1.4. Цели и основные задачи
модернизации образования
Главная задача российской
образовательной политики - обеспечение
современного качества образования
на основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности,
общества и государства.
Модернизация образования -
это политическая и общенациональная
задача, она не должна и не
может осуществляться как ведомственный
проект. Интересы общества и государства
в области образования не всегда
совпадают с отраслевыми интересами
самой системы образования, а
потому определение направлений
модернизации и развития образования
не может замыкаться в рамках
образовательного сообщества и
образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной
политики должны стать все
граждане России, семья и родительская
общественность, федеральные и региональные
институты государственной власти,
органы местного самоуправления,
профессионально-педагогическое сообщество,
научные, культурные, коммерческие
и общественные институты.
Цель модернизации образования
состоит в создании механизма
устойчивого развития системы
образования.
Для достижения указанной
цели будут решаться в первоочередном
порядке следующие приоритетные,
взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных
гарантий доступности и равных
возможностей получения полноценного
образования;
достижение нового современного
качества дошкольного, общего
и профессионального образования;
формирование в системе образования
нормативно-правовых и организационно-экономических
механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса
и профессионализма работников
образования, усиление их государственной
и общественной поддержки;
развитие образования как
открытой государственно-общественной
системы на основе распределения
ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения
роли всех участников образовательного
процесса - обучающегося, педагога, родителя,
образовательного учреждения.
Основой современной образовательной
политики государства является
социальная адресность и сбалансированность
социальных интересов. Стратегические
цели модернизации образования
могут быть достигнуты только
в процессе постоянного взаимодействия
образовательной системы с представителями
национальной экономики, науки,
культуры, здравоохранения, всех
заинтересованных ведомств и
общественных организаций, с родителями
и работодателями.
Осуществление модернизации
образования затрагивает практически
каждую российскую семью. Суть
изменений в образовании, их
цели, направления, методы должны
регулярно разъясняться населению,
а результаты общественного мнения
должны пристально изучаться
органами управления образованием
и руководителями образовательных
учреждений и учитываться при
проведении модернизации образования.
2. Приоритеты образовательной
политики
2.1. Обеспечение государственных
гарантий доступности качественного
образования
Конституция Российской Федерации
гарантирует права граждан на
образование. Однако в условиях
сложной социально-экономической
ситуации эти гарантии не всегда
обеспечивались в полной мере.
Правительство Российской Федерации
осуществит меры по их реализации,
создав правовые и экономические
условия для:
бесплатности полного среднего
образования в пределах государственного
образовательного стандарта и
бесплатного образования других
уровней в пределах, установленных
законодательством Российской Федерации;
равного доступа всех граждан
России к образованию разных
уровней вне зависимости от
места жительства и уровня
доходов семьи;
получения образования в
соответствии с установленными
государственными образовательными
стандартами, гарантирующими необходимое
для общества качество образования.
Доступность качественного
образования означает также государственные
гарантии:
обучения на учебно-материальной
базе с использованием современного
учебно-лабораторного оборудования
и учебной литературы;
обучения в условиях, гарантирующих
защиту прав личности обучающегося
в образовательном процессе, его
психологическую и физическую
безопасность;
социально-педагогической и
психолого-педагогической помощи
семье, ранней диагностики резервов
развития ребенка (физических
и психологических);
бесплатного пользования учащимися
и студентами фондами государственных,
муниципальных и учебных библиотек.
Обучающиеся должны иметь
информацию о состоянии и реальных
потребностях рынков труда, о
величине затрат, осуществляемых
государством и обществом на
их образование, о качественном
уровне получаемого образования
и его соответствии государственным
образовательным стандартам.
Для повышения объективности
итоговой аттестации выпускников
общеобразовательной школы и
обеспечения равных возможностей
на получение среднего и высшего
профессионального образования
предстоит осуществить изменение
сложившейся системы выпускных
экзаменов в общеобразовательных
учреждениях и вступительных
испытаний в высшие и средние
специальные учебные заведения
с учетом результатов эксперимента
по введению единого государственного
экзамена. При этом в высших
учебных заведениях, осуществляющих
подготовку по профессиям, предполагающим
наличие определенных творческих,
психологических, физических наклонностей,
а также реализующих учебные
программы повышенной сложности,
могут быть установлены дополнительные
требования к приему.
Одновременно будет отрабатываться
система специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших
классах общеобразовательной школы,
ориентированная на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся,
в том числе с учетом реальных
потребностей рынка труда.
Для расширения доступности
образования вне зависимости
от места жительства и уровня
доходов семьи будет разработан
и реализован комплекс социально-экономических
мер по обеспечению доступности
образования на всех его ступенях.
В числе этих мер:
разграничение полномочий и
ответственности между федеральными
органами государственной власти,
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления;
передача оплаты труда и
обеспечения учебного процесса
в муниципальных общеобразовательных
школах в ведение субъектов
Российской Федерации и придания
им статуса государственных образовательных
учреждений;
введение адресных целевых
выплат для малообеспеченных
учащихся и создание на региональном
и муниципальном уровнях других
механизмов поддержки детей, нуждающихся
в особой социальной защите. Это
обеспечит им доступность дополнительных
образовательных услуг и возможность
обучения в учреждениях образования,
реализующих программы повышенного
уровня;
создание системы государственного
образовательного кредитования, субсидирования
для расширения возможностей
детям из малообеспеченных семей
получать среднее и высшее
профессиональное образование, предусмотрев
различные формы погашения кредита,
субсидии; необходимо также использовать
возможности государственного образовательного
кредитования и субсидирования
для подготовки студентов по
специальностям, имеющим особо важное
значение для экономического
и социального развития государства;
нормативно-правовое регулирование
условий привлечения в сферу
образования внебюджетных средств
и их использования, обеспечение
защиты прав потребителей платных
образовательных услуг;
последовательное увеличение
суммарной величины академической
и социальной стипендии и доведение
ее до уровня прожиточного
минимума;
стимулирование создания для
обучающихся фондов рабочих мест
с неполным рабочим днем.
Для обеспечения гражданам
равных условий получения на
конкурсной основе среднего и
высшего профессионального образования
будут в установленном законом
порядке рассмотрены предложения
о предоставлении на определенных
условиях отсрочки призыва в
Вооруженные Силы выпускникам
средней (полной) общеобразовательной
школы и выпускникам образовательных
учреждений начального и среднего
профессионального образования
для реализации ими права на
поступление в учебные заведения
соответственно среднего или
высшего профессионального образования.
Важной организационно-педагогической
мерой будет восстановление на
современной технической основе
учета детей школьного возраста
и создание государственно-общественной
системы обеспечения обязательного
основного общего образования,
мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским
школьникам равных возможностей
в получении качественного общего
образования будут осуществлены
специальные меры по поддержке
сельской школы, а также ее
реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями
здоровья должны быть обеспечены
медико-психологическим сопровождением
и специальными условиями для
обучения преимущественно в общеобразовательной
школе по месту жительства, а
при наличии соответствующих
медицинских показаний - в специальных
школах и школах-интернатах.
Дети с проблемами асоциального
характера должны быть обеспечены
обязательным индивидуальным психолого-педагогическим
сопровождением.
Правительство Российской Федерации
планирует осуществить комплексные
меры по борьбе с беспризорностью,
асоциальным поведением детей
и молодежи, социальным сиротством.
В их числе:
создание сети учебно-воспитательных
учреждений по типу суворовских,
нахимовских училищ, кадетских школ
и корпусов, казачьих школ, летных,
мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных
и других училищ;
создание специализированных
консультативных подростковых центров,
где подростки решали бы свои
психолого-педагогические и медико-социальные
проблемы;
рационализация порядка и
процедур усыновления детей, развитие
системы приемных семей и детских
домов семейного типа;
расширение подготовки специальных
кадров - социальных педагогов и
психологов - по профилактике социального
сиротства и для работы с
детьми группы риска;
подготовка и переподготовка
педагогических кадров, а также
проведение родительского всеобуча
по профилактике наркомании и
алкоголизма;
введение на федеральном
и региональном уровнях специальных
уполномоченных по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих
рост асоциального поведения
подростков и молодежи, нерациональная
организация досуговой деятельности
и каникулярного времени, подлинной
проблемой которого становится
детская безнадзорность. Органами
государственной власти всех
уровней и местного самоуправления,
органами управления образованием
и образовательными учреждениями
с привлечением общественности
будут приняты меры по усилению
педагогического влияния на детей
и подростков в период летних
каникул и повышению их занятости.
2.2. Создание условий для повышения
качества общего образования
Базовое звено образования
- общеобразовательная школа, модернизация
которой предполагает ориентацию
образования не только на усвоение
обучающимся определенной суммы
знаний, но и на развитие его
личности, его познавательных и
созидательных способностей. Общеобразовательная
школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное
качество содержания образования.
Опираясь на богатейший опыт
российской и советской школы,
следует сохранить лучшие традиции
отечественного естественно-математического,
гуманитарного и художественного
образования.
Воспитание как первостепенный
приоритет в образовании должно
стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной
в общий процесс обучения и
развития. Важнейшие задачи воспитания
- формирование у школьников гражданской
ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к
успешной социализации в обществе
и активной адаптации на рынке
труда. В решении этих задач
важно взаимодействие школы с
учреждениями дополнительного образования
детей, которые были и остаются
одной из наиболее эффективных
форм развития склонностей, способностей
и интересов, социального и
профессионального самоопределения
детей и молодежи.