Это проблема министерского масштаба,
она прямо связана с качеством
образования каждого учащегося
и студента. Но нынешнее Министерство
образования и науки этим, по существу,
не занимается, да и не способно эффективно
заниматься. Сейчас там задумали приступить
к практической реализации ещё одного
тупикового и очень затратного проекта
по созданию общероссийской системы оценки
качества образования, в основу который
положен бездарный и сверхзатратный ЕГЭ.
Пора, однако, образумиться и остановиться!
Вместо некачественного ЕГЭ
российского типа целесообразно
подготовить проект системы абсолютно
добровольного и самоокупаемого
Национального (профессионально-общественного)
тестирования которое востребовано
самими учащимися и вузами. Без
участия государства. Важно также
отметить, что российский ЕГЭ - это
не метод педагогических измерений.
А используемые там т.н. контрольно-измерительные
материалы (КИМы) не имеют ничего общего
с настоящими педагогическими измерениями
(21). Не пора ли остановить и это ненужное,
а точнее, вредное производство псевдометодических
трудов?
Одним из признаков научного и культурно-образовательного
уровня развития стран постепенно становится
степень развития педагогических измерений
и мера научной обоснованности массового
тестирования. В этом направлении
в качестве лидеров обозначились
такие страны, как США, Австралия,
Нидерланды, Дания, Израиль и др.
В этом списке хотелось бы видеть и
Россию. Но пока в стране сохраняется
нынешняя схема вертикального управления
образованием, и те же несменяемые,
подолгу, руководящие некомпетентные
лица, не отвечающие на критику их деятельности,
это мало нереально. Кто им позволяет
вести себя в таком асоциальном
варианте - верховная власть, ведущая
себя очень похожим образом.
Сейчас В России тестирование почти
повсеместно ведётся без достаточного
научного обоснования методами педагогических
измерений. Поэтому начинать становление
Национальной службы тестирования желательно
с разработки научно обоснованного
проекта и с повышения квалификации
кадров, привлекаемых для разработки
заданий в тестовой форме. Полезна
организация магистерской подготовки
по специальности "Педагогические Измерения".
Заключение
Все сделанные здесь предложения
вытекают из более чем тридцатилетнего
опыта научной деятельности автора
по развитию образования в России,
Казахстане, Украине, Белоруссии и в
других стран СНГ. Почти все научно-педагогические
результаты автора - кроме монографий
и учебных пособий - представлены
в Интернет, в сотнях научных трудов,
преимущественно по адресу http://testolog.narod.ru
и по адресу http://viperson.ru/wind.php?ID=425098 . Меньше
всего этот опыт оказался сейчас востребован
в России. И в этом автор данной
статьи оказался не одинок; в США
сейчас работают 17 тысяч докторов наук
и профессоров, выходцев из России.
При массовом использовании технологичных
заданий в тестовой форме открываются
и новые возможности повышения
эффективности управления образованием,
поскольку здесь используется принцип
обучения и учёта реальных результатов
каждого учащегося. За рубежом это направление
модернизации образования называется
Education by outcomes (22).
Естественно, есть такие виды знаний,
умений, навыков и компетенций, которые
лучше формируются традиционными
формами и методами. А потому их
надо применять, в той мере, в какой
это педагогически целесообразно.
Хороший эффект даёт умелая комбинация
компьютерных и традиционных форм и
методов, что доступно лишь педагогу-мастеру.
Здесь мы опять сталкиваемся с
необходимостью изменения содержания
системы повышения педагогической
квалификации, в сторону новых
образовательных технологий обучения
и контроля.
Концепция модернизация российского
образования
1. Роль образования в развитии
российского общества
Роль образования на современном
этапе развития России определяется
задачами ее перехода к демократическому
и правовому государству, к
рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности отставания
страны от мировых тенденций
экономического и общественного
развития.
В современном мире значение
образования как важнейшего фактора
формирования нового качества
экономики и общества увеличивается
вместе с ростом влияния человеческого
капитала. Российская система образования
способна конкурировать с системами
образования передовых стран.
При этом необходимы широкая
поддержка со стороны общественности
проводимой образовательной политики,
восстановление ответственности
и активной роли государства
в этой сфере, глубокая и
всесторонняя модернизация образования
с выделением необходимых для
этого ресурсов и созданием
механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные
принципы образовательной политики
в России, которые определены
в Законе Российской Федерации
"Об образовании", Федеральном
законе "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании"
и раскрыты в Национальной
доктрине образования в Российской
Федерации до 2025 года, а также
Федеральной программе развития
образования на 2000 - 2005 годы.
Концепция взаимосвязана с
Основными направлениями социально-экономической
политики Правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу
и определяет приоритеты и
меры реализации генеральной,
стратегической линии в предстоящее
десятилетие - модернизации образования.
1.1. Российское образование и
тенденции мирового развития
Образовательная политика России,
отражая общенациональные интересы
в сфере образования и предъявляя
их мировому сообществу, учитывает
вместе с тем общие тенденции
мирового развития, обусловливающие
необходимость существенных изменений
в системе образования:
ускорение темпов развития
общества, расширение возможностей
политического и социального
выбора, что вызывает необходимость
повышения уровня готовности
граждан к такому выбору;
переход к постиндустриальному,
информационному обществу, значительное
расширение масштабов межкультурного
взаимодействия, в связи с чем
особую важность приобретают
факторы коммуникабельности и
толерантности;
возникновение и рост глобальных
проблем, которые могут быть
решены лишь в результате сотрудничества
в рамках международного сообщества,
что требует формирования современного
мышления у молодого поколения;
динамичное развитие экономики,
рост конкуренции, сокращение
сферы неквалифицированного и
малоквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере
занятости, определяющие постоянную
потребность в повышении профессиональной
квалификации и переподготовке
работников, росте их профессиональной
мобильности;
возрастание роли человеческого
капитала, который в развитых
странах составляет 70 - 80 процентов
национального богатства, что,
в свою очередь, обусловливает
интенсивное, опережающее развитие
образования как молодежи, так
и взрослого населения.
Отечественная система образования
является важным фактором сохранения
места России в ряду ведущих
стран мира, ее международного
престижа как страны, обладающей
высоким уровнем культуры, науки,
образования.
Особое значение имеет развитие
плодотворного сотрудничества и
сохранение общего образовательного
пространства со странами Содружества
Независимых Государств, образовательная
поддержка соотечественников за
рубежом.
1.2. Новые социальные требования
к системе российского образования
Школа - в широком смысле
этого слова - должна стать
важнейшим фактором гуманизации
общественно-экономических отношений,
формирования новых жизненных
установок личности. Развивающемуся
обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения
в ситуации выбора, прогнозируя
их возможные последствия, способны
к сотрудничеству, отличаются мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, обладают
развитым чувством ответственности
за судьбу страны.
На современном этапе развития
России образование, в его неразрывной,
органичной связи с наукой, становится
все более мощной движущей
силой экономического роста, повышения
эффективности и конкурентоспособности
народного хозяйства, что делает его одним
из важнейших факторов национальной безопасности
и благосостояния страны, благополучия
каждого гражданина. Потенциал образования
должен быть в полной мере использован
для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства
страны, преодоления этнонациональной
напряженности и социальных конфликтов
на началах приоритета прав личности,
равноправия национальных культур и различных
конфессий, ограничения социального неравенства.
Многонациональной российской школе предстоит
проявить свою значимость в деле сохранения
и развития русского и родного языков,
формирования российского самосознания
и самоидентичности. Обновленное образование
должно сыграть ключевую роль в сохранении
нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого,
динамичного развития российского общества
- общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить
равный доступ молодых людей
к полноценному качественному
образованию в соответствии с
их интересами и склонностями,
независимо от материального
достатка семьи, места проживания,
национальной принадлежности и
состояния здоровья. Необходимо
использовать все возможности
для социальной защиты детей
и подростков, лишенных попечения
родителей. Важной задачей также
является формирование профессиональной
элиты, выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых
детей и молодежи.
В условиях приоритетной
поддержки образования со стороны
государства система образования
должна обеспечить эффективное
использование своих ресурсов - человеческих,
информационных, материальных, финансовых.
1.3. Состояние российской системы
образования и необходимость
ее модернизации
Государственно-политические и
социально-экономические преобразования
конца 80-х - начала 90-х годов
оказали существенное влияние
на российское образование, позволив
реализовать академическую автономию
высших учебных заведений, обеспечить
многообразие образовательных учреждений
и вариативность образовательных
программ, развитие многонациональной
российской школы и негосударственного
сектора образования. Эти процессы
получили свое отражение и
закрепление в Законе Российской
Федерации "Об образовании"
и Федеральном законе "О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании". Однако произошедший
в 90-х годах общесистемный социально-экономический
кризис существенно затормозил
позитивные изменения. Государство
во многом ушло из образования,
которое вынуждено было заняться
самовыживанием, в значительной
мере абстрагируясь от реальных
потребностей страны. В современных
условиях образование более не
может оставаться в состоянии
внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное
содержание школьного образования
не обеспечивает выпускникам
общеобразовательной школы фундаментальных
знаний, важнейших составляющих
стандарта образования наступившего
века: математики и информатики
(включая умения вести поиск
и отбор информации), русского и иностранных
языков, базовых социальных и гуманитарных
дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное образование, в свою
очередь, еще не способно в должной мере
решить проблему "кадрового голода",
обусловленного новыми требованиями к
уровню квалификации работников. В то
же время многие выпускники учреждений
профессионального образования не могут
найти себе работу, определиться в современной
экономической жизни. В условиях экономического
расслоения общества все эти недостатки
системы образования усугубились неравным
доступом к качественному образованию
в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего
развития страна должна разрешить
свои назревшие социальные и
экономические проблемы не за
счет экономии на общеобразовательной
и профессиональной школе, а
на основе ее опережающего
развития, рассматриваемого как
вложение средств в будущее
страны, в котором участвуют государство
и общество, предприятия и организации,
граждане - все заинтересованные
в качественном образовании.
В этой связи предстоит
обеспечить опережающий рост
затрат на образование, существенное
увеличение заработной платы
работникам образования и усиление
стимулирования качества и результативности
педагогического труда.
Должна быть повышена инвестиционная
привлекательность образования
для вложения средств предприятий,
организаций и граждан, модернизированы
действующие в образовании организационно-экономические
механизмы, что позволит увеличить
объем внебюджетных средств в
образовании, а также кардинально
улучшить использование этих
средств, направив их непосредственно
в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического
спада контингент учащихся сократится
практически на одну треть,
что создает ситуационный резерв
для внутрисистемного маневра
ресурсами в целях рационализации
сети общеобразовательных учреждений,
поддержки инновационных школ
и других "точек роста" в
образовании.
Меры государственной поддержки
образования будут сочетаться
с усилением роли органов государственной
власти и управления образованием
в обеспечении совместно с
общественностью высокого и современного
качества работы образовательных
учреждений и организаций, независимо
от их организационно-правовых
форм, систематическом анализе перспективных
потребностей рынков труда.