Для стимулирования научно-исследовательской
деятельности преподавателей высшей
школы будут расширены масштабы
ее финансовой государственной
поддержки, в том числе - в
форме грантов на конкурсной
основе.
Основная цель профессионального
образования - подготовка квалифицированного
работника соответствующего уровня
и профиля, конкурентоспособного
на рынке труда, компетентного,
ответственного, свободно владеющего
своей профессией и ориентированного
в смежных областях деятельности,
способного к эффективной работе
по специальности на уровне
мировых стандартов, готового к
постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной
мобильности; удовлетворение потребностей
личности в получении соответствующего
образования.
Решение задачи коренного
улучшения системы профессионального
образования, качества подготовки
работников в тесной взаимосвязи
с развитием фундаментальной
и прикладной науки имеет определяющее
значение для будущего страны.
Оно предполагает совместные
усилия академического и педагогического
сообщества, государства, предпринимательских
кругов.
2.4. Формирование эффективных экономических
отношений в образовании
В ходе модернизации образования,
рассматриваемого как приоритетная
отрасль национальной экономики,
государство будет последовательно
наращивать его финансовую поддержку
до необходимой потребности.
Важными элементами формирования
эффективных экономических механизмов
модернизации и развития образования,
обеспечивающих фактически новые
принципы и систему финансирования
отрасли, должны стать:
введение нормативного бюджетного
финансирования общего среднего
и начального профессионального
образования с учетом обеспечения
государственных образовательных
стандартов и необходимых условий
образовательного процесса;
разработка дифференцированных
нормативов бюджетного финансирования
учреждений (организаций) высшего
и в перспективе среднего профессионального
образования, отражающих характер
реализуемых ими образовательных
программ;
создание системы государственного
образовательного кредитования, субсидирования
граждан из малообеспеченных
семей и отдаленных территорий
для получения ими профессионального
образования;
выделение средств на развитие
образования из бюджетов всех
уровней, включая средства на
приобретение учреждениями образования
учебно-лабораторного оборудования
и информационно-вычислительной
техники, развитие библиотек и
информационных ресурсов, а также
на повышение квалификации преподавателей;
достижение прозрачности межбюджетных
отношений в части, касающейся
финансового обеспечения образования;
развитие механизмов финансовой
поддержки субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
с учетом требований модернизации
образования;
обеспечение целевого использования
средств, выделяемых на нужды
образования из бюджетов разных
уровней;
стимулирование соучредительства
и многоканального финансирования
учреждений профессионального образования;
переход к финансированию учреждений
профессионального образования
на контрактной основе;
нормативно-правовое обеспечение
экономической самостоятельности
учреждений образования, в том
числе на основе увеличения
разнообразия организационно-правовых
форм образовательных учреждений
и организаций;
последовательная реализация
принципа экономической автономии
учебных заведений при введении
казначейской системы учета внебюджетных
средств образовательных учреждений;
обеспечение прозрачности финансовой
деятельности образовательных учреждений,
повышение их финансово-экономической
ответственности;
создание условий для привлечения
дополнительных средств в учреждения
образования; систематизация льгот,
в том числе налоговых;
расширение на базе образовательных
учреждений дополнительных платных
образовательных услуг, в том
числе для населения, как средства
удовлетворения повышенного образовательного
спроса и как внутреннего ресурса
финансирования образовательных
учреждений, стимулирования инновационных
образовательных процессов;
создание на базе образовательных
учреждений (особенно в сельской
местности) культурно-образовательных,
учебно-производственных, медико-оздоровительных
центров;
поддержка профильного учебного
производства на базе образовательных
учреждений;
предоставление возможности
использовать средства Федеральной
программы развития образования
для финансирования программ
развития всех типов и видов
государственных и муниципальных
образовательных учреждений на
условиях софинансирования из
соответствующих бюджетов.
Система образования должна
быть ориентирована не только
на задания со стороны государства,
но и на постоянно возрастающий
общественный образовательный спрос,
на конкретные интересы семей,
местных сообществ, предприятий.
Именно ориентация на реальные
потребности конкретных потребителей
образовательных услуг должна
создать основу для привлечения
дополнительных финансовых и
материально-технических ресурсов.
2.5. Обеспечение системы образования
высококвалифицированными кадрами,
их поддержка государством и
обществом
Государство рассматривает
улучшение материального положения
и повышение социального статуса
работников образования как одну
из приоритетных задач образовательной
политики.
Повышение профессионального
уровня педагогов и формирование
педагогического корпуса, соответствующего
запросам современной жизни, - необходимое
условие модернизации системы
образования России.
В рамках подпрограммы "Педагогические
кадры России" Федеральной программы
развития образования предусматриваются
меры по преодолению негативных
тенденций в кадровом обеспечении
образования, повышению социального
статуса и профессионализма педагогических
работников. Они будут включать
в себя следующие основные
направления:
Повышение статуса педагогического
работника.
Все педагогические работники
должны получить возможность
реализовать право на:
участие посредством профессиональных
педагогических сообществ (ассоциаций,
объединений, союзов и др.) в
управлении образованием, в выработке
принципов и направлений образовательной
политики;
свободное получение профессиональной
информации, связанной с образованием;
бесплатное пользование фондами
государственных, муниципальных
и учебных библиотек;
льготное первоочередное обеспечение
жилой площадью в пределах
социальных норм, в случае признания
их нуждающимися в улучшении
жилищных условий в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
Усиление государственной поддержки
и стимулирования труда педагогических
и управленческих работников
образования:
введение финансирования расходов
по оплате труда работников
общеобразовательных учреждений
из бюджетов субъектов Российской
Федерации; при этом за счет
введения нормативного финансирования
должен быть зафиксирован обязательный
надтарифный фонд, дающий возможность
образовательному учреждению гибко
устанавливать надбавки и доплаты
в целях стимулирования качества
работы и привлечения кадров,
пользующихся повышенным спросом
на рынке труда;
осуществление на основе
модернизации ЕТС перехода на
систему оплаты труда педагогических
работников с учетом специфики
образовательной отрасли; доведение
к 2006 году средней заработной
платы учителей до уровня средней
по промышленности;
введение надбавок молодым
специалистам на первые три
года педагогической деятельности,
надбавок за продолжительность
непрерывной работы в образовательных
учреждениях, а также надбавок,
стимулирующих высокие результаты
педагогической деятельности;
решение в установленном
порядке вопроса об отсрочке
призыва в ряды Вооруженных
Сил для выпускников учреждений
высшего и среднего профессионального
образования, получивших педагогическую
специальность, на время их
работы на штатных должностях
с полной учебной нагрузкой
педагога, воспитателя, мастера производственного
обучения в учреждениях общего
и начального профессионального
образования, имеющих государственную
аккредитацию, детских домах и
интернатах;
совершенствование системы
пенсионного обеспечения различных
категорий педагогических работников;
совершенствование системы
медицинского и социального страхования
работников образования;
формирование отраслевой системы
ипотечного кредитования приобретения
жилья;
закрепление нормативно-правовыми
актами Российской Федерации
льгот педагогическим работникам
в области оплаты жилья и
коммунальных услуг в сельской
местности.
Повышение профессионализма
педагогических кадров:
разработка и экспериментальная
апробация моделей реформирования
системы подготовки педагогических
кадров - ее организации, структуры,
содержания, принципов взаимосвязи
с образовательной практикой и инновационными
процессами в образовании; увеличение
объема и повышение качества подготовки
педагогических кадров для системы начального
и среднего профессионального образования;
реорганизация системы учреждений
повышения квалификации работников
образования, перевод их финансирования
на конкурсную основу и введение
персонифицированного финансирования
повышения квалификации педагога
на основе его собственного
выбора места дополнительного
профессионального образования;
оплачиваемое государством
повышение квалификации или переподготовку
в установленных государством
объемах не реже, чем один раз
в пять лет;
организация и проведение
всеобуча по информационным технологиям
для управленческих и педагогических
кадров;
реорганизация методической
службы органов управления образованием;
построение ее деятельности на
принципах сетевой организации
и маркетинга;
создание эффективной системы
подготовки, повышения квалификации
и аттестации руководителей органов
управления образованием и образовательных
учреждений, введение единого порядка
замещения ими руководящих должностей.
Основной задачей является
модернизация системы научно-методического
обеспечения образования, предусматривающая:
качественное обновление педагогической
науки, преодоление неоправданного
дублирования ведомственных институтов
и научных учреждений Российской
академии образования, оторванности
их от запросов современной
образовательной практики;
возрождение практико-ориентированных
научных школ и построение
принципиально новых моделей
прикладных исследований, способствующих
развитию педагогической науки
и распространению образовательных
инноваций;
целевое финансирование перспективных
прикладных исследований и социально-образовательных
проектов.
2.6. Управление развитием образования
на основе распределения ответственности
между субъектами образовательной
политики
В процессе модернизации
образования предстоит обеспечить,
во-первых, открытость образования
как государственно-общественной
системы и, во-вторых, переход
от патерналистской модели к
модели взаимной ответственности
в сфере образования, к усилению
роли всех субъектов образовательной
политики и их взаимодействия.
Необходимо расширить участие
общества в выработке, принятии
и реализации правовых и управленческих
решений в образовании. Этот
процесс должен обеспечиваться
как соответствующей нормативно-правовой
базой, так и реальными механизмами
действенного общественного участия
в развитии образования.
Планируется в установленном
порядке закрепить правовой статус
попечительского совета образовательного
учреждения, обеспечивающий участие
совета в формировании перечня
платных образовательных услуг,
оказываемых учреждением сверх
соответствующих образовательных
программ и государственных образовательных
стандартов, определении направлений
профориентационной деятельности,
решении кадровых вопросов, организации
общественного контроля за расходованием
внебюджетных средств учреждения
и др.