-я,  адм-я единица.

Предметом науки мен-т явл. обществ-е отнош-я м/у людьми в сфере упр-я, выявления ф-ров и усл-й, влияющих на эф-ть трудовой науки.

Мен-т предпол-т: 1.Ориентацию п/п на спрос и потреб-ти рынка, запросы конкр-х потр-лей и орг-ю произ-ва тех видов прод-ии, к-е польз-ся спросом. 2.Пост-е стремление  к повыш-ю  эфф-ти пр-ва, получению оптим-х рез--в с меньшими зат-ми. 3.Хоз. самост-ть, обеспечивающую свободу принятия реш-й тем, кто несет ответ-ть за конеч.резуль-ты деят-ти п/п и его подразд-й.

Термин «мен-т» явл. аналогом термина «Упр-ние», но термин «Упр-ние» неск-ко шире, поскольку прим-ся в разных видах чело-ой деят-ти (Н-р, упр-ние транспорт. Ср-ми), к разным сферам деят-ти (упр-е в живой и неживой природе, упр-е гос-вом; к разным органам упр-я (подразд-ям в гос. и общ-х орг-ях, а т/ж на п/п разных форм соб-ти). Термин «Мен-т» прим-ся лишь в упр-и соц-эк-ми процессами на ур-е п/п

Конечная цель мен-та сост-т в обеспеч-и прибыльной деят-ти п/п путем рац-ой орг-ии произв-го процесса, развития технико-технол-й базы, а т/ж эфф-го исп-я кадрового потенц-а.

Важнейшей задачей мен-та явл. орг-я пр-ва т. и у. с учетом спроса потр-лей на основе имеющихся рес-сов, обеспечения рентаб-ти п/п, его стабиль. положения на рынке. В задачи мен-та входит:1.Стимул-е работы сотруд-в путем создания д/них усл-й тр. и выплаты з/п. 2.Пост-й контроль за деят-тью п/п, корд-я работы всех подразд-й. 3.Опр-ния конкрет целей разв-я п/п. 4.Разр-ка стратегии разв-я. 5.Выработка с/с меропр-й д. достиж намеч-х целей.

Класс-я принц-в упр-я: 1.Сочет-е гос-х и коммер-х целей; 2.П/п опт-го сочетания централиз-и и децентрал-и. В упр-нии необх-мо исп-ть единоначалие (руков-ль конкр-го ур-ня упр-я  польз-ся правом единоличного решения) и коллегиальность (выработка коллег-го решения на осн мнений рук-лей разного ур-ня); 3.П-п научной обоснов-ти–научное предвидение, планир-е…все управл действия д осущ-я на базе примен-я науч методов и подходов; 4.П-п плановости: установл-е осн-х направл-й и пропорций развития орг-и в перспективе. 5.П-п матер-го и мор-го стимулир-я. Демократиз-я упр-я–участие в упр-и орг-цией всех сотруд-ков. 6.Функцион-я специф-я в сочетании с универс-тью: каж-у объекту упр-я (отделу, цеху, бригаде, звену) им-ся свой подход, учитывающий его специфику, однако на ряду со специф-й примен-ся универс подходы ко всем людям. 7.П-п ответ-ти. Созданиие четкой орг стр-ры, разр-ка полож-й о подразд-х и т.д.8.П-п подбора и расстановки кадров д проводится так, чтобы каж-й на вверенном ему участке мог наиб эфф-но вып-ть порученную ему р-ту. 9.П-п эконом-ти и эфф-ти. В произ-ве необх добив-ся не только эфф-го сочет-я людских и матер рес-сой, но и наибольшей экономии сил и наиболее производит-го применения труда. 10.П-п оптим-го сочетания отрасл-го и террит-го упр-я. Отрасл-е упр-е хар-ет необх-ть развития диверсификации пр-ва, углубления его специализ-и концентр-и. Терр-ное упр-е – проблемы наиболее рацион-го размещ-я и развития пр-ва. 11.П-п преемственности хоз. реш-й. Преемственность необх-ма при разр-ке и реализ-и хоз планов с тем, чтобы инф-я была сопоставима.

 

 

3. 2. Ф-ции упр-я и их класс-я.

Ф-ция мен-та–конкрет вид упр-кой деят-ти, к-ый осущ спец. Приемами и способами, а т/ж соотв-е орг-и р-ты и конт-ль д-ти. Ф-ции имеют спцифич хар-р, особое сод-ние и м осущ-ся самос-но, быть связанными м/у собой. Ф-ции м представать как виды упр-го Т, связ-ные с воздействием на упр-кий об-т.

ОСНОВНЫЕ ф-ции мен-та:

План-ие. В процессе план-я принимается реш о том, какими дБ цели орг-и и что д делать её члены, чтобы достичь этих целей.

Орг-ция.Обеспеч выполн-я реш-я с организ-ой стороны, т.е. создание таких упр-ких отнош-й, к-ые бы обеспеч наиб эфф-ные и результативные связи м/у всеми Эл-ми и подс/с-ми п/п.

К-ль. Процесс сопоставления факт-ки достигнутых рез-тов с запланированными.

Регулирование. Упр-кая ф-ция по ликвидации отклонений, возник-х в хожде процесса произ-ва и упр-я и приведению с/с упр-я и об-та упр-я в равновесное состояние.

Координация. Сосредоточ-е рес-в на решающих участ-х и направл-ях д/наилучшей реал-ции пост-х  целей; кооперация Т и произ-ва во времени и пространстве; опр-ние оптим-х внутрипро-х связей, транспорт-х потоков и т.д.

Мотивация. Процесс побуждения каждого работника и всех членов колл-ва д/удовлетв-я своих потребностей и д/достиж целей орг-ции.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ф-ции мен-та. Данные ф-ции отраж-т особ-ти стр-ры орг-ции, её спец-цию, технологию пр-ва пр-ии,опр-ют особ-ти разделения упр-кого Т. Каждый работник аппарата упр-я или их группа, отдел, служба заняты выполн-ем не только общих ф-ий упр-ия, но и своих собственных спец-ых.

Общее рук-во–выработка целей и задач орг-ции, её стратегии (рук-ль орг-ии, гл. спец-ты). Оператив-е рук-во (рук-ли сред звена) вкл в себя ф-ии орг-ции, координации, регулир-я. Технологическое рук-во (агрономич-е, зоотех-е и др.)

Технико-эк-кое рук-во (спец-ты эк службы совместнго со спец-ми других произв. отраслей). Опр-ся общей ф-цией упр-ия – план-нием.

Маркетинг. Призван приспособить пр-во к требованиям рынка (маркетологи).

 

3. 3. Методы упр-ия: сущ-ть, осн виды, особ-ти использ-ия.      М-ды упр-ия–сов-ть приемов и способов воздей-я упр-щей с/с на упр-мую д. достиж-я поставл-х целей. М-ды упр-ия хар-ют ср-ва, с/п к-ых м добиться реал-ии поставл-ых задач, способы возд-я на подчин-х в рамках поставл-х целей.

М-ды–не факт-ие действия, а возможные способы упр-ия. Рассматривая сущн-ь и сод-ние м-дов упр-ия, след-т исходить из того, что интересы людей всегда разнообразны. Различают матер-ую, соц, духовную и организ-ую мотивации.

Эк-кие м-ды упр-ия осущ-ся путем создания эк-х условий, побужд-щих раб-ов и труд колл-вы действовать в нужном направл-ии и добиваться решения поставл-х п/д ними задач в соотв-ии с общегос-ми, колл-ми и лич интер-ми.

Эк м-ты–с/с эк-х рычагов целенаправл-го воздействия на объект упр-ия, построенная на использ-ии эк-х з-нов и интересов.

Важное место занимает нормир-е труда. С ним связана ОТ и соотв-но матер-ая заин-ть раб-ов. Если нормы научно обоснованы, практически проверены, реальны и справедливо оплачив-ся, то руководствуясь ими раб-к приучается работать добросовестно, производительно. Если нормы занижены, чел. будет работать в полсилы. Эфф-ть эк-их м-дов м оценить по темпам роста V, прибыльности и рентабельности пр-ва, уровня производит-сти и ОТ и т.д.

Админ-ные м-ды. Упр-ние произв процессом требует пост-го координир-ия и регулир-ния, осуществ-мых с/п мер админ-го регулир-ния. По сравнению с эк методами адм-ные более оперативны, предпол-ют обязательное испол-е предписаний руковод-ля, в противном случае неизбежна как дисциплинарная, так и матер-я отв-ть.

Особ-ти: выражают отношения соподчиненности и действуют в принудит порядке; предписывают четкую программу действий исполнителя; огранич-ют свободу выбора исполнителя за исключением самост-ти, предоставляемой в рамках получ-го задания; использ-е адм м-дов связано с использ-м не только всех упр-ких ф-ций, но и др мет-ов упр-ия; ср-ва адм воздействия отлич-ся по степени жесткости–от прямых приказов до рекомендаций и советов; невыполнение адм-х предпис-й рассм-ся как наруш-е труд дисцип-ы и влечет соотв-ие меры взыск-я.

Соц-псих м-ды. Во многом работа колл-ва зависит от удовл-ния потр-стей сотр-ков духовного и соц-го хар-ра. Сюда относят: повыш-е образоват-го ур-ня раб-ков, улучш-е усл-й тр. и быта; формир-е труд-х колл-вов с хорошим соц.-псих. климатом. К соц.-псих. м-дам относ-ся: соц план-ние, преемственность (сохр-ние трад-ий колл-ва), регулир-ие и нормир-ие, обмен опытом, учеба, соревнования, моральное стимулир-ие (уваж-е и доверие к хорошо работающему сотруд-ку; критика-умение разбирать), оптим-е сочет-е принужд-я и поощрения и т.д.

 

 

 

3.4. Развитие науки упр-я, хар-ка осн школ упр-я.  «Школа научн упр-я» начало 20 вв США Ф.Тейлор.  Его книга «Принц. научн упр-ия»-начало признания мен-та наукой и самост-ой частью исслед-ий. 5принципов: 1)научный отбор рабочих, 2)научное изучение тр., 3)спец-ция работы, 4)важность побудит-х мотивов (з/п), 5)справедливое распред-ние ответ-сти м/у рабочими и управляющими.

Школа адм-го (классич-го) упр-ия. А.Файоль. Функционир-е любой орг-ции свел к осн видам деят-ти: технич-й, бухгал-й, коммерч-й, финн-й, админ-й и тд. 14 принц.: 1.разделение тр., 2.власть и отв-ть, 3.дисциплина, 4.единоначалие, 5.единство рук-ва, 6.подчиение личных интересов интересам орг-ии, 7.вознагражд-е, 8.централиз-я, 9.иерархия руковод-лей, 10.порядок во всем, 11.справедл-сть, 12.стаб-сть рабо-го места д/персонала, 13.инициатива, 14.корпоративный дух.

Последователь Г.Эмерсон. выделял 12 принципов. Л.Урвик большое внимание уделял принципу делегирования. М.Вебер. разр-л теорию идеального типа орг-ии, названной им термином бюрократия. Г.Форд явл. организатором промышл-го произв-ва, разработки и внедрения конвейерного произ-ва. Классич-я школа подверглась критике за её ограничен-ь, игнорир-е чел-го ф-ра, но она дала развитие др-м школам.

Основы школы «чел-х отнош-й» заложили М.Фоллей и Э.Мейо. Рекоменд-ли предприн-лям обращать особое внимание на хар-р взаимоотнош-й адм-ции и рабочих, проводить спец меропр-я д. формир-я хор соц.-псих. климата; доказали, что чувтсва, настроения, убеждения и личные взаимоотнош рабочих не менее важны д. роста Пр, чем рацион-ое размещение оборуд-я.

А.Маслоу. Пирамида потребностей. (снизу: физиолог-е потребности, безопасность, общение, уважение, самореализация).

Эмпирическая школа упр-ния П.Друкер. Предст-ли д-ой школы считали, что гл задача ученых в области упр-я–сбор и обобщение матер-лов к пр-ке и разр-ка на этой основе рекомендации управляющим.

Новая и новейшие школы упр-ния. Стали обращать внимание не только на саму орг-ю, но и на внешн. ср. Открыли значение «организац-й ку-ры» как мощного инструмента упр-ия. Усилилось внимание в 90-х гг не только к орг-ной ку-ре, но и к различ-м формам демократизации упр-ия.

Совр-ые теории упр-я. Т.Питерс, Р.Уотерман, Р.Паскаль, Э.Атос. «7 с». Эффект-я орг-я формир-ся на базе 7взаимосвяз-х составл-щих: стратегия; стр-ра; с/с; штат орг-ии;стиль; квалиф-я кадров, орг.ку-ра; разделяемые ценности.

В наст. вр. в мире сформиров-сь 3 основных школы упр-я: американ., японск и европ.

 

3. 5. Предпр-ие  как с/с и понятие «с/с упр-я».

Орг-я–процесс, ч/з к-й созд-ся и сохр-ся стр-ра упр-мой либо упр-щей с/с. Орг-я–сов-ть взаимоотнош, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деят-ти, кот-е имеют место в процессе совместного тр. Орг-я –группа людей с общ целями. Требования к орг-и: наличие не менее 2 людей, к-е считают себя частью этой группы; наличие, по кр. мере, 1 общественно полезной цели, к-ую принимают как общую все члены данной группы; наличие членов группы, к-е намеренно раб-ют вместе, чтобы достичь общей цели.

Процесс упр-я хар-ся единством 2 подс/с: 1. упр-мая подс/с (объ-т упр-я) – сов-ть различных эл-в (трудов. коллективы, отдель. р-ки), обеспечивающие созд-ие матер-х и нематер-х ценностей. 2. Упр-щая подс/с (субъ-т упр-я)–сов-ть различ-х органов упр-я и отд-х его р-ков, к-е осущ-ют целенаправл возд на упр-мую с/с (объ-т упр-я).

 

3. 6. Понятие орг-и и общая хар-ка. Класс-я орг-й.

Орг-я–процесс взаимод-я людей, напр-й на достиж опр-х целей. Орг-я возникает тогда, когда поставленная цель превосходит возможности одного отдельно взятого человека. Орг-я – это интегрированное целое, в к-ом все с/с объед-ы общей деят-тью.

Осн.эл-ты любой орг-и–люди, цели, задачи и упр-е, ресурсы. Жизнедеят-ть орг-и состоит из 3 основополагающих процессов: 1.получение «сырья» из внешнего окружения. 2.изготовление «продуктов» 3.передача «продукта» во внеш ср»

Классиф-я:1.орг.-прав. форма: АО, кооператив, товарищ-во, малое предприятие, ИП. 2.по р-рам: малые до 50 чел, средние 50-500 чел, крупные более 500человек. 3.По отношению к Пр: коммерч и некоммерч. 4.по сфере деят-ти с/х, производственные, торговые, закупочные, сбытовые, снабженческие.

 

 

3.7.Орг. стр-ры упр-я. Проектир-я орг.стр-ры.

Орг.стр-ра–сов-ть подразд-й, вспомогат-х и обслуж произ-в. Орг.устр-во оказ-ет решающее влияние на число ступеней в упр-и, хар-р взаимоотнош-й общехоз-х и нижестоящих звеньев. Стр-ра упр-я д отражать орг.устройство объекта упр-я, его иерархию. Существ-е влияние на стр-ру упр оказ-ет размещение произ-в.подразд-й, наличие дорого, филиалов, отделений. На построение стр-ры упр-ния кроме внешних и внутр ф-ров оказ влияние ф-ры непосредствен-го упр-кого (орг-ного) хар-ра: степень соотвествия стр-ры упр-ния в орг-ции стр-ре произ-ва, степнь централизации и децентрализации, управляемость. (нарисовать схему стр-ры упр-ния себе для примера).

Принципы построения стр-ры упр. Стр-ра упр хар-ся многими св-вами (полномочия работников, их отв-ть, отношения м/у ними), поэтому при её формировании необх-о  сочетать все имеющиеся ф-ры.

Осн пр-пы построения стр-ры упр: 1. демократич основы упр-я. 2. п-п системного подхода требует формир-я сов-ти упр-х реш-й, реализаующих все цели функц-ния орг-и. 3. п-п управляемости предусм-ет фиксир-ое соотношение числа рук-лей и подчиненных. 4. П-п соответствия субъекта и объекта упр-я. Стр-ра упр-н д формир-ся исходя из особ-тей оьб-та упр-я. 5. П-п адаптивности. Проектируемая стр-ра д быстро реагир-ть на измен-е внутр и внеш эк-х усл-й. 6. П-п специализации: при проектировании  стр-ры упр-я необх-мо объединять упр-кие работы, повторяющиеся хар-ром операций, однородностью приемов и методом упр-я. 7. П-п централизации –сосредоточение на высшем ур-е прав на окончат принятие решения.8. П-п профессиональной регламентации – кажд звено, отдел, служба работает на достижение опр-х целей и несет полн отв-ть за качество своих действий. 9. П-п правовой регламентации отражает условия и порядок функц-ния каждого подразд-я, а т/ж степень его значимости и самостоят-ти. Правовыми нормами контролир-ся необход-ть создания новых подразд-й, реорг-ции уже существ-х. 10. П-п экномичности. Требуемый эффект д достигаться при мин-ых затратах на упр-кий аппарат, экономное использ-е труд-х, матер-х и фин рес-сов пр-ва.

П-пы детализируются правилами создания стр-ры упр-я: 1. стр-ра упр-я д/б предельно проста. 2. схема стр-ры упр-я д/б обозрима. 3. каждому раб-ку необх-мо иметь должностную инструкцию. 4. инф-ционные каналы д обеспечивать передачу инф-ии как в прямом направлении (передача упр-ких решений), так и в обратном (контроль исполнения). 5. линии подчиненности и отв-ти д/б четкими, необх-мо избегать двойного подчинения. 6. Координ-я всей деят-ти осущ-ся на ур-е гл спец-тов. 7. окончат решения приним на ур-не рук-ля орг-ии с учетом возможностей и перспектив её развития.

госэкзамен - специализация.doc

— 294.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

специализация.doc

— 49.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"