Исключительная роль в решении
задач воспитания принадлежит
семье.
В целях создания необходимых
условий достижения нового, современного
качества общего образования
планируется:
по итогам проводимого эксперимента
пересмотреть структуру и содержание
общего образования, включая продолжительность
обучения на каждой его ступени
(решение о переходе на 11-12-летнее
школьное образование будет принято
по итогам эксперимента не
ранее 2006 - 2007 годов);
разработать и ввести в
действие государственные образовательные
стандарты общего образования
и вариативный базисный учебный
план, позволяющий учитывать особенности
регионов и возможности общеобразовательных
учреждений;
провести оптимизацию учебной,
психологической и физической
нагрузки учащихся и создать
в образовательных учреждениях
условия для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся, в том
числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания
общего образования;
б) использования эффективных
методов обучения;
в) повышения удельного веса
и качества занятий физической
культурой;
г) организации мониторинга
состояния здоровья детей и
молодежи;
д) улучшения организации
питания обучающихся в образовательных
учреждениях;
е) рационализации досуговой
деятельности, каникулярного времени
и летнего отдыха детей и
молодежи;
обеспечить дифференциацию
и индивидуализацию образования
при обеспечении государственных
образовательных стандартов - на
основе многообразия образовательных
учреждений и вариативности образовательных
программ;
более полно использовать
нравственный потенциал искусства
как средства формирования и
развития этических принципов
и идеалов в целях духовного
развития личности;
отработать и ввести гибкую
систему профилей обучения в
старшей школе, в том числе
путем кооперации старшей ступени
школы с учреждениями начального,
среднего и высшего профессионального
образования;
усилить роль дисциплин, обеспечивающих
успешную социализацию учащихся
- экономики, истории, права, русского,
родного и иностранных языков,
улучшить профессиональную ориентацию
и трудовое обучение, обеспечить
всеобщую компьютерную грамотность;
обеспечить знания выпускниками
средней школы на уровне функциональной
грамотности как минимум одного
иностранного языка;
предусмотреть введение обязательного
экзамена по иностранному языку
за курс средней школы и
обязательного экзамена по информационным
технологиям за курс основной
школы;
создать в системе профессиональной
ориентации условия для психологической
поддержки молодежи, помощи в
выявлении профессиональных интересов,
склонностей, определения реальных
возможностей в освоении той
или иной профессии;
отработать в порядке эксперимента
в 2002 - 2003 годах различные механизмы
реструктуризации основной и
старшей ступени сельской школы
(при сохранении и поддержке
малокомплектных школ и обеспечении
в каждом населенном пункте
условий для реализации программ
дошкольного и начального образования);
организовать на селе систему
"школьных автобусов";
обеспечить в рамках федеральной
целевой программы "Развитие
единой образовательной информационной
среды (2001 - 2005 гг.)" развитие дистанционного
образования и др.;
разработать нормативно-правовую
базу для развития новых типов
общеобразовательных учреждений, в
том числе образовательных центров
и комплексов, а также учреждений
для детей, оставшихся без попечения
родителей;
обеспечить государственную
поддержку школ для одаренных
детей;
создать эффективную государственно-общественную
систему экспертизы и контроля
качества учебной литературы, а
также поддержки организации
и проведения конкурсов среди
авторов на создание учебников
нового поколения;
обеспечить государственную
поддержку образовательным учреждениям,
ведущим инновационную деятельность,
как опорным площадкам процесса
модернизации образования;
создать независимую от органов
управления образованием государственную
систему оценки качества образования,
которая должна стать действенным
и надежным инструментом повышения
эффективности образовательной
деятельности.
2.3. Создание условий для повышения
качества профессионального образования
Государство возвращается в
образование как гарант качества
образовательных программ и услуг,
предоставляемых как общеобразовательными,
так и профессиональными образовательными
учреждениями, независимо от организационно-правовых
форм.
Предстоит существенная модернизация
содержания и структуры профессионального
образования в соответствии с
требованиями основных отраслей
промышленности, сферы услуг, культуры,
армии, государственной службы
и др.
В качестве основного фактора
обновления профессионального образования
выступают запросы развития экономики
и социальной сферы, науки,
техники, технологий, федерального
и территориальных рынков труда,
а также перспективные потребности
их развития. Должна быть создана
система постоянного мониторинга
текущих и перспективных потребностей
рынка труда в кадрах различной
квалификации, в том числе с
учетом международных тенденций.
В соответствии с этими потребностями
предстоит выстроить оптимальную
систему профессионального образования,
в частности, реальную многоуровневую
структуру высшего образования.
Результаты прогнозирования потребностей
рынка труда, а также рейтинги
учреждений профессионального образования
должны доводиться до населения
через средства массовой информации.
Планируется создание эффективной
системы содействия трудоустройству
выпускников, включая развитие
целевой контрактной подготовки,
формирование у всех выпускников
вузов, ссузов и профессиональных
училищ готовности к самоопределению
в вопросах подбора работы, в
том числе и открытию собственного
дела.
В числе стратегических направлений
развития профессионального образования
особое место занимает укрепление
и модернизация материально-технической
базы и инфраструктуры образовательных
учреждений. Необходимо включение
их в глобальную сеть Интернет
и локальные информационные сети,
оснащение вузов современным
оборудованием, приборами, материалами,
что обеспечит как повышение
качества учебного процесса, так
и поддержку вузовской науки.
Особое внимание будет уделено
развитию в российской высшей
школе научных исследований и
разработок, оказывающих решающее
влияние на укрепление кадрового
и технологического уровня народного
хозяйства страны.
Наряду с этим уже в
ближайшие годы будет реализован
ряд мер, направленных на повышение
требований к качеству профессионального
образования, в частности:
переаттестацию всех образовательных
программ в области экономики,
права и менеджмента;
переаттестацию и при необходимости
повторное лицензирование филиалов
вузов, а также негосударственных
вузов, выдающих дипломы государственного
образца. К этим процедурам
должны быть привлечены ведущие
вузы России, видные ученые соответствующих
специальностей, органы управления
образованием субъектов Российской
Федерации.
Необходимо обеспечить опережающее
развитие начального и среднего
профессионального образования,
поскольку на современном этапе
возрастает потребность народного
хозяйства в высококвалифицированных
работниках начального и среднего
звеньев производства. Надлежит
существенно актуализировать содержание
и повысить качество профессиональной
подготовки на этих уровнях
образования с ориентацией ее
на международные стандарты качества,
интенсифицировать деятельность
по укрупнению, интеграции профессий,
решительно повернуть учреждения
начального и среднего образования
к потребностям местного рынка
труда. Предусмотреть увеличение
их финансирования, в частности
для создания современной учебно-методической
и информационной базы обучения,
расширения научно-исследовательских
работ, издания учебной литературы
для этих уровней образования.
Одновременно предстоит отработать
и провести в жизнь оптимальную
концепцию реализации общего
среднего образования в начальных
и средних профессиональных учебных
заведениях, обеспечить взаимосвязь
их профессиональных образовательных
программ, вертикальную мобильность
их учащихся.
Серьезному реформированию
подлежит система управления
профессиональным образованием. Необходимо
обеспечить качественное изменение
во взаимодействии регионов и
федерального центра в вопросах
функционирования и развития
профессионального образования
всех уровней. В целях повышения
эффективности деятельности учреждений
начального и среднего профессионального
образования следует разделить
их на два уровня - федерального
и регионального подчинения, предусмотрев
возможность передачи части полномочий
в этой сфере на муниципальный
уровень.
Для достижения нового качества
профессионального образования
будет осуществляться:
прогнозирование потребностей
рынка труда и создание кооперации
сети профессиональных образовательных
учреждений, рекрутин-говых и информационных
агентств, служб занятости;
устранение сегментации профессионального
образования, неоправданного монополизма
и слабой информированности потребителей,
а также диспропорций и излишнего
дублирования в подготовке кадров;
оптимизация перечней профессий
и специальностей, по которым
осуществляется подготовка кадров;
структурная и институциональная
перестройка профессионального
образования, оптимизация сети
его учреждений, отработка различных
моделей интеграции начального
и среднего, среднего и высшего
профессионального образования,
обеспечение реальной много-уровневости
высшего образования, создание
университетских комплексов;
радикальное улучшение материально-технической
базы профессиональных учебных
заведений;
информатизация образования
и оптимизация методов обучения,
активное использование технологий
открытого образования;
углубление в высшей школе
интеграционных и междисциплинарных
программ, соединение их с прорывными
высокими технологиями;
повышение статуса вузовской
науки как одного из основных
факторов обеспечения высокого
качества подготовки специалистов,
развития производительных сил
общества и непрерывного обновления
содержания профессионального образования;
интеграция университетской,
академической и отраслевой науки;
разработка в рамках Федеральной
программы развития образования
подпрограммы "Университеты России";
осуществление государственной
поддержки ведущих научных и
творческих школ с определением
порядка и форм такой поддержки;
формирование условий для
непрерывного профессионального
роста кадров, привлечение в этих
целях ведущих ученых Российской
академии наук, обеспечение преемственности
различных уровней профессионального
образования и создание эффективной
системы дополнительного профессионального
образования, обеспечивающей психологическую
поддержку населению при смене видов деятельности
и карьерном росте;
сосредоточение переподготовки
высвобождающегося и незанятого
населения в учреждениях начального
и среднего профессионального
образования с учетом конкурсного
отбора и наличия центров службы
занятости;
обеспечение участия работодателей
и других социальных партнеров
в решении проблем профессионального
образования, в том числе в
разработке образовательных стандартов,
согласующихся с современными
квалификационными требованиями (профессиональными
стандартами), в формировании заказа
на подготовку специалистов, в
контрактной подготовке кадров
и проведении кадровой политики
на уровне субъектов Российской
Федерации;
организация на базе гражданских
учебных заведений высшего и
среднего профессионального образования
общепрофессиональной подготовки
офицеров по отдельным специальностям
инженерного, социально-экономического
и гуманитарного профилей, создание
межвузовских военных факультетов
подготовки офицеров запаса.