Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад

Описание работы

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Файлы: 1 файл

модернизация государственной системы образования.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

 

 Исключительная роль в решении  задач воспитания принадлежит  семье. 

 

 В целях создания необходимых  условий достижения нового, современного  качества общего образования  планируется: 

 

 по итогам проводимого эксперимента  пересмотреть структуру и содержание  общего образования, включая продолжительность  обучения на каждой его ступени  (решение о переходе на 11-12-летнее  школьное образование будет принято  по итогам эксперимента не  ранее 2006 - 2007 годов);

 

 разработать и ввести в  действие государственные образовательные  стандарты общего образования  и вариативный базисный учебный  план, позволяющий учитывать особенности  регионов и возможности общеобразовательных  учреждений;

 

 провести оптимизацию учебной,  психологической и физической  нагрузки учащихся и создать  в образовательных учреждениях  условия для сохранения и укрепления  здоровья обучающихся, в том  числе за счет:

 

 а) реальной разгрузки содержания  общего образования; 

 

 б) использования эффективных  методов обучения;

 

 в) повышения удельного веса  и качества занятий физической  культурой; 

 

 г) организации мониторинга  состояния здоровья детей и  молодежи;

 

 д) улучшения организации  питания обучающихся в образовательных  учреждениях; 

 

 е) рационализации досуговой  деятельности, каникулярного времени  и летнего отдыха детей и  молодежи;

 

 обеспечить дифференциацию  и индивидуализацию образования  при обеспечении государственных  образовательных стандартов - на  основе многообразия образовательных  учреждений и вариативности образовательных  программ;

 

 более полно использовать  нравственный потенциал искусства  как средства формирования и  развития этических принципов  и идеалов в целях духовного  развития личности;

 

 отработать и ввести гибкую  систему профилей обучения в  старшей школе, в том числе  путем кооперации старшей ступени  школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального  образования; 

 

 усилить роль дисциплин, обеспечивающих  успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию  и трудовое обучение, обеспечить  всеобщую компьютерную грамотность; 

 

 обеспечить знания выпускниками  средней школы на уровне функциональной  грамотности как минимум одного  иностранного языка; 

 

 предусмотреть введение обязательного  экзамена по иностранному языку  за курс средней школы и  обязательного экзамена по информационным  технологиям за курс основной  школы; 

 

 создать в системе профессиональной  ориентации условия для психологической  поддержки молодежи, помощи в  выявлении профессиональных интересов,  склонностей, определения реальных  возможностей в освоении той  или иной профессии; 

 

 отработать в порядке эксперимента  в 2002 - 2003 годах различные механизмы  реструктуризации основной и  старшей ступени сельской школы  (при сохранении и поддержке  малокомплектных школ и обеспечении  в каждом населенном пункте  условий для реализации программ  дошкольного и начального образования);

 

 организовать на селе систему  "школьных автобусов";

 

 обеспечить в рамках федеральной  целевой программы "Развитие  единой образовательной информационной  среды (2001 - 2005 гг.)" развитие дистанционного  образования и др.;

 

 разработать нормативно-правовую  базу для развития новых типов  общеобразовательных учреждений, в  том числе образовательных центров  и комплексов, а также учреждений  для детей, оставшихся без попечения  родителей; 

 

 обеспечить государственную  поддержку школ для одаренных  детей; 

 

 создать эффективную государственно-общественную  систему экспертизы и контроля  качества учебной литературы, а  также поддержки организации  и проведения конкурсов среди  авторов на создание учебников  нового поколения; 

 

 обеспечить государственную  поддержку образовательным учреждениям,  ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса  модернизации образования; 

 

 создать независимую от органов  управления образованием государственную  систему оценки качества образования,  которая должна стать действенным  и надежным инструментом повышения  эффективности образовательной  деятельности.

 

2.3. Создание условий для повышения  качества профессионального образования

 

 Государство возвращается в  образование как гарант качества  образовательных программ и услуг,  предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными  учреждениями, независимо от организационно-правовых  форм.

 

 Предстоит существенная модернизация  содержания и структуры профессионального  образования в соответствии с  требованиями основных отраслей  промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы  и др.

 

 В качестве основного фактора  обновления профессионального образования  выступают запросы развития экономики  и социальной сферы, науки,  техники, технологий, федерального  и территориальных рынков труда,  а также перспективные потребности  их развития. Должна быть создана  система постоянного мониторинга  текущих и перспективных потребностей  рынка труда в кадрах различной  квалификации, в том числе с  учетом международных тенденций.  В соответствии с этими потребностями  предстоит выстроить оптимальную  систему профессионального образования,  в частности, реальную многоуровневую  структуру высшего образования.  Результаты прогнозирования потребностей  рынка труда, а также рейтинги  учреждений профессионального образования  должны доводиться до населения  через средства массовой информации.

 

 Планируется создание эффективной  системы содействия трудоустройству  выпускников, включая развитие  целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников  вузов, ссузов и профессиональных  училищ готовности к самоопределению  в вопросах подбора работы, в  том числе и открытию собственного  дела.

 

 В числе стратегических направлений  развития профессионального образования  особое место занимает укрепление  и модернизация материально-технической  базы и инфраструктуры образовательных  учреждений. Необходимо включение  их в глобальную сеть Интернет  и локальные информационные сети, оснащение вузов современным  оборудованием, приборами, материалами,  что обеспечит как повышение  качества учебного процесса, так  и поддержку вузовской науки. 

 

 Особое внимание будет уделено  развитию в российской высшей  школе научных исследований и  разработок, оказывающих решающее  влияние на укрепление кадрового  и технологического уровня народного  хозяйства страны.

 

 Наряду с этим уже в  ближайшие годы будет реализован  ряд мер, направленных на повышение  требований к качеству профессионального  образования, в частности: 

 

 переаттестацию всех образовательных  программ в области экономики,  права и менеджмента; 

 

 переаттестацию и при необходимости  повторное лицензирование филиалов  вузов, а также негосударственных  вузов, выдающих дипломы государственного  образца. К этим процедурам  должны быть привлечены ведущие  вузы России, видные ученые соответствующих  специальностей, органы управления  образованием субъектов Российской  Федерации. 

 

 Необходимо обеспечить опережающее  развитие начального и среднего  профессионального образования,  поскольку на современном этапе  возрастает потребность народного  хозяйства в высококвалифицированных  работниках начального и среднего  звеньев производства. Надлежит  существенно актуализировать содержание  и повысить качество профессиональной  подготовки на этих уровнях  образования с ориентацией ее  на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность  по укрупнению, интеграции профессий,  решительно повернуть учреждения  начального и среднего образования  к потребностям местного рынка  труда. Предусмотреть увеличение  их финансирования, в частности  для создания современной учебно-методической  и информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских  работ, издания учебной литературы  для этих уровней образования.  Одновременно предстоит отработать  и провести в жизнь оптимальную  концепцию реализации общего  среднего образования в начальных  и средних профессиональных учебных  заведениях, обеспечить взаимосвязь  их профессиональных образовательных  программ, вертикальную мобильность  их учащихся.

 

 Серьезному реформированию  подлежит система управления  профессиональным образованием. Необходимо  обеспечить качественное изменение  во взаимодействии регионов и  федерального центра в вопросах  функционирования и развития  профессионального образования  всех уровней. В целях повышения  эффективности деятельности учреждений  начального и среднего профессионального  образования следует разделить  их на два уровня - федерального  и регионального подчинения, предусмотрев  возможность передачи части полномочий  в этой сфере на муниципальный  уровень. 

 

 Для достижения нового качества  профессионального образования  будет осуществляться:

 

 прогнозирование потребностей  рынка труда и создание кооперации  сети профессиональных образовательных  учреждений, рекрутин-говых и информационных  агентств, служб занятости; 

 

 устранение сегментации профессионального  образования, неоправданного монополизма  и слабой информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего  дублирования в подготовке кадров;

 

 оптимизация перечней профессий  и специальностей, по которым  осуществляется подготовка кадров;

 

 структурная и институциональная  перестройка профессионального  образования, оптимизация сети  его учреждений, отработка различных  моделей интеграции начального  и среднего, среднего и высшего  профессионального образования,  обеспечение реальной много-уровневости  высшего образования, создание  университетских комплексов;

 

 радикальное улучшение материально-технической  базы профессиональных учебных  заведений; 

 

 информатизация образования  и оптимизация методов обучения, активное использование технологий  открытого образования; 

 

 углубление в высшей школе  интеграционных и междисциплинарных  программ, соединение их с прорывными  высокими технологиями;

 

 повышение статуса вузовской  науки как одного из основных  факторов обеспечения высокого  качества подготовки специалистов, развития производительных сил  общества и непрерывного обновления  содержания профессионального образования; 

 

 интеграция университетской,  академической и отраслевой науки; 

 

 разработка в рамках Федеральной  программы развития образования  подпрограммы "Университеты России";

 

 осуществление государственной  поддержки ведущих научных и  творческих школ с определением  порядка и форм такой поддержки; 

 

 формирование условий для  непрерывного профессионального  роста кадров, привлечение в этих  целях ведущих ученых Российской  академии наук, обеспечение преемственности  различных уровней профессионального  образования и создание эффективной  системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;

 

 сосредоточение переподготовки  высвобождающегося и незанятого  населения в учреждениях начального  и среднего профессионального  образования с учетом конкурсного  отбора и наличия центров службы  занятости; 

 

 обеспечение участия работодателей  и других социальных партнеров  в решении проблем профессионального  образования, в том числе в  разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными  квалификационными требованиями (профессиональными  стандартами), в формировании заказа  на подготовку специалистов, в  контрактной подготовке кадров  и проведении кадровой политики  на уровне субъектов Российской  Федерации; 

 

 организация на базе гражданских  учебных заведений высшего и  среднего профессионального образования  общепрофессиональной подготовки  офицеров по отдельным специальностям  инженерного, социально-экономического  и гуманитарного профилей, создание  межвузовских военных факультетов  подготовки офицеров запаса.

Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования