Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад

Описание работы

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Файлы: 1 файл

модернизация государственной системы образования.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

 

1.4. Цели и основные задачи  модернизации образования

 

 Главная задача российской  образовательной политики - обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и  перспективным потребностям личности, общества и государства. 

 

 Модернизация образования - это политическая и общенациональная  задача, она не должна и не  может осуществляться как ведомственный  проект. Интересы общества и государства  в области образования не всегда  совпадают с отраслевыми интересами  самой системы образования, а  потому определение направлений  модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках  образовательного сообщества и  образовательного ведомства. 

 

 Активными субъектами образовательной  политики должны стать все  граждане России, семья и родительская  общественность, федеральные и региональные  институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие  и общественные институты. 

 

 Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы  образования. 

 

 Для достижения указанной  цели будут решаться в первоочередном  порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

 

 обеспечение государственных  гарантий доступности и равных  возможностей получения полноценного  образования; 

 

 достижение нового современного  качества дошкольного, общего  и профессионального образования; 

 

 формирование в системе образования  нормативно-правовых и организационно-экономических  механизмов привлечения и использования  внебюджетных ресурсов;

 

 повышение социального статуса  и профессионализма работников  образования, усиление их государственной  и общественной поддержки; 

 

 развитие образования как  открытой государственно-общественной  системы на основе распределения  ответственности между субъектами  образовательной политики и повышения  роли всех участников образовательного  процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

 

 Основой современной образовательной  политики государства является  социальная адресность и сбалансированность  социальных интересов. Стратегические  цели модернизации образования  могут быть достигнуты только  в процессе постоянного взаимодействия  образовательной системы с представителями  национальной экономики, науки,  культуры, здравоохранения, всех  заинтересованных ведомств и  общественных организаций, с родителями  и работодателями.

 

 Осуществление модернизации  образования затрагивает практически  каждую российскую семью. Суть  изменений в образовании, их  цели, направления, методы должны  регулярно разъясняться населению,  а результаты общественного мнения  должны пристально изучаться  органами управления образованием  и руководителями образовательных  учреждений и учитываться при  проведении модернизации образования.

 

2. Приоритеты образовательной  политики 

 

2.1. Обеспечение государственных  гарантий доступности качественного  образования

 

 Конституция Российской Федерации  гарантирует права граждан на  образование. Однако в условиях  сложной социально-экономической  ситуации эти гарантии не всегда  обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации  осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические  условия для: 

 

 бесплатности полного среднего  образования в пределах государственного  образовательного стандарта и  бесплатного образования других  уровней в пределах, установленных  законодательством Российской Федерации; 

 

 равного доступа всех граждан  России к образованию разных  уровней вне зависимости от  места жительства и уровня  доходов семьи; 

 

 получения образования в  соответствии с установленными  государственными образовательными  стандартами, гарантирующими необходимое  для общества качество образования. 

 

 Доступность качественного  образования означает также государственные  гарантии:

 

 обучения на учебно-материальной  базе с использованием современного  учебно-лабораторного оборудования  и учебной литературы;

 

 обучения в условиях, гарантирующих  защиту прав личности обучающегося  в образовательном процессе, его  психологическую и физическую  безопасность;

 

 социально-педагогической и  психолого-педагогической помощи  семье, ранней диагностики резервов  развития ребенка (физических  и психологических);

 

 бесплатного пользования учащимися  и студентами фондами государственных,  муниципальных и учебных библиотек. 

 

 Обучающиеся должны иметь  информацию о состоянии и реальных  потребностях рынков труда, о  величине затрат, осуществляемых  государством и обществом на  их образование, о качественном  уровне получаемого образования  и его соответствии государственным  образовательным стандартам.

 

 Для повышения объективности  итоговой аттестации выпускников  общеобразовательной школы и  обеспечения равных возможностей  на получение среднего и высшего  профессионального образования  предстоит осуществить изменение  сложившейся системы выпускных  экзаменов в общеобразовательных  учреждениях и вступительных  испытаний в высшие и средние  специальные учебные заведения  с учетом результатов эксперимента  по введению единого государственного  экзамена. При этом в высших  учебных заведениях, осуществляющих  подготовку по профессиям, предполагающим  наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные  программы повышенной сложности,  могут быть установлены дополнительные  требования к приему.

 

 Одновременно будет отрабатываться  система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших  классах общеобразовательной школы,  ориентированная на индивидуализацию  обучения и социализацию обучающихся,  в том числе с учетом реальных  потребностей рынка труда. 

 

 Для расширения доступности  образования вне зависимости  от места жительства и уровня  доходов семьи будет разработан  и реализован комплекс социально-экономических  мер по обеспечению доступности  образования на всех его ступенях. В числе этих мер: 

 

 разграничение полномочий и  ответственности между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления;

 

 передача оплаты труда и  обеспечения учебного процесса  в муниципальных общеобразовательных  школах в ведение субъектов  Российской Федерации и придания  им статуса государственных образовательных  учреждений;

 

 введение адресных целевых  выплат для малообеспеченных  учащихся и создание на региональном  и муниципальном уровнях других  механизмов поддержки детей, нуждающихся  в особой социальной защите. Это  обеспечит им доступность дополнительных  образовательных услуг и возможность  обучения в учреждениях образования,  реализующих программы повышенного  уровня;

 

 создание системы государственного  образовательного кредитования, субсидирования  для расширения возможностей  детям из малообеспеченных семей  получать среднее и высшее  профессиональное образование, предусмотрев  различные формы погашения кредита,  субсидии; необходимо также использовать  возможности государственного образовательного  кредитования и субсидирования  для подготовки студентов по  специальностям, имеющим особо важное  значение для экономического  и социального развития государства; 

 

 нормативно-правовое регулирование  условий привлечения в сферу  образования внебюджетных средств  и их использования, обеспечение  защиты прав потребителей платных  образовательных услуг; 

 

 последовательное увеличение  суммарной величины академической  и социальной стипендии и доведение  ее до уровня прожиточного  минимума;

 

 стимулирование создания для  обучающихся фондов рабочих мест  с неполным рабочим днем.

 

 Для обеспечения гражданам  равных условий получения на  конкурсной основе среднего и  высшего профессионального образования  будут в установленном законом  порядке рассмотрены предложения  о предоставлении на определенных  условиях отсрочки призыва в  Вооруженные Силы выпускникам  средней (полной) общеобразовательной  школы и выпускникам образовательных  учреждений начального и среднего  профессионального образования  для реализации ими права на  поступление в учебные заведения  соответственно среднего или  высшего профессионального образования. 

 

 Важной организационно-педагогической  мерой будет восстановление на  современной технической основе  учета детей школьного возраста  и создание государственно-общественной  системы обеспечения обязательного  основного общего образования,  мониторинга его реализации.

 

 Для обеспечения сельским  школьникам равных возможностей  в получении качественного общего  образования будут осуществлены  специальные меры по поддержке  сельской школы, а также ее  реструктуризации.

 

 Дети с ограниченными возможностями  здоровья должны быть обеспечены  медико-психологическим сопровождением  и специальными условиями для  обучения преимущественно в общеобразовательной  школе по месту жительства, а  при наличии соответствующих  медицинских показаний - в специальных  школах и школах-интернатах.

 

 Дети с проблемами асоциального  характера должны быть обеспечены  обязательным индивидуальным психолого-педагогическим  сопровождением.

 

 Правительство Российской Федерации  планирует осуществить комплексные  меры по борьбе с беспризорностью,  асоциальным поведением детей  и молодежи, социальным сиротством. В их числе: 

 

 создание сети учебно-воспитательных  учреждений по типу суворовских,  нахимовских училищ, кадетских школ  и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных  и других училищ;

 

 создание специализированных  консультативных подростковых центров,  где подростки решали бы свои  психолого-педагогические и медико-социальные  проблемы;

 

 рационализация порядка и  процедур усыновления детей, развитие  системы приемных семей и детских  домов семейного типа;

 

 расширение подготовки специальных  кадров - социальных педагогов и  психологов - по профилактике социального  сиротства и для работы с  детьми группы риска; 

 

 подготовка и переподготовка  педагогических кадров, а также  проведение родительского всеобуча  по профилактике наркомании и  алкоголизма; 

 

 введение на федеральном  и региональном уровнях специальных  уполномоченных по правам ребенка. 

 

 Одна из причин, вызывающих  рост асоциального поведения  подростков и молодежи, нерациональная  организация досуговой деятельности  и каникулярного времени, подлинной  проблемой которого становится  детская безнадзорность. Органами  государственной власти всех  уровней и местного самоуправления, органами управления образованием  и образовательными учреждениями  с привлечением общественности  будут приняты меры по усилению  педагогического влияния на детей  и подростков в период летних  каникул и повышению их занятости. 

 

2.2. Создание условий для повышения  качества общего образования

 

 Базовое звено образования  - общеобразовательная школа, модернизация  которой предполагает ориентацию  образования не только на усвоение  обучающимся определенной суммы  знаний, но и на развитие его  личности, его познавательных и  созидательных способностей. Общеобразовательная  школа должна формировать целостную  систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть ключевые  компетенции, определяющие современное  качество содержания образования.  Опираясь на богатейший опыт  российской и советской школы,  следует сохранить лучшие традиции  отечественного естественно-математического,  гуманитарного и художественного  образования. 

 

 Воспитание как первостепенный  приоритет в образовании должно  стать органичной составляющей  педагогической деятельности, интегрированной  в общий процесс обучения и  развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской  ответственности и правового  самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,  толерантности, способности к  успешной социализации в обществе  и активной адаптации на рынке  труда. В решении этих задач  важно взаимодействие школы с  учреждениями дополнительного образования  детей, которые были и остаются  одной из наиболее эффективных  форм развития склонностей, способностей  и интересов, социального и  профессионального самоопределения  детей и молодежи.

Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования