Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад

Описание работы

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Файлы: 1 файл

модернизация государственной системы образования.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

 

 Важнейшая задача и одно  из приоритетных направлений  модернизации системы образования  - модернизация самой модели управления  этой системой. В современных  условиях управление образованием - это прежде всего управление  процессом его развития. Необходимо  создать отсутствующую до настоящего  времени единую систему образовательной  статистики и показателей "качества  образования, сопоставимую с мировой  практикой, а также систему  мониторинга образования. 

 

 Ближайшая цель - формирование  оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены  и согласованы компетенция и  полномочия, функции и ответственность  всех субъектов образовательной  политики, прежде всего - образовательных  учреждений и органов местного  самоуправления, региональных и  федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность  и прозрачность обсуждения и  принятия управленческих решений. 

 

 В современных условиях значительную  и всевозрастающую часть информации  учащиеся получают самостоятельно  и, в первую очередь, через  средства массовой информации. В  этой связи планируется разработать  и осуществить меры активизации  роли средств массовой информации  в формировании культуры, воспитании  гражданских качеств, повышении  ответственности за демонстрацию  и пропаганду насилия, порнографии,  расовой и национальной розни,  религиозной нетерпимости. Будет  увеличено число и повышено  качество образовательных программ  на государственных радио- и  телеканалах, расширены возможности  свободного и оперативного получения информации, в частности через создание общедоступных электронных библиотек в рамках федеральных целевых программ "Электронная Россия" и "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".

 

 Предполагается осуществить  следующие меры, направленные на  развитие образования как открытой  и единой государственно-общественной  системы: 

 

 введение государственных минимальных  требований нормативной обеспеченности  образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут  ответственность учредители и  несоблюдение которых может служить  основанием для прекращения деятельности  соответствующих учреждений;

 

 создание нормативно-правовой  базы для обеспечения широкого  развития многообразных договорных  отношений в сфере образования  (между гражданами и образовательным  учреждением; между образовательным  учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного  учреждения; между образовательными  учреждениями и работодателями);

 

 отработка правовых и экономических  механизмов соучредительства и  софинансирования образовательных  учреждений органами государственной  власти федерального и регионального  уровня и органами местного  самоуправления;

 

 расширение публичности деятельности  образовательных учреждений и  органов управления образованием, в том числе и в части  использования бюджетных и внебюджетных  средств; 

 

 поддержка инновационной деятельности  образовательных учреждений путем  финансирования и софинансирования  наиболее значимых образовательных  проектов;

 

 развитие негосударственных  образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля  за качеством реализации ими  образовательных программ;

 

 осуществление в системе  дошкольного образования постепенного  перехода к долевому финансированию  дошкольных образовательных учреждений  со стороны государства, учредителя  и родителей, при одновременной  адресной социальной поддержке  малообеспеченных семей; 

 

 

 упорядочение форм оплаты  дополнительных образовательных  услуг сверх государственного  образовательного стандарта в  общем и профессиональном образовании  и усиление контроля за использованием  полученных средств со стороны  попечительских и родительских  советов; 

 

 введение персональных счетов  для детей-инвалидов с целью  аккумулирования государственных,  корпоративных, спонсорских и  родительских средств на образование  и оздоровление каждого ребенка; 

 

 повышение ответственности  образовательного учреждения за  невыполнение своих функций, определенных  уставом, нормативных условий  образовательного процесса, государственного  образовательного стандарта. 

 

 Система образования является  сферой взаимодействия интересов  государства и общества, в лице  их институтов и граждан. Каждый  из субъектов образовательных  правоотношений должен иметь  возможность влиять на функционирование  и развитие системы образования,  но вместе с тем нести свою  долю ответственности за создание  условий, необходимых для выполнения  системой образования своих социальных  и образовательных функций.

 

3. Основные направления, этапы  и меры реализации образовательной  политики

 

 Модернизация образования - это масштабная программа государства,  осуществляемая при активном  содействии общества. Она должна  привести к достижению нового  качества российского образования,  которое определяется прежде  всего его соответствием актуальным  и перспективным запросам современной  жизни страны.

 

 На первом этапе, в 2001 - 2003 годах, предстоит в полном  объеме восстановить ответственность  государства в сфере образования.  Государство обеспечивает запуск  процесса модернизации образовательной  отрасли, создавая при этом  необходимые условия для широкого  участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается  и происходит в контексте общего  современного процесса реформирования  различных сторон российской  жизни, в тесном взаимодействии  с другими реформами, одновременно  являясь для них источником  обеспечения необходимого кадрового  ресурса. 

 

 На этом этапе модернизация  образовательной системы тесно  связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые  бюджетные нормативы, решением  социально значимых проблем. 

 

 Основные направления и первоочередные  меры образовательной политики  этого этапа составляют:

 

 

 

 Передача оплаты труда работников  общеобразовательных учреждений  и обеспечение учебного процесса  на уровень субъектов Российской  Федерации и придание муниципальным  учреждениям общего образования  статуса государственного образовательного  учреждения, а также: 

 

 осуществление мер по постепенному  переходу к долевому финансированию  дошкольных образовательных учреждений  и передачу в ведение субъектов  Российской Федерации финансирования  и реализации программ дошкольного  образования; 

 

 разработка нормативно-правовой  базы для соучредительства образовательных  учреждений субъектами Российской  Федерации и органами местного  самоуправления, в том числе образовательных  комплексов "школа - детский сад".

 

 

 Обновление содержания образования  и совершенствование механизмов  контроля за его качеством: 

 

 принятие государственных стандартов  общего образования; 

 

 организация экспериментальной  апробации нового содержания  общего образования, его разгрузка,  ориентация на потребности личности  и современной жизни страны;

 

 создание условий для введения  профильного обучения в старшей  ступени общеобразовательной школы; 

 

 формирование и приведение  в действие независимой от  органов управления образованием  государственной системы аттестации  и контроля качества образования; 

 

 экспериментальная отработка  форм единого государственного  экзамена.

 

 

 Совершенствование структуры  и увеличение бюджетного финансирования  образования: 

 

 обеспечение бюджетного финансирования  образования в приоритетном порядке.  Ежегодное увеличение доли бюджетных  средств, в том числе в рамках  федеральных целевых программ, направляемых  на развитие образования в  части приобретения оборудования  и информационных ресурсов, повышения  квалификации преподавателей, капитальных  вложений, финансирования экспериментальных  инновационных площадок;

 

 нормативное финансирование  образовательных учреждений после  экспериментальной отработки его  моделей и других организационно-экономических  механизмов, обеспечивающих эффективное  использование средств, направляемых  в образование; 

 

 ликвидация задолженностей  образовательных учреждений, накопившихся  в результате неисполнения бюджетных  обязательств и не-дофинансирования  обязательств по платежам за  коммунальные услуги.

 

 

 Усиление социальной направленности  системы образования: 

 

 принятие комплексных мер  по борьбе с беспризорностью,  асоциальным поведением детей  и молодежи, социальным сиротством;

 

 обеспечение адресной социальной  поддержки обучающихся из малообеспеченных  семей, из числа инвалидов,  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей; 

 

 создание системы государственного  образовательного кредитования, субсидирования  для расширения возможностей  получения детьми из малодоходных  семей среднего и высшего профессионального  образования; 

 

 расширение доступности дошкольного  образования с адресной поддержкой  малообеспеченных семей; 

 

 разработка и реализация  в рамках федеральной целевой  программы "Молодежь России" подпрограммы "Физическое воспитание  и оздоровление детей, подростков  и молодежи в Российской Федерации  (2002 - 2005 гг.)".

 

 

 Всесторонняя поддержка сельских  и поселковых школ, их приоритетная  информатизация и обеспечение  учебным оборудованием, совершенствование  их образовательного процесса  и материально-технической базы.

 

 

 Структурная и институциональная  перестройка профессионального  образования, усиление его ориентации  на федеральный и местные рынки  труда: 

 

 обеспечение приоритетной государственной  поддержки ведущих вузов, научных  и творческих школ, обеспечение  интеграции академической, вузовской  и отраслевой науки; 

 

 совершенствование структуры  и сети учреждений начального  и среднего профессионального  образования, развитие системы  профессиональных колледжей, актуализация  содержания и повышение качества  профессиональной подготовки, ее  ориентации на потребности местных  рынков труда; 

 

 развитие системы образования  взрослых и непрерывного профессионального  образования, концентрация переподготовки  высвобождающегося и незанятого  населения в учреждениях начального  и среднего профессионального  образования; 

 

 введение системы мер, обеспечивающих  реализацию государственных приоритетов  в профессиональном образовании  (государственное задание, целевые  возвратные субсидии);

 

 создание системы прогнозирования  перспективной потребности в  квалифицированных кадрах в разрезе  профессий и специальностей, совершенствование  на этой основе формирования  государственных заданий учреждениям  профессионального образования. 

 

 

 Обеспечение экономической  самостоятельности и разнообразия  форм образовательных учреждений (организаций), инвестиционной привлекательности  системы образования путем внесения  поправок в законодательство  Российской Федерации и другие  нормативные акты, стимулирование  таким образом юридических лиц  и граждан, инвестирующих в  образование или оказывающих  ему безвозмездную поддержку. 

 

 

 Повышение социального статуса,  государственной поддержки и  профессионального уровня работников  образования: 

 

 введение надбавок, стимулирующих  высокие результаты педагогической  работы, за продолжительность непрерывной  работы в образовательных учреждениях,  а также надбавок молодым специалистам;

 

 на основе модернизации ЕТС  подготовка к осуществлению перехода  на систему оплаты труда педагогических  работников с учетом специфики  образовательной отрасли; 

 

 совершенствование системы  пенсионного обеспечения различных  категорий педагогических работников, их медицинского и социального  страхования; 

 

 решение вопроса о предоставлении  отсрочки от призыва на действительную  военную службу молодым специалистам  и педагогам на время их  работы в учреждениях общего  образования, в том числе детских  домах и школах-интернатах, и начального  профессионального образования,  имеющих государственную аккредитацию;

Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования