Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад

Описание работы

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Файлы: 1 файл

модернизация государственной системы образования.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

 

 Для стимулирования научно-исследовательской  деятельности преподавателей высшей  школы будут расширены масштабы  ее финансовой государственной  поддержки, в том числе - в  форме грантов на конкурсной  основе.

 

 Основная цель профессионального  образования - подготовка квалифицированного  работника соответствующего уровня  и профиля, конкурентоспособного  на рынке труда, компетентного,  ответственного, свободно владеющего  своей профессией и ориентированного  в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе  по специальности на уровне  мировых стандартов, готового к  постоянному профессиональному  росту, социальной и профессиональной  мобильности; удовлетворение потребностей  личности в получении соответствующего  образования. 

 

 Решение задачи коренного  улучшения системы профессионального  образования, качества подготовки  работников в тесной взаимосвязи  с развитием фундаментальной  и прикладной науки имеет определяющее  значение для будущего страны. Оно предполагает совместные  усилия академического и педагогического  сообщества, государства, предпринимательских  кругов.

 

2.4. Формирование эффективных экономических  отношений в образовании

 

 В ходе модернизации образования,  рассматриваемого как приоритетная  отрасль национальной экономики,  государство будет последовательно  наращивать его финансовую поддержку  до необходимой потребности. 

 

 Важными элементами формирования  эффективных экономических механизмов  модернизации и развития образования,  обеспечивающих фактически новые  принципы и систему финансирования  отрасли, должны стать: 

 

 введение нормативного бюджетного  финансирования общего среднего  и начального профессионального  образования с учетом обеспечения  государственных образовательных  стандартов и необходимых условий  образовательного процесса;

 

 разработка дифференцированных  нормативов бюджетного финансирования  учреждений (организаций) высшего  и в перспективе среднего профессионального  образования, отражающих характер  реализуемых ими образовательных  программ;

 

 создание системы государственного  образовательного кредитования, субсидирования  граждан из малообеспеченных  семей и отдаленных территорий  для получения ими профессионального  образования; 

 

 выделение средств на развитие  образования из бюджетов всех  уровней, включая средства на  приобретение учреждениями образования  учебно-лабораторного оборудования  и информационно-вычислительной  техники, развитие библиотек и  информационных ресурсов, а также  на повышение квалификации преподавателей;

 

 достижение прозрачности межбюджетных  отношений в части, касающейся  финансового обеспечения образования; 

 

 развитие механизмов финансовой  поддержки субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  с учетом требований модернизации  образования; 

 

 обеспечение целевого использования  средств, выделяемых на нужды  образования из бюджетов разных  уровней; 

 

 стимулирование соучредительства  и многоканального финансирования  учреждений профессионального образования;  переход к финансированию учреждений  профессионального образования  на контрактной основе;

 

 нормативно-правовое обеспечение  экономической самостоятельности  учреждений образования, в том  числе на основе увеличения  разнообразия организационно-правовых  форм образовательных учреждений  и организаций;

 

 последовательная реализация  принципа экономической автономии  учебных заведений при введении  казначейской системы учета внебюджетных  средств образовательных учреждений;

 

 обеспечение прозрачности финансовой  деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической  ответственности; 

 

 создание условий для привлечения  дополнительных средств в учреждения  образования; систематизация льгот,  в том числе налоговых; 

 

 расширение на базе образовательных  учреждений дополнительных платных  образовательных услуг, в том  числе для населения, как средства  удовлетворения повышенного образовательного  спроса и как внутреннего ресурса  финансирования образовательных  учреждений, стимулирования инновационных  образовательных процессов; 

 

 создание на базе образовательных  учреждений (особенно в сельской  местности) культурно-образовательных,  учебно-производственных, медико-оздоровительных  центров; 

 

 поддержка профильного учебного  производства на базе образовательных  учреждений;

 

 предоставление возможности  использовать средства Федеральной  программы развития образования  для финансирования программ  развития всех типов и видов  государственных и муниципальных  образовательных учреждений на  условиях софинансирования из  соответствующих бюджетов.

 

 Система образования должна  быть ориентирована не только  на задания со стороны государства,  но и на постоянно возрастающий  общественный образовательный спрос,  на конкретные интересы семей,  местных сообществ, предприятий.  Именно ориентация на реальные  потребности конкретных потребителей  образовательных услуг должна  создать основу для привлечения  дополнительных финансовых и  материально-технических ресурсов.

 

2.5. Обеспечение системы образования  высококвалифицированными кадрами,  их поддержка государством и  обществом

 

 Государство рассматривает  улучшение материального положения  и повышение социального статуса  работников образования как одну  из приоритетных задач образовательной  политики.

 

 Повышение профессионального  уровня педагогов и формирование  педагогического корпуса, соответствующего  запросам современной жизни, - необходимое  условие модернизации системы  образования России.

 

 В рамках подпрограммы "Педагогические  кадры России" Федеральной программы  развития образования предусматриваются  меры по преодолению негативных  тенденций в кадровом обеспечении  образования, повышению социального  статуса и профессионализма педагогических  работников. Они будут включать  в себя следующие основные  направления: 

 

 

 

 Повышение статуса педагогического  работника. 

 

 Все педагогические работники  должны получить возможность  реализовать право на:

 

 участие посредством профессиональных  педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в  управлении образованием, в выработке  принципов и направлений образовательной  политики;

 

 свободное получение профессиональной  информации, связанной с образованием;

 

 бесплатное пользование фондами  государственных, муниципальных  и учебных библиотек; 

 

 льготное первоочередное обеспечение  жилой площадью в пределах  социальных норм, в случае признания  их нуждающимися в улучшении  жилищных условий в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 

 

 

 Усиление государственной поддержки  и стимулирования труда педагогических  и управленческих работников  образования: 

 

 введение финансирования расходов  по оплате труда работников  общеобразовательных учреждений  из бюджетов субъектов Российской  Федерации; при этом за счет  введения нормативного финансирования  должен быть зафиксирован обязательный  надтарифный фонд, дающий возможность  образовательному учреждению гибко  устанавливать надбавки и доплаты  в целях стимулирования качества  работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом  на рынке труда; 

 

 осуществление на основе  модернизации ЕТС перехода на  систему оплаты труда педагогических  работников с учетом специфики  образовательной отрасли; доведение  к 2006 году средней заработной  платы учителей до уровня средней  по промышленности;

 

 введение надбавок молодым  специалистам на первые три  года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность  непрерывной работы в образовательных  учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты  педагогической деятельности;

 

 решение в установленном  порядке вопроса об отсрочке  призыва в ряды Вооруженных  Сил для выпускников учреждений  высшего и среднего профессионального  образования, получивших педагогическую  специальность, на время их  работы на штатных должностях  с полной учебной нагрузкой  педагога, воспитателя, мастера производственного  обучения в учреждениях общего  и начального профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию, детских домах и  интернатах;

 

 совершенствование системы  пенсионного обеспечения различных  категорий педагогических работников;

 

 совершенствование системы  медицинского и социального страхования  работников образования; 

 

 формирование отраслевой системы  ипотечного кредитования приобретения  жилья; 

 

 закрепление нормативно-правовыми  актами Российской Федерации  льгот педагогическим работникам  в области оплаты жилья и  коммунальных услуг в сельской  местности. 

 

 

 Повышение профессионализма  педагогических кадров:

 

 разработка и экспериментальная  апробация моделей реформирования  системы подготовки педагогических  кадров - ее организации, структуры,  содержания, принципов взаимосвязи  с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании; увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального образования;

 

 реорганизация системы учреждений  повышения квалификации работников  образования, перевод их финансирования  на конкурсную основу и введение  персонифицированного финансирования  повышения квалификации педагога  на основе его собственного  выбора места дополнительного  профессионального образования; 

 

 оплачиваемое государством  повышение квалификации или переподготовку  в установленных государством  объемах не реже, чем один раз  в пять лет; 

 

 организация и проведение  всеобуча по информационным технологиям  для управленческих и педагогических  кадров;

 

 реорганизация методической  службы органов управления образованием; построение ее деятельности на  принципах сетевой организации  и маркетинга;

 

 создание эффективной системы  подготовки, повышения квалификации  и аттестации руководителей органов  управления образованием и образовательных  учреждений, введение единого порядка  замещения ими руководящих должностей.

 

 

 Основной задачей является  модернизация системы научно-методического  обеспечения образования, предусматривающая: 

 

 качественное обновление педагогической  науки, преодоление неоправданного  дублирования ведомственных институтов  и научных учреждений Российской  академии образования, оторванности  их от запросов современной  образовательной практики;

 

 возрождение практико-ориентированных  научных школ и построение  принципиально новых моделей  прикладных исследований, способствующих  развитию педагогической науки  и распространению образовательных  инноваций; 

 

 целевое финансирование перспективных  прикладных исследований и социально-образовательных  проектов.

 

2.6. Управление развитием образования  на основе распределения ответственности  между субъектами образовательной  политики

 

 В процессе модернизации  образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования  как государственно-общественной  системы и, во-вторых, переход  от патерналистской модели к  модели взаимной ответственности  в сфере образования, к усилению  роли всех субъектов образовательной  политики и их взаимодействия.

 

 Необходимо расширить участие  общества в выработке, принятии  и реализации правовых и управленческих  решений в образовании. Этот  процесс должен обеспечиваться  как соответствующей нормативно-правовой  базой, так и реальными механизмами  действенного общественного участия  в развитии образования. 

 

 Планируется в установленном  порядке закрепить правовой статус  попечительского совета образовательного  учреждения, обеспечивающий участие  совета в формировании перечня  платных образовательных услуг,  оказываемых учреждением сверх  соответствующих образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов, определении направлений  профориентационной деятельности, решении кадровых вопросов, организации  общественного контроля за расходованием  внебюджетных средств учреждения  и др.

Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования