Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:40, доклад

Описание работы

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Файлы: 1 файл

модернизация государственной системы образования.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

 

Это проблема министерского масштаба, она прямо связана с качеством  образования каждого учащегося  и студента. Но нынешнее Министерство образования и науки этим, по существу, не занимается, да и не способно эффективно заниматься. Сейчас там задумали приступить к практической реализации ещё одного тупикового и очень затратного проекта по созданию общероссийской системы оценки качества образования, в основу который положен бездарный и сверхзатратный ЕГЭ. Пора, однако, образумиться и остановиться!

 

Вместо некачественного ЕГЭ  российского типа целесообразно  подготовить проект системы абсолютно  добровольного и самоокупаемого Национального (профессионально-общественного) тестирования которое востребовано самими учащимися и вузами. Без  участия государства. Важно также  отметить, что российский ЕГЭ - это  не метод педагогических измерений. А используемые там т.н. контрольно-измерительные  материалы (КИМы) не имеют ничего общего с настоящими педагогическими измерениями (21). Не пора ли остановить и это ненужное, а точнее, вредное производство псевдометодических трудов?

 

Одним из признаков научного и культурно-образовательного уровня развития стран постепенно становится степень развития педагогических измерений  и мера научной обоснованности массового  тестирования. В этом направлении  в качестве лидеров обозначились такие страны, как США, Австралия, Нидерланды, Дания, Израиль и др. В этом списке хотелось бы видеть и  Россию. Но пока в стране сохраняется  нынешняя схема вертикального управления образованием, и те же несменяемые, подолгу, руководящие некомпетентные лица, не отвечающие на критику их деятельности, это мало нереально. Кто им позволяет  вести себя в таком асоциальном  варианте - верховная власть, ведущая  себя очень похожим образом.

 

Сейчас В России тестирование почти  повсеместно ведётся без достаточного научного обоснования методами педагогических измерений. Поэтому начинать становление  Национальной службы тестирования желательно с разработки научно обоснованного  проекта и с повышения квалификации кадров, привлекаемых для разработки заданий в тестовой форме. Полезна  организация магистерской подготовки по специальности "Педагогические Измерения".

 

Заключение 

 

Все сделанные здесь предложения  вытекают из более чем тридцатилетнего  опыта научной деятельности автора по развитию образования в России, Казахстане, Украине, Белоруссии и в  других стран СНГ. Почти все научно-педагогические результаты автора - кроме монографий и учебных пособий - представлены в Интернет, в сотнях научных трудов, преимущественно по адресу http://testolog.narod.ru и по адресу http://viperson.ru/wind.php?ID=425098 . Меньше всего этот опыт оказался сейчас востребован  в России. И в этом автор данной статьи оказался не одинок; в США  сейчас работают 17 тысяч докторов наук и профессоров, выходцев из России.

 

При массовом использовании технологичных  заданий в тестовой форме открываются  и новые возможности повышения  эффективности управления образованием, поскольку здесь используется принцип обучения и учёта реальных результатов каждого учащегося. За рубежом это направление модернизации образования называется Education by outcomes (22).

 

Естественно, есть такие виды знаний, умений, навыков и компетенций, которые  лучше формируются традиционными  формами и методами. А потому их надо применять, в той мере, в какой  это педагогически целесообразно. Хороший эффект даёт умелая комбинация компьютерных и традиционных форм и  методов, что доступно лишь педагогу-мастеру. Здесь мы опять сталкиваемся с  необходимостью изменения содержания системы повышения педагогической квалификации, в сторону новых  образовательных технологий обучения и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция модернизация российского  образования

 

 

1. Роль образования в развитии  российского общества

 

 Роль образования на современном  этапе развития России определяется  задачами ее перехода к демократическому  и правовому государству, к  рыночной экономике, необходимостью  преодоления опасности отставания  страны от мировых тенденций  экономического и общественного  развития.

 

 В современном мире значение  образования как важнейшего фактора  формирования нового качества  экономики и общества увеличивается  вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран.  При этом необходимы широкая  поддержка со стороны общественности  проводимой образовательной политики, восстановление ответственности  и активной роли государства  в этой сфере, глубокая и  всесторонняя модернизация образования  с выделением необходимых для  этого ресурсов и созданием  механизмов их эффективного использования. 

 

 Концепция развивает основные  принципы образовательной политики  в России, которые определены  в Законе Российской Федерации  "Об образовании", Федеральном  законе "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании"  и раскрыты в Национальной  доктрине образования в Российской  Федерации до 2025 года, а также  Федеральной программе развития  образования на 2000 - 2005 годы.

 

 Концепция взаимосвязана с  Основными направлениями социально-экономической  политики Правительства Российской  Федерации на долгосрочную перспективу  и определяет приоритеты и  меры реализации генеральной,  стратегической линии в предстоящее  десятилетие - модернизации образования. 

 

1.1. Российское образование и  тенденции мирового развития

 

 Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы  в сфере образования и предъявляя  их мировому сообществу, учитывает  вместе с тем общие тенденции  мирового развития, обусловливающие  необходимость существенных изменений  в системе образования: 

 

 ускорение темпов развития  общества, расширение возможностей  политического и социального  выбора, что вызывает необходимость  повышения уровня готовности  граждан к такому выбору;

 

 переход к постиндустриальному,  информационному обществу, значительное  расширение масштабов межкультурного  взаимодействия, в связи с чем  особую важность приобретают  факторы коммуникабельности и  толерантности; 

 

 возникновение и рост глобальных  проблем, которые могут быть  решены лишь в результате сотрудничества  в рамках международного сообщества, что требует формирования современного  мышления у молодого поколения; 

 

 динамичное развитие экономики,  рост конкуренции, сокращение  сферы неквалифицированного и  малоквалифицированного труда, глубокие  структурные изменения в сфере  занятости, определяющие постоянную  потребность в повышении профессиональной  квалификации и переподготовке  работников, росте их профессиональной  мобильности; 

 

 возрастание роли человеческого  капитала, который в развитых  странах составляет 70 - 80 процентов  национального богатства, что,  в свою очередь, обусловливает  интенсивное, опережающее развитие  образования как молодежи, так  и взрослого населения. 

 

 Отечественная система образования  является важным фактором сохранения  места России в ряду ведущих  стран мира, ее международного  престижа как страны, обладающей  высоким уровнем культуры, науки,  образования. 

 

 Особое значение имеет развитие  плодотворного сотрудничества и  сохранение общего образовательного  пространства со странами Содружества  Независимых Государств, образовательная  поддержка соотечественников за  рубежом. 

 

1.2. Новые социальные требования  к системе российского образования

 

 Школа - в широком смысле  этого слова - должна стать  важнейшим фактором гуманизации  общественно-экономических отношений,  формирования новых жизненных  установок личности. Развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно  принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя  их возможные последствия, способны  к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают  развитым чувством ответственности  за судьбу страны.

 

 На современном этапе развития  России образование, в его неразрывной,  органичной связи с наукой, становится  все более мощной движущей  силой экономического роста, повышения  эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

 

 Надлежит повсеместно обеспечить  равный доступ молодых людей  к полноценному качественному  образованию в соответствии с  их интересами и склонностями, независимо от материального  достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и  состояния здоровья. Необходимо  использовать все возможности  для социальной защиты детей  и подростков, лишенных попечения  родителей. Важной задачей также  является формирование профессиональной  элиты, выявление и поддержка  наиболее одаренных, талантливых  детей и молодежи.

 

 В условиях приоритетной  поддержки образования со стороны  государства система образования  должна обеспечить эффективное  использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

 

1.3. Состояние российской системы  образования и необходимость  ее модернизации

 

 Государственно-политические и  социально-экономические преобразования  конца 80-х - начала 90-х годов  оказали существенное влияние  на российское образование, позволив  реализовать академическую автономию  высших учебных заведений, обеспечить  многообразие образовательных учреждений  и вариативность образовательных  программ, развитие многонациональной  российской школы и негосударственного  сектора образования. Эти процессы  получили свое отражение и  закрепление в Законе Российской  Федерации "Об образовании"  и Федеральном законе "О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании". Однако произошедший  в 90-х годах общесистемный социально-экономический  кризис существенно затормозил  позитивные изменения. Государство  во многом ушло из образования,  которое вынуждено было заняться  самовыживанием, в значительной  мере абстрагируясь от реальных  потребностей страны. В современных  условиях образование более не  может оставаться в состоянии  внутренней замкнутости и самодостаточности. 

 

 Устаревшее и перегруженное  содержание школьного образования  не обеспечивает выпускникам  общеобразовательной школы фундаментальных  знаний, важнейших составляющих  стандарта образования наступившего  века: математики и информатики  (включая умения вести поиск  и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

 

 В переходный период своего  развития страна должна разрешить  свои назревшие социальные и  экономические проблемы не за  счет экономии на общеобразовательной  и профессиональной школе, а  на основе ее опережающего  развития, рассматриваемого как  вложение средств в будущее  страны, в котором участвуют государство  и общество, предприятия и организации,  граждане - все заинтересованные  в качественном образовании. 

 

 В этой связи предстоит  обеспечить опережающий рост  затрат на образование, существенное  увеличение заработной платы  работникам образования и усиление  стимулирования качества и результативности  педагогического труда. 

 

 Должна быть повышена инвестиционная  привлекательность образования  для вложения средств предприятий,  организаций и граждан, модернизированы  действующие в образовании организационно-экономические  механизмы, что позволит увеличить  объем внебюджетных средств в  образовании, а также кардинально  улучшить использование этих  средств, направив их непосредственно  в учебные заведения. 

 

 В условиях ожидаемого демографического  спада контингент учащихся сократится  практически на одну треть,  что создает ситуационный резерв  для внутрисистемного маневра  ресурсами в целях рационализации  сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ  и других "точек роста" в  образовании. 

 

 Меры государственной поддержки  образования будут сочетаться  с усилением роли органов государственной  власти и управления образованием  в обеспечении совместно с  общественностью высокого и современного  качества работы образовательных  учреждений и организаций, независимо  от их организационно-правовых  форм, систематическом анализе перспективных  потребностей рынков труда. 

Информация о работе Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования