Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5
1.1.Определение,понятие и причины агрессивного поведения………………5
1.2. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессии……………………………14
2.Эксперементальные исследования детской агрессии…………………..20
2.1. Описание методик, анализ результатов исследования…………………..20
2.2. Анализ существующих программ направленных на коррекцию агрессивности…………………………………………………………………...26
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы……………………..30
Заключение………………………………………………………………….......35
Библиографический список.…………………………

Файлы: 1 файл

целая курсовая.docx

— 151.42 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Мозырский государственный  педагогический университет имени  И.П.Шамякина»

          

 Кафедра практической  психологии              

  и дефектологии

 

 

 

 

Агрессивное поведение  ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности

 

 

 

 

Курсовая работа

по психологии

студентки 4 курса

4 группы

факультета ДиНО

Абрамович М.Н.

 

 

 

Научный руководитель: асистент,        магистр педагогических наук

Зубрицкая Анжела Анатольевна

 

 

 

                                      

                                               Мозырь 2012

Оглавление 

      Введение…………………………………………………………………………3

    1.Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности……………5

1.1.Определение,понятие и  причины агрессивного поведения………………5

1.2. Специфика проявления  агрессивного поведения в среднем  и старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………...11

1.3. Влияние семьи на  развитие детской агрессии……………………………14

2.Эксперементальные  исследования детской агрессии…………………..20

2.1. Описание методик, анализ  результатов исследования…………………..20

2.2.  Анализ существующих  программ направленных на коррекцию  агрессивности…………………………………………………………………...26

2.3. Описание коррекционно-развивающей  программы……………………..30

Заключение………………………………………………………………….......35

Библиографический список.……………………………………………………37

Приложение А

Приложение Б

     Приложение  В

     Приложение  Г

     Приложение  Д

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается  часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской  агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов  в современном обществе.

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для  общества в целом. В последние  десятилетия серьезную тревогу  общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число  детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией  целого ряда неблагоприятных факторов:

- ухудшение социальных  условий жизни детей;

- кризисом семейного воспитания;

- невниманием образовательных  учреждений к нервно-психическому  состоянию детей.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ  насилия.

К сожалению, исторически  сложилось так, что проблема детской  агрессивности в отечественной  психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет  эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции  могут возникнуть только у педагогически  запущенных детей.

Агрессивность, как явление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областях знаний.

Этой проблемой в науке  занимались: Бандура А., Бэрон Р., Берковиц А., Корнадт Г., Реан, Ричардсон  Д., Фрейд З., Фромм Э. и другие, но при этом, недостаточно психологической  литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков  конструктивного поведения.

Также над данной проблемой  работали такие ученые как: Столяренко Л.Д., Сивашинская Е.Ф., Змановская Е.В.

Столярено Л.Д. изучал основу данной проблемы и изложил о ней  в своем пособии «Основы психологии». В данном учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные  научные сведения по данному вопросу. Учебное пособие предназначено  для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в  системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работают с людьми и должен уметь учитывать  психологию людей.

Сивашинская Е.Ф также  изучала основу данной проблемы и  изложил о ней в своем пособии « Лекции по педагогике. Интегрированный курс». В данном учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по данному вопросу. Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом по педагогической и типовой учебной программой по педагогике для педагогических специальностей высших учебных заведений.

Змановская Е.В. изучала  различные аспекты отклоняющегося поведения и изложила о них  в своем пособии «Девиантология. Психология отклоняющегося поведения». В учебном пособии рассматриваются  актуальные вопросы  психологии отклоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, классификация видов, механизмы детерминации и функционирования, методы социально-психологической превенции и интервенции. Теоретический анализ проблемы сочетается с практическими выводами автора, имеющего опыт работы в детском доме и в судебно- психиатрической экспертизе, а также практику психологического консультирования и психотерапии. Может быть полезна всем, кто в своей деятельности соприкасается с различными проявлениями девиантного поведения личности.

Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность  которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять  своевременные корригирующие меры.

В настоящее время диагностика  проявлений детской агрессивности  представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная  возбудимость и чувствительность часто  трактуется взрослыми как агрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастаться большим количеством  средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности  и их возможных причин у детей.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более  глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей.

Объектом исследования является агрессивное поведение.

Предметом исследования особенности  детской агрессивности в среднем  и старшем дошкольном возрасте.

Цель исследования: изучить  психологические особенности проявления детской агрессивности в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

-изучить теоретические  аспекты детской агрессивности;

-изучить особенности  агрессивных детей среднего и   старшего дошкольного возраста;

-изучить особенности  проявления агрессивности;

-рассмотреть влияние  семьи на развитие детской  агрессии;

-проанализировать существующие  программы, направленные  на коррекцию  агрессивности. 

Мы предполагаем что, изучение особенностей проявления агрессивности в среднем и старшем дошкольном возрасте  позволит: выделить основные факторы агрессивности, раскрыть варианты проявления детской агрессивности и разработать рекомендации по профилактике детской агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты проблемы детской агрессивности.

1.1.Определение,понятие  и причины агрессивного поведения.

Агрессия – сложное явление, обусловленное множеством причин; с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю; мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [6]

Агрессивное поведение (агрессия) – относится к поведенческим отклонениям, к формам девиантного поведения. Это целенаправленное деструктивное (разрушительное) поведение, наносящее вред объектом нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.д. Агрессивность – это состояние, которое характеризуется устойчивым намерением индивида нанести другим людям физический или психотравмирующий вред. Агрессивное состояние сопровождается враждебностью, гневом, ненавистью и т.п. [15]

К настоящему времени различными авторами предложено много определений: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к  самоутверждению, человеку внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Ф.Аллан); во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (Х.Дельгадо).

Различают агрессию как специфическую  форму поведения и агрессивности как психическое свойство личности.

В настоящее время все  больше утверждается представление  об агрессии как мотивированных внешних  действиях, нарушающих нормы и правила  сосуществования, наносящих вред, причиняющих  боль и страдание людям.

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессию угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакция на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.

Важен и эмоциональный  компонент агрессивного состояния  – здесь, прежде всего выделяется гнев: часто при подготовке и в процессе осуществления агрессии человек испытывает сильную эмоцию гнева, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональное переживание недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствует целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Если агрессия становится патологией, то она утрачивает рационально- избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления могут  являться: 1) средством достижения определенной цели, 2) способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и  самоутверждении.

Таким образом, агрессивность  человека неоднородна. Варьирует от слабой до крайней степени. Различна по своей модальности и назначению. Можно выделить парметры агрессивности  различной модальности, отличающиеся: 1) интенсивностью агрессии, ее жесткостью; 2)направленностью на конкретное либо вообще на всех людей; 3)ситуативностью или устойчивостью агрессивных  тенденций личности. Условно можно  выделить слудующие разновидности  поведения с точки зрения агрессивности:

1)агрессивность – негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

2) интринсивная  агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности, не имеющая цели причинения вреда. Таким образом, спорт является социально приемлемой формой проявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядки агрессии, а также формой самоутверждения, повышения социального статуса  и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов);

3)агрессивность  недифференцированная – несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве.

4) агрессивность  локальная, или импульсивная,- агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника, но допускает и физические средства агрессии. Может ударить, избить и т.п.

5) условная, инструментальная  агрессия, связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;

6) агрессия враждебная- устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремиться к столкновению сторон, реальной физической агрессии может быть и не очень выраженной.

7) инструментальная  агрессия- для достижения какой- либо значимой цели;

8)жесткая агрессия – насилие и агрессии как самоцель, агрессивные действия всегда превышают действия противника, отличаются излишней жестокостью и особой злостью: минимальный повод и максимальная жесткость.

9) психопатическая  агрессия – жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии;

10) агрессия по  мотиву групповой солидарности- агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, показать свою силу, бесстрашие, решительность.

11) сексуальная агрессия различной степени – от сексуальной грубости до изнасилования ил сексуального издевательства и убийства.[16]

Будем различать понятия  «агрессия» и «агрессивность». Первое – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направленно на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.

Информация о работе Агрессивное поведение ребенка. Профилактика и коррекция агрессивности