разработка и реализация
в рамках Федеральной программы
развития образования приоритетного
направления "Педагогические
кадры России";
повышение квалификации и
переподготовка педагогических
и управленческих кадров по
направлениям модернизации образования
за счет средств бюджетов.
Принципиальное обновление
системы научно-методического обеспечения
образования, перестройка организации
педагогической науки, преодоление
ее оторванности от запросов
современного общества и передовой
образовательной практики, повышение
ее роли в поддержке, проектировании,
экспертизе образовательных инноваций,
в обеспечении непрерывности
процессов обновления образования.
Приведение нормативно-правовой
базы сферы образования в соответствие
с задачами ее модернизации.
На втором этапе, в 2004 -
2005 годах, предстоит в полном
масштабе реализовать изложенные
ранее меры, в частности те, которые
проходили экспериментальную проверку
на первом этапе и после оценки
результатов получили поддержку, развернуть
новые модели содержания образования,
его организации и финансирования. Все
это должно быть основано на детальном
анализе регионального опыта и специфики
местных условий, должно обеспечивать
достижение основных задач модернизации
образования, в первую очередь - современное
качество образования и его реальную доступность
для населения.
Проведенные ранее эксперименты
позволят четко определить социальные
риски новых форм и выработать
соответствующие компенсирующие
механизмы. В ходе второго этапа
будет проведено последовательное
расширение ресурсного обеспечения
образования, в первую очередь
со стороны бюджетов всех уровней.
Особое значение на этом
этапе приобретает разработка
механизмов управления инновационными
проектами, выстроенными с целью
реализации новых моделей в
образовании. Эти модели будут
разрабатываться и внедряться
с учетом региональной специфики.
Вместе с тем, на данном
этапе значительно более важную
роль в развитии образования
должно играть общество: предприятия,
семьи, местное самоуправление, общественные
организации. Это будет обеспечиваться
двумя факторами. Во-первых, доходы
семей и предприятий (и прямо
зависящие от них возможности
местных бюджетов) позволят существенно
увеличить платежеспособный спрос
на образование, в первую очередь
- профессиональное, и расширить
поддержку образовательных организаций
как в форме бюджетного финансирования,
так и в виде спонсорской
помощи. Во-вторых, формирование прозрачных
механизмов управления образованием
и образовательными учреждениями
сделает более эффективными различные
формы общественной поддержки
и контроля.
В целом образование будет
более ориентировано на рынок
труда и требования социально-экономического
развития страны. Контракты с
конечными потребителями частично
вытеснят форму государственного
задания (особенно в начальном
и среднем профессиональном образовании).
Это позволит снизить темпы
роста бюджетного финансирования
профессионального образования.
В то же время бюджетное
финансирование общего образования
из региональных и местных
бюджетов должно сохранять высокие
темпы роста до конца десятилетия.
Во второй половине десятилетия,
в 2006 - 2010 годах, должны четко
обозначиться первые результаты
модернизации образования:
рост его ресурсообеспеченности
в результате эффективного перенаправления
сложившихся финансовых потоков
(при этом частные средства, поступающие
в образование, могут возрасти
с 1,3% до 2,5% ВВП);
реальное повышение качества
общего и профессионального образования,
выход общеобразовательной школы
на уровень современных требований
и профессиональной школы на
международный уровень; на этой
основе экспорт образовательных
услуг России может составить
от 2 до 3 млрд долларов США;
снижение социальной напряженности
в обществе, локализация очагов
социального неблагополучия в
виде детской беспризорности
и преступности;
на основе повышения заработной
платы работников образования
будут обеспечены рост социального
статуса и улучшение качественного
состава педагогического корпуса,
в частности, его омоложение;
повышение конкурентоспособности
и инвестиционной привлекательности
профессионального образования
в результате опережающего обновления
материально-технической базы начального
и среднего профессионального
образования, их адаптации к
рынкам труда.
Одобряя данную Концепцию,
Правительство Российской Федерации
считает, что уже в ближайшие
месяцы, в течение которых необходимо
завершить разработку обновленной
образовательной политики и механизма
запуска модернизации образования,
государственные и общественные
институты страны должны продемонстрировать
решимость и последовательность
в реализации планов модернизации
российского образования на период
до 2010 года".
edu.ru