Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад

Описание работы

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Файлы: 1 файл

модернизация государственной системы образования.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, с его точки  зрения, это означает следующее:

1) отказ от потребительского  подхода к образованию исключительно  как коммерческой услуге;

2) восстановление широкого культурно-исторического  взгляда на образование как  на особый социальный институт, передачи и приумножения национальных  ценностей и традиций в процессе  воспитания, обучения и развития  личности человека;

3) отказ от идеологии прагматизма  в определении содержания образования; 

4) формирование новой образовательной  картины мира на основе фундаментального  научного знания и исторического  опыта развития России и духовно-нравственного  бытия человека в контексте  проблем современной цивилизации; 

5) отказ от утилитарной и примитивной  идеи "личной успешности", навязываемой  образованию и педагогике сегодня  в качестве одной из целей,  как чуждой национальной культуре  и традициям; 

6) пересмотр сугубо технологического  и технократического крена в  процессе обучения на всех  уровнях образования, когда есть  приемы, но нет мировоззрения; 

7) восстановление социального и  профессионального престижа и  статуса педагога;

8) сохранение и развитие отечественной  системы педагогического образования  (11).

 

Как отмечает С.И. Плаксий, понимание  ошибочности нынешней политики Правительства  РФ в высшем образовании неизбежно  придёт. Но будет потеряно время. Для  осуществления достижения положительного вектора развития высшего образования  государство вынуждено будет  увеличить реальное финансирование сферы высшего образования в 8-10 раз, обеспечить зарплату преподавателям вузов в 1,5-3 тыс. долларов, иначе вузы страны просто окажутся без преподавателей моложе 60 лет (12).

 

Основные проблемы

 

При попытке реальной модернизации образования возникает несколько  проблем. Назовём здесь только три  из них.

 

Первая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. В российском образовании самыми сильными сторонами было общественное участие и помощь образованных граждан  учителю и школе, доброе отношение  к детям, личностный и дифференцированный подход к учебной деятельности, поощрение  творческой фантазии ребёнка, равноправие  всех основных сторон образовательного процесса - детей, родителей, педагогов, общественности и государства. Существенную роль в дореволюционной России играли земские школы.

С начала Путинской вертикализации политической власти равноправие сторон было целенаправленно стёрто, а потому оно фактически исчезло, заменившись  на бюрократический диктат. А без  равноправия хорошего образования  не бывает. Нигде и никогда. Это  пора понимать.

 

В картине А.И.Морозова "Сельская школа" общественные помощники учителя  ведут индивидуальные и групповые  формы занятий с учащимися. Нынешняя бюрократическая абсолютизация  классно-урочной формы практически  вытеснила из практики и такие  занятия. Без разрешения вышестоящих  лиц сейчас организовать и провести подобные занятия вряд ли возможно.

 

Вторая проблема - восстановление утраченного. Здесь главными и, одновременно, больными вопросами являются вопросы  зарплаты и повышения социально-экономического статуса научно-педагогических работников, сохранение и передача методического  опыта. Опытные методисты - профессионалы  уезжают или постепенно уходят, они  здесь сейчас не востребованы. Отмеченные вопросы не решались сколько-нибудь удовлетворительно даже при обильном потоке нефтедолларов.

 

Третья проблема - основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества (13). Это и  есть главная составляющая модернизации. В развитом обществе запросы выше, в слаборазвитом обществе - ниже.

 

Российская система образования  сейчас зажата в тисках бюрократии. Тем самым она обрекается на перманентное отставание. Например, только менее 10% преподавателей российской высшей школы  сейчас применяют электронное обучения (14) при мировой норме 100%. В бщеобразовательной школе - и того меньше.

 

Модернизация образования и  её цель

 

Модернизация - это приведение сферы  образования к современным требованиям  личности, граждан, общества и государства. Модернизация достигается посредством  создания современной электронной  учебной среды, умелого сочетания  прежних и новых технологичных  форм, активизации самостоятельного изучения интересующих учебных дисциплин  в доступном для личности объёме. Модернизированное образование  становится личностно-центрированным, открытым для научной организации  текущего и итогового контроля, с  существенным увеличением времени  на выполнение самостоятельной работы.

 

Цель модернизации образования - повышение  уровня образованности населения страны, повышение эффективности и качества образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, педагогов школ и  иных образовательных учреждений, ускоренное развитие элитного образования. Этой формулировкой  предполагается высокая связь между  уровнем образованности населения  и его жизнеспособностью.

 

Выбор направлений модернизации образования 

 

Среди управленцев сферы образования  сейчас нет единства в вопросах выбора основных направлений модернизации.

 

Только для стимулирования электронного обучения (e-learning) правительством США  выделяется 6 млрд. долларов и 1.5 млрд. долларов тратится на стипендии студентам, занимающиеся в режиме электронного обучения. Великобритания для развития электронного обучения готова выделять до 3% ВВП. В Великобритании в 2005 г. каждому учителю предоставлен государством ноутбук для использования  на работе и дома (стоимость проекта  около 1 млрд. долларов, 15).

 

В России делаются попытки улучшить образование главным образом  за счёт т.н. совершенствования управленческих "механизмов" и коммерциализации образования. Примерами последних  являются единый государственный экзамен (ЕГЭ), т.н. "подушевое" финансирование образовательных учреждений и т.п. В итоге все эти некачественные и уязвимые с социальной точки  зрения "механизмы" существенно  ухудшили качество образования, удвоили, как минимум, коррупцию. В этой связи  данное направление модернизации можно  признать как неэффективное, бюрократически задуманное и столь же бюрократически исполняемое (16).

 

Главным условием успешной модернизации образования в России надо признать необходимость, в первую очередь, модернизации политической системы страны. Её отсталость, недемократичность, авторитарный уклон  порождают безответственный подбор кадров руководителей этой сферы  и некачественность работы всех звеньев  образовательной системы. На должности  ректоров-учёных сейчас стали нередко  назначать бывших чиновников или  т.н. менеджеров. Польза от тех и других сомнительная.

 

Ещё одно важное условие успешной модернизации образований - выбор главного предмета модернизации. Например, на Украине  основная ставка делается на техническое  оснащение сферы образования. Каждому  школьнику государство предоставляет  нетбук. Направление верное, но недостаточное, поскольку эффективное использование  электронной техники предполагает предварительную разработку учебных  электронных текстов, систем заданий  возрастающей трудности, разъясняющих материалов, учебных программ для  самостоятельной работы - в общем, того, что сейчас называется электронными или цифровыми образовательными ресурсами или контентом. Без  этого нетбуки легко превращаются в электронную игрушку. В итоге, без предварительной разработки цифровых образовательных ресурсов, техническая модернизация образование  не улучшит, а ухудшит (17).

 

В Казахстане осуществляется курс на развитие как народного (массового) образования, так и элитного. Это  выражается масштабным строительством новых общеобразовательных школ, развёрнутой системой элитных Назарбаев-школ, а также открытием Назарбаев-университета. Увеличивается финансирование образования, практически во всех образовательных  учреждениях создаётся современная  образовательно-технологическая среда. Уделяется некоторое внимание разработке заданий в тестовой форме. Наибольшие трудности вызывает неготовность заметной части педагогического состава  к творческому освоению и применению новых образовательных технологий.

 

Что делать?

 

Для России важным направлением, после  политической модернизации, предлагается избрать образовательно-технологическую  модернизацию сферы образования. Это  означает, что на данном этапе предстоит  концентрация усилий на разработке новых  образовательных технологий, включающих систему педагогически обоснованных, кратко написанных учебных текстов  и систему технологичных заданий  к ним, позволяющих каждому учащемуся  добиваться больших результатов  в усвоении учебных материалов за меньшее время. Число решаемых каждым учащимся технологичных заданий  легко учитывается программно и  автоматически регистрируется в  текущем рейтинге учащегося (18). Для  организации данной работы можно  использовать уже имеющиеся в  открытом доступе Интернет-средства автоматизации обучения и самоконтроля.

 

Одним из важных следствий данного, нового по сути управленческого подхода  к организации учебного процесса становится полная прозрачность учебных  достижений каждого учащегося - для  них самих, для родителей и  органов управления образованием. Это  путь к реализации новой для нас  философии обучения по результатам. Естественным образом тогда отпадает необходимость проведения дорогостоящих  форм государственного контроля, включая  некачественный ЕГЭ.

 

Успешная модернизация образовательной  деятельности невозможна без Национальной системы т.н. цифровых образовательных  ресурсов, ассоциированной с уже  имеющимися мировыми электронными образовательными ресурсами, на английском и русском  языках. Такую систему предстоит  создать.

 

Это позволит облегчить доступ учащихся, студентов и педагогов к лекциям  известных педагогов и учёных, быстро тиражировать передовой педагогический опыт, довести до каждого учащегося  видеоматериалы учебных экспериментов, системы развивающих и проверяющих  заданий в тестовой, технологичной  форме, а также заданий и текстов  для адаптивных технологий обучения и контроля уровня подготовленности.

 

Создание Национального фонда  цифровых образовательных ресурсов позволит наладить централизованную систему  самостоятельной работы всех школьников и студентов страны, вести полный учёт изученного материала и числа  решённых каждым заданий. Кроме того, средства дистанционного образования  и уже упоминавшейся методической системы полного усвоения знаний помогут сохранить малокомплектные  школы, сильно уменьшив педагогический штат и финансовые затраты на их содержание.

 

Для организации дистанционного образования  в малокомплектных школах предлагается ввести в педвузах новую специальность - учитель дистанционного обучения (в т.ч., в малокомплектной сельской школе). Студентов туда преимущественно  зачислять из числа жителей отдалённых сёл, по контрактам.

 

При разработке цифровых образовательных  ресурсов главное - это короткие и  понятные учащимся тексты, снабжённые заданиями в тестовой форме, разного  уровня трудности, своеобразные тренажёры  по каждому учебному предмету. Этому  педагогов надо специально учить. Учащиеся могут во второй половине дня самостоятельно изучать такие учебные тексты и решать задания, где надо, с применением  компьютера. Что позволяет индивидуализировать  учебный процесс, сделать его  адаптивным, а значит, интересным и  эффективным.

 

Разработка и внедрение в  практику образовательного банка цифровых образовательных ресурсов потребует  целенаправленного повышения педагогической квалификации педагогического состава. Не случайно, там, где эта работа уже началась, одним из наиболее востребованных курсов автора в данном направлении стало "Применение тестовых форм в учебном процессе и при  аттестации". Этот недельный визуализированный  курс содержит примерно тысячу примеров технологичных заданий (19), приложений и практических разработок, варианты текстов и заданий. Курс рассчитан  для учителей школ и профессорско-преподавательского состава вузов, преподающих любую  учебную дисциплину. Автором этого  доклада по данному курсу уже  подготовлены тысячи педагогов.

 

Возрастает роль научной организации  самостоятельной работы учащихся и  студентов. Как писал классик  педагогики А. Дистервег, "развитие и образование не может быть привнесено извне; этого можно достичь только собственным трудом, собственным  напряжением". В этом направлении  в России предстоит наладить разработку систем научно обоснованных, технологически доступных, кратких и понятных учебных  текстов и гипертекстовых приложений к ним, а также систем технологичных  заданий в тестовой форме, возрастающей трудности - для каждого направления  и уровня образовательной деятельности.

 

Хотя такая работа иногда ведётся  на местах, в основном теми, кто учился у автора данного доклада, кризисная  образовательная ситуация требует  централизации, усиления и расширения этого методического направления  образовательной деятельности, внедрения  новых педагогических текстов и  заданий в практику работы всех вузов  и школ.

 

Следствие развития данного направления - расширение числа школ полного  учебного дня, внедрение системы Mastery Learning (20).

 

Вторая половина учебного дня выделяется и планируется для развития учащихся и для выполнения специально отобранных учебных заданий в варианте иного, тьюторского типа обучения. При этом в школах (и в вузах) сразу же возникает потребность существенного  расширения числа учебных классов, компьютеров, электронных текстов  и заданий для выполнения самостоятельной  работы.

Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования