Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Прежде всего, с его точки зрения, это означает следующее:
1) отказ от потребительского
подхода к образованию
2) восстановление широкого
3) отказ от идеологии
4) формирование новой
5) отказ от утилитарной и
6) пересмотр сугубо
7) восстановление социального и профессионального престижа и статуса педагога;
8) сохранение и развитие
Как отмечает С.И. Плаксий, понимание ошибочности нынешней политики Правительства РФ в высшем образовании неизбежно придёт. Но будет потеряно время. Для осуществления достижения положительного вектора развития высшего образования государство вынуждено будет увеличить реальное финансирование сферы высшего образования в 8-10 раз, обеспечить зарплату преподавателям вузов в 1,5-3 тыс. долларов, иначе вузы страны просто окажутся без преподавателей моложе 60 лет (12).
Основные проблемы
При попытке реальной модернизации
образования возникает
Первая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. В российском образовании самыми сильными сторонами было общественное участие и помощь образованных граждан учителю и школе, доброе отношение к детям, личностный и дифференцированный подход к учебной деятельности, поощрение творческой фантазии ребёнка, равноправие всех основных сторон образовательного процесса - детей, родителей, педагогов, общественности и государства. Существенную роль в дореволюционной России играли земские школы.
С начала Путинской вертикализации политической власти равноправие сторон было целенаправленно стёрто, а потому оно фактически исчезло, заменившись на бюрократический диктат. А без равноправия хорошего образования не бывает. Нигде и никогда. Это пора понимать.
В картине А.И.Морозова "Сельская
школа" общественные помощники учителя
ведут индивидуальные и групповые
формы занятий с учащимися. Нынешняя
бюрократическая абсолютизация
классно-урочной формы
Вторая проблема - восстановление
утраченного. Здесь главными и, одновременно,
больными вопросами являются вопросы
зарплаты и повышения социально-
Третья проблема - основная: привести
систему образования в
Российская система
Модернизация образования и её цель
Модернизация - это приведение сферы
образования к современным
Цель модернизации образования - повышение
уровня образованности населения страны,
повышение эффективности и
Выбор направлений модернизации образования
Среди управленцев сферы образования сейчас нет единства в вопросах выбора основных направлений модернизации.
Только для стимулирования электронного обучения (e-learning) правительством США выделяется 6 млрд. долларов и 1.5 млрд. долларов тратится на стипендии студентам, занимающиеся в режиме электронного обучения. Великобритания для развития электронного обучения готова выделять до 3% ВВП. В Великобритании в 2005 г. каждому учителю предоставлен государством ноутбук для использования на работе и дома (стоимость проекта около 1 млрд. долларов, 15).
В России делаются попытки улучшить
образование главным образом
за счёт т.н. совершенствования
Главным условием успешной модернизации образования в России надо признать необходимость, в первую очередь, модернизации политической системы страны. Её отсталость, недемократичность, авторитарный уклон порождают безответственный подбор кадров руководителей этой сферы и некачественность работы всех звеньев образовательной системы. На должности ректоров-учёных сейчас стали нередко назначать бывших чиновников или т.н. менеджеров. Польза от тех и других сомнительная.
Ещё одно важное условие успешной
модернизации образований - выбор главного
предмета модернизации. Например, на Украине
основная ставка делается на техническое
оснащение сферы образования. Каждому
школьнику государство
В Казахстане осуществляется курс на
развитие как народного (массового)
образования, так и элитного. Это
выражается масштабным строительством
новых общеобразовательных
Что делать?
Для России важным направлением, после
политической модернизации, предлагается
избрать образовательно-
Одним из важных следствий данного, нового по сути управленческого подхода к организации учебного процесса становится полная прозрачность учебных достижений каждого учащегося - для них самих, для родителей и органов управления образованием. Это путь к реализации новой для нас философии обучения по результатам. Естественным образом тогда отпадает необходимость проведения дорогостоящих форм государственного контроля, включая некачественный ЕГЭ.
Успешная модернизация образовательной деятельности невозможна без Национальной системы т.н. цифровых образовательных ресурсов, ассоциированной с уже имеющимися мировыми электронными образовательными ресурсами, на английском и русском языках. Такую систему предстоит создать.
Это позволит облегчить доступ учащихся,
студентов и педагогов к
Создание Национального фонда
цифровых образовательных ресурсов
позволит наладить централизованную систему
самостоятельной работы всех школьников
и студентов страны, вести полный
учёт изученного материала и числа
решённых каждым заданий. Кроме того,
средства дистанционного образования
и уже упоминавшейся
Для организации дистанционного образования в малокомплектных школах предлагается ввести в педвузах новую специальность - учитель дистанционного обучения (в т.ч., в малокомплектной сельской школе). Студентов туда преимущественно зачислять из числа жителей отдалённых сёл, по контрактам.
При разработке цифровых образовательных
ресурсов главное - это короткие и
понятные учащимся тексты, снабжённые
заданиями в тестовой форме, разного
уровня трудности, своеобразные тренажёры
по каждому учебному предмету. Этому
педагогов надо специально учить. Учащиеся
могут во второй половине дня самостоятельно
изучать такие учебные тексты
и решать задания, где надо, с применением
компьютера. Что позволяет
Разработка и внедрение в
практику образовательного банка цифровых
образовательных ресурсов потребует
целенаправленного повышения
Возрастает роль научной организации самостоятельной работы учащихся и студентов. Как писал классик педагогики А. Дистервег, "развитие и образование не может быть привнесено извне; этого можно достичь только собственным трудом, собственным напряжением". В этом направлении в России предстоит наладить разработку систем научно обоснованных, технологически доступных, кратких и понятных учебных текстов и гипертекстовых приложений к ним, а также систем технологичных заданий в тестовой форме, возрастающей трудности - для каждого направления и уровня образовательной деятельности.
Хотя такая работа иногда ведётся
на местах, в основном теми, кто учился
у автора данного доклада, кризисная
образовательная ситуация требует
централизации, усиления и расширения
этого методического
Следствие развития данного направления - расширение числа школ полного учебного дня, внедрение системы Mastery Learning (20).
Вторая половина учебного дня выделяется
и планируется для развития учащихся
и для выполнения специально отобранных
учебных заданий в варианте иного,
тьюторского типа обучения. При этом
в школах (и в вузах) сразу же
возникает потребность
Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования