Важнейшая задача и одно
из приоритетных направлений
модернизации системы образования
- модернизация самой модели управления
этой системой. В современных
условиях управление образованием
- это прежде всего управление
процессом его развития. Необходимо
создать отсутствующую до настоящего
времени единую систему образовательной
статистики и показателей "качества
образования, сопоставимую с мировой
практикой, а также систему
мониторинга образования.
Ближайшая цель - формирование
оптимальной модели управления,
в которой будут четко распределены
и согласованы компетенция и
полномочия, функции и ответственность
всех субъектов образовательной
политики, прежде всего - образовательных
учреждений и органов местного
самоуправления, региональных и
федеральных управленческих структур.
Должна быть обеспечена гласность
и прозрачность обсуждения и
принятия управленческих решений.
В современных условиях значительную
и всевозрастающую часть информации
учащиеся получают самостоятельно
и, в первую очередь, через
средства массовой информации. В
этой связи планируется разработать
и осуществить меры активизации
роли средств массовой информации
в формировании культуры, воспитании
гражданских качеств, повышении
ответственности за демонстрацию
и пропаганду насилия, порнографии,
расовой и национальной розни,
религиозной нетерпимости. Будет
увеличено число и повышено
качество образовательных программ
на государственных радио- и
телеканалах, расширены возможности
свободного и оперативного получения
информации, в частности через создание
общедоступных электронных библиотек
в рамках федеральных целевых программ
"Электронная Россия" и "Развитие
единой образовательной информационной
среды (2001-2005 годы)".
Предполагается осуществить
следующие меры, направленные на
развитие образования как открытой
и единой государственно-общественной
системы:
введение государственных минимальных
требований нормативной обеспеченности
образовательных учреждений (методической,
кадровой, информационной, материально-технической),
за исполнение которых несут
ответственность учредители и
несоблюдение которых может служить
основанием для прекращения деятельности
соответствующих учреждений;
создание нормативно-правовой
базы для обеспечения широкого
развития многообразных договорных
отношений в сфере образования
(между гражданами и образовательным
учреждением; между образовательным
учреждением и его учредителями;
между соучредителями образовательного
учреждения; между образовательными
учреждениями и работодателями);
отработка правовых и экономических
механизмов соучредительства и
софинансирования образовательных
учреждений органами государственной
власти федерального и регионального
уровня и органами местного
самоуправления;
расширение публичности деятельности
образовательных учреждений и
органов управления образованием,
в том числе и в части
использования бюджетных и внебюджетных
средств;
поддержка инновационной деятельности
образовательных учреждений путем
финансирования и софинансирования
наиболее значимых образовательных
проектов;
развитие негосударственных
образовательных организаций (учреждений)
при одновременном усилении контроля
за качеством реализации ими
образовательных программ;
осуществление в системе
дошкольного образования постепенного
перехода к долевому финансированию
дошкольных образовательных учреждений
со стороны государства, учредителя
и родителей, при одновременной
адресной социальной поддержке
малообеспеченных семей;
упорядочение форм оплаты
дополнительных образовательных
услуг сверх государственного
образовательного стандарта в
общем и профессиональном образовании
и усиление контроля за использованием
полученных средств со стороны
попечительских и родительских
советов;
введение персональных счетов
для детей-инвалидов с целью
аккумулирования государственных,
корпоративных, спонсорских и
родительских средств на образование
и оздоровление каждого ребенка;
повышение ответственности
образовательного учреждения за
невыполнение своих функций, определенных
уставом, нормативных условий
образовательного процесса, государственного
образовательного стандарта.
Система образования является
сферой взаимодействия интересов
государства и общества, в лице
их институтов и граждан. Каждый
из субъектов образовательных
правоотношений должен иметь
возможность влиять на функционирование
и развитие системы образования,
но вместе с тем нести свою
долю ответственности за создание
условий, необходимых для выполнения
системой образования своих социальных
и образовательных функций.
3. Основные направления, этапы
и меры реализации образовательной
политики
Модернизация образования -
это масштабная программа государства,
осуществляемая при активном
содействии общества. Она должна
привести к достижению нового
качества российского образования,
которое определяется прежде
всего его соответствием актуальным
и перспективным запросам современной
жизни страны.
На первом этапе, в 2001 -
2003 годах, предстоит в полном
объеме восстановить ответственность
государства в сфере образования.
Государство обеспечивает запуск
процесса модернизации образовательной
отрасли, создавая при этом
необходимые условия для широкого
участия общества в этом процессе.
Модернизация образования разворачивается
и происходит в контексте общего
современного процесса реформирования
различных сторон российской
жизни, в тесном взаимодействии
с другими реформами, одновременно
являясь для них источником
обеспечения необходимого кадрового
ресурса.
На этом этапе модернизация
образовательной системы тесно
связана с процессом ее стабилизации,
с выходом на минимальные необходимые
бюджетные нормативы, решением
социально значимых проблем.
Основные направления и первоочередные
меры образовательной политики
этого этапа составляют:
Передача оплаты труда работников
общеобразовательных учреждений
и обеспечение учебного процесса
на уровень субъектов Российской
Федерации и придание муниципальным
учреждениям общего образования
статуса государственного образовательного
учреждения, а также:
осуществление мер по постепенному
переходу к долевому финансированию
дошкольных образовательных учреждений
и передачу в ведение субъектов
Российской Федерации финансирования
и реализации программ дошкольного
образования;
разработка нормативно-правовой
базы для соучредительства образовательных
учреждений субъектами Российской
Федерации и органами местного
самоуправления, в том числе образовательных
комплексов "школа - детский сад".
Обновление содержания образования
и совершенствование механизмов
контроля за его качеством:
принятие государственных стандартов
общего образования;
организация экспериментальной
апробации нового содержания
общего образования, его разгрузка,
ориентация на потребности личности
и современной жизни страны;
создание условий для введения
профильного обучения в старшей
ступени общеобразовательной школы;
формирование и приведение
в действие независимой от
органов управления образованием
государственной системы аттестации
и контроля качества образования;
экспериментальная отработка
форм единого государственного
экзамена.
Совершенствование структуры
и увеличение бюджетного финансирования
образования:
обеспечение бюджетного финансирования
образования в приоритетном порядке.
Ежегодное увеличение доли бюджетных
средств, в том числе в рамках
федеральных целевых программ, направляемых
на развитие образования в
части приобретения оборудования
и информационных ресурсов, повышения
квалификации преподавателей, капитальных
вложений, финансирования экспериментальных
инновационных площадок;
нормативное финансирование
образовательных учреждений после
экспериментальной отработки его
моделей и других организационно-экономических
механизмов, обеспечивающих эффективное
использование средств, направляемых
в образование;
ликвидация задолженностей
образовательных учреждений, накопившихся
в результате неисполнения бюджетных
обязательств и не-дофинансирования
обязательств по платежам за
коммунальные услуги.
Усиление социальной направленности
системы образования:
принятие комплексных мер
по борьбе с беспризорностью,
асоциальным поведением детей
и молодежи, социальным сиротством;
обеспечение адресной социальной
поддержки обучающихся из малообеспеченных
семей, из числа инвалидов,
сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
создание системы государственного
образовательного кредитования, субсидирования
для расширения возможностей
получения детьми из малодоходных
семей среднего и высшего профессионального
образования;
расширение доступности дошкольного
образования с адресной поддержкой
малообеспеченных семей;
разработка и реализация
в рамках федеральной целевой
программы "Молодежь России"
подпрограммы "Физическое воспитание
и оздоровление детей, подростков
и молодежи в Российской Федерации
(2002 - 2005 гг.)".
Всесторонняя поддержка сельских
и поселковых школ, их приоритетная
информатизация и обеспечение
учебным оборудованием, совершенствование
их образовательного процесса
и материально-технической базы.
Структурная и институциональная
перестройка профессионального
образования, усиление его ориентации
на федеральный и местные рынки
труда:
обеспечение приоритетной государственной
поддержки ведущих вузов, научных
и творческих школ, обеспечение
интеграции академической, вузовской
и отраслевой науки;
совершенствование структуры
и сети учреждений начального
и среднего профессионального
образования, развитие системы
профессиональных колледжей, актуализация
содержания и повышение качества
профессиональной подготовки, ее
ориентации на потребности местных
рынков труда;
развитие системы образования
взрослых и непрерывного профессионального
образования, концентрация переподготовки
высвобождающегося и незанятого
населения в учреждениях начального
и среднего профессионального
образования;
введение системы мер, обеспечивающих
реализацию государственных приоритетов
в профессиональном образовании
(государственное задание, целевые
возвратные субсидии);
создание системы прогнозирования
перспективной потребности в
квалифицированных кадрах в разрезе
профессий и специальностей, совершенствование
на этой основе формирования
государственных заданий учреждениям
профессионального образования.
Обеспечение экономической
самостоятельности и разнообразия
форм образовательных учреждений
(организаций), инвестиционной привлекательности
системы образования путем внесения
поправок в законодательство
Российской Федерации и другие
нормативные акты, стимулирование
таким образом юридических лиц
и граждан, инвестирующих в
образование или оказывающих
ему безвозмездную поддержку.
Повышение социального статуса,
государственной поддержки и
профессионального уровня работников
образования:
введение надбавок, стимулирующих
высокие результаты педагогической
работы, за продолжительность непрерывной
работы в образовательных учреждениях,
а также надбавок молодым специалистам;
на основе модернизации ЕТС
подготовка к осуществлению перехода
на систему оплаты труда педагогических
работников с учетом специфики
образовательной отрасли;
совершенствование системы
пенсионного обеспечения различных
категорий педагогических работников,
их медицинского и социального
страхования;
решение вопроса о предоставлении
отсрочки от призыва на действительную
военную службу молодым специалистам
и педагогам на время их
работы в учреждениях общего
образования, в том числе детских
домах и школах-интернатах, и начального
профессионального образования,
имеющих государственную аккредитацию;